АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Административный процесс
это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных субъектов по разрешению индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.
Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
деятельность государственных органов по разрешению конкретных административных дел в сфере государственного управления. По нормам А.п. рассматриваются, например, жалобы и заявления граждан, налагаются дисциплинарные взыскания.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Административный процесс
система действий уполномоченных на то субъектов по разбирательству различных административно-правовых дел, т.е. таких, которые складываются в сфере государственного управления. Административный процесс - комплексная система, объединяющая в себе и правоохранительные, и позитивные производства. Порядок осуществления и разбирательства административно-правовых дел регламентируется административно-процессуальными нормами. Многообразие административных дел затрудняет создание единого процессуального закона, наподобие УПК, и потому действует множество различных нормативных актов, содержащих в себе процессуальные нормы (например, Кодекс административных правонарушений одновременно содержит в себе специальный раздел процессуальных норм).
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
деятельность органа исполнительной власти, иного государственного органа, должностного лица по принятию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов, а также по применению к конкретным случаям (юридическим фактам) административно-правовых правил. Нормы А. п. определяют порядок подготовки и принятия акта государственного управления, ведения делопроизводства, оформления соответствующих юридических документов, порядок приема и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органы исполнительной власти и иные государственные организации, правила государственной регистрации предпринимательской деятельности, выдачи лицензий и т. п. По нормам А. п. рассматриваются, напр., жалобы и заявления граждан, налагаются дисциплинарные взыскания.
Источник: Большой юридический словарь
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
в широком смысле совокупность последовательных действий, урегулированных правовыми нормами, обеспечивающих определенный порядок деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти по применению и реализации правовых норм.
В узком смысле – урегулированная законом административно-процессуальная деятельность субъекта административной юрисдикции по применению норм материального права при разрешении административно-правового спора или при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Основу А.п. составляет административно-процессуальная деятельность в определенных управленческих сферах, что характеризует исполнительную власть в динамике. Особенность: в РФ нормы А.п. не кодифицированы. Процедуры такой деятельности содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, регламентах Правительства РФ, правительств и административных органов субъектов РФ, в положениях о министерствах и др.
В узком смысле – урегулированная законом административно-процессуальная деятельность субъекта административной юрисдикции по применению норм материального права при разрешении административно-правового спора или при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Основу А.п. составляет административно-процессуальная деятельность в определенных управленческих сферах, что характеризует исполнительную власть в динамике. Особенность: в РФ нормы А.п. не кодифицированы. Процедуры такой деятельности содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, регламентах Правительства РФ, правительств и административных органов субъектов РФ, в положениях о министерствах и др.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению конкретных случаев в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административных правоотношений. А.п. реализует предписания, содержащиеся в нормах материального и других отраслей права.
Отличительная особенность А.п. заключается в том, что сфера его применения не исчерпывается реализацией норм административного права и регулированием административно-правовых отношений. Правоприменительная деятельность органов государственной власти, должностных лиц и других субъектов государственного управления связана с нормами других отраслей права (финансового, земельного и т.д.). Применение этих норм в сфере государственного управления осуществляется в порядке и по правилам, устанавливаемым административно-процессуальными нормами.
А.п. отличается от уголовного и гражданского процессов тем, что это:
а) регламентированная нормами административно-процессуального права процедура; б) совокупность совершаемых в определенном порядке действий и операций субъектов административного права, осуществляющих свои полномочия в сфере управления.
Нормы административно-процессуального характера в законах и подзаконных актах устанавливают порядок принятия и издания правоприменительных актов в сфере государственного управления, права и обязанности участников А.п.
Участниками (субъектами) А.п. являются: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства; государственные органы, предприятия и учреждения; государственные служащие;
служащие общественных объединений и иных негосударственных структур.
Административно-процессуальной правоспособностью, т.е. возможностью обладать правами и обязанностями в А.п., наделены все субъекты. Административно-процессуальная дееспособность, ее возникновение связаны у разных субъектов с разными юридическими фактами. Она наступает у граждан с достижения 16-летнего возраста; у государственных органов, общественных объединений и иных негосударственных структур - с момента их образования;
у государственных служащих - с момента назначения или избрания на должность; у представителей общественных объединений - с момента уполномочия компетентными органами общественных объединений, организаций, обществ выступать от их имени в А.п.
Административно-процессуальные действия осуществляются в определенной последовательности, образуя фазы, стадии, к которым относятся: возбуждение управленческого вопроса(дела), его расследование (сбор информации); рассмотрение: принятие решения; обжалование и опротестование решения; исполнение решения.
Указанные стадии являются обязательными этапами А.п. и присущи всем видам административных производств.
Колодкин Л.М.
Отличительная особенность А.п. заключается в том, что сфера его применения не исчерпывается реализацией норм административного права и регулированием административно-правовых отношений. Правоприменительная деятельность органов государственной власти, должностных лиц и других субъектов государственного управления связана с нормами других отраслей права (финансового, земельного и т.д.). Применение этих норм в сфере государственного управления осуществляется в порядке и по правилам, устанавливаемым административно-процессуальными нормами.
А.п. отличается от уголовного и гражданского процессов тем, что это:
а) регламентированная нормами административно-процессуального права процедура; б) совокупность совершаемых в определенном порядке действий и операций субъектов административного права, осуществляющих свои полномочия в сфере управления.
Нормы административно-процессуального характера в законах и подзаконных актах устанавливают порядок принятия и издания правоприменительных актов в сфере государственного управления, права и обязанности участников А.п.
Участниками (субъектами) А.п. являются: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства; государственные органы, предприятия и учреждения; государственные служащие;
служащие общественных объединений и иных негосударственных структур.
Административно-процессуальной правоспособностью, т.е. возможностью обладать правами и обязанностями в А.п., наделены все субъекты. Административно-процессуальная дееспособность, ее возникновение связаны у разных субъектов с разными юридическими фактами. Она наступает у граждан с достижения 16-летнего возраста; у государственных органов, общественных объединений и иных негосударственных структур - с момента их образования;
у государственных служащих - с момента назначения или избрания на должность; у представителей общественных объединений - с момента уполномочия компетентными органами общественных объединений, организаций, обществ выступать от их имени в А.п.
Административно-процессуальные действия осуществляются в определенной последовательности, образуя фазы, стадии, к которым относятся: возбуждение управленческого вопроса(дела), его расследование (сбор информации); рассмотрение: принятие решения; обжалование и опротестование решения; исполнение решения.
Указанные стадии являются обязательными этапами А.п. и присущи всем видам административных производств.
Колодкин Л.М.
Источник: Энциклопедия юриста
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
1) В широком смысле слова — совокупность последовательных действий, обеспечивающих определенный порядок деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти по применению административно-правовых норм. Соответствующие административно-процессуальные правила касаются порядка подготовки и принятия актов государственного управления, порядка выдачи разрешений и лицензий на определенные виды деятельности, порядка регистрации юридических лиц и т.п. 2) В узком смысле слова А.п. — административно- процессуальная деятельность субъекта административной юрисдикции по применению норм материального права при разрешении административно-правового спора или при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Административно-юрисдикционный процесс имеет место и при применении мер дисциплинарной ответственности. В зависимости от характера и содержания регулируемых нормами материального административного права отношений можно выделить следующие виды административно-процессуальных производств: по жалобам (административно-правовым спорам); по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство. В законодательстве России наиболее полно урегулировано производство по делам об административных правонарушениях, которое содержит процессуальные нормы, определяющие задачи производства, его принципы, а также порядок осуществления процессуальных действий на всех стадиях производства. Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок и сроки рассмотрения жалоб граждан и организаций, пока не кодифицированы и содержатся в отдельных федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, в т.ч. в Законе РФ от 27 апр. 1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». А.п. в зарубежных странах имеет особенности. Основу А.п. в англосаксонских странах составляют нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров в органах административной юстиции и порядок обжалования их решений в общие суды. В США действует Закон об административной процедуре (ЗАП) 1946 и Примерный штатный закон об административной процедуре. Правила производства и различные процедуры издают департаменты и ведомства. В Великобритании в соответствии с Законом 1971 о трибуналах процедурные правила, по которым работают административные трибуналы, издаются соответствующими министерствами на основе делегированных им полномочий. Стадии рассмотрения административных споров в трибуналах подразделяются на подготовку дела к слушанию, разбирательство дела, вынесение решения и апелляцию на это решение. Во Франции административно-процессуальные нормы детально регламентируют порядок досудебного решения спора, разбирательство жалоб в административных трибуналах, порядок обжалования принятых трибуналами решений. Административно-процессуальное законодательство ФРГ в основном восприняло принципы гражданского процессуального права. Административные суды, как правило, рассматривают иски трех видов: об оспаривании актов управления; об издании акта; об установлении факта издания акта. Рассмотрению дела в административном суде предшествует предварительная стадия, на которой жалобу на решение органа управления должен разрешить орган, издавший данный акт. Н.Г. Сапищева
Источник: Юридическая энциклопедия