ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА
структура парламента, при которой он состоит из двух палат (верхней и нижней), которые различаются по порядку формирования и кругу полномочий. Парламент РФ – Федеральное Собрание – в соответствии с Конституцией РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая из палат имеет свои полномочия, закрепленные за ней в Конституции РФ. Законы, как правило, принимаются обеими палатами (на раздельных заседаниях).

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Двухпалатная система
структура высшего представительного органа государства – Парламента, когда парламент состоит из двух палат, как правило, формируемых по-разному и обладающих разной компетенцией. Двухпалатная система в свое время существовала в Кыргызской Республике, это стало следствием внесения изменений от 17 февраля 1996 года в Конституцию Кыргызской Республики от 5 мая 1993 года. С 1996 до конца 2003 года в республике функционировал двухпалатный парламент (Жогорку Кенеш КР), который состоял из: Законодательного собрания в составе 35 депутатов, действовавшего постоянно и избираемого на основе представительства интересов всего населения республики, и Собрания народных представителей в составе 70 депутатов, работавших сессионно и избираемых на основе представительства территориальных интересов.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (бикамерализм)
структура общенациональных парламентов, при которой они состоят из двух палат, как правило, формируемых по-разному и обладающих разной компетенцией. Нижняя палата всегда избирается непосредственно населением. Верхняя формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется по наследственному признаку (Великобритания) либо члены их назначаются главой государства (Канада). Иногда применяется смешанный порядок. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних (напр., во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние не могут влиять на их принятие).

Источник: Большой юридический словарь

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (БИКАМЕРАЛИЗМ)
такая структура общенациональных представительных учреждений - парламентов, при которой парламент состоит из двух палат, как правило, формируемых по-разному и обладающих разной компетенцией. Традиционно нижняя палата считалась более демократической, поэтому ей противопоставлялась верхняя палата, которая должна была представлять интересы аристократии и играть роль тормоза по отношению к нижней палате. Нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Австралия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется по наследственному признаку (Великобритания), либо ее члены назначаются главой государства (Канада). В ряде случаев верхние палаты формируются смешанным путем: часть их членов избирается, часть назначается, а остальные занимают место по наследственному принципу (Непал). В некоторых странах (США, Аргентина, Франция и др.) для верхней палаты, в отличие от нижней, не установлен срок полномочий, их состав обновляется по частям, что дает верхней палате существенные организационные преимущества, создает видимость непрерывности законодательной власти. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних палат (например, во многих государствах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние палаты не могут оказывать к.-л. влияния на их принятие). В парламентах, где палаты неравноправны, устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат в отношении нефинансовых законопроектов, одобренных нижними палатами. Д.с. существует в настоящее время как в федеративных, так и унитарных государствах.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (СТРУКТУРА)
понятие в конституционном праве, применяемое к внутренней организации парламента. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным (изредка существуют парламенты с большим числом палат). При двухпалатной системе (структуре) парламента может применяться один из двух принципов: принцип равенства (равноправия) палат; принцип верхней и нижней палаты.
Например, в Верховном Совете СССР (1937-1991 гг.) существовали две равные палаты - Совет Союза и Совет Национальностей. Двухпалатная структура Верховного Совета РСФСР была введена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. и реально создана в июне 1990 г. Обе палаты - Совет Республики и Совет Национальностей - также были равными.
Нынешний парламент РФ - Федеральное Собрание (ФС) - построен по принципу верхней (Совет Федерации (СФ) и нижней (Государственная Дума (ГД) палат.
Принцип равенства палат парламента означает:
- у палат, как правило, равное (или примерно равное) число депутатов;
- палаты работают в один и тот же временной период;
- вопросы, предлагаемые одной из палат и имеющие общий характер, включаются в повестку дня другой палаты, т. е. парламент имеет, в целом, единую повестку дня (разумеется, по главным вопросам и особенно по принятию законов; наряду с этим у палат могут быть и свои специфические предметы ведения, и внутренние проблемы);
- довольно часто палаты заседают совместно, при этом обсуждаются сообща вопросы, принимаются законы (хотя при принятии законов проводится либо раздельное голосование, либо отдельный подсчет голосов по каждой палате);
- обеспечиваются равенство возможностей и одинаковый учет интересов обеих палат (например, если у парламента нет председателя, совместные заседания обычно ведут поочередно председатели палат; на совместных заседаниях обеспечивается поочередность выступлений депутатов, входящих в разные палаты и т. д.);
- палаты создают совместные (постоянные или временные) органы на так называемых паритетных началах (т. е. делегируют в них равное число представителей);
Конституцией палаты сообща образуют Счетную палату (СП), однако по Федеральному закону от 18 ноября 1994 г. СП является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему; Закон не определяет СП как орган ФС и, более того, говорит, что она обладает организационной и функциональной независимостью); возможно лишь образование временных общих согласительных депутатских комиссий, если принятые Думой законы не находят одобрения у СФ;
- численность палат различна (в ГД - 450 депутатов, в СФ - по два представителя от каждого субъекта РФ, следовательно, при 89 субъектах - 178 членов СФ).
Термины "верхняя" и "нижняя" палаты условны: возникли они в связи с законодательным процессом. Проект закона как бы совершает путь "снизу вверх": сначала его рассматривает ГД и лишь затем - СФ. Палату, начинающую законодательный процесс, называют "нижней", продолжающую его - "верхней". Последняя может не одобрить закон, но это - не верховенство над нижней палатой, которая может повторно проголосовать за принятие закона (для этого требуется уже большее число голосов, так называемое квалифицированное большинство). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (бикамерализм)
система организации законодательной власти, при которой законодательное собрание (парламент) образуется из двух коллегиальных органов - палат (обычно верхней и нижней, реже - равноправных). Исторически первым образцом Д.с. была организация английского парламента. Первоначально (с момента учреждения парламента в XIII в.) все представители высшей аристократии, среднего и мелкопоместного дворянства и представители городской ремесленной и торговой буржуазии заседали вместе. В XIV в., когда различия в сословном положении начинают обостряться, совет разделяется на две палаты: верхнюю - аристократическую (палату лордов) и нижнюю (палату общин) - более демократическую, состоящую из представителей мелкого поземельного владения и городской буржуазии. Состав верхней палаты был строго аристократическим: в нее входили - по праву наследования - старшие сыновья умерших лордов и - по должности - высшие духовные лица (архиепископы и епископы).
Ш.Л. Монтескье в известном сочинении «О духе законов»(1747)следующим образом аргументирует необходимость существования двух палат: «Во всяком государстве всегда есть люди, отличающиеся преимуществами рождения, богатства или почестей; и если бы они были смешаны с народом, если бы у них, как и у прочих, было по одному только голосу, то общая свобода стала бы для них рабством и они не имели бы никакого интереса защищать ее, так как большая часть решений была бы направлена против них. Поэтому доля их участия в законодательстве должна быть поставлена в соответствие с прочими преимуществами, которые они находят для себя в государстве, и это может быть достигнуто в том случае, если из них будет образовано особое собрание, которое имело бы право отменять решения народа, как народ имеет право отменять его решения» - и дальше: «Законодательное собрание благородных должно быть наследственным». Верхняя палата характеризовалась Монтескье как сдерживающее начало для нижней палаты и исполнительной власти.
В период буржуазных революций в Англии (XVII в.) и во Франции (XVIII в.) верхние палаты были упразднены как выражающие интересы контрреволюционной феодальной аристократии, однако вскоре восстановлены (например, палата лордов была восстановлена указом Кромвеля уже в 1657 г.). Причиной восстановления Д.с. стало обострение противоречий между недавними союзниками по антифеодальной борьбе - крупной и мелкой буржуазией. В период расширения избирательного права и распространения его на малоимущие слои населения наличие Д.с. помогало нейтрализовывать в парламенте влияние социалистических и других радикальных фракций. Поэтому социалисты, а затем и коммунисты активно добивались введения однопалатной системы. В унитарных восточноевропейских государствах после прихода к власти коммунистов Д.с. (там, где она существовала) была заменена на однопалатную.
С конца XVIII в. Д.с. приобретает и другой смысл: верхняя палата в федеральном парламенте стала органом, отражающим в большей мере интересы субъектов федерации, в противовес нижней палате, более выражающей общенациональные интересы. Значение верхней палаты как органа регионального представительства (включая не только федеративные, но и децентрализованные унитарные государства) подкрепляется характерным принципом ее комплектования, существующим во многих государствах. Этот принцип заключается в том, что субъекты федерации (части унитарного государства) представлены в верхней палате равным числом голосов, хотя число избирателей в них может различаться в десятки раз. Такой порядок закрепился, например, в США, где субъекты федерации представлены в верхней палате каждый двумя членами. Еще более ярким выражением, идеи регионального представительства является принцип непосредственного делегирования органами власти субъектов федерации своих представителей в верхнюю палату, применяемый, например, в УФ к Германии.
Помимо обширных и многонациональных государств, где использование Д.с. вполне естественно, ее продолжают сохранять или вводят небольшие национально однородные государства. Так, в 1989 г. Д.с. восстановлена в Польше, в 1990т. - в Румынии, в 1995 г. введена в Казахстане, в 1996 г. - в Кыргызстане и Беларуси.
В соответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется различными способами – путем непрямых выборов (Франция, Австрия, Германия) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Австралия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется частично по наследственному признаку (Великобритания) либо члены ее назначаются главой государства (Канада). В ряде случаев верхние палаты формируются смешанным путем: часть их членов избирается, часть назначается, остальные занимают место по наследственному принципу (Непал). В некоторых странах для верхней палаты в отличие от нижней не установлен срок полномочий, их состав обновляется по частям (в РФ, США, Аргентине, Франции и др.), что дает верхней палате существенные организационные преимущества, обеспечивает непрерывность законодательной власти. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты этих палат предъявляются, как правило, более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних (например, во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние палаты не могут оказывать какого-либо влияния на их принятие). В парламентах, где палаты неравноправны, устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат относительно нефинансовых законопроектов, одобренных нижними палатами.

Источник: Энциклопедия юриста

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА
(СТРУКТУРА) – понятие в конституционном праве, применяемое к внутренней организации парламентов. Они могут быть однопалатными или двухпалатными (изредка существуют парламенты с большим числом палат).
При д.с.(с.) парламента может применяться один из двух принципов: принцип равенства (равноправия) палат; принцип верхней и нижней палат.
Например, в Верховном Совете СССР (193791 гг.) существовали две равные палаты – Совет Союза и Совет Национальностей. В Верховном Совете РСФСР двухпалатная структура была введена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. и реально создана в июне 1990 г., его палаты – Совет Республики и Совет Национальностей – также были равными.
Нынешний парламент РФ – Федеральное Собрание – построен по принципу верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума) палат.
Принцип равенства палат парламента означает:
– у палат, как правило, равное (или примерно равное) число депутатов;
– палаты работают в один и тот же временной период;
– вопросы, предлагаемые одной палатой и имеющие общий характер, включаются в повестку дня другой палаты, т. е. парламент имеет в целом единую повестку дня (разумеется, по главным вопросам и, особенно, по принятию законов; наряду с этим у палат могут и свои специфические предметы ведения и внутренние проблемы);
– довольно часто палаты заседают совместно, при этом обсуждают сообща вопросы, принимают законы (хотя при принятии законов проводятся либо раздельное голосование, либо отдельный подсчет голосов по каждой палате);
– при совместной работе, да и в целом обеспечиваются равенство возможностей и одинаковый учет интересов обеих палат (например, если у парламента нет председателя, совместные заседания обычно ведут поочередно председатели палат; на совместных заседаниях обеспечивается поочередность выступлений депутатов, входящих в разные палаты и т. д.);
– палаты создают совместные – постоянные или временные – органы на так называемых паритетных началах (т. е. делегируют туда равное число представителей);
– существуют механизмы разрешения разногласий между палатами, согласно которым либо палаты находят общее решение, либо обе в одно и то же время прекращают существование, в таком случае проводятся новые выборы.
Таким образом, при равенстве палат парламент существует и действует как единое целое.
При осуществлении принципа верхней и нижней палаты:
– палаты не заседают, а зачастую и не могут заседать совместно – например, ст.100 Конституции РФ гласит, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно; палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (обсуждение посланий или выступлений на совместных заседаниях не предусмотрено);
– у каждой палаты по Конституции свои полномочия; никто, кроме палаты, не вправе их осуществлять, и только с решением данной палаты связаны соответствующие юридические последствия (например, только Совет Федерации назначает судей высших федеральных судов, в свою очередь, лишь Государственная Дума дает согласие на кандидатуру Председателя Правительства РФ или может выразить недоверие Правительству);
– отсюда у каждой палаты своя повестка дня, включение в нее одного и того вопроса – лишь совпадение, рассматривать и решать проблему каждая палата будет с учетом своих возможностей;
– если Совет Федерации осуществляет право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции) и вносит в Государственную Думу проект закона, она обязана включить такой законопроект в свою повестку дня и рассмотреть его; если Совет Федерации просит Государственную Думу обсудить иной вопрос, то включение его в повестку дня Государственной Думы зависит от усмотрения данной палаты; Государственная Дума, принимая закон, направляет его Совет Федерации и ставит эту палату перед необходимостью включить закон в повестку дня и одобрить или нет; если Государственная Дума предлагает Совету Федерации обсудить иной вопрос, то включение его в повестку дня Совета Федерации тоже зависит от усмотрения данной палаты;
– работать палаты могут и в одно и то же, и в разное время;
– общих постоянных органов палаты не создают (в соответствии с Конституцией палаты сообща образуют Счетную палату, однако законодательство не определяет Счетную палату как орган Федерального Собрания и, более того, говорит, что она обладает организационной и функциональной независимостью); возможно лишь образование временных общих согласительных комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, если принятые Думой законы не находят одобрения у Совета Федерации; палаты могут образовать также общую комиссию парламентского расследования;
– численность палат различна (в Госдуме 450 депутатов, в СФ по два представителя от каждого субъекта РФ, следовательно, при 85 субъектах РФ –170 членов Совета Федерации) плюс к этому по поправке Конституции РФ от 21 июля 2014 г. Президентом РФ включаются в палату также члены СФ – представители Российской Федерации.
Термины «верхняя» и «нижняя» палаты условны; возникли они в связи с законодательным процессом. Проект закона как бы совершает путь «снизу вверх»: сначала его рассматривает Государственная Дума и лишь затем – Совет Федерации, но ни в коем случае не наоборот. Палату, начинающую законодательный процесс, называют «нижней», продолжающую его – «верхней». Последняя может не одобрить закон, пришедший из нижней палаты. Но это не власть над нижней палатой, которая может повторно проголосовать за принятие закона (для этого требуется уже большее, так называемое квалифицированное большинство голосов) и тем самым преодолеть решение верхней палаты.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама