ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Политический режим
система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Политический режим
методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима — демократический и недемократический.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1) в условном, широком смысле слова, реально существующий в стране общественный и государственный строй; 2) содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в ее характере – демократическом или недемократическом. Соответственно, различают демократический, авторитарный и тоталитарный П.р.; 3) система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и определяется содержание политической системы данного общества.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии П. р. Чаще всего наука выделяет демократический, авторитарный и тоталитарный П. р. Характер П. р. никогда прямо в конституциях государств не называется (не считая весьма распространенных указаний на их демократический характер), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Источник: Большой юридический словарь
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
в науке конституционного права - система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. П.р. является функциональной характеристикой власти. Единой типологии П.р. не существует. Чаще всего используются понятия демократического, авторитарного и тоталитарного П.р. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании. См. т.ж. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
реальные характер и организация политической и прежде всего государственной власти в стране, роль тех или иных государственных институтов (президент, парламент, парламентская оппозиция, суды, конституционное правосудие, аппарат чиновничества, армия и т. д.); фактическое положение с демократическими правами и свободами граждан, политическим плюрализмом (хотя официально и провозглашенными);
роль общественного сознания, имущественных, национальных, клановых, религиозных и иных групп, их влияние на государственную власть, общественные дела, нравственность, обычаи; состояние законности, методы борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка,(С. А.)
роль общественного сознания, имущественных, национальных, клановых, религиозных и иных групп, их влияние на государственную власть, общественные дела, нравственность, обычаи; состояние законности, методы борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка,(С. А.)
Политический режим
методы осуществления политической власти в государственно-организованном обществе. Наряду с формой правления и государственным устройством политический режим является одним из аспектов формы государства, объединяющим в себе совокупность всех средств, принципов, приемов, способов осуществления, гарантий обеспечения государственного руководства обществом. Политический режим не всегда совпадает с государственным режимом. По своему содержанию политический режим не однозначен и в связи с этим различаются демократический, авторитарный, тоталитарный, фашистский и другие режимы. Одним из оптимальных политических режимов мировая практика признает режим демократического правового государства, определяющим фактором которого выступает господство права во всех взаимоотношениях между личностью и государственной властью.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1) в условном, широком смысле слова, реально существующий в стране общественный и государственный строй; 2) в строгом, собственном смысле слова, технология, порядок, стиль государственной деятельности, фактически применяемые властью методы, соответствующие или не соответствующие официально провозглашенным в законодательстве основаниям (формальный и неформальный П.р.). В зависимости от конкретных политических условий П.р. складывается как ординарный или чрезвычайный. В современных государствах в ординарном П.р. преобладают демократические методы (при необходимом минимуме авторитарных), а в чрезвычайном режиме возможно преобладание авторитарных методов. Преобладание авторитарных элементов не исключает демократизма, но он представлен главным образом демократией поддержки (государства гражданами), тогда как преобладание демократических элементов предполагает широкую демократию участия (граждан в осуществлении государственной деятельности). В различных исторических условиях существуют развернутый демократический, демократически-авторитарный, авторитарно-демократический, авторитарный режимы, а аномальные П.р. — попустительско- демократический (анархистский) и тоталитарный режимы. В каждом типе П.р. находят соответствующее применение (более или менее широкое) следующие формы государственного регулирования общественных отношений: регламентационное, учетно-инфор- мационное, регистрационное, разрешительное, договорное, распорядительное. Эти формы перечислены в порядке возрастания авторитарных элементов и ограничения демократических. Б.П. Курашвили
Источник: Юридическая энциклопедия
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании. Выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный П.р.
1. Демократический П.р. характеризуется соблюдением на практике принципов разделения властей, законности, идеологического многообразия, свободой деятельности оппозиционных организаций. уважением прав и свобод человека, широким общественным и территориальным самоуправлением (см. также Демократия).
2. Авторитарный П.р. предполагает ограничения политических свобод, прежде всего свободы оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов, либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные П.р. по степени выраженности своих черт могут варьироваться от весьма умеренных (например, режим де Голля во Франции в 1958-1969 гг.) до открытой диктатуры (военной, военно-полицейской и т.п.).
3. Тоталитарный П.р. характеризуется полным разрывом между нормами конституций и законов (обычно вполне демократическими) и реальностью общественно-политической жизни, в которой личность и общество находятся под жесточайшим контролем государства. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляются в зародыше террористическими методами. Вся власть сосредоточена в руках одного лица ("вождя"), опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной. Демократические государственные формы и институты (парламент, выборы, референдум и др.) играют роль Декорации, используемой для пропагандистских целей. Истории известны тоталитарные П.р. двух основных типов: коммунистического (в том числе П.р. в СССР до конца 1980-х гг., в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе) и ультраправого (в Италии конца 1920-х - 1943 гг., Германии 1933-1944 гг.).
1. Демократический П.р. характеризуется соблюдением на практике принципов разделения властей, законности, идеологического многообразия, свободой деятельности оппозиционных организаций. уважением прав и свобод человека, широким общественным и территориальным самоуправлением (см. также Демократия).
2. Авторитарный П.р. предполагает ограничения политических свобод, прежде всего свободы оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов, либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные П.р. по степени выраженности своих черт могут варьироваться от весьма умеренных (например, режим де Голля во Франции в 1958-1969 гг.) до открытой диктатуры (военной, военно-полицейской и т.п.).
3. Тоталитарный П.р. характеризуется полным разрывом между нормами конституций и законов (обычно вполне демократическими) и реальностью общественно-политической жизни, в которой личность и общество находятся под жесточайшим контролем государства. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляются в зародыше террористическими методами. Вся власть сосредоточена в руках одного лица ("вождя"), опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной. Демократические государственные формы и институты (парламент, выборы, референдум и др.) играют роль Декорации, используемой для пропагандистских целей. Истории известны тоталитарные П.р. двух основных типов: коммунистического (в том числе П.р. в СССР до конца 1980-х гг., в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе) и ультраправого (в Италии конца 1920-х - 1943 гг., Германии 1933-1944 гг.).
Источник: Энциклопедия юриста