КОНСОЛИДАЦИЯ
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Энциклопедия юриста
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Консолидация – форма систематизации правовых актов, осуществляемая путем их объединения без изменения содержания в единый укрупненный правовой акт, при котором каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
Признаки консолидации как разновидности систематизации:
- является одновременно разновидностью правотворческой деятельности;
- проводится авторами объединяемых правовых актов;
- объединяемые правовые акты утрачивают юридическую силу, а вновь созданный правовой акт, приобретает самостоятельное значение и реквизиты. Целью консолидации выступает устранение множественности правовых актов без изменения их нормативного содержания, и зачастую используется как промежуточный этап обобщения и упорядочивания правовых актов, когда отсутствует возможность кодификации.
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
К. в настоящее время может использоваться в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных правовых актов по вопросам приватизации, налогообложения и т.д. Здесь нормативные правовые акты могут быть объединены по признаку их относимости к одному виду деятельности (приватизация, образование, охрана природы и т.п.).
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Большой юридический словарь
К консолидационным процессам относится включение в сформировавшиеся нации близких этнических образований; сближение в ходе экономической, социальной, культурной, информационной кооперации этносов и нации.
Для России характерен конгломеративный тип консолидации, когда складывается межэтническое сообщество, а государство строится исходя из геополитических, а не этнических принципов. Что касается государственно-политической консолидации, то групповые элиты побуждают к сотрудничеству совместное стремление противостоять внешней угрозе, полигрупповой состав коммерческого сословия; неспособность той или иной группы в отдельности единолично контролировать государственный аппарат, опасность серьезных гражданских столкновений. Теоретики консолидации сходятся в том, что в условиях, когда граждане идентифицируют себя не столько с социальными и политическими группами внутри страны, сколько с государством, возникает сплоченность, локализуются разрушительные последствия социально-политических разногласий.
Там, где чувство идентичности основано на принадлежности к группе, ассоциации (политической партии, организации коллективного действия), стабильность демократии в обществе обеспечивается многопартийным, пропорциональным представительством, политической децентрализацией, законодательным закреплением прав различных меньшинств при условии, что представители всех значимых общностей и групп входят в состав правящей коалиции, обладают правом вето на решения, затрагивающие их интересы.
Эти структурные и институциональные механизмы реально функционируют при условии, что в обществе достигнуто равновесие сил, оптимальна его политическая организация, сильны традиции партнерства-сотрудничества, существуют единые ценностные установки (религии, идеологии государственности).
Средства примирения интересов сегментированных культур в расколотом обществе сегодня все чаще акцентируют сторонники консоциальной («сообщественной») демократии, они подчеркивают значение переговоров и соглашений элит. При этом не учитывается роль отдельных граждан в консолидационном процессе, игнорируется ситуация, когда та или иная культурная группа не имеет представителей во властных структурах. Основным структурным механизмом в контексте консоциального решения является федеративная система: децентрализация политической власти открывает возможность удовлетворения социально-политических требований в рамках существующей системы власти и управления.
Наиболее важный принцип сообщественности — «право большой коалиции» и вытекающее из этого право меньшинства на вето. Политические основания и мотивации сепаратизма исчезают, если люди убеждаются, что их нужды реализуются через имеющиеся федеративные системы. Уступки центрального правительства местным требованиям в сфере экономики и политики в сочетании с культурной целостностью — необходимое, но не единственное условие консолидации разнообразных общественных и политических демократических институтов. Власть должна учитывать, что группы интересов способны создавать ассоциации, позволяющие конкурировать в борьбе за ресурсы влияния.
Современное демократическое правление неразрывно связано с государственностью. Без государства не может быть гражданства, без гражданства — демократии. Чем более многонациональным, многокультурным, поликонфессиональным является население данного государства, тем труднее достигнуть консенсуса относительно основных принципов организации демократической власти и управления.
Консолидация демократии в поликультурных государствах требует значительных усилий; некоторые пути решения проблем государственности несовместимы с демократией. Демократия возможна в государствах, если люди обладают несколькими взаимодополняющимися социальными идентичностями наряду с единым политическим комплексом всеобщих и равных гражданских прав.
Поскольку социальные и политические идентичности граждан изменчивы, особое значение приобретает практика руководства, ориентированная на уменьшение влияния локальных и конфликтогенных идентичностей. Сегодня достаточно распространены установки макроцентризма (движение за единую Европу, например), отрицающие рыночный универсализм, абсолютную и неограниченную власть денег, требующие признания культурных, экономических и политических особенностей бытия страны, государства, нации. Его противники критикуют теорию и практику централизованного государства, сглаживающего региональные различия. Многие современные правые исповедуют идею новых империй — справедливого порядка объединения народов в федерации в рамках конкретной политической системы, исключающего любые перспективы унификации. Для социального и политического протеста сил левой ориентации становится характерным обращение к национализму, который сегодня воспринимается как форма осознания новых задач консолидации в условиях кризисного развития современного глобализующегося мира.
З. М. Зотова
Список литературы
Валлерстайн И., Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. — М., 2000.
Лейпхарт Ф. Демократия в многосоставных обществах. — М., 1997.
Медведев Н. П. Политический консенсус: теория и практика. — М.,1999.
Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика: учебник для вузов. — М., 2001.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия