ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Избирательные комиссии
коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Избирательные комиссии
комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов
(Ст. 155 Избирательного кодекса Республики Беларусь)

Источник: Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Избирательные комиссии
коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.
Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
специальные коллегиальные органы, образуемые для проведения выборов в органы, избираемые непосредственно гражданами. Система, порядок образования и полномочия И. к. определяются, как правило, законами о выборах. В РФ в систему И. к. входят: Центральная, окружные и участковые И. к.

Источник: Большой юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. В России действуют следующие И.к.: 1) Центральная И.к. РФ (ЦИК РФ); 2) И.к. субъектов РФ; 3) И.к. муниципальных образований; 4) окружные И.к.; 5) территориальные (районные, городские и другие) комиссии; 6) участковые комиссии.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Избирательные комиссии
коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. См. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Окружная избирательная комиссия, Территориальная избирательная комиссия, Участковая избирательная комиссия.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом, законом субъекта РФ, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Комиссии, организующие проведение выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов РФ в выборные органы местного самоуправления (ФЗ от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»).

Источник: Словарь по уголовному праву.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
комиссии для организации и проведения выборов в Советы депутатов трудящихся. Эти комиссии создаются из представителей коммунистических партийных организаций, профессиональных организаций рабочих и служащих, кооперативных организаций, организаций молодежи, культурных, технических и научных обществ и других общественных организаций и обществ трудящихся, зарегистрированных в установленном законом порядке, а также представителей от собраний рабочих и служащих по предприятиям и учреждениям, собраний военнослужащих по воинским частям, собраний крестьян по колхозам и селам, рабочих и служащих совхозов по совхозам.
Порядок организации и деятельности И. к. определяется Положением о выборах в Верховный Совет СССР, Положениями о выборах в Верховные Советы союзных и автономных республик, а также Положениями о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся.

Источник: Советский юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
специальные коллегиальные органы, создаваемые для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов, выборных должностных лиц. В случае назначения и проведения общегосударственных и местных референдумов (голосований) И.к. именуются в этом случае комиссиями по проведению референдума.
И.к. выполняют свои функции на общественных началах, не порывая с основным местом работы, за исключением узкого круга лиц, возглавляющих И.к. более высокого уровня. Общественный характер деятельности комиссий заключается и в приемах выполнения задач - широкая гласность, участие в деятельности И.к. представителей от избирательных объединений и кандидатов в депутаты, СМИ, общественности. Однако решения комиссий по вопросам их ведения в принципе носят обязательный характер. в том числе для государственных органов и органов местного самоуправления. Более того, верхний эшелон И.к. имеет право принятия актов нормативного характера по вопросам организации и проведения выборов, т.е. выполняет функцию правотворчества. Это означает, что в деятельности И.к. сочетаются общественные и государственные начала.
ФЗ РФ от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ "О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации" установлена система И.к., которая обеспечивает также выборы Президента РФ. В нее входят: а) ЦИК; б) И.к. субъектов РФ; в) окружные И.к. по выборам депутатов в ГД по одномандатным избирательным округам; в) территориальные (районные, городские, другие) И.к.; г) участковые И.к. (см. также Центральная избирательная ко миссия РФ).

Источник: Энциклопедия юриста

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
коллегиальные органы по организации и проведению выборов. Состав, порядок формирования, полномочия и взаимоотношения И.к. различного уровня в разных странах отличаются разнообразием. Например, в ФРГ эти комиссии состоят из руководителей по проведению выборов и назначенных ими членов И.к. Для проведения федеральных выборов руководитель и его заместитель назначаются министром внутренних дел, руководители выборов и их заместители нижестоящего уровня назначаются правительством земли или уполномоченным им органом. В ряде стран организация и проведение выборов возлагается на суды, муниципалитеты или на специальных чиновников. В России в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ 1997, законами о выборах депутатов Государственной Думы и о выборах Президента РФ 1999 вся полнота ответственности за организацию и проведение выборов, за обеспечение избирательных прав граждан возлагается на единую систему И.к. Она состоит из Центральной избирательной комиссии РФ, возглавляющей эту систему, И.к. субъектов Федерации, окружных, территориальных (районных, городских и др.) и участковых И.к. Система И.к. может меняться в зависимости от того, какие конкретно федеральные государственные органы выбираются (например, при выборах Президента РФ не образуются окружные И.к.) или на каком уровне (региональном или местном) проводятся выборы. Система, полномочия и порядок деятельности И.к. в зависимости от уровня выборов устанавливаются помимо федеральных законов также конституциями, уставами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Все комиссии, за исключением нижестоящей, действуют на постоянной основе и занимают особое место в системе государственных органов, не входя ни в одну из трех ветвей власти (законодательную, исполнительную и судебную). И.к. формируются соответствующими законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе предложений депутатов, депутатских объединении в Государственной Думе, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, назначений Президента РФ — при формировании Центризбиркома; избирательных объединений/блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, И.к. субъектов РФ и соответственно окружной И.к. при формировании И.к. субъектов Федерации и окружных И.к. по выборам в федеральные органы государственной власти. Формирование территориальных и участковых И.к., а также окружных И.к. по выборам органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществляется на основе предложений тех же институтов, организаций и объединений, что и при формировании И.к. субъектов РФ, и, дополнительно, предложений собраний избирателей. И.к. при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции не только независимы от государственных органов и органов местного самоуправления, наделены контрольными полномочиями, но и вправе издавать акты, обязательные для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц. В.В. Смирнов

Источник: Юридическая энциклопедия

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
формируемые в установленном законом порядке и в установленные сроки коллегиальные органы, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов в федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ, а также выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления. В систему И.к. входят: 1) Центральная И.к. РФ; И.к. субъектов РФ; 2) окружные И.к., формируемые при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам; 3) территориальные И.к. (районные, городские и др.). В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей формируются несколько И.к.; в случаях, предусмотренных законодательством, эти же комиссии действуют в качестве И.к. муниципальных образований; 4) участковые И.к. Полномочия и статус И.к. определены законом.
При подготовке и проведении И.к. в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Акты И.к., принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Указанные органы и должностные лица, а также средства массовой информации обязаны оказывать И.к. содействие в реализации их полномочий, в частности: предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы; давать ответы на обращения И.к.; предоставлять возможность для размещения печатной информации И.к. Решения вышестоящей (соответствующей уровню выборов) И.к., принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих И.к.
Деятельность И.к. осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава. На первом заседании И.к. из числа ее членов тайным голосованием избираются председатель, его заместитель и секретарь комиссии. Заседания И.к. созываются председателем комиссии, а также по требованию не менее 1/3 членов И.к. с правом решающего голоса. Заседание комиссии правомочно, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов И.к. Заседание Центральной И.к., И.к. субъекта РФ правомочно при наличии не менее 2/3 членов этих И.к. Решения И.к. об избрании руководящих органов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения И.к. принимаются на ее заседании большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Иные решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов с правом решающего голоса. При принятии решения И.к. в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Решения комиссии подписываются ее председателем и секретарем. Члены комиссии, не согласные с решением, могут письменно высказать особое мнение, которое доводится до сведения И.к. Центральная И.к. и комиссии субъектов РФ имеют аппараты, структуру и штаты, которые устанавливаются ими самостоятельно. Работники этих аппаратов являются государственными служащими.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
специальные коллегиальные органы, создаваемые для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов, выборных должностных лиц. В случае назначения и проведения общегосударственных и местных референдумов (голосований) аналогичными и.к. являются комиссии референдумов (постоянно действующие и.к. именуются в этом случае комиссиями референдума).
Общие вопросы системы и статуса и.к. закрепляет Федеральный закон от 12 июня 2002 г. (ред. от 1 декабря 2014 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он определяет, что в Российской Федерации действуют следующие и.к., комиссии референдума:
Центральная и.к. Российской Федерации;
и. к. субъектов Российской Федерации;
и. к. муниципальных образований; окружные и.к.;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
В науке конституционного права и на практике возникает вопрос: считать ли и.к. государственными или общественными органами. Названный Закон четко называет государственными органами Центральную и.к. Российской Федерации и и.к. субъектов РФ. И.к. муниципального образования Закон называет муниципальным органом, хотя и указывает, что она не входит в структуру органов местного самоуправления. Относительно территориальных и.к. Закон содержит норму о том, что их положение в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законом субъекта РФ – это позволяет считать такую и.к. государственным органом. Относительно природы окружных и участковых и.к. в Законе нет четких положений, скорее всего их следует считать общественными органами. Однако следует отметить, что в целом общественные начала свойственны всем видам и.к., это отражается в участии политических партий, а на низовых уровнях и других общественных объединений в их формировании и деятельности, в публичном характере деятельности и.к.
Вместе с тем законодательство определяет, что и.к. работают в контакте с государственными и муниципальными органами. В соответствии со ст. 20 и.к. вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, – не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
У и.к. есть и средства воздействия на непосредственных участников избирательного процесса. Они не только осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов, но и обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, соблюдение избирательного законодательства, проводят проверки по своей инициативе и по обращениям граждан и организаций. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Закона «Об основных гарантиях…» соответствующая и.к. вправе вынести им предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом. В определенных случаях и.к. инициируют отмену регистрации кандидатов, списков кандидатов, признают выборы несостоявшимися или недействительными.
И.к. обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Решения вышестоящей и.к., принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих и.к. Решение и.к., противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей и.к. или судом. При этом вышестоящая и.к. вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей и.к., решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая и.к. повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая и.к.
Решения и иные акты и.к., принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации.
Федеральный закон 2002 г. содержит правила относительно статуса, полномочий и порядка деятельности всех видов и.к., которые приводятся сжато далее.
Согласно ст. 21 Закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – ЦИК РФ) является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. ЦИК РФ действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий ЦИК РФ пять лет.
ЦИК РФ состоит из 15 членов. Пять членов ЦИК РФ назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, а также депутатами Государственной Думы. Пять членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ. Пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом Российской Федерации. Первоначально определялось, что члены ЦИК РФ должны иметь высшее юридическое образование или ученую ступень в области права; в 2007 г. установлено, что они должны иметь высшее профессиональное образование; в 2013 г. – просто высшее образование.
Члены ЦИК РФ избирают из своего состава тайным голосованием Председателя ЦИК РФ, заместителя Председателя и секретаря ЦИК РФ.
ЦИК РФ:
осуществляет контроль над соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует закупку этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ;
обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, втом числе в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;
осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
оказывает правовую, методическую, организационнотехническую помощь и.к.;
осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ;
устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих и.к. и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
ЦИК РФ рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) и.к. субъектов РФ и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, референдумов субъектов РФ, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.
ЦИК РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Закона «Об основных гарантиях…», обязательные для исполнения.
В соответствии со ст. 23 Закона «Об основных гарантиях…» и.к. субъектов РФ являются государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов РФ. И.к. субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
Срок полномочий и.к. субъектов РФ составляет пять лет. Число членов и.к. с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14. Формирование и.к. субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений политических партий, имеющих своих депутатов в Государственной Думе или в законодательном органе соответствующего субъекта РФ, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, ЦИК РФ. Половина членов и.к. назначается законодательным органом субъекта РФ, другая половина – высшим должностным лицом субъекта РФ. Причем каждая сторона обязана назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов и.к. субъекта РФ на основе поступивших предложений от политических партий, имеющих своих депутатов в Государственной Думе или в законодательном органе субъекта РФ, а кроме того – не менее одного члена и.к. субъекта РФ на основе поступивших предложений ЦИК РФ.
И.к. субъекта РФ осуществляет на территории субъекта РФ контроль над соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на территории субъекта РФ реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в РФ; устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта РФ; утверждает перечень территориальных комиссий, оказывает правовую, методическую, организационнотехническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения и т. д.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях…» и.к. муниципального образования организует подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума. Первоначально нормы Закона позволяли делать вывод о том, что данная и.к. входит в число органов местного самоуправления. Однако в 2005 г. в Закон включена формулировка: «Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления». Это положение получило критические оценки в научной литературе.
Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления и.к. муниципального образования может быть придан статус юридического лица. Срок полномочий и.к. муниципального образования составляет пять лет. И.к. муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. И.к. поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов и.к. муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Формирование данной и.к. осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, имеющих своих депутатов в Государственной Думе, законодательном органе субъекта РФ или в данном представительном органе, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений и.к. муниципального образования предыдущего состава, и.к. субъекта РФ, а формирование и.к. поселения – также на основе предложений и.к. муниципального района, территориальной комиссии.
И.к. муниципального образования: осуществляет на территории муниципального образования контроль над соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществляет меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, опубликования таких итогов и результатов; оказывает правовую, методическую, организационнотехническую помощь нижестоящим комиссиям и т. д.;
Окружные и.к. формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Срок полномочий окружных и.к. истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной и.к. прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
Число членов окружных и.к. с правом решающего голоса устанавливается соответствующим законом. Формирование окружной и.к. осуществляется вышестоящей и.к. Окружная и.к.: осуществляет на территории избирательного округа контроль над соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; осуществляет регистрацию кандидатов; утверждает текст бюллетеня в избирательном округе; определяет результаты выборов по избирательному округу и т. д.
Территориальные и.к. создаются в административнотерриториальных единицах, являющихся частью субъекта РФ, муниципального образования (например, в городских районах большого города) с большим числом избирателей. Может формироваться несколько территориальных и.к., при этом решение об их формировании принимает и.к. субъекта РФ по согласованию с ЦИК РФ. И.к. субъекта РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных и.к. для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, полярных станциях. ЦИК РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных и.к. для руководства деятельностью участковых и.к., сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об основных гарантиях…»положение территориальных и.к. в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Территориальные и.к. действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляет пять лет. Законом субъекта РФ территориальной и.к. может быть придан статус юридического лица.
Полномочия территориальной и.к. по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую и.к. муниципального образования. Территориальные и.к. формируются в количестве пяти – четырнадцати членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной и.к. осуществляется и.к. субъекта РФ.
Территориальная и.к.: осуществляет на соответствующей территории контроль над соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; оказывает методическую, организационнотехническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума и т. д.
Участковые и.к. формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой и.к. могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.
Ранее срок полномочий участковой комиссии истекал через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. С 2013 года срок полномочия этих комиссий составляет пять лет.
Число членов участковых и.к. с правом решающего голоса устанавливается законом. Формирование участковой и.к. осуществляется вышестоящей и.к. на основе предложений соответственно политических партий, имеющих депутатов в Государственной Думе, законодательном органе субъекта РФ, муниципальном представительном органе, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.
Участковая и.к.: информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей и.к.;
выдает открепительные удостоверения;
организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную и.к.;
объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования и т. д.
Каждая и.к. правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Как указывалось выше, Председатель ЦИК РФ избирается тайным голосованием на заседании ЦИК. Председатель и.к. субъекта РФ избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложению ЦИК РФ. Председатель и.к. муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов и.к. с правом решающего голоса в следующем порядке: а) при наличии предложения избирательной комиссии субъекта РФ – по предложению данной и.к.; б) в случае отсутствия предложения и.к. субъекта РФ – по предложениям, внесенным членами и.к. муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения с правом решающего голоса. Председатель и.к. поселения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой и.к. с правом решающего голоса на основе предложения и.к. и.к. муниципального района, а если и.к. муниципального района не образована, – на основе предложения территориальной и.к. В случае отсутствия такого предложения председатель и.к. поселения избирается на основе предложений членов и.к. поселения с правом решающего голоса. Председатели окружных, территориальных и участковых и.к. назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими и.к.
Заместитель председателя и секретарь и.к. избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Заседания и.к. созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов и.к. с правом решающего голоса. Член и.к. с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. Решения и.к. подписываются председателем и секретарем и.к. (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Срок полномочий членов и.к. с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий и.к., в состав которой они входят. Член и.к. с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена и.к. до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: подачи членом и.к. заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; появления оснований, препятствующих ему оставаться далее членом и.к. (утрата гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, вступление в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах и др.).
Законодательство устанавливает гарантии для членов и.к. с правом решающего голоса в части возмещения их расходов, оплаты труда, в том числе при работе на освобожденной основе. Есть также гарантии личной неприкосновенности. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена ЦИК РФ с правом решающего голоса, председателя и.к. субъекта РФ, привлечении их в качестве обвиняемых принимаются Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена ЦИК РФ с правом решающего голоса, председателя и.к. субъекта РФ может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Член ЦИК РФ с правом решающего голоса, председатель и.к. субъекта РФ не могут быть подвергнуты административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Аналогичные решения в отношении иных членов и.к. с правом решающего голоса принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту РФ. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена и.к. с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту РФ. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Член и.к. с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член и.к. с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
Законом установлено, что кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в и.к. документов для регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе назначить одного члена этой и.к. с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, (списка кандидатов) – по одному члену и.к. с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую и.к.
Член и.к. с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом и.к. с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей и.к., и подписывать решения и.к.; д) составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако члену и.к. с правом совещательного голоса не может быть отказано в праве присутствовать при совершении перечисленных действий.
Член и.к. с правом решающего голоса и член и.к. с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей и.к.; вправе выступать на заседании и.к., вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей и.к., и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания и.к. вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами, референдумом, и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; вправе обжаловать действия (бездействие) и.к. в соответствующую вышестоящую и.к. или в суд.
Полномочия члена и.к. с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена и.к., и переданы другому лицу.
Каждая и.к. может быть расформирована судом в случаях: нарушения и.к. избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание решением соответствующей и.к. недействительными итогов голосования либо результатов выборов, референдума; неисполнения и.к. решения суда или вышестоящей и.к.; невыполнения и.к. обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной и.к. С заявлением в суд о расформировании ЦИК РФ вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; о расформировании и.к. субъекта РФ – группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также ЦИК РФ; о расформировании окружной и.к. по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа этого субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ; о расформировании и.к. муниципального образования, окружной и.к. по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой и.к. – группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного органа субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо ЦИК РФ, либо и.к. субъекта РФ, а с заявлением о расформировании и.к. поселения – также соответствующая и.к. муниципального района.
Заявление о расформировании и.к. принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума – не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.
В случае принятия судом решения о расформировании и.к. в период избирательной кампании, кампании референдума вышестоящие и.к. формируют соответствующую временную комиссию в новом составе. Временная и.к. должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании и.к. Вне периода избирательной кампании, кампании референдума новая и.к. должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании и.к. (со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума).
Расформирование и.к. не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей и.к. с правом совещательного голоса.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
94.66 кб

О деятельности избирательных комиссий

Рябцев Александр Васильевич, Протченко Антонина Викторовна
В данной статье рассматриваются вопросы деятельности избирательных комиссий по реализации обеспечения избирательных прав граждан.
Читать PDF
114.38 кб

Система избирательных комиссий в Российской Федерации

Алехина Ирина Сергеевна
В данной статье рассматривается становление системы избирательных комиссий в Российской Федерации, их взаимоотношения между собой или отсутствие таковых при проведении разного уровня избирательных кампаний, что порождает проблемы,
Читать PDF
246.63 кб

Система избирательных комиссий в Ленинградской области

Журавлев Владимир Павлович
В статье подробно рассмотрена деятельность избирательных комиссий в Ленинградской области, их структура и организация, отражен порядок проведения выборов, приведена нормативно-правовая база выборного процесса.
Читать PDF
438.89 кб

Административная ответственность избирательных комиссий

Денисенко В. В., Пугиев Г. Л.
В работе избирательные комиссии рассматриваются, с одной стороны, как органы, призванные обеспечивать избирательные права граждан и в этой связи наделенные, в частности, полномочиями по составлению протоколов об административных п
Читать PDF
60.71 мб

К вопросу о содержании понятия «Избирательная комиссия»

Верзилина Ирина Геннадьевна
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «избирательная комиссия» с позиций лингвистики и юриспруденции.
Читать PDF
322.26 кб

Деятельность избирательных комиссий в Советском государстве

Кудрякова Дарья Владимировна
В статье рассматривается и анализируется процесс формирования и организации деятельности избирательных комиссий в период с 1917 г. до начала 1990-х гг.
Читать PDF
184.99 кб

Актуальные вопросы правового статуса избирательных комиссий

Турищева Наталья Юрьевна
Проанализированы изменения федерального избирательного законодательства, устанавливающего порядок формирования, правовой статус, компетенцию и соотношение основных элементов системы избирательных комиссий, действующих в Российской
Читать PDF
143.52 кб

15-летие системы избирательных комиссий Российской Федерации

Овчинников Н. И.
Читать PDF
296.58 кб

Система избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации

Демьянов Евгений Викторович, Мухачев Игорь Владимирович
В статье раскрывается понятие и характеристики системы, а также указывается на необходимость построения системы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, устойчивой к воздействию внутренних и внешних факторов.
Читать PDF
86.42 кб

Конституционно-правовой статус участковых избирательных комиссий

Рыкова Л. В.
Статья посвящена исследованию ряда правовых проблем, связанных с местом участковых избирательных комиссий в системе организации выборов в современной России.
Читать PDF
468.46 кб

Система избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов

Бастрикова Ирина Викторовна
Рассматривается система избирательных комиссий, участвующих в организации и проведении муниципальных выборов в Свердловской области.
Читать PDF
1.85 мб

Публично-властные свойства избирательных комиссий требуют уточнения

Упоров И. В.
В статье рассматривается дискуссионный вопрос, связанный с неопределенностью правового статуса избирательных комиссий с точки зрения публично-властных свойств этих органов.
Читать PDF
223.59 кб

Правоприменительное усмотрение в деятельности избирательных комиссий

Хвалёв Сергей Анатольевич
В статье предпринята попытка раскрыть сущность правоприменительных усмотрений в деятельности избирательных комиссий.
Читать PDF
1,019.92 кб

Правоприменительное усмотрение в деятельности избирательных комиссий

С. А. Хвалёв
Читать PDF
179.15 кб

Взаимодействие избирательных комиссий с правоохранительными органами

Капранова Юлия Витальевна
В статье освещаются теоретические и практические вопросы взаимодействия правоохранительных органов с избирательными комиссиями.

Похожие термины: