Федеральная служба
Федеральная служба
это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ либо Правительству РФ, ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также и функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
один из видов федеральных органов исполнительной власти в России. Осуществляет специальные задачи и функции в сфере своего ведения. Специальной правовой основой для данных органов является ряд указов Президента РФ, которые закрепляют основы существования, статуса и деятельности в целом федеральных органов исполнительной власти, в том числе и ф.с. Прежде всего это Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. (ред. 22 июня 2010 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 12 мая 2008 г. (ред. от 10 сентября 2014 г.) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 21 мая 2012 г. (ред. от 8 сентября 2014 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
В Указе от 9 марта 2004 г. (п. 4) установлено, что федеральная служба (служба): а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;
в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативноправовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
На основе данных предписаний и реального положения дел можно выделить следующие группы федеральных служб (служб).
Первая группа: федеральные службы (службы), которые либо входят в системы министерств, либо существуют самостоятельно. Все эти органы объединяет то, что они выполняют свои задачи в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. А роднит эти министерства и службы также то, что руководство их деятельностью осуществляет Президент РФ.
Федеральные службы (службы) данной группы, входящие в систему соответствующего министерства, это:
в системе Министерства обороны РФ – Федеральная служба по военнотехническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
в системе Министерства юстиции РФ Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов.
Самостоятельными (т. е. не входящими в системы министерств) федеральными службами (службами) данной группы являются:
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба);
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
Вторая группа: ф.с., которые входят в систему федеральных министерств преимущественно хозяйственного и социальнокультурного профиля; деятельностью этих министерств (соответственно и служб) руководит Правительства РФ.
На конец 2014 г. существовали такие ф.с. этой группы:
в системе Министерства здравоохранения РФ – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
в системе Министерства образования и науки РФ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
в системе Министерства природных ресурсов и экологии РФ – Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
в системе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
в системе Министерства сельского хозяйства РФ – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
в системе Министерства транспорта РФ – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
в системе Министерства труда и социальной защиты РФ – Федеральная служба по труду и занятости;
в системе Министерства финансов РФ – Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансовобюджетного надзора; Федеральное казначейство (федеральная служба);
в системе Министерства экономического развития РФ – Федеральная служба по аккредитации; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
Третья группа: федеральные службы, над которыми нет министерств, деятельностью служб руководит Правительство РФ. Это:
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная миграционная служба;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;
Федеральная таможенная служба;
Федеральная служба по тарифам;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В Указе от 9 марта 2004 г. (п. 4) установлено, что федеральная служба (служба): а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;
в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативноправовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
На основе данных предписаний и реального положения дел можно выделить следующие группы федеральных служб (служб).
Первая группа: федеральные службы (службы), которые либо входят в системы министерств, либо существуют самостоятельно. Все эти органы объединяет то, что они выполняют свои задачи в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. А роднит эти министерства и службы также то, что руководство их деятельностью осуществляет Президент РФ.
Федеральные службы (службы) данной группы, входящие в систему соответствующего министерства, это:
в системе Министерства обороны РФ – Федеральная служба по военнотехническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
в системе Министерства юстиции РФ Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов.
Самостоятельными (т. е. не входящими в системы министерств) федеральными службами (службами) данной группы являются:
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба);
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
Вторая группа: ф.с., которые входят в систему федеральных министерств преимущественно хозяйственного и социальнокультурного профиля; деятельностью этих министерств (соответственно и служб) руководит Правительства РФ.
На конец 2014 г. существовали такие ф.с. этой группы:
в системе Министерства здравоохранения РФ – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
в системе Министерства образования и науки РФ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
в системе Министерства природных ресурсов и экологии РФ – Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
в системе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
в системе Министерства сельского хозяйства РФ – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
в системе Министерства транспорта РФ – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
в системе Министерства труда и социальной защиты РФ – Федеральная служба по труду и занятости;
в системе Министерства финансов РФ – Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансовобюджетного надзора; Федеральное казначейство (федеральная служба);
в системе Министерства экономического развития РФ – Федеральная служба по аккредитации; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
Третья группа: федеральные службы, над которыми нет министерств, деятельностью служб руководит Правительство РФ. Это:
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная миграционная служба;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;
Федеральная таможенная служба;
Федеральная служба по тарифам;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.