ТРУДОВОЕ ПРАВО

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Трудовое право
отрасль российского права, регулирующая трудовые и связанные с ними отношения между работником и работодателем.

Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.

Трудовое право
отрасль права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования рынка труда, трудовой деятельности, организации и применения наемного труда; регулирующая отношения между работодателем и работником по поводу использования способностей работника к труду и направленная на обеспечение прав и законных интересов работников.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Трудовое право
право, регулирующее трудовые отношения работников и работодателей. Метод трудового права основан на сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений. При этом большую, чем в прошлом значимость приобрело регулирование условий труда и заработной платы посредством коллективных и трудовых договоров. Если централизованное регулирование присуще и другим отраслям права, то локальное – только трудовому праву. В этом состоит одна из характерных особенностей, отличающих трудовое право от других отраслей права.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ТРУДОВОЕ ПРАВО
отрасль права, регулирующая труд наемных работников. Регламентирует: отношения рабочих и служащих с работодателем, от имени которого выступает администрация, по поводу непосредственного приложения труда; отношения администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; рассмотрение трудовых споров; вопросы охраны труда и ряд др. Основной источник Т. п. - Кодекс законов о труде РФ. Т. п. называются также соответствующая наука и учебная дисциплина.

Источник: Большой юридический словарь

ТРУДОВОЕ ПРАВО
отрасль права РФ, нормы которой регулируют трудовые отношения, которые в этом случае выступают как трудовые правоотношения. Содержание трудового правоотношения составляют определенные права и обязанности, которые приобретают стороны этого правоотношения с момента его возникновения. Т.п. регулирует труд работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. Т.п. регламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем, от имени которого выступает администрация, по поводу непосредственного приложения туда; администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; по рассмотрению трудовых споров; по охране труда и др. Основными источниками Т.п. РФ являются Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ, Законы РФ "О занятости населения в Российской Федерации", "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об основах государственной службы Российской Федерации"; "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда", "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и ряд других законов и подзаконных актов.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ТРУДОВОЕ ПРАВО
в РФ и ряде других стран самостоятельная отрасль права, регулируются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами и другими физическими лицами своих способностей к труду.
Предмет Т.п. включает несколько групп трудовых и тесно связанных с ними отношений, к которым, в частности, относятся: а) отношения по обеспечению занятости; б) отношения отдельных работников и трудового коллектива с работодателем, его администрацией; в) отношения организационно-управленческие; г) отношения по надзору и контролю за трудовым законодательством и охраной труда; д) отношения по подготовке кадров, профессиональному их отбору и повышению квалификации в сфере труда; е) отношения по материальной ответственности участников трудовых отношений за ущерб, причиненный той или иной стороной; ж) социально-партнерские отношения представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти на федеральном, отраслевом, республиканском и региональном уровнях; з) отношения по разрешению трудовых споров.
Метод Т.п. имеет смешанный характер. Нормы Т.п. могут быть императивными и дозволительными, но в большей мере распространены вторые. Вместе с тем Т.п. свойственны нормы рекомендательные, устанавливающие желательные образцы поведения и в силу этого обстоятельства, соотносящиеся с локальными правовыми актами или специальными нормативными соглашениями. Императивные нормы выражаются в виде либо запретов, либо предписаний. Например, запрещается применение труда женщин на тяжелых работах. В равной мере запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них пределы (ст. 161 КЗоТ). При такой форме воздействия законодателя на трудовые отношения волеизъявление сторон исключается. Необходимость государственно-властного регулирования трудовых отношений диктуется их спецификой. Дозволительные нормы предоставляют возможность регулировать поведение субъектов трудового отношения по своему усмотрению. Так, по согласованию сторон определяется трудовая функция работника, допускается совместительство и др.
В структуре нормативных актов, регулирующих общественно-трудовые отношения, наука Т.п. различает правовые нормы: а) определяющие содержание этих отношений в составе всех ее элементов; б) регламентирующие отдельные виды (элементы) этих правовых отношений. Такое обстоятельство предопределило соответствующую квалификацию (она существует и в других отраслях), которая предполагает деление всех правовых норм на Общую и Особенную части. В Общую часть входят нормы, касающиеся всех общественных отношений, охватываемых Т. п.: предмет, метод и система Т.п.; основные принципы Т.п.; источники и субъекты Т.п.; правовые отношения в сфере наемного труда и др. К Общей части относятся также вопросы, касающиеся коллективных договоров и соглашений. В Особенную часть входят правовые положения и нормы, регулирующие составные элементы трудовых отношений и устанавливающие отдельные права и обязанности их участников, т.е. образующие институты: трудоустройства; трудового договора, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров; рабочего времени и времени отдыха; нормирования труда; дисциплины труда; материальной ответственности; охраны труда; надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. Центральным является институт трудового договора. Наиболее полно система Т.п. отражена в КЗоТ.
Важнейший источник Т.п. - Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и является правовой основой текущего законодательства. В Конституции РФ закреплены основные трудовые права граждан как субъектов Т.п. и отражены его принципы, а также законоположения, запрещающие любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и устанавливающие равенство граждан перед законом и судом (ст. 19). В ней закреплены и другие гарантии, предопределяющие содержание институтов Особенной части Т.п.: право на создание профессиональных союзов (ст. 30); право на равный доступ к государственной службе (ст. 32); право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34); гарантии свободного творчества, преподавания (ст.44). Не менее важными являются основные трудовые права: свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда и др.
Следующий" соответствии с юридической иерархией источник Т.п. образуют ФЗ и законы субъектов РФ, поскольку Конституция РФ относит трудовое законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. 1 ст. 72).
Основной кодифицированный источник Т.п. общего значения - КЗоТ. По существу, он регулирует весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет отрасли "Т.п.". Первый КЗоТ, в котором получили закрепление лишь основные институты Т.п. (всеобщность труда, право на труд, запрещение эксплуатации человека человеком, охрана труда, ограничение рабочего времени и др.), был принят в 1918 г. Положения Кодекса распространялись на всех работников наемного труда и были обязательны для всех предприятий, а также частных лиц, использующих чужой труд. При переходе к мирным условиям хозяйствования, когда возросла необходимость в пересмотре действующего трудового законодательства и приведении его в соответствие с новыми экономическими требованиями производства, в 1922 г. был принят второй КЗоТ. В нем были заложены (применительно к тому времени) основные демократические принципы трудовых отношений: свобода применения труда, всемерная охрана труда и гарантии защиты трудовых прав; участие профсоюзов в установлении условий труда и т.п. Кодекс сыграл большую роль в правовом регулировании труда в России и просуществовал около 50 лет - до 1971 г. (в него вносились изменения, в ряде случаев существенные, вызванные изменением социально-экономической и политической обстановки в стране на различных исторических этапах ее развития). Действующий в настоящее время КЗоТ был принят в декабре 1971 г. (введен в действие 1 января 1972 г.). Более десятка раз в него вносились изменения и дополнения. Весьма существенные коррективы в КЗоТ были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР". В основном они сводятся к следующему: а) в централизованном порядке закреплена лишь "минимальная планка" социально-правовых гарантий в трудовых отношениях, которые могут повышаться на основании коллективных и индивидуальных трудовых договоров (о продолжительности рабочего времени, компенсации работы в выходной день, продолжительности ежегодных отпусков и др.), а также в результате соглашений между органами государственного управления (отраслевыми, региональными, местными), объединениями (союзами) предпринимателей и соответствующими профсоюзными органами; б) сфера действия законодательства о труде распространена на работников предприятий с различными формами собственности; в) повышен уровень социальной защиты ряда категорий работников (несовершеннолетние, женщины и др.); г) существенно расширены возможности профсоюзов для независимой защиты своих членов и судебной защиты трудовых прав работников и т.д.
Источником Т.п. служат также подзаконные акты, издаваемые Президентом РФ. Так, в Указе от 21 апреля 1993г. №471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" предусмотрен ряд мер, направленных на предупреждение массовой безработицы и обеспечение трудовых прав граждан, в том числе и об установлении органами исполнительной власти (в зависимости от состояния рынка труда) допустимого уровня (предела) безработицы.
Постановления Правительства РФ как источник Т.п. принимаются в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, нормативными указами Президента РФ. В них развивается, конкретизируется, разъясняется действующее законодательство, устанавливается порядок его применения.
На Минтруд РФ возложены задачи разработки и реализации единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения (вопросы занятости, демографической, молодежной и иммиграционной политики), налаживания социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, пенсионного обеспечения и др. Правовые документы обеспечивают также правильное единообразное толкование и применение трудового законодательства. Многие его постановления представляют собой самостоятельный нормативный акт, воплощающий в деталях идею закона, указа Президента или Правительства РФ.
За последние годы появились качественно новые источники Т.п. - генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения. Они представляют собой договорные правовые акты между представителями работников и работодателей. В качестве третьей стороны в таких соглашениях может быть представлен соответствующий компетентный орган государственного управления. Локальные источники Т.п. регламентируют, как правило, социально-партнерские отношения между работниками и работодателями непосредственно на предприятиях. Примером локальных источников Т.п. могут служить получившие широкое распространение коллективные договоры и соглашения, а также правила внутреннего трудового распорядка. Локальные правовые акты как подзаконные источники права в области трудовых отношений стоят на низшем уровне юридической иерархии, имеют ограниченную сферу действия (пределы данного предприятия) и не должны противоречить законам и подзаконным актам более высокого уровня.

Источник: Энциклопедия юриста

ТРУДОВОЕ ПРАВО
самостоятельная отрасль российского права, предметом которой являются трудовые отношения работников и работодателей. Метод Т.п. основан на сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений, при этом все большую, чем в прошлом, значимость приобретает регулирование условий труда и заработной платы посредством коллективных и трудовых договоров. Если централизованное регулирование присуще и другим отраслям права, то локальное — только Т.п. В этом состоит одна из характерных особенностей, отличающих Т.п. от других отраслей права. В Т.п. существуют две наиболее общие группы трудовых правоотношений — индивидуальные правоотношения и коллективные правоотношения. Они разнятся по субъектам правоотношений, своему содержанию, основаниям возникновения и прекращения. Индивидуальные трудовые правоотношения складываются между работником и работодателем по поводу применения труда. Будучи сложными, они распадаются на более простые — правоотношения по обеспечению работой, по оплате труда, рабочему времени и т.д. Основанием возникновения и прекращения индивидуальных трудовых правоотношений является, как правило, трудовой договор. Коллективные трудовые правоотношения складываются между работниками организации и работодателем по поводу установления и применения условий труда и заработной платы, участия работников в управлении. Основанием возникновения и прекращения коллективных трудовых правоотношений в настоящее время, как правило, является коллективный договор. В перспективе к ним можно будет отнести и соглашения. По с р а в н е н и ю с д р у г и м и о т р а с л я м и права Т.п. имеет как общие с ними источники, так и особенные, характерные только для него. К общим источникам относятся Конституция РФ, законы, среди которых в первую очередь следует назвать КЗоТ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты органов местного самоуправления, а также постановления судов высшей инстанции, например Верховного Суда РФ. К особенным источникам Т.п. относятся акты локального регулирования (коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка и др.). Наряду с названными внутригосударственными источниками в Т.п. имеются международные источники — двусторонние и многосторонние договоры, например международные пакты о правах человека и конвенции МОТ. Эта группа источников обусловлена Конституцией РФ (п. 4 ст. 15). Как и в других отраслях, система Т.п. состоит из институтов, включающих институты коллективного договора и соглашения, трудового договора, занятости, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы и т.д. Среди них центральным институтом является трудовой договор. Вместе с тем, если коллективные договоры и соглашения, для которых имеется достаточная законодательная основа, будут развиваться, в будущем институт коллективного договора может занять равнозначное место с институтом трудового договора. Т.п. России в качестве самостоятельной отрасли сформировалось после принятия в 1918—22 первых двух российских кодексов законов о труде, хотя общественное и научное признание получило значительно позже, примерно в 50-х гг. Столь запоздалое признание объясняется тем обстоятельством, что Т.п. вышло из гражданского и административного права, приверженцы которого, занимая консервативные позиции, никак не могли согласиться с появлением новой отрасли права. Запоздалое признание Т.п. харакгерно не только для России. В странах Запада оно происходило в очень разное время. Так, в Великобритании, которая первой стала на путь принятия законодательства, ограничивающего эксплуатацию (законы начала 19 в. об охране труда детей и женщин), борьба за признание трудового права закончилась сравнительно недавно — в 70-х гг. 20 в. В то же время во Франции, где первый закон об охране труда был принят позже, чем в Великобритании (Закон 1841 о труде детей на промышленных предприятиях), признание Т.п. произошло намного раньше. В этой стране впервые была осуществлена кодификация трудового законодательства (подготовка первого кодекса труда относится к 1910). Во Франции само понятие Т.п. появилось как порождение социалистической мысли «под влиянием теоретиков социализма». Известный юрист Жорж Сесель назвал его «настоящим классовым правом». Появилось понятие Т.п. в ходе революции 1848 в качестве обобщенной социальной программы, т.е. программы, направленной на защиту интересов и потребностей людей труда, включавшей утверждение свободы ассоциаций, ограничение рабочего дня десятью часами для взрослых работников, осуждение купли-продажи рабочей силы, упразднение платных бюро по найму, создание так называемой Люксембургской комиссии, явившейся прообразом будущего министерства труда. Не случайно в 20 в. в странах Западной Европы крупные позитивные реформы в области труда и трудовых отношений осуществлялись главным образом, когда у власти находились социалисты, социал-демократы или лейбористы, либо под их большим общественным влиянием. Первый р о с с и й с к и й трудовой кодекс (КЗоТ РСФСР) появился в 1918. Наряду с нормами, несомненно отвечающими интересам трудящихся масс, он содержал нормы, серьезно ограничивавшие Т.п. граждан. Однако существенного значения для регулирования условий труда он не приобрел в связи с экономической разрухой в стране, начавшейся гражданской войной и др. обстоятельствами, создавшими серьезные препятствия для применения норм, направленных на улучшение условий труда работников на производстве. В то время условия труда регулировались отдельными правительственными декретами. Этот период в истории России получил наименование военного коммунизма. Второй российский кодекс (КЗоТ РСФСР) был принят в 1922. Он закрепил основы правового регулирования труда, сложившиеся в связи с переходом страны от политики военного коммунизма к Новой экономической политике (нэпу). Кодекс произвел революцию в правовом регулировании труда, ибо означал отказ от такого широко применявшегося в предшествующий период регулирования трудовых отношений, в котором важным элементом являлось принудительное привлечение к труду. Тогда для всех граждан РСФСР, за некоторым изъятием, была установлена трудовая повинность. КЗоТ 1922 заменил принудительное привлечение к труду трудовым договором, трудовая повинность устанавливалась в исключительных случаях. Возрождались некоторые трудовые права, предусмотренные КЗоТ 1918, вводились новые, ранее неизвестные ни в России, ни за ее пределами. Поскольку содержание КЗоТ 1922 во многом определялось нэпом, отказ от него повлек за собой отход от целого ряда нововведений кодекса, в том числе в ряде весьма существенных областей правового регулирования труда (ежегодные отпуска, отпуска по беременности и родам, судебное обжалование увольнений по инициативе администрации и т.д.). Постепенно правовое регулирование труда стало осуществляться не столько республиканскими кодексами, сколько общесоюзным законодательством, которому кодексы должны были соответствовать. Этот процесс привел к принятию в 1970 основополагающего закона, призванного обеспечить единство правового регулирования труда на всей территории СССР — Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. В соответствии с ними был принят новый КЗоТ РСФСР (1971), а также новые кодексы союзных республик. Основы и кодексы во многом воспроизводили КЗоТ 1922, хотя в них появилось немало нового. Так осуществилась третья (после 1918 и 1922) кодификация законодательства о труде. К концу 80-х гг. в советском Т.п. наряду с безусловно полезными для трудящихся нормами было немало недостатков. К их числу следовало бы отнести ошибочную ориентацию права на производство, а не на работника; низкий уровень условий труда и заработной платы, почти полное отсутствие договорных начал в отношениях между работниками и администрацией предприятий, слабость механизма защиты трудовых прав при массовом их нарушении. После развала СССР и в связи с переходом к рыночным отношениям началось формирование современного Т.п. России на базе ранее принятого законодательства путем внесения в него тех или иных изменений и дополнений, а также путем принятия новых законов. И з м е н е н и я в действующее законодательство можно разбить на две группы. Первая включает радикальные изменения некоторых институтов Т.п., в первую очередь института заработной платы: определение ее размеров, за исключением бюджетной сферы, перешло от государства к предприятиям. Государство оставило за собой лишь определение минимальных размеров. Второе изменение касается института трудовых споров, который, наряду с индивидуальными, отныне включает порядок разрешения коллективных трудовых споров и, что особенно важно, порядок организации и проведения забастовок. Говоря об индивидуальных спорах, нельзя не сказать о значительном расширении судебной защиты нарушенных прав и о возможности в определенных случаях возмещения морального вреда. Третье радикальное изменение касается института контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде. Другая группа подвижек, хотя и имеет весьма существенное значение, формально не изменила правовые институты. Это в первую очередь институт коллективных договоров и соглашений (новое законодательство создало большие возможности для коллективно-договорного регулирования труда). Это также институт профсоюзов, демократизации и упрочению правового положения которого во многом способствовало принятие специальных законов о профсоюзах. Существенные преобразования произошли и в других институтах — времени отдыха в связи с установлением ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней, труда женщин и молодежи, занятости в связи с признанием безработицы как явления общественной жизни и принятием некоторых мер защиты от нее. Определенной вехой в развитии российского Т.п. явилось принятие в 1993 Конституции РФ в той части, которая касается условий труда и трудовых отношений. В Конституции целый ряд Т.п. отнесен к категории прав человека: свобода труда и запрещение принуждения к нему, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера, право на охрану труда и на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых, а также на создание профессиональных союзов для защиты работниками своих интересов. Таким образом, в Конституции получила закрепление прямая связь между трудовыми правами и правами человека, обозначенная уже в международных документах и способствующая более надежному применению Т.п. в различных странах. Принципиальное значение для регулирования труда имеет установленный Конституцией приоритет международного договора РФ перед внутренним правом. Отнесение в Конституции целого ряда Т.п. к категории прав человека повышает юридическую и моральную значимость Т.п., а также ответственность за их нарушение. Упомянутые конституционные нормы призваны усилить защитный характер Т.п., что приобретает особую важность в нынешний переходный к рынку период, когда нарушения права — не менее, а возможно и более многочисленны, чем раньше. В связи с переходом к рынку среди российских экономистов и частично юристов распространились модные на Западе идеи неолиберализма, которые они пытаются спроецировать на регулирование трудовых отношений в России в ультралиберальном варианте. Однако перенесение на российскую почву западных идей без учета местных условий неизбежно приводит к крайностям, к стремлению подменить нормы Т.п. гражданско-правовыми, что привело к ослаблению положения работника на производстве. Западноевропейский правовой неолиберализм ставит под сомнение необходимость Т.п., по крайней мере как права, направленного на защиту человека труда. При этом основным аргументом является глобализация экономики и переход капитализма на более высокий уровень развития. В практику правового регулирования труда неолиберальные взгляды проникли довольно глубоко. Тем не менее Т.п. сохраняет свою значимость, хотя уровень защиты работников не всегда одинаков даже в рамках одной страны. О значимости национального и международного Т.п. свидетельствует его поддержка в Международной организации труда (МОТ), что вполне естественно: эксплуатация труда, для борьбы с которой была создана МОТ, не исчезает, а принимает лишь новые формы и способы осуществления. СЛ. Иванов

Источник: Юридическая энциклопедия

ТРУДОВОЕ ПРАВО
в СССР отрасль советского социалистического права, регулирующая социалистические трудовые отношения, т. е. отношения, возникающие во всех случаях, когда член социалистического общества, реализуя свое право на труд и выполняя обязанность трудиться, поступает на работу в то или иное предприятие, учреждение или хозяйство (фабрика, завод, колхоз, промысловая артель и т. п.) и обязуется выполнять там определенную трудовую функцию, содействуя осуществлению задач, стоящих перед данным производственным коллективом.
В социалистическом обществе взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Трудовое отношение складывается и проявляет себя не только в процессе производства, но и в процессе распределения общественного продукта (получение работающим доли общественного продукта в качестве оплаты за труд). Будучи урегулировано Т. п., трудовое отношение становится правоотношением. Оно выступает как волевое отношение, содержание которого дано экономическим отношением, как совокупность взаимных прав и обязанностей сторон–самого работника и предприятия, учреждения или хозяйства, где он работает (обязанность выполнять соответствующую работу, соблюдая установленную меру труда; право получать определенное вознаграждение за свой труд и т. п.).
Советское Т. п. является одним из мощных средств, содействующих применению и использованию в интересах всего общества познанных экономических закономерностей общественного развития. В соответствии с требованиями основного экономического закона социализма правовое регулирование труда в СССР идет по линии неуклонного улучшения материально-бытового и культурного благосостояния трудящихся на основе повышения производительности труда, непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.
В первую главную фазу развития советского социалистического государства служебная роль советского Т. п. состояла в содействии строительству и оформлению социалистического базиса, воспитанию новой, социалистической дисциплины труда на предприятиях обобществленного сектора народного хэ-зяйства, подъему производительности труда, улучшению материально-бытовых условий трудящихся.
Одновременно советское Т. п. первой главной фазы развития советского социалистического государства являлось одним из важнейших орудий проведения политики ограничения и вытеснения частно- капиталистических элементов и подготовки условий для полной их ликвидации.
Во второй главной фазе развития советского социалистического государства советское Т. п. содействует дальнейшему укреплению социалистического базиса, росту производительности труда, непрерывному росту и совершенствованию социалистического производства на базе новой техники, обеспечению народного хозяйства новыми кадрами и культурно-техническому подъему трудящихся, широкому развертыванию социалистического соревнования и дальнейшему укреплению социалистической трудовой дисциплины, воспитанию в широких массах трудящихся коммунистического отношения к труду и преодолению пережитков капитализма в сознании людей, последовательному внедрению социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству, дальнейшему облегчению и оздоровлению труда, обеспечению максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся, осуществлению исторической задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.
И. В. Сталин в труде «Экономические проблемы социализма в СССР» указывал на три предварительных условия, осуществление которых необходимо для того, чтобы подготовить действительный переход к коммунизму. Во-первых, необходимо прочно обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства; во-вторых, необходимо путем постепенных переходов поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена; в-третьих, необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь в силу существующего разделения труда к одной какой-либо профессии. Для достижения такого культурного роста нужно сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов, с тем, чтобы члены общества имели достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Далее, для этого необходимо ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества гмели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату рабочих и служащих минимум вдвое, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и особенно путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.
Намеченная директивами XIX съезда партии программа развития нашей страны соответствует требованию основного экономического закона социализма и идет в направлении построения коммунистического общества.
Выполнение пятого пятилетнего плана будет крупным шагом вперед по пути развития от социализма к коммунизму. Советское правовое регулирование труда в наст, время направлено на максимальное содействие выполнению народнохозяйственных и культурных задач этого грандиозного плана.
Решение задач пятого пятилетнего плана требует всемерного укрепления и совершенствования социалистической организации труда, повышения его производительности на основе внедрения новейшей передовой техники, роста технической вооруженности и культурно-технического уровня трудящихся, сознательного отношения к труду и высокой трудовой дисциплины, развертывания массового социалистического соревнования, правильной расстановки и использования кадров по политическим и деловым признакам, неуклонного и последовательного применения социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству.
Принципы социалистической организации труда получили свое правовое выражение и закрепление в Основном Законе Советского государства – в Конституции СССР. Основным принципом социалистической организации труда является принцип: «от каждого по его способности, каждому – по его труду». С этим основным принципом связан ряд других закрепленных в Конституции СССР принципов организация труда: всеобщая обязанность трудиться по способности согласно принципу: «кто не работает, тот не ест, право на труд, право на отдых, право на образование, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.
Одним из важнейших принципов советского Т. п., как и всего советского права, является полное и последовательное равенство трудовых прав граждан, независимо от пола, национальности, расы, религиозной принадлежности, строгое запрещение какой бы то ни было дискриминации по указанным и иным признакам. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным матерям, предоставлением женщине отпусков по беременности с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.
Проводя в жизнь единые принципы правового регулирования труда, Советское государство в то же время учитывает конкретные условия и обстановку, в которых протекает труд граждан, и, в первую очередь, – форму социалистической собственности, с которой связан труд.
В СССР существуют два основных вида социалистических трудовых отношений: 1) отношения рабочих и служащих, возникающие, как правило, в гос. предприятиях и хозяйствах; 2) отношения, возникающие в колхозно-кооперативных предприятиях и хозяйствах, связанные с членством в кооперативной организации. Т. п. СССР, регулируя оба вида трудовых отношений, охватывает своими нормами как труд рабочих и служащих, так и труд колхозников и членов промысловых артелей. Различие двух указанных основных видов социалистических трудовых отношений, обусловленное существованием двух форм социалистической собственности, вызывает и известные различия в их правовом регулировании при общности основных принципов регулирования. Эти различия касаются порядка возникновения и прекращения трудовых правоотношений, порядка нормирования условий труда, вознаграждения за труд, организации материального обеспечения по нетрудоспособности и т. п.
Единством принципов и дифференциацией правового регулирования труда в СССР определяется и система советского Т. п. В общую часть советского Т. п. входят правовые нормы, относящиеся ко всем гражданам и ко всем видам трудовых отношений (напр., нормы, закрепляющие право на труд, нормы, обязывающие блюсти дисциплину труда, и др.); в особенную часть входят нормы, распространяющиеся только на какой-либо отдельный вид трудовых отношений. В соответствии с этим в особенную часть советского Т. п. входят 2 группы правовых норм:
1) нормы, регулирующие труд рабочих и служащих;
2) нормы, регулирующие труд членов производственно-кооперативных артелей (сельскохозяйственных и промысловых). В свою очередь второй раздел особенной части советского Т. п. состоит из: а) норм, регулирующих труд колхозников; б) норм, регулирующих труд членов промыслово-кооперативных артелей.
Нормы, регулирующие труд колхозников, являются одновременно и нормами Т. п., и нормами колхозного права, поскольку колхозные трудовые отношения входят составной частью в отношения колхозного членства. Нормы, регулирующие труд членов колхоза, тесно связаны с другими нормами, определяющими правовое положение членов колхоза (совместное распоряжение колхозной продукцией, распределение доходов, управление делами колхоза и др.).
Активная роль Т. п. СССР в осуществлении принципов социалистической организации труда проявляется в различных направлениях. Т. п. в СССР содействует: разрешению проблемы кадров (организованный набор кадров, подготовка квалифицированных кадров, закрепление их на производстве и правильное использование), должному выполнению трудовых обязанностей, укреплению трудовой дисциплины, развертыванию социалистического соревнования и его высшей формы – стахановского движения, реализации права на труд, последовательному проведению принципа оплаты по труду, непрерывному повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся.
Опыт правового регулирования труда в СССР широко используется странами народной демократии, вступившими на пупь строительства социализма (см. Трудовое право стран народной демократии). В европейских странах народной демократии создается и развивается система социалистического Т. п., построенная на основных принципах, тождественных с принципами советского Т. п. В национализированных предприятиях и хозяйствах Т. п. этих стран, закрепляя за трудящимися ряд правовых гарантий, вместе с тем содействует укреплению трудовой дисциплины, укреплению и развитию новых, социалистических трудовых отношений.
Идеологи буржуазии, особенно правые социалисты, лживо проповедуют, что правовое регулирование труда в капиталистических странах направлено якобы на заботу «надклассового» государства о трудящихся массах, о всемерной охране их интересов. В действительности правовое регулирование труда в современных буржуазных странах направлено на закрепление и усиление капиталистической эксплуатации рабочего класса.
В период империализма и особенно обострения общего кризиса капитализма содержание правового регулирования труда в капиталистических странах отражает действие основного экономического закона современного капитализма. Это выражается в террористическом антирабочем законодательстве, в системе административно-полицейского произвола, в драконовских репрессиях, обрушиваемых на трудящихся монополиями и находящимся в их подчинении капиталистическим государством, в эксплуатации трудящихся масс, угнетении народов колониальных и полуколониальных стран, в развертывании военной экономики, что обеспечивает наибольшие прибыли монополистам.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
701.54 кб

Особенности трудовых правоотношений

Косарева П.С., Канищев Д.В.
Любой общественно-полезный труд имеет огромное значение в жизни каждого человека и общества в целом, так как человек и общество могут потреблять лишь то, что создано трудом.
Читать PDF
429.12 кб

Право на индивидуальные трудовые споры

Рязанцева Т.В.
Аннотация: в данной работе раскрыто понятие трудовых споров, особенности трудовых отношений между работодателем и сотрудником. Автором выделены рекомендации по регулированию индивидуальных правовых споров.
Читать PDF
267.68 кб

Трудовое право Латвии в начале XXI века

Байков Александр Михайлович
В статье рассматриваются особенности правового регулирования труда в Латвии.
Читать PDF
261.01 кб

Статика и динамика трудовых правоотношений

Вишнякова Марина Анатольевна
Рассматриваются две концепции по вопросу состава трудового правоотношения и возможность существования трудовых правоотношений в двух стадиях, а также возможность приостановления трудового договора.
Читать PDF
20.91 мб

Статика и динамика трудовых правоотношений

Вишнякова М.А.
Трудовые правоотношения имеют длящийся характер и сложную структуру, поэтому можно утверждать, что они могут испытывать различные изменения через изменения объемов прав и обязанностей субъектов.
Читать PDF
152.57 кб

Трудовые правонарушения в общественном мнении

Марковиченко С. В.
На основании проведенного опроса населения, результатов других эмпирических исследований характеризуются основные виды правонарушений в сфере трудовых отношений, оценивается их распространенность и связь преступными посягательства
Читать PDF
364.74 кб

Коллизионное трудовое право: опыт стран БРИКС

Ахмадова Марьям Абдурахмановна
В статье рассмотрены вопросы регулирования коллизионных трудовых отношений, возникающие вследствие трудовой миграции, обусловленной деятельностью транснациональных корпораций в странах БРИКС.
Читать PDF
347.37 кб

Международное трудовое право: понятие, предмет

Лушникова М. В.
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы теории международного трудового права. Автор анализирует и сопоставляет различные подходы к определению правовой природы отрасли международного трудового права.
Читать PDF
16.17 мб

Трудовое правоотношение как правовая структура

Раманкулов Кубанычбек Советович
В статье трудовое правоотношение исследуется с системной точки зрения как правовая структура, предполагающая связи, отношения, взаимодействия всех элементов и звеньев механизма правового регулирования труда.
Читать PDF
203.51 кб

Социально-правовые механизмы трудовой мотивации

Лобанова Татьяна Николаевна
В статье рассматривается системный подход к механизму трудовой мотивации, основанный на мотивах, заданных внешней средой экономическими и социально-правовыми факторами, на внутренних мотивах работника, сложившихся в ходе его жизне
Читать PDF
231.57 кб

Трудовые правоотношения государственных служащих

Артемов Алексей Васильевич
Анализируется специфика регулирования труда государственных служащих, рассматривается вопрос об окончательном урегулировании труда государственных служащих нормами трудового или административного права.
Читать PDF
166.37 кб

Фиктивный трудовой договор: правовые последствия

Осетров С.А.
В статье рассматриваются отдельные правоприменительные проблемы признания недействительности трудовых договоров. Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит института признания недействительным трудового договора.
Читать PDF
459.58 кб

Трудовое право в годы Великой Отечественной войны

Серегина Л. В.
Читать PDF
238.25 кб

Структура индивидуального трудового правоотношения

Лебедев Владимир Максимович
Рассматривается индивидуальное трудовое правоотношение как правовая система, анализируются ее элементы и стадии развития.
Читать PDF
410.96 кб

Роль коммерческой тайны в трудовых правоотношениях

Выскребцев Богдан Сергеевич
Представлены основные проблемные моменты в отношении информации и ее правообладателя, доступа работника к информации, составляющей коммерческую тайну, закрепления обязанности о неразглашении в трудовом договоре охраняемой законом

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины: