нарушения в психике личности, выражающиеся в низкой социальной самооценке и несоблюдении правовых норм.
АНОМИЯ
АНОМИЯ
Источник: Энциклопедия трудовых отношений
АНОМИЯ
— падение престижа права, его низкая степень воздействия на поведение человека при дестабилизации социальных процессов в обществе.
Источник: Юридическая психология словарь терминов
Аномия
нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, при котором утрачена значимость социальных норм и предписаний, отсутствует чувство солидарности с другими людьми, возникает чувство беспомощности, пустоты, изоляции, безответственности.
А. – следствие и фактор кризиса общества, разложения системы ценностей, выражается в девиантном поведении: апатия, разочарованность, преступность и т.п.
А. – следствие и фактор кризиса общества, разложения системы ценностей, выражается в девиантном поведении: апатия, разочарованность, преступность и т.п.
Источник: Некоторые юридические термины
Аномия
понятие, введѐнное в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения. Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, в котором разложение, дезинтеграция и распад определѐнной системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный общественный порядок, отныне не соответствует новым, сформулированным и принятым государством идеалам. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения. В настоящее время аномия понимается как нарушения в ценностно-нормативных системах личности и социальных групп, ценностно-нормативный вакуум, неэффективность социальных и, прежде всего, правовых норм. Предпосылка девиантного (отклоняющегося) поведения, состояние сознания, вызванное невозможностью достижения целей законными средствами. Аномичная личность отличается социальной безответственностью, экстремизмом, маргинальностью.
Источник: Криминология основные термины и определения. 2017 г.
АНОМИЯ
букв.: безнормативность) - состояние социальной дезорганизации и социальной нестабильности, при котором ослабевает контроль социальных норм за поведением индивида, что возможно либо вследствие того, что сами эти нормы ясно не сформулированы, не применяются четко и регулярно, либо вследствие конфликта между различными или противоречащими друг другу нормами. Такое состояние «безнормативности» оставляет людей без четких границ поведения, они не представляют ясно, как следует себя вести, а часто и не интересуются этим.
Основоположник концепции А. (социальной дезорганизации) - крупнейший французский социолог и правовед Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исходил из того, что нормальная жизнь любого общества возможна при «социальной сплоченности», урегулированной нормами, в первую очередь правовыми. В период стабильности закон выступает для человека в образе высшего (или признаваемого им за высшее) коллективного сознания. Если субъект дисциплинирован и признает над собой коллективный авторитет, т.е. обладает здоровой моральной конструкцией, то он чувствует сам, что требования его не должны подниматься выше определенного уровня. Индивидуальные стремления заключены в этом случае в установленные рамки. Отсутствие между людьми социальной сплоченности, солидарности, приводящее к состоянию А., Дюркгейм расценивал как источник абсолютного большинства негативных общественных проявлений, в том числе преступности. Он считал состояние А. характерным и нормальным явлением современного ему общества.
Э. Дюркгейм определял пути выхода из кризисного состояния А.: дело не
«в воскрешении традиций и обычаев, которые, не отвечая более настоящим условиям социального положения, могли бы жить только искусственной и кажущейся жизнью». Излечение общества возможно путем социальных реформ, укрепления «коллективных представлений», повышения уровня «социальной солидарности» в рамках прежде всего профессиональных групп - «корпораций» лиц, объединяемых совместной профессией. При этом ученый придерживался принципа постепенности, который отвергает возможность скоротечных перемен в развитии всех социальных процессов, в том числе и преступности, поскольку лежащая в их основе нравственность меняется медленно.
Концепцию А. применительно к проблемам криминологии развил американский социолог Роберт Мертон, считавший основной причиной преступности противоречие между ценностями, на достижение которых нацеливает общество, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить такие ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой.
Теории А. свойственна ограниченность; она не объясняет ни того, почему индивид теряет связь со своей культурой, ни того, почему большинство людей, подверженных воздействию почти одних и тех же влияний, не перестают идентифицировать себя с группой и демонстрируют поведение, которое не настолько отклоняется от нормы, чтобы квалифицировать его как незаконное. Теория А. не объясняет также и деструктивную, или неутилитарную, природу некоторых правонарушений.
Аргунова Ю.Н.
Основоположник концепции А. (социальной дезорганизации) - крупнейший французский социолог и правовед Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исходил из того, что нормальная жизнь любого общества возможна при «социальной сплоченности», урегулированной нормами, в первую очередь правовыми. В период стабильности закон выступает для человека в образе высшего (или признаваемого им за высшее) коллективного сознания. Если субъект дисциплинирован и признает над собой коллективный авторитет, т.е. обладает здоровой моральной конструкцией, то он чувствует сам, что требования его не должны подниматься выше определенного уровня. Индивидуальные стремления заключены в этом случае в установленные рамки. Отсутствие между людьми социальной сплоченности, солидарности, приводящее к состоянию А., Дюркгейм расценивал как источник абсолютного большинства негативных общественных проявлений, в том числе преступности. Он считал состояние А. характерным и нормальным явлением современного ему общества.
Э. Дюркгейм определял пути выхода из кризисного состояния А.: дело не
«в воскрешении традиций и обычаев, которые, не отвечая более настоящим условиям социального положения, могли бы жить только искусственной и кажущейся жизнью». Излечение общества возможно путем социальных реформ, укрепления «коллективных представлений», повышения уровня «социальной солидарности» в рамках прежде всего профессиональных групп - «корпораций» лиц, объединяемых совместной профессией. При этом ученый придерживался принципа постепенности, который отвергает возможность скоротечных перемен в развитии всех социальных процессов, в том числе и преступности, поскольку лежащая в их основе нравственность меняется медленно.
Концепцию А. применительно к проблемам криминологии развил американский социолог Роберт Мертон, считавший основной причиной преступности противоречие между ценностями, на достижение которых нацеливает общество, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить такие ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой.
Теории А. свойственна ограниченность; она не объясняет ни того, почему индивид теряет связь со своей культурой, ни того, почему большинство людей, подверженных воздействию почти одних и тех же влияний, не перестают идентифицировать себя с группой и демонстрируют поведение, которое не настолько отклоняется от нормы, чтобы квалифицировать его как незаконное. Теория А. не объясняет также и деструктивную, или неутилитарную, природу некоторых правонарушений.
Аргунова Ю.Н.
Источник: Энциклопедия юриста