АРИСТОТЕЛЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аристотель
(384—322 до н.э.), древнегреческий философ. Ему принадлежат антикоррупционные высказывания: « Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль»; «Самое главное при всяком государственном устройстве — устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Источник: Антикоррупционный словарь.

АРИСТОТЕЛЬ
384–322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, создатель этики как науки. Основные труды в области этики – «Большая этика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика». А. впервые употребил термин «этика», обозначив им науку о добродетелях человеческой души. А. – один из первых представителей социоцентризма в понимании морали. Основные этические идеи А.: 1. Этика изучает и классифицирует нормы поведения людей, которые ведут к достижению блага. 2. Благо – это счастье (эвдемония). Счастье состоит в деятельности души по формированию добродетелей – положительных морально-психологических качеств личности и в переживании полноты и удовлетворенности своей жизнью. Необходимые условия счастья, по А., – физическое и душевное здоровье, материальный достаток, любящие семья и друзья, выполнение гражданского долга. 3. Добродетели как сознательное движение души человека к благу подразделяются на этические и дианоэтические. Этические добродетели эмоционально-волевые, они связаны с характером человека, например, решительность, мужество, целеустремленность; дианоэтические добродетели интеллектуальные, например, благоразумие, справедливость, умеренность. Добродетели являются результатом воспитания, сознательных усилий человека. 4. Добродетельный человек и полноценный гражданин своего государства – тот, кто осознанно делает моральный выбор в пользу одобряемых обществом нравственно-положительных намерений и поступков, добивается гармонической согласованности этических и дианоэтических добродетелей. А. точно и четко проработал основные понятия морального сознания, его этика оказала и продолжает оказывать существенное влияние на самые разные учения, школы и направления в этике.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Аристотель
(384—322 до н.э.) — древнегреческий философ и ученый. Затрагивая в своих трудах практически все области научного знания, он не оставил без внимания и преступность. К числу причин преступлений Аристотель относил бедность, необоснованные привилегии определенных социальных слоев и политическое бесправие других, национальные противоречия («разноплеменность населения»). Философ осуждал культ богатства, отмечая, что величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не из-за недостатка предметов первой необходимости. Отрицая теорию прирожденного преступника, Аристотель отмечал: «От самого человека зависит, быть достойным или дурным». Неправы те, кто считает, что люди дурны не по своей воле. Ведь если бы это было так, то за дурные дела незачем было бы устанавливать наказание: нелепо запрещать то, что не во власти человека исполнить. По сути, эти две идеи древнего ученого («от самого человека зависит, быть достойным или дурным» и «нелепо запрещать то, что не во власти человека исполнить») положены в основу современной концепции вменяемости. Среди мер воздействия на преступность особо он выделял следующие социальные факторы:
справедливое государственное устройство;
стабильность законов;
беспрекословное их главенство над должностными лицами;
борьба с коррупцией (в частности, он предлагает меру, которая могла бы быть весьма эффективной и сегодня — запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей);
развитие экономики, обеспечивающее высокий уровень жизни («в том государстве, которое желает иметь прекрасный строй, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости», «в бедном государстве частные лица корыстолюбивы»);
предоставление возможности реализовать в социально полезных формах активность различных слоев населения. Борьбу с коррупцией Аристотель рассматривает как основу обеспечения государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться»2. «Только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными»3.

Источник: Криминология. Практикум. 2015 г.

Аристотель
(384 – 322 до н. э.) – древнегреческий философ и политический мыслитель. Родился в г. Стагире (Фракия) в семье придворного врача македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до смерти основателя Академии в 347 г. до н. э. Известно, что Платон выделял Аристотеля из числа других учеников, называя его «умом» своей школы. Однако известно и то, что уже в стенах Академии обнаруживаются расхождения во взглядах между учителем и учеником, суть которых выражена в известном изречении Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Впоследствии эти расхождения вырастут в резкую, нелицеприятную критику Аристотелем всей системы объективного идеализма Платона. В конце 40-х гг. IV в. до н. э. Аристотель был приглашён македонским царём Филиппом II на роль воспитателя сына государя наследника престола – тринадцатилетнего Александра. Приняв предложение Филиппа, он переехал в столицу его царства г. Пеллу. Воспитание Александра Македонского Аристотелем продолжалось около четырёх лет. Впоследствии великий полководец скажет: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что даёт ей цену». В 50-летнем возрасте Аристотель возвращается в Афины, где открывает свою философскую школу – Ликей (по имени находящегося рядом храма Апполона Ликейского). В состав теории школы входили тенистый сад с крылатыми галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась, также «перипатетической» (т. е. «прогулочной»), а члены школы – «перипатетиками» (т. е. «прогуливающимися»). Их было много, ибо Аристотель имел не одну сотню учеников и последователей. В Лике Аристотель преподавал фактически до конца своей жизни. Наследие Аристотеля велико, хотя дошло до нас далеко не всё. Среди произведений, в которых сформулирована едва ли не вся сумма знаний древних греков той эпохи, особое место занимают сочинения, посвящённые политико-правовым вопросам, такие, как «Политика», «Афинская политика» и «Этика». С именем Аристотеля связано зарождение политической науки как таковой. В отличие от Платона, который был поглощён религиозно метафизическими проблемами и творил идеальные схемы, не считаясь с настроениями, готовностью людей, Аристотель ставил цель – усовершенствовать человеческое общежитие, отталкиваясь от действительности. Решающееся средство познания он усматривал не в откровении, а в опыте и рациональном анализе, сделав политику предметом эмпирического исследования. Известно, например, что под его руководством в Лике были созданы коллективные труды, основанные на обобщении огромного фактического материала. В частности, это было описание ста пятидесяти восьми государственных устройств.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

АРИСТОТЕЛЬ
384—322 до н.э.) — древнегреческий философ, создатель античной концепции политической науки. А. учился, а затем преподавал в платоновской Академии. Был воспитателем Александра Македонского. Основал свою философскую школу (Ликей). Основные п р о и з в е д е н и я : Политика, Афинская полития, Никомахова этика. Политика, по А., — наука о полисе, его строении и функционировании. Она, как и этика, является наукой о практике и практической деятельности. Этика, по А., — это начало политики, введение к ней. Цель политики охватывает цели всех других наук о практике и является наивысшей целью — блаженство (жизнь людей в довольстве), которое обладает самодостаточностью (автаркией) и представляет собой самоцель. Главная задача политики — «создать граждан определенного качества, т.е. добродетельных и совершающих прекрасные поступки». Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. А. различает 2 вида справедливости: распределяющая справедливость — принцип распределения «по достоинству» соответствующих благ (власти, почестей, имущества и т.д.) между членами политического общения; уравнивающая справедливость — принцип уравнивания того, что составляет предмет обмена (область сделок, возмещения вреда и уголовного наказания). Политическая справедливость включает оба этих принципа и возможна лишь в форме полисной (политической) организации жизни свободных и равных людей. Государство — «продукт естественного возникновения », оно выступает как завершение таких первичных по времени форм общения, как семья и селение. «Человек по природе своей есть существо политическое », и лишь в государстве завершается генезис природы человека. В этом смысле А. отмечал, что государство по своей природе предшествует человеку и иным формам общения, как целое предшествует своим частям. «Варвары» (все неэллины) — люди с неразвитой природой, еще не достигшие уровня политического общения: «варвар и раб по природе своей понятия тождественные». А. оправдывал рабство «по природе». Рабы должны заниматься физическим трудом, создавая тем самым необходимые условия для досуга, духовных занятий и политической жизни свободных членов полиса. Отношения господина и раба, как и семейные отношения, не являются, по А., политическими, поскольку здесь нет равных субъектов и правового принципа их общения. А. обосновывал необходимость частной собственности и индивидуальной семьи и отмечал, что предлагаемая в платоновском проекте идеального государства общность имущества, жен и детей означает уничтожение государства. Частная собственность, по А., коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. А. считал, что по своей форме государство представляет известного рода организацию. Определение государства как формы зависит от того, кого считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по А., это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Каждой форме государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство. Форму государства А. характеризует и как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо. Тремя правильными формами государства А. считал монархическое правление (царскую власть), аристократию и политию, а отклонениями от этих форм — тиранию, олигархию и демократию. Самую правильную форму государства А. называет политией — «средней» формой правления, где во всем доминирует «средний» элемент. В политии правит большинство (слой «средних» людей) в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т.е. вообще характерен для политической формы общения. Из неправильных форм государства тирания — наихудшая. Отвергая крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, А. с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Основную причину возмущений и переворотов А. видит в отсутствии равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других — равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, будто относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из того, что относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам. Право, по А., — форма политического общения и средство выражения политической справедливости: «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения». Право в целом как явление политическое А. называл «политическим правом» и делил его на право естественное и право условное. Необходимым признаком политического качества закона (и иных форм волеустанавливаемого, позитивного права) является, по А., его соответствие праву и справедливости: «Всякий закон в основе предполагает своего рода право». Политическое правление — это правление законов, а не людей. Отступление закона от права означает отход от политической формы общения к деспотическому насилию. Само по себе насилие не является источником права, и закон как явление политическое не может насилие сделать правом. С таким правопониманием связано и положение А. о том, что «самый принцип войн можно считать противным идее права». Конституирующим принципом для текущего законодательства является политический порядок, присущий соответствующей форме государства, «ибо порядок и есть своего рода закон». Соч.: Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 4; Этика. СПб., 1908; Политика. М., 1911; Афинская политая. М.; Л., 1936, М., 1996; Античные риторики. М., 1978. Лит.: Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М.;Л., 1965; Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.;Л., 1947; Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.; его же. Философия права. М., 1997. В.С. Нерсесянц

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.59 мб

Аристотель как первый философ профессионал

Семенков В. Е.
Читать PDF
207.51 кб

Принцип эксплозии: Аристотель и современные синтаксические теории

Лопез-Асторга Мигель
Принцип эксплозии проблематичен для синтактических теорий, призванных объяснить и описать человеческое рассуждение. На самом деле, большинство формальных когнитивных теорий стремятся от него избавиться.
Читать PDF
817.13 кб

АРИСТОТЕЛЬ И ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Александр Иванович Орлов
Цифровая экономика основана на интенсивном использовании информационно-коммуникационных технологий в экономике и управлении. Аппаратная база таких технологий – компьютеры, сети и т.п.
Читать PDF
345.21 кб

Полития как наилучшая форма правления, по Аристотелю

Беляева О. М.
Целью государства, по Аристотелю, является общее благо, достижение счастья каждым гражданином. При этом полис рассматривается как политическое общение свободных и равных людей.
Читать PDF
216.41 кб

Вперед к Аристотелю: освободить экономическую теорию от извращений

Орлов Александр Иванович
Основоположник экономической теории Аристотель. Так называемая "рыночная экономика" извращение взглядов Аристотеля. От извращений надо избавляться. Чем заменить "рыночную экономику"?
Читать PDF
387.79 кб

ВПЕРЕД К АРИСТОТЕЛЮ: СОЛИДАРНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА ВМЕСТО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Орлов А. И.
Читать PDF
124.83 кб

Концепция общей справедливости Аристотеля: опыт реконструкции

Кашников Борис Николаевич
Читать PDF
809.40 кб

Вперед к Аристотелю: функционалистко-органическая (солидарная) информационная экономика взамен рыноч

Александр Иванович Орлов
Десять лет назад мы начали разработку новой экономической теории – функционалистско-органической (солидарной) информационной экономики.
Читать PDF
238.40 кб

2011. 03. 001. Енглард И. Корректирующая и распределительная справедливость: от Аристотеля до соврем

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
196.80 кб

Риторика Аристотеля: юридический взгляд

Рекош Карина Хаджиевна
Анализ какого-либо явления, отстоящего от исследователя на тысячелетия по времени, проводимый в свете того или иного отдела знания, в любом случае высвечивает одно и затемняет другое, предпочтение отдаётся одному в ущерб другому.
Читать PDF
183.77 кб

Республика и демократия по классификации Аристотеля

Андрушкевич Игорь Николаевич
The author turns to the Greek and Roman sources of the political science in particular reviewing the definition of its most important problems in works by Aristotle and Plato. I.
Читать PDF
788.60 кб

Герменевтическая модель Аристотеля: юридическое мышление и теория о суждении

Гетьман И.В.
Статья посвящена системному анализу одной из актуальных методологий правопонимания герменевтике.
Читать PDF
0.00 байт

«Афинская полития» Аристотеля о наилучшей форме правления

Кулагин В.В., Лезина Е.П.
Аристотель основоположник политической науки и главный разработчик ее методологии. Он описал строй не менее 158 государств.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие естественной справедливости в трудах Аристотеля в контексте современных проблем правопониман

Остапчук Константин Сергеевич
В статье на примере понятия естественной справедливости Аристотеля, без наличия которой, по мнению автора, немыслимо естественное право, с применением приемов логики и системного анализа предпринята попытка обнаружить возможности
Читать PDF
90.28 кб

Философия Аристотеля и уголовно-правовая причинность

Соктоев З.Б.
На основе учения Аристотеля о четырех причинах предлагается распространить объясняющее значение причинности не только на конструкцию признака, характеризующего объективную сторону преступления.

Похожие термины:

  • АРИСТОТЕЛЬ, ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

    384-322 гг. до н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона. А. родился в эллинском городе С