АРИСТОТЕЛЬ

Найдено 2 описания персоны АРИСТОТЕЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

АРИСТОТЕЛЬ

384–322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, создатель этики как науки. Основные труды в области этики – «Большая этика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика». А. впервые употребил термин «этика», обозначив им науку о добродетелях человеческой души. А. – один из первых представителей социоцентризма в понимании морали. Основные этические идеи А.: 1. Этика изучает и классифицирует нормы поведения людей, которые ведут к достижению блага. 2. Благо – это счастье (эвдемония). Счастье состоит в деятельности души по формированию добродетелей – положительных морально-психологических качеств личности и в переживании полноты и удовлетворенности своей жизнью. Необходимые условия счастья, по А., – физическое и душевное здоровье, материальный достаток, любящие семья и друзья, выполнение гражданского долга. 3. Добродетели как сознательное движение души человека к благу подразделяются на этические и дианоэтические. Этические добродетели эмоционально-волевые, они связаны с характером человека, например, решительность, мужество, целеустремленность; дианоэтические добродетели интеллектуальные, например, благоразумие, справедливость, умеренность. Добродетели являются результатом воспитания, сознательных усилий человека. 4. Добродетельный человек и полноценный гражданин своего государства – тот, кто осознанно делает моральный выбор в пользу одобряемых обществом нравственно-положительных намерений и поступков, добивается гармонической согласованности этических и дианоэтических добродетелей. А. точно и четко проработал основные понятия морального сознания, его этика оказала и продолжает оказывать существенное влияние на самые разные учения, школы и направления в этике.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь

АРИСТОТЕЛЬ

384—322 до н.э.) — древнегреческий философ, создатель античной концепции политической науки. А. учился, а затем преподавал в платоновской Академии. Был воспитателем Александра Македонского. Основал свою философскую школу (Ликей). Основные п р о и з в е д е н и я : Политика, Афинская полития, Никомахова этика. Политика, по А., — наука о полисе, его строении и функционировании. Она, как и этика, является наукой о практике и практической деятельности. Этика, по А., — это начало политики, введение к ней. Цель политики охватывает цели всех других наук о практике и является наивысшей целью — блаженство (жизнь людей в довольстве), которое обладает самодостаточностью (автаркией) и представляет собой самоцель. Главная задача политики — «создать граждан определенного качества, т.е. добродетельных и совершающих прекрасные поступки». Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. А. различает 2 вида справедливости: распределяющая справедливость — принцип распределения «по достоинству» соответствующих благ (власти, почестей, имущества и т.д.) между членами политического общения; уравнивающая справедливость — принцип уравнивания того, что составляет предмет обмена (область сделок, возмещения вреда и уголовного наказания). Политическая справедливость включает оба этих принципа и возможна лишь в форме полисной (политической) организации жизни свободных и равных людей. Государство — «продукт естественного возникновения », оно выступает как завершение таких первичных по времени форм общения, как семья и селение. «Человек по природе своей есть существо политическое », и лишь в государстве завершается генезис природы человека. В этом смысле А. отмечал, что государство по своей природе предшествует человеку и иным формам общения, как целое предшествует своим частям. «Варвары» (все неэллины) — люди с неразвитой природой, еще не достигшие уровня политического общения: «варвар и раб по природе своей понятия тождественные». А. оправдывал рабство «по природе». Рабы должны заниматься физическим трудом, создавая тем самым необходимые условия для досуга, духовных занятий и политической жизни свободных членов полиса. Отношения господина и раба, как и семейные отношения, не являются, по А., политическими, поскольку здесь нет равных субъектов и правового принципа их общения. А. обосновывал необходимость частной собственности и индивидуальной семьи и отмечал, что предлагаемая в платоновском проекте идеального государства общность имущества, жен и детей означает уничтожение государства. Частная собственность, по А., коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. А. считал, что по своей форме государство представляет известного рода организацию. Определение государства как формы зависит от того, кого считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по А., это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Каждой форме государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство. Форму государства А. характеризует и как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо. Тремя правильными формами государства А. считал монархическое правление (царскую власть), аристократию и политию, а отклонениями от этих форм — тиранию, олигархию и демократию. Самую правильную форму государства А. называет политией — «средней» формой правления, где во всем доминирует «средний» элемент. В политии правит большинство (слой «средних» людей) в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т.е. вообще характерен для политической формы общения. Из неправильных форм государства тирания — наихудшая. Отвергая крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, А. с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Основную причину возмущений и переворотов А. видит в отсутствии равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других — равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, будто относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из того, что относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам. Право, по А., — форма политического общения и средство выражения политической справедливости: «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения». Право в целом как явление политическое А. называл «политическим правом» и делил его на право естественное и право условное. Необходимым признаком политического качества закона (и иных форм волеустанавливаемого, позитивного права) является, по А., его соответствие праву и справедливости: «Всякий закон в основе предполагает своего рода право». Политическое правление — это правление законов, а не людей. Отступление закона от права означает отход от политической формы общения к деспотическому насилию. Само по себе насилие не является источником права, и закон как явление политическое не может насилие сделать правом. С таким правопониманием связано и положение А. о том, что «самый принцип войн можно считать противным идее права». Конституирующим принципом для текущего законодательства является политический порядок, присущий соответствующей форме государства, «ибо порядок и есть своего рода закон». Соч.: Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 4; Этика. СПб., 1908; Политика. М., 1911; Афинская политая. М.; Л., 1936, М., 1996; Античные риторики. М., 1978. Лит.: Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М.;Л., 1965; Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.;Л., 1947; Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.; его же. Философия права. М., 1997. В.С. Нерсесянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия