БЕНТАМ Иеремия

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бентам Иеремия
(1748 – 1832 гг.) английский правовед и философ, родоначальник теории утилитаризма. Идеолог английской буржуазии периода промышленного переворота в Англии, виг, один из основателей европейского либерализма XIX в. Автор работ: «Введение в принципы нравственности и законодательства» (1789 г.), «План всеобщего и вечного мира» (1789 г.), «Рассуждения о гражданском и уголовном законодательстве» (1805 г.), «Анархические софизмы» (1816 г.), «Фрагмент о правительстве» (1825 г.), «Конституционный кодекс» (1830 г.). Выступал против левого крыла французского Просвещения, критиковал учение о естественном праве. Являясь в то же время противником консерватизма, Бентам был убеждённым сторонником перемен и среднего пути, т. е реформ. Его требования конституционных преобразований отличались радикализмом и стали важной частью борьбы за парламентскую реформу, господство права, гражданские свободы и авторитет общественного мнения. Бентама отличала широта подхода к юриспруденции, сознание необходимости её совершенствования на научных началах. Труды Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки. Его называли Ньютоном законодательства; теория утилитаризма была далее развита его последователем Дж. Ст. Миллем, а её методология и этика оказали большое воздействие на становление позитивистской школы права.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

БЕНТАМ, Иеремия
1748—1832) — английский юрист, либеральный публицист и философ. Известен больше как один из создателей философии утилитаризма с возведением принципа пользы (блага) в самый значительный критерий оценок социальных явлений, в т.ч. явлений нравственных, и в деле установления гармонии индивидуальных и общественных интересов. Свою публицистическую деятельность Б. начал с опубликования критического очерка «Фрагмент о правительственной власти» (1776), где он дал разбор только что вышедшего труда Блэкстона о законах Англии с апологетикой «счастливой конституции» Англии. Здесь же дано истолкование политического общества как состояния управляемости в отличие и в противоположность «естественному состоянию». Это общество состоит из правящих и подданных, причем общество связывают воля и привычка. Воля, диктующая права и обязанности и обеспеченная санкциями, исходит из суверена. Из этой конструкции Дж. Остин впоследствии развил дефиницию правоприменения как приказа суверена. У Б. эта конструкция противопоставлена «анархическим софизмам» естественного права, которые с особенной силой прозвучат в законодательстве и публицистике Французской революции, в особенности в Декларации прав человека и гражданина 1789. В течение 80-х гг. Б. готовил программу работ, воплотившуюся в Проект полного кодекса законов. В 1789 вышло «Введение в принципы нравственности и законодательства», где содержались критика метафизических начал в праве, положенных в основу учений о естественном праве. Верховным принципом Б. считал пользу (благо). Именно польза как принцип уравновешивает самые разнообразные интересы и служит важным стимулом самосохранения на всех ступенях общественной жизни и общения; польза — лучшее мерило человеческих побуждений. Б. первым начал изучение социальных обстоятельств, сопутствующих извлечению пользы. С учетом его схемы законы и законодательство должны употребить все средства для создания наилучших условий для возможного блага (счастья) общества. К этому призваны три основные отрасли государственной деятельности: законодательство гражданское, которое регулирует распределение средств к счастью; законодательство уголовное, которое удерживает людей от деяний, могущих вызвать у других страдания; конституция (основной закон), которая устанавливает организацию всех учреждений. Со временем Б. из умеренного консерватора делается сторонником представительной демократии как наиболее совершенной формы и посвящает этой форме ряд исследований почти прикладного характер а — о лучшем составлении и обработке законов, о тактике совещательных учреждений, о политике наград в государстве. Одно из важных произведений за- коноведческого плана — трактат о судебных доказательствах — «Рациональное в судебном доказательстве с особенным вниманием к его применению в английской практике» (1827). Отмеченные в трактате несовершенства английской судебной практики были устранены в ходе реформ правительства Пиля. К числу заслуг Б. относят также его воздействие на улучшение системы наказаний, тюремной системы, использованные в тюремной организации США, Англии и др. стран. В 20 в. Б. считают теоретиком права, политики, общества и социальным реформатором, а также провозвестником социологического изучения права, классиком английского либерализма и основоположником современной философии утилитаризма. Лит.: Ярош К.Н. Иеремия Бентам, его отношение к учению о естественном праве. Харьков, 1886; Мартышин О.В. История политических и правовых учений XIX века. Гл. 2. М., 1993. В. Г. Графский

Источник: Юридическая энциклопедия

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия
1748- 1832) - английский философ, занимавшийся вопросами этики, политической экономии, государства, права и пенитенциарии. Получил юридическое образование, но предпочел деятельность публициста, выступающего по чрезвычайно широкому кругу вопросов. Несмотря на популярность его идей, многие сочинения Б. так и остались неопубликованными. В течение всей своей жизни проявлял поразительную активность: обращался с письмами ко многим государственным деятелям Европы и Америки, составлял законопроекты, в том числе по конституционному, гражданскому и уголовному праву, и предлагал их не только английскому парламенту, но и монархам и законодательным органам других стран. Мечтал стать «кодификатором» и Соединенных Штатов, и России, и Франции, и Испании.
В основе его юридических предложений лежали разработанные им общие философские и этические представления. Согласно Б., каждому человеку надлежит заботиться только о самом себе, но это должно в конечном счете принести пользу «наибольшему числу людей». Это была своеобразная философия «утилитаризма» - полезности, основателями которой были Гельвеций и другие французские просветители XVIII в. Б. приспособил ее к потребностям обычного, «разумного» английского буржуа, интересы которого трактовались Б. как общечеловеческие ценности.
Б. выступал как критик феодального устройства общества, но вместе с тем был противником теорий «естественного права», идей французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и других демократических концепций. Будучи первоначально сторонником конституционной монархии, со временем стал проповедовать идеи парламентской демократии, всеобщего и равного избирательного права. Важнейшими общественными институтами провозглашал частную собственность и конкуренцию, защите которых должны служить правовые нормы. Вместе с тем Б. был противником какого-либо вмешательства государства в частную жизнь граждан.
В области уголовной политики Б. придавал известное значение превенции преступлений, но не посредством серьезных социальных преобразований, а путем филантропии - воспитания сирот, детей преступников и т.п. Б. призывал к проведению «экономной» уголовной репрессии, которая не требовала бы больших расходов со стороны государства. Для этого желательно свести зло, причиняемое преступлениями, к имущественному вреду, которое может быть «излечено» денежным вознаграждением, выплачиваемым либо преступником, либо, если это невозможно, обществом. В целях предупреждения наиболее тяжких преступлений Б. предлагал сохранить такие средневековые наказания, как каторгу и клеймение преступников. Б. предлагал реформировать пенитенциарную политику, с тем чтобы с минимальными расходами добиться «устрашения» и даже «исправления» преступников - для этого он разработал проект «образцовой» тюрьмы - паноптикума, где один стражник мог наблюдать сразу за многими заключенными в камерах, расположенных вокруг его «рабочего места».
В целом Б. оказал влияние не столько на развитие законодательства, сколько на общие представления о праве. Вместе с тем принято считать, что такой важнейший документ в истории уголовного законодательства, как Уголовный кодекс Франции 1810г., в известной мере вдохновлялся идеями Б. Со взглядами Б. были хорошо знакомы юристы дореволюционной России, в частности на них ссылался выдающийся реформатор российского законодательства М.М.Сперанский.
Соч.: Бентам И. Избр.соч.Т. 1.СП6., 1867.
Лит.: Решетников Ф.М. «Классическая» школа и антрополого-социологическое направление. М.,1985.
Решетников Ф.М.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
8.99 мб

Портреты ученых-юристов: иеремия Бентам

Савюк Л.К.
В статье предпринят ретроспективный взгляд на воззрения И. Бентама по вопросам государства, права, нравственности, их исторической обусловленности.
Читать PDF
620.12 кб

Представления Иеремии Бентама о государственном устройстве

Сейдеметова Роза Есеновна
Статья посвящена одному из наиболее популярных английских либеральных государствоведов Иеремии Бентаму. Это один из идеологов английской теории утилитаризма. Автор показывает, что И.
Читать PDF
130.51 кб

Уголовно-правовые воззрения Чезаре Беккариа и Иеремиа Бентама

Герасимова Д. А.
В статье дан сравнительный обзор уголовно-правовых взглядов мыслителей XVIII–XIX вв. Чезаре Беккариа и Иеремиа Бентама.
Читать PDF
640.86 кб

Прагматический парламентаризм Иеремии Бентама и современность: общие вопросы

Кудрявцев Максим Александрович
В статье рассматриваются основные положения парламентской доктрины английского правоведа И. Бентама, изложенные им в трактате «Тактика законодательных собраний» одном из самых известных его трудов.