БЕНТАМ Иеремия
Бентам Иеремия
(1748 – 1832 гг.) английский правовед и философ, родоначальник теории утилитаризма. Идеолог английской буржуазии периода промышленного переворота в Англии, виг, один из основателей европейского либерализма XIX в. Автор работ: «Введение в принципы нравственности и законодательства» (1789 г.), «План всеобщего и вечного мира» (1789 г.), «Рассуждения о гражданском и уголовном законодательстве» (1805 г.), «Анархические софизмы» (1816 г.), «Фрагмент о правительстве» (1825 г.), «Конституционный кодекс» (1830 г.). Выступал против левого крыла французского Просвещения, критиковал учение о естественном праве. Являясь в то же время противником консерватизма, Бентам был убеждённым сторонником перемен и среднего пути, т. е реформ. Его требования конституционных преобразований отличались радикализмом и стали важной частью борьбы за парламентскую реформу, господство права, гражданские свободы и авторитет общественного мнения. Бентама отличала широта подхода к юриспруденции, сознание необходимости её совершенствования на научных началах. Труды Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки. Его называли Ньютоном законодательства; теория утилитаризма была далее развита его последователем Дж. Ст. Миллем, а её методология и этика оказали большое воздействие на становление позитивистской школы права.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
БЕНТАМ, Иеремия
1748—1832) — английский юрист, либеральный публицист и философ. Известен больше как один из создателей философии утилитаризма с возведением принципа пользы (блага) в самый значительный критерий оценок социальных явлений, в т.ч. явлений нравственных, и в деле установления гармонии индивидуальных и общественных интересов. Свою публицистическую деятельность Б. начал с опубликования критического очерка «Фрагмент о правительственной власти» (1776), где он дал разбор только что вышедшего труда Блэкстона о законах Англии с апологетикой «счастливой конституции» Англии. Здесь же дано истолкование политического общества как состояния управляемости в отличие и в противоположность «естественному состоянию». Это общество состоит из правящих и подданных, причем общество связывают воля и привычка. Воля, диктующая права и обязанности и обеспеченная санкциями, исходит из суверена. Из этой конструкции Дж. Остин впоследствии развил дефиницию правоприменения как приказа суверена. У Б. эта конструкция противопоставлена «анархическим софизмам» естественного права, которые с особенной силой прозвучат в законодательстве и публицистике Французской революции, в особенности в Декларации прав человека и гражданина 1789. В течение 80-х гг. Б. готовил программу работ, воплотившуюся в Проект полного кодекса законов. В 1789 вышло «Введение в принципы нравственности и законодательства», где содержались критика метафизических начал в праве, положенных в основу учений о естественном праве. Верховным принципом Б. считал пользу (благо). Именно польза как принцип уравновешивает самые разнообразные интересы и служит важным стимулом самосохранения на всех ступенях общественной жизни и общения; польза — лучшее мерило человеческих побуждений. Б. первым начал изучение социальных обстоятельств, сопутствующих извлечению пользы. С учетом его схемы законы и законодательство должны употребить все средства для создания наилучших условий для возможного блага (счастья) общества. К этому призваны три основные отрасли государственной деятельности: законодательство гражданское, которое регулирует распределение средств к счастью; законодательство уголовное, которое удерживает людей от деяний, могущих вызвать у других страдания; конституция (основной закон), которая устанавливает организацию всех учреждений. Со временем Б. из умеренного консерватора делается сторонником представительной демократии как наиболее совершенной формы и посвящает этой форме ряд исследований почти прикладного характер а — о лучшем составлении и обработке законов, о тактике совещательных учреждений, о политике наград в государстве. Одно из важных произведений за- коноведческого плана — трактат о судебных доказательствах — «Рациональное в судебном доказательстве с особенным вниманием к его применению в английской практике» (1827). Отмеченные в трактате несовершенства английской судебной практики были устранены в ходе реформ правительства Пиля. К числу заслуг Б. относят также его воздействие на улучшение системы наказаний, тюремной системы, использованные в тюремной организации США, Англии и др. стран. В 20 в. Б. считают теоретиком права, политики, общества и социальным реформатором, а также провозвестником социологического изучения права, классиком английского либерализма и основоположником современной философии утилитаризма. Лит.: Ярош К.Н. Иеремия Бентам, его отношение к учению о естественном праве. Харьков, 1886; Мартышин О.В. История политических и правовых учений XIX века. Гл. 2. М., 1993. В. Г. Графский
Источник: Юридическая энциклопедия
БЕНТАМ (Bentham) Иеремия
1748- 1832) - английский философ, занимавшийся вопросами этики, политической экономии, государства, права и пенитенциарии. Получил юридическое образование, но предпочел деятельность публициста, выступающего по чрезвычайно широкому кругу вопросов. Несмотря на популярность его идей, многие сочинения Б. так и остались неопубликованными. В течение всей своей жизни проявлял поразительную активность: обращался с письмами ко многим государственным деятелям Европы и Америки, составлял законопроекты, в том числе по конституционному, гражданскому и уголовному праву, и предлагал их не только английскому парламенту, но и монархам и законодательным органам других стран. Мечтал стать «кодификатором» и Соединенных Штатов, и России, и Франции, и Испании.
В основе его юридических предложений лежали разработанные им общие философские и этические представления. Согласно Б., каждому человеку надлежит заботиться только о самом себе, но это должно в конечном счете принести пользу «наибольшему числу людей». Это была своеобразная философия «утилитаризма» - полезности, основателями которой были Гельвеций и другие французские просветители XVIII в. Б. приспособил ее к потребностям обычного, «разумного» английского буржуа, интересы которого трактовались Б. как общечеловеческие ценности.
Б. выступал как критик феодального устройства общества, но вместе с тем был противником теорий «естественного права», идей французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и других демократических концепций. Будучи первоначально сторонником конституционной монархии, со временем стал проповедовать идеи парламентской демократии, всеобщего и равного избирательного права. Важнейшими общественными институтами провозглашал частную собственность и конкуренцию, защите которых должны служить правовые нормы. Вместе с тем Б. был противником какого-либо вмешательства государства в частную жизнь граждан.
В области уголовной политики Б. придавал известное значение превенции преступлений, но не посредством серьезных социальных преобразований, а путем филантропии - воспитания сирот, детей преступников и т.п. Б. призывал к проведению «экономной» уголовной репрессии, которая не требовала бы больших расходов со стороны государства. Для этого желательно свести зло, причиняемое преступлениями, к имущественному вреду, которое может быть «излечено» денежным вознаграждением, выплачиваемым либо преступником, либо, если это невозможно, обществом. В целях предупреждения наиболее тяжких преступлений Б. предлагал сохранить такие средневековые наказания, как каторгу и клеймение преступников. Б. предлагал реформировать пенитенциарную политику, с тем чтобы с минимальными расходами добиться «устрашения» и даже «исправления» преступников - для этого он разработал проект «образцовой» тюрьмы - паноптикума, где один стражник мог наблюдать сразу за многими заключенными в камерах, расположенных вокруг его «рабочего места».
В целом Б. оказал влияние не столько на развитие законодательства, сколько на общие представления о праве. Вместе с тем принято считать, что такой важнейший документ в истории уголовного законодательства, как Уголовный кодекс Франции 1810г., в известной мере вдохновлялся идеями Б. Со взглядами Б. были хорошо знакомы юристы дореволюционной России, в частности на них ссылался выдающийся реформатор российского законодательства М.М.Сперанский.
Соч.: Бентам И. Избр.соч.Т. 1.СП6., 1867.
Лит.: Решетников Ф.М. «Классическая» школа и антрополого-социологическое направление. М.,1985.
Решетников Ф.М.
В основе его юридических предложений лежали разработанные им общие философские и этические представления. Согласно Б., каждому человеку надлежит заботиться только о самом себе, но это должно в конечном счете принести пользу «наибольшему числу людей». Это была своеобразная философия «утилитаризма» - полезности, основателями которой были Гельвеций и другие французские просветители XVIII в. Б. приспособил ее к потребностям обычного, «разумного» английского буржуа, интересы которого трактовались Б. как общечеловеческие ценности.
Б. выступал как критик феодального устройства общества, но вместе с тем был противником теорий «естественного права», идей французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и других демократических концепций. Будучи первоначально сторонником конституционной монархии, со временем стал проповедовать идеи парламентской демократии, всеобщего и равного избирательного права. Важнейшими общественными институтами провозглашал частную собственность и конкуренцию, защите которых должны служить правовые нормы. Вместе с тем Б. был противником какого-либо вмешательства государства в частную жизнь граждан.
В области уголовной политики Б. придавал известное значение превенции преступлений, но не посредством серьезных социальных преобразований, а путем филантропии - воспитания сирот, детей преступников и т.п. Б. призывал к проведению «экономной» уголовной репрессии, которая не требовала бы больших расходов со стороны государства. Для этого желательно свести зло, причиняемое преступлениями, к имущественному вреду, которое может быть «излечено» денежным вознаграждением, выплачиваемым либо преступником, либо, если это невозможно, обществом. В целях предупреждения наиболее тяжких преступлений Б. предлагал сохранить такие средневековые наказания, как каторгу и клеймение преступников. Б. предлагал реформировать пенитенциарную политику, с тем чтобы с минимальными расходами добиться «устрашения» и даже «исправления» преступников - для этого он разработал проект «образцовой» тюрьмы - паноптикума, где один стражник мог наблюдать сразу за многими заключенными в камерах, расположенных вокруг его «рабочего места».
В целом Б. оказал влияние не столько на развитие законодательства, сколько на общие представления о праве. Вместе с тем принято считать, что такой важнейший документ в истории уголовного законодательства, как Уголовный кодекс Франции 1810г., в известной мере вдохновлялся идеями Б. Со взглядами Б. были хорошо знакомы юристы дореволюционной России, в частности на них ссылался выдающийся реформатор российского законодательства М.М.Сперанский.
Соч.: Бентам И. Избр.соч.Т. 1.СП6., 1867.
Лит.: Решетников Ф.М. «Классическая» школа и антрополого-социологическое направление. М.,1985.
Решетников Ф.М.
Источник: Энциклопедия юриста