ЦИЦЕРОН Марк Туллий

Найдено 2 описания персоны ЦИЦЕРОН Марк Туллий

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ

(106-43 до н. э.), крупнейший римский оратор и выдающийся политический деятель, философ и писатель, адвокат, постоянно соприкасался с правом, сам писал о многочисленных правовых проблемах и случаях; большая часть его произведений дошла до нас в хорошем состоянии, они являются неоценимым источником сведений о римском праве II и I вв. до н. э.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по римскому праву

ЦИЦЕРОН Марк Туллий

106—43 гг. до н.э.) — римский оратор, государственный деятель и юрист. В его обширном творчестве значительное внимание уделено теоретическим проблемам государства и права. Государство (гевриЬНса) Ц. определяет как дело достояние народа (гез рориН). Но народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство в трактовке Ц. предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, но и как их согласованное правовое общение, как определенное правовое образование, «общий правопорядок ». Таким образом, Ц. стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая характерна как для юриспруденции вообще, так и особенно для юридических учений о правовом государстве. Ц. подчеркивает изначальную связь государства и собственности и воспроизводит положение ряда римских юристов о том, что причиной образования государства является необходимость охраны собственности (нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности несправедливо и неправомерно). К трем простым формам государства Ц. относит царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию): благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы. Перечисленные достоинства этих простых форм правления, по Ц., должны быть объединены, в рамках смешанной (наилучшей) формы государства, поскольку простые формы в силу их односторонности неустойчивы и неизбежно вырождаются в «неправильные» формы (тиранию одного лица или толпы, господство клики). Смешанное правление Ц. трактует как равномерное сочетание положительных свойств трех простых форм. При этом в римской республике он усматривает наличие начал царской власти в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в полномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных собраний и народных трибунов. В основе права, по Ц., лежит присущая природе справедливость — вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. С этих позиций Ц. дает следующее определение естественного права: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивая; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем». Справедливость требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны соответствовать справедливости, установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Ц. придавал введению (преамбуле) к закону, поскольку закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами. Соч.: Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. М., 1966; Об обязанностях. М., 1975; Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972; Философские трактаты. М., 1985. Лит.: История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985; Утченко СЛ. Цицерон и его время. М., 1972; Его же. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. В.С Нерсесянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия