ФОМА АКВИНСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аквинский Фома
(1225 – 1274 гг.) средневековый философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, с чьим именем связано влиятельное до настоящего времени идейное течение – томизм (в обновлённом виде - неотомизм). Родился в Сицилии (местечко Аквино). Принадлежал к знатнейшему феодальному роду. Воспитывался и учился в монастыре Монтекассино, затем в неаполитанском университете (1239 – 1244 гг.); в 1244 г. вступил в Орден доминиканцев. Образование завершил в Парижском (1245 – 1248 гг.) и Кёльнском университетах (1248 – 1252 гг.). Довольно быстро приобрёл репутацию выдающегося учёного и философа. Преподавал философию и теологию в Париже, Риме, Неаполе и других городах. Ещё при жизни его именовали doctor universalis за обширные познания и doctor angelicus за верность католической церкви. В 1323 г. за заслуги перед церковью он был причислен к лику святых, в 1567 г. признан пятым великим учителем церкви, а 1879 г. папой Львом XIII его учение было объявлено «единственно истинной философией католицизма». Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского изложены в трактатах «О правлении государей» (1266 г.), «Сумма теологии» (1266 – 1274 гг.), а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Отличительной чертой его учения являлась интерпретация взглядов античных классиков философской и политико-правовой мысли (особенно Аристотеля) в духе христианского богословия и схоластики. При этом существенное внимание уделялось теологической трактовке права и закона, пронизанной идеей божественной предопределённости политико-правовых явлений. В конкретно-исторических условиях феодального общества Европы XII – XIII вв., в обстановке борьбы между светской властью и церковью за влияние в средневековом мире, учение Фомы Аквинского было направлено на укрепление позиций римско-католической церкви, давало более тонкое обоснование её теократическим притязаниям. Вместе с тем оно явилось заметной вехой в развитии средневекового политико-правового знания, во многом с иных, нежели прежние, позиций, подойдя к рассмотрению ряда вопросов государства и права. Ниже приводятся наиболее примечательные в этом отношении отрывки из трактата Фомы Аквинского «О правлении государей».

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ФОМА АКВИНСКИЙ
Аквинат (1226-74) - средневековый философ и теолог, политический мыслитель. С его именем связано влиятельное идейное течение католицизма — томизм (в обновленном виде — неотомизм). Политико-правовые воззрения Ф.А. изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей », а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. В своем учении о государстве и праве Ф.А. постоянно апеллирует к теологически модифицируемым положениям античных авторов о естественном праве и справедливости, к учению Аристотеля о политике и о человеке как «политическом существе» (или «общественном существе») и т.д. Вопросы управления государством Ф.А., к а к и Аристотель, относит к предмету «политической науки» (зыепгла роНиса). Государство ( с м и з ) , считает он, имеет божественную природу и является частью божественного универсального порядка. Цель государства — общее благо людей, предоставление им удовлетворительных средств для достойного существования, основы для их морального и умственного развития. Этой цели отвечают такие правильные формы правления, как монархия, аристократия, полития; соответственно отклоняющимися формами являются тирания, олигархия и демагогия (демократия). Власть в правильных формах правления Ф.А. характеризует как политическую, в неправильных формах — к ак деспотическую. Политическая власть строится и осуществляется на основе законов. Деспотическая власть не ограничена законами и подобна власти господина над рабами. Хотя государственная власть по своей сущности имеет божественный характер, однако способы ее приобретения и использования могут оказаться богопротивными. Против нестерпимой тирании Ф.А. в интересах общего блага допускал тираноубийство и народное выступление по «всеобщему решению». Среди правильных («чистых») форм он отдавал предпочтение монархии, но идеальной формой (вслед за античными авторами) считал смешанную форму, в которой сочетаются достоинства трех «чистых» форм. Идея общего блага играет существенную роль и в учении ФА. о законе, который он определяет как известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе. При этом различаются: 1) вечный закон (1ех ает.егпа), 2) естественный закон (1ех паШгаНз), 3) человеческий закон (1ех гшгпапа) и 4) божественный закон (1ех е м п а ) . Вечный закон, как закон всеобщий, является источником всех других законов, носящих более частный характер. Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон, который доступен человеческому разумению и определяет правила и порядок человеческих взаимоотношений в силу прирожденных человеку влечений, инстинктов и склонностей (к самосохранению, браку и деторождению, к общежитию, богопознанию и т.д.). Однако в силу неопределенности и неконкретизированности велений естественного закона необходим одинаковый для всех человеческий закон, снабженный принудительной санкцией. Человеческий закон должен соответствовать естественному и божественному закону. Таким справедливым законам Ф.А. противопоставляет законы несправедливые. Под божественным законом при этом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в Ветхом и Новом заветах). От закона Ф.А. отличает право (шз), которое он определяет как действие справедливости (шзгШа) в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость при этом характеризуется как неизменная и постоянная воля предоставлять каждому свое. Право, устанавливаемое человеческой волей (или человеческим законом), Ф.А. называет человеческим правом (шз г ш т а п и т ) ; соответственно он говорит о естественном праве, праве народов и божественном праве. Лит.: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.4.2; Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. В.С. Нерсесянц

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
257.16 кб

«Святой Фома Аквинский» Г. К. Честертона. Трансформация жанра биографии

Козырева Мария Александровна
В статье рассматриваются жанровые особенности биографии св. Фомы Аквината, написанной Г.К.Честертоном, в сопоставлении с жанром жития и другими биографическими сочинениями автора.