ФОМА АКВИНСКИЙ

Найдено 1 определение:

ФОМА АКВИНСКИЙ

Аквинат (1226-74) - средневековый философ и теолог, политический мыслитель. С его именем связано влиятельное идейное течение католицизма — томизм (в обновленном виде — неотомизм). Политико-правовые воззрения Ф.А. изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей », а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. В своем учении о государстве и праве Ф.А. постоянно апеллирует к теологически модифицируемым положениям античных авторов о естественном праве и справедливости, к учению Аристотеля о политике и о человеке как «политическом существе» (или «общественном существе») и т.д. Вопросы управления государством Ф.А., к а к и Аристотель, относит к предмету «политической науки» (зыепгла роНиса). Государство ( с м и з ) , считает он, имеет божественную природу и является частью божественного универсального порядка. Цель государства — общее благо людей, предоставление им удовлетворительных средств для достойного существования, основы для их морального и умственного развития. Этой цели отвечают такие правильные формы правления, как монархия, аристократия, полития; соответственно отклоняющимися формами являются тирания, олигархия и демагогия (демократия). Власть в правильных формах правления Ф.А. характеризует как политическую, в неправильных формах — к ак деспотическую. Политическая власть строится и осуществляется на основе законов. Деспотическая власть не ограничена законами и подобна власти господина над рабами. Хотя государственная власть по своей сущности имеет божественный характер, однако способы ее приобретения и использования могут оказаться богопротивными. Против нестерпимой тирании Ф.А. в интересах общего блага допускал тираноубийство и народное выступление по «всеобщему решению». Среди правильных («чистых») форм он отдавал предпочтение монархии, но идеальной формой (вслед за античными авторами) считал смешанную форму, в которой сочетаются достоинства трех «чистых» форм. Идея общего блага играет существенную роль и в учении ФА. о законе, который он определяет как известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе. При этом различаются: 1) вечный закон (1ех ает.егпа), 2) естественный закон (1ех паШгаНз), 3) человеческий закон (1ех гшгпапа) и 4) божественный закон (1ех е м п а ) . Вечный закон, как закон всеобщий, является источником всех других законов, носящих более частный характер. Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон, который доступен человеческому разумению и определяет правила и порядок человеческих взаимоотношений в силу прирожденных человеку влечений, инстинктов и склонностей (к самосохранению, браку и деторождению, к общежитию, богопознанию и т.д.). Однако в силу неопределенности и неконкретизированности велений естественного закона необходим одинаковый для всех человеческий закон, снабженный принудительной санкцией. Человеческий закон должен соответствовать естественному и божественному закону. Таким справедливым законам Ф.А. противопоставляет законы несправедливые. Под божественным законом при этом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в Ветхом и Новом заветах). От закона Ф.А. отличает право (шз), которое он определяет как действие справедливости (шзгШа) в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость при этом характеризуется как неизменная и постоянная воля предоставлять каждому свое. Право, устанавливаемое человеческой волей (или человеческим законом), Ф.А. называет человеческим правом (шз г ш т а п и т ) ; соответственно он говорит о естественном праве, праве народов и божественном праве. Лит.: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.4.2; Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. В.С. Нерсесянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия