ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих

Найдено 3 описания персоны ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

1770–1831) – представитель немецкой классической философии, создатель диалектической логики, объективный идеалист. Автор крупной философской системы, составными частями которой являются философия природы, логика и философия духа. Этика не занимает значительного места в философской системе Г., как учение о морали и нравственности она является составной частью философии духа. Главная заслуга Г. в области этики заключается в разграничении морали и нравственности, рассмотрении их как социокультурных явлений, закономерных этапов в развитии объективного духа (социальных и духовных форм бытия людей). Мораль Г. понимает как сферу должного («рефлексию воли в себя»), всецело ограниченную рамками сознания. Нравственность – это воплощение морального сознания в совместной и общественной жизнедеятельности людей, в таких ступенях объективации человеческой свободы, как семья, гражданское общество и государство. Узость в понимании нравственности Г. заключается в том, что он сводит ее к выполнению личностью своих обязательств перед обществом, государством и своей семьей. Г. выделяет и анализирует такие нравственные противоречия капиталистического общества, как одностороннее развитие личности вследствие разделения труда, поляризацию нищеты и богатства. Этическая проблематика содержится в таких работах Г., как «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия религии» и, особенно, «Философия права».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих

1770—1831)— немецкий философ-диалектик. С позиций объективного идеализма разработал завершенную философскую систему, составной частью которой является философия права. Его философское учение о праве и государстве в систематическом виде разработано в «Философии права» (1820) в виде философии объективного духа, который охватывает все формы объективной реальности (объективации) свободы и права. Философию права как часть философии и философскую науку о праве Г. отличает от юриспруденции, которая занимается позитивным правом (законодательством) и является, по его оценке, «рассудочной наукой». «Позитивная наука о праве, — пишет Г. о юриспруденции, — есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное — дело рассудка и касается внешнего порядка, сопоставления, последовательности, дальнейшего применения и т.п.» Предмет философской науки о праве — идея права, т.е. понятие права и его осуществление в действительности. Смысл диалектического метода здесь состоит в том, чтобы «развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». Ступенями такого диалектического движения понятия права от абстрактного к конкретному являются: абстрактное право, мораль и нравственность (семья, гражданское общество и государство). Каждая из этих ступеней, будучи объективной формой свободы, характеризуется Г. как «особое право», поскольку право вообще — это объективная действительность свободы, «свобода как идея», «наличное бытие свободной воли». Одной из форм «особого права» является позитивное право — «право как закон», «различие между естественным или философским правом и позитивным правом», по Г., не означает их противоположности, поскольку закон (позитивное право) — это конкретная ступень и форма выражения права («права в себе»). «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для последнего чем-то случайным и не касается его природы». Абстрактное право — это право абстрактно свободной личности, признание ее правоспособности. На этой абстрактной ступени право представлено в виде формальной заповеди: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Свобода личности и ее правоспособность находят свою конкретизацию в праве частной собственности и свободе договоров. Свое понимание всеобщей свободы и правового равенства Г. направляет как против требований фактического равенства, так и против рабства и крепостничества. К абстрактному праву личности (т.е. к ее правоспособности) относится и право преступника как свободной личности на наказание, равное «по ценности» совершенному им преступлению. Наказание — это возмездие, посредством которого восстанавливается нарушенное преступлением право. «Снятие» преступления через наказание приводит, по Г., к морали — сфере внутренней свободы и автономии личности. Г. выступает против вторжения во внутреннее убеждение человека и против насилия над его совестью. Лишь во внешнем поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема. Семья трактуется Г. как первая форма объективации нравственного духа. Он критикует принцип равноправия женщин и мужчин в социальной и политико- правовой сферах. Гражданское общество, как следующая ступень в развитии нравственности, является сферой реализации частных целей и интересов отдельных лиц (речь, по существу, идет о буржуазном обществе). Гражданское общество, по Г., пронизано социально- экономическими противоречиями, поляризацией богатства и бедности, «борьбой всех против всех». Г. одним из первых в истории социальной и политико-правовой мысли четко различает общество и государство и анализирует диалектику их взаимодействия. Он характеризует общество как «момент» государства и подчеркивает, что « г о с у д а р с т в о есть вообще п е р в о е , внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента». Государство, по Г, является наиболее конкретной формой осуществления понятия права в действительности, т.е. той реальностью разума, свободы и права, в рамках которой все остальные, более абстрактные, формы права и свободы (права личности, корпораций, общества в целом) в «снятом» виде достигают своей цели, признания и разумного удовлетворения. Такое разумное (по существу — правовое) государство изображается Г. в виде конституционной монархии, в которой осуществлен принцип разделения властей на законодательную, правительственную (куда входит и судебная власть) и княжескую (власть государя). Он выступает за наследственную монархию, отстаивает суверенитет монарха и критикует концепцию народного суверенитета. Правительственная бюрократия и чиновничество характеризуются им в качестве главной опоры государства. Обосновывается необходимость суда присяжных и публичности судопроизводства. Г. защищал общепризнанные в то время международно- правовые принципы и нормы, обосновывал необходимость соблюдения договоров, подчеркивал, что государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, не вмешиваться во внутренние дела других и т.д. Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, может быть решен, по Г., только войной. С этих позиций он критиковал пацифизм и идеи о «вечном мире». Война — не «абсолютное зло», и «нравственный момент войны», по Г., состоит в том, что в войне присутствует необходимость сохранить нравственное целое — суверенность и независимость государства. В войне проявляется конечный и ограниченный характер отдельных государств на арене всемирной истории, где наивысшим правом обладает мировой дух: всемирная история вершит всемирный суд. Как прогресс в сознании свободы и ее объективации в формах государства и права всемирная история в ее движении с востока на запад распадается на 4 всемирно-исторических царства: восточное, греческое, римское, германское. На Востоке свободен лишь один (деспот), в греческом и римском мире свободны некоторые (сохраняется рабство остальных), в германском мире все свободны. В соответствии с этим тремя основными формами государства являются: восточная деспотия; античное государство в виде демократии или аристократии; представительная система в виде конституционной монархии, где идея свободы, по Г., достигает полной реализации. В.С Нерсесянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих

1770- 1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. Г. родился в Штутгарте в 1770 г. в семье чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1801 - 1806 гг. Жил в Йене, с 1808 по 1816г. был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. и до конца жизни преподавал философию в университетах Гейдельберга (1816- 1818)и Берлина (1818-1831).

Проблемы государства и права Г. разрабатывал на разных этапах своей деятельности. Главные произведения в этой области: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 года».

Учение о государстве и праве наиболее полно изложено в «Философии права». Право, а также мораль и нравственность Г. рассматривал в качестве объективации, внешнего обнаружения и образования объективного духа(одна из ступеней саморазвития мирового духа. охватывающая сферу социальной жизни). Философская идея Г. о тождестве мышления и бытия выступает в его правовом учении в тезисе о тождестве действительного и разумного, причем у Г. действительное - не то же самое, что и существующее; только необходимое и существенное в существующем можно назвать действительным. Тем самым Г. реализует исторический подход в философии права, рассматривает объективированные государственно-правовые формообразования через призму развития, где то, что перестает быть разумным и необходимым, перестает быть и действительным, хотя и может продолжать существовать.

Если юриспруденция изучает юридические закономерности(позитивное право), то философская наука о государственно-правовых образованиях постигает мысли, лежащие в основе права. Идея права - это единство понятия права и его осуществления: право осуществляется путем диалектического процесса конкретизации этого понятия - путем движения от абстрактных форм к конкретным.

Понятие «право» у Г. имеет несколько значений: право как свобода («идея права»), право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), право как закон («позитивное право»). Система права как реализованной свободы - это система «особых прав», переходящих от абстрактных форм к конкретным. Ступени изменения идеи свободы предполагают ее определенное наличное бытие. А значит, конкретизация понятия права есть бытие свободной воли, «особое право». Это относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. «Особые права» ограничены, соподчинены и взаимосвязаны. Г. раскрывает их в историческом и хронологическом порядке в пределах одной формации объективного духа. Каждое «особое право» по отношению к предыдущему «особому праву» представляет его основание и истину. По гегелевской системе истинно лишь право вышестоящей ступени. Подобным «особым правом» обладает государство.

Позитивное право является одним из «особых прав». Право в себе превращается в закон посредством «законодательствования». Г. не противопоставляет право и закон, хотя допускает, что право может искажаться в процессе создания законов. Не все данное в форме закона есть право. Г. считает, что только закономерное в положительном праве законно и правомерно. В гегелевском учении различаются основные ступени развития права: абстрактное право, мораль и нравственность. Проблемы собственности, договора и неправды (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление) относятся к абстрактному праву, а умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть - к морали; семья, общество, государство - к нравственности. Г. полагает, что в основе права лежит свобода отдельного человека(в этом смысл абстрактного права). Свобода личности проявляется прежде всего в праве собственности, причем все формально равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не в размере владения ею). Поэтому Г. подверг критике проект идеального государства Платона, где говорилось о фактическом равенстве людей.

Сознательное нарушение права Г. рассматривал как преступление. Наказание - не только средство восстановления права, оно является и правом самого преступника действовать в качестве свободной личности. Когда персона абстрактного права становится субъектом свободной воли, можно говорить о целях и мотивах поступков субъекта. В итоге Г. приходит к мысли, что о человеке надо судить по его самоопределению. Закон действует тогда, когда имеет место поступок, т.е. субъективная воля переходит в объективность, а моральная воля ненаказуема.

Абстрактное право и мораль связаны с понятием гражданского общества и государства. Г. дает характеристику гражданскому обществу и политическому государству. Гражданское общество у Г. понимается как буржуазное, антагонистическое общество, где идет война всех против всех. У гражданского общества есть свои признаки: система потребностей, правосудие, полиция и корпорации. В его структуру включены три сословия. Первое - субстанциальное (землевладельцы-дворяне и крестьяне), второе - промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), третье - всеобщее (чиновники). Гражданское общество - это опосредованная трудом система потребностей, которая имеет в основании частную собственность и формальное равенство людей. Такое общество Г. связывает с утверждением буржуазного строя. Гражданское общество, считает Г.. не может решить проблему бедности, поэтому оно стремится выйти за свои пределы (международной торговлей и колонизацией). Гражданское общество в своем основании уже имеет государство.

В государстве заключена идея разума. права и свободы, а нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. Идея государства проявляется как непосредственная действительность, как индивидуальное государство (государственный строй, внутреннее государственное право), в отношениях между государствами (внешнее государственное право) и во всемирной истории. Индивидуальное государство в своем разумном виде представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Политическое государство имеет в своем составе законодательную, правительственную власть и власть государя. Г. соглашался со своими предшественниками Дж. Локком и Ш. Монтескье, что разделение властей есть «гарантия публичной свободы», но имел свое представление о характере и составе этих трех властей в государстве. Г. не приемлет идею народного суверенитета. Он обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. В конституционной монархии объективная сторона государственного управления определяется законами, а монарх лишь соглашается с этим. присоединяя свое субъективное: «Я хочу». Правительственная власть понимается Г. как «власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее». Задача этой власти - поддерживать существующие законы и учреждения, а также выполнять волю монарха. Поэтому чиновничество Г. считал опорой государства. Законодательная власть нужна в государстве для того, чтобы определять и устанавливать всеобщее. Так как политический идеал Г. - конституционная монархия, то он рассчитывал на компромисс дворянства и буржуазии, на постепенный и мирный переход от полуфеодального строя в Германии к буржуазному.

При всех противоречиях Г. все-таки занимал прогрессивные позиции для своего времени. Идея государства наиболее четко проявляется, по мнению Г., в идеальности суверенитета. Государства относятся друг к другу как независимые, самостоятельные индивидуальности. Суверенитет государства - это абсолютная власть идеального целого над всем единичным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Международное право - это не действительное право, каким является внутреннее государственное право, а долженствование. Суверенные государства сами решают вопрос о действительности этого долженствования. Над ними никто не властен. Г. не отрицал сам принцип международного права и возможность договоров между государствами. Принцип международного права, с его точки зрения, состоит в том, что «трактаты, на которых основаны обязательства государств в отношении друг друга, должны выполняться». Г. допускал, что несогласие государств может решаться войной, и критиковал кантовскую идею вечного мира, подкрепленного союзом государств. Но даже во время войны должны действовать морально-правовые принципы, видится перспектива мира. Мировой дух обладает наивысшим правом судить отдельные государства (духи отдельных народов). Таким образом, всемирная история есть всемирный суд.

Всемирная история состоит из четырех царств: восточного, греческого, римского и германского. Отсюда четыре формы государств: восточная теократия (свобода одного), демократия или аристократия (свобода некоторых), конституционная монархия (свобода всех). «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Мировой дух дает право быть «носителем степени развития» какому-нибудь народу, и этот народ получает возможность составить эпоху всемирной истории. Все новое время Г. считал эпохой германской нации. К недостаткам его исторической теории относятся националистические предрассудки. Г. помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом, которое реализуется в истории. Учение Г. о государстве и праве оказало большое влияние на развитие политико-правовой мысли. Философия Г. дала почву как для консервативных, реакционных учений, так и для критических, прогрессивных взглядов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия юриста