ГРОЦИЙ ГУГО

Найдено 3 описания персоны ГРОЦИЙ ГУГО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ГРОЦИЙ ГУГО

1583–1645) – голландский юрист, общественный деятель, социолог. Один из основоположников учения об естественном праве в Новое время, теории естественного права и общественного договора. Г. одним из первых предложил светскую трактовку природы права, морали и государства, исходя из принципов антропоцентризма. Естественное право, по Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, которая заключается в том, что человек является существом разумным и общительным. Разумность людей выражается в их способности действовать не произвольно, а в соответствии с принципами, а также в наличии у них речи. Естественное право – общий источник морали и права, оно возникает из потребности людей в мирном общении на основе разума. Чтобы удовлетворить эту потребность, обуздать свои страсти и вытекающие из них общественные беспорядки, люди путем сознательного и добровольного соглашения объединяются в государство. Мораль, как и право, гарантируется и защищается государством, мораль представляет собой нормы и принципы взаимодействия людей, основанные на принципах разума и добровольности. Самыми главными моральными нормами, необходимыми людям для мирной и разумной жизни, Г. считает любовь и справедливость. Идеи Г. имели важное значение для формирования корпуса учений о правах человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь

ГРОЦИЙ Гуго

1583—1645) — голландский юрист, один из творцов рационалистического учения о естествен- ном праве и доктрины международного права Нового времени. Вся социальная и юридическая проблематика (внутригосударственного и международного профиля) исследуется Г. с позиций естественного права, сквозь призму идей и требований естественно- правовой справедливости, которые должны господствовать в отношениях между индивидами, народами и государствами. При этом естественное право (и присущая ему справедливость) трактуется им как требование разума, веление природы разумного существа «...ибо право здесь означает не что иное, как то, что справедливо... Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом». В отличие от естественного права, волеус- тановленное право имеет своим источником волю (человеческую или божественную) и делится на право человеческое и право божественное. Внутригосударственное человеческое право (позитивное право) — это установления государства (гражданской власти), созданного договорным путем. Государство, по Г., — это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Основой и государства, и позитивного права является естественное право. Естественное право выступает у Г. также в качестве необходимой основы для научного исследования внутригосударственного права, которое изменчиво во времени и различно в разных местах (сообществах). И только благодаря учению о естественном праве можно, по Г., придать юриспруденции научную форму и научную систему. Международное право Г. трактует как волеустанов- ленное право, как право народов, которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них. «Подобно тому, как законы любого государства, — пишет он, — преследуют особую пользу, так точно известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их. И оказывается даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ». Исследуя право войны и мира, Г. отмечал, что война как таковая не противоречит естественному праву, божественным законам и праву народов. Но не все войны справедливы: справедливой причиной начала войны может быть не что иное как правонарушение. К справедливым Г. относит войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества. Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние, и зачинщики несправедливой войны обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету. Г. обосновывал необходимость формирования нового типа мирового сообщества, основанного на принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. Соч.: Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. Лит.: История политических и правовых учений. XVII— XVIII вв. М., 1989. С. 5—19; Нерсесянц В.С Философия права. М., 1997. В.С Нерсесянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

ГРОЦИЙ ГУГО

Hugo de Groot) (1583- 1645) - голландский правовед, социолог и государственный деятель. Один из основателей буржуазного учения о естественном праве (см. Естественно-правовая теория), систематизировавший международное право. Мировоззрение Г. складывалось под влиянием нидерландской буржуазной революции XVI в. Главный труд - «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625) Г. написал для защиты «справедливости», которую попирают войны, заставляющие умолкать всякие законы. Главный вопрос - как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, надо понять природу права.

Право возникает не на почве силы или корыстного интереса, а находится в стремлении индивида к общению с себе подобными. В своем учении Г. раскрывает все богатство содержания права. Собственно право, по Г., - это сумма социальных норм для общения людей. К нормам права относятся: воздержание от незаконного получения чужого имущества. обязанность соблюдать обещания, возмещать ущерб, воздавать виновным заслуженное наказание и т.д. Хотя Г. в качестве источника права признает и «свободную волю бога», но все-таки отдает предпочтение мирскому характеру права. Право как таковое Г. понимает как естественное право. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом». В целом правовая идея Г. имеет индивидуалистическую окраску.

Кроме естественного Г. признает еще и право волеустановленное, а именно право человеческое и право божественное. Человеческое включает право, источник которого - гражданская власть, и права народов, которое получает «обязательную силу волею всех народов или многих из них». Г. утверждает, что источником человеческого права является «сама природа человека» и поэтому все правовые явления должны соответствовать началам естественного права.

В учении Г. имеют место еще несколько важных аспектов права. Первый - право в смысле качества действия, признака справедливости, право как определенная деятельность человека. С этим связан другой аспект - право как нравственное свойство субъекта, позволяющее ему действовать в соответствии с началами естественного права (законно). Это нравственное свойство Г. называет способностью, а возможность законных действий, находящихся во власти самого субъекта, правомочием.

Г. как юрист не мог обойти проблему соотношения права и закона. Термин «право» является синонимом термина «закон», только когда закон выступает обязывающей нормой «нравственных поступков». Но даже в этом случае закон не полностью тождественен праву. Г. соглашается с Аристотелем в том, что закон в узком смысле все-таки относится к волеустановленному праву, и называет его «повелением» и «законным правом». Законы - это средства, с помощью которых осуществляются права. Г. утверждает, что «право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь».

Г. прямо не высказывался о необходимости общественного договора для создания государства, но его суждения о «заключении союза» отдельными «рассеянными семействами против насилия» позволяют считать его сторонником идеи договорного происхождения государства. Г. поддерживает мысль Аристотеля и Цицерона о целях создания государства. Оно появляется «ради соблюдения права и общей пользы». Гражданская власть в государстве является верховной, суверенной. Общий носитель верховной власти - государство, «совершенный союз». Собственно носителем власти может быть как одно, так и несколько лиц. Г., таким образом, затрагивает проблему распределения функции между вообще публичной властью и отдельными ее институтами.

Государство и составляющий его народ Г. считает явлениями равнозначными, но при этом отрицает право во всех без исключения случаях призывать государей к ответу. Более того, Греции сравнивает государственную власть с частной собственностью и приходит к выводу о возможности приобретения власти таким же образом, как и права собственности. Законной государственной формой является такой политический порядок, в котором между монархом и подданными складываются патримониальные отношения. Таким образом, во взглядах на государство у Г. появляются неизбежные противоречия. Ему тяжело было освободиться от влияния идеологии феодального средневековья.

Г. разработал систему положений, с помощью которых народы должны строить свои взаимоотношения. Это было сделано Г. впервые с позиций прогрессивной в то время буржуазии. Основное положение заключалось в том, что народы должны руководствоваться не силой, а правом и справедливостью. Нормы «права народов» создаются стремлениями государств для пользы «обширной совокупности» сообщества людей.

Г. понимал, что войн избежать нельзя, но он разделял их на справедливые и несправедливые. Причем одни считаются дозволенными, а другие осуждаются. Военные действия для самозащиты и т.п. являются справедливыми. Они отвечают на совершенное правонарушение. Захватнические, грабительские войны несправедливы. При этом Г. призывал воюющие стороны смягчать ужасы войны, т.е. щадить стариков, детей и женщин, хорошо обращаться с военнопленными, не допускать истребления имущества другого народа и т.п., не упускать из виду возможность заключить мир. Это очень важно, по мнению Г., так как мир является главной целью.

Для анализа проблем государства и права Г. выбирает умозрительный путь научного познания. В «Трех книгах о праве войны и мира» Г. использует большое количество цитат из работ других юристов, политиков, философов, изречений из Библии, приводит исторические примеры. Но только для того, чтобы подтвердить правильность суждений, полученных Г.дедуктивным методом. В рассуждениях о праве он абстрагировался от отдельных фактов. Этот строго логический метод использовался и другими учеными, как современниками, так и последователями Г.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия юриста