КАНТ Иммануил

Найдено 3 описания персоны КАНТ Иммануил

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

КАНТ ИММАНУИЛ

1724–1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Этике принадлежит видное и самостоятельное место в философской системе К. Одна из главных заслуг К. в понимании морали заключается в том, что он отделил мораль от религии и права, рассмотрел ее как самостоятельное явление с позиций антропоцентризма. Мораль основана не на религиозной вере, но на природе человека, каковую составляют разум и свободная воля. Свободная воля человека состоит в относительной независимости людей и в их способности «самопроизвольно начинать ряд событий», т. е. ставить перед собой цели и добиваться их осуществления. При этом любой человек вынужден считаться со свободной волей каждого другого человека, что ведет к появлению морали. Мораль, по К., представляет собой сферу свободы человека, которая ограничена свободой других людей и поэтому подчиняется неким правилам, «внеприродной причинности» или долгу. Этика К. – этика долга. Всеобщим, коренящимся в природе человека основанием морали как «внеприродной причинности долженствования» у К. выступают изначально присущие человеческому разуму («априорные») принципы. Среди таких принципов главным является всеобщий нравственный закон или категорический императив. Самая известная формулировка категорического императива у К. такова: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». Моральный долг, по К., заключается в следовании основному нравственному закону, в таких намерениях и поступках личности, которые учитывают интересы других людей, не ущемляют их свободную волю. Нравственность человека, говорит К., особенно ярко проявляется в тех случаях, когда он следует моральному долгу вопреки обстоятельствам и личным склонностям. Этическое учение К. оказало большое влияние на все последующее развитие этики. Главная заслуга К. заключается в том, что он заложил основы современного понимания морали (и права), разработал ряд понятий морального сознания, таких как долг, достоинство личности, свобода и др. Однако понимание морали у К. было абстрактным и внеисторичным, моральные явления К. не рассматривал как социокультурные феномены.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь

КАНТ Иммануил

1724—1804) — немецкий философ, идеолог либерализма как идейных взглядов буржуа. Свободная воля, считал К., одновременно является и моральным законодателем (установителем), и добровольным исполнителем моральных правил (максима разума), причем в свободном моральном поступке личность подчинена «только своему собственному» и тем не менее всеобщему законодательству. Эта мысль лежит в основе известного категорического императива К., гласящего: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом ». В другой формулировке категорический императив означает: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Применительно к праву кантовский категорический императив гласит: «...Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом». Право, требуемое идеей разума, по К., — совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Право подразумевает свободу индивидов (свободу их воли) и связанную с этой свободой возможность (и необходимость) произвола, столкновение и коллизию различных, произвольных действий и тд.; право и есть общее для всех правило (совокупность правил) согласования произвольных, коллизийных действий свободных лиц. Смысл и назначение права в том, чтобы ввести свободу и произвол всех индивидов (как властвующих, так и подвластных) в разумные и общезначимые рамки, оно касается лишь действий и обозначает только внешние границы общедопустимого поведения. Регулятивная сила идеи разума в учении К. в некотором отношении эквивалентна обязательной силе договора: разделяя некоторую идею и действуя в направлении реализации ее требований, люди действуют собственно так же, как если бы они специально договорились о том же самом (в форме так называемого общественного договора). Трактовка общественного договора в духе регулятивной идеи разума раскрывается К. с позиций либерализма в виде требования республики с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. «Государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Под «правовыми законами» К. имеет в виду законы государства (позитивное право) в отличие от «моральных законов». Благо государства состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами. По признаку наличия или отсутствия разделения властей он различает и противопоставляет две формы правления: республику (кантовский эквивалент правового государства) и деспотию. «Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм — принцип самовластного исполнения государственных законов, данных им самим; стало быть, публичная воля выступает в качестве частной воли правителя». К. отвергает идею «равновесия» различных властей, отстаивает верховенство законодательной власти как выразительницы народной воли и подчеркивает ее приоритет по отношению к другим властям. Он выступает за четкое разграничение полномочий различных властей, против их смешения. Различные власти, исходя из единой воли народа, должны действовать согласованно и в общем направлении. «Воля законодателя безупречна, способность к исполнению у верховного правителя неодолима, а приговор верховного судьи неизменяем ». Для гарантирования велений разума (свободы личности, правовой формы регуляции и тд.) необходима принудительная власть, которая тоже является идеей разума, категорическим императивом. «Карающий закон есть категорический императив... Ведь если исчезнет справедливость, жизнь людей на земле уже не будет иметь никакой ценности». К. развивает представления т.н. абсолютной теории наказания. Уголовное наказание — справедливая кара за преступление, причинение государством определенного страдания преступнику за содеянное им зло. Наказание — требование категорического императива, не нуждающееся в дополнительных утилитарных соображениях. К. отстаивает идею равенства между преступлением и наказанием. Так, убийство должно караться смертной казнью («пусть свершится справедливость, если даже погибнет мир»). Государственно-правовые проблемы К. ставит и разрабатывает во всемирно-историческом масштабе, не только применительно к отношениям внутри отдельного народа, общества, государства, но и в плане международного и межгосударственного общения — в перспективе прогрессирующего движения (в соответствии с категорическими требованиями идей разума) к установлению всемирного гражданско-правового состояния и вечного мира между народами. Соблюдение и осуществление на практике регулятивных идей разума во всех человеческих отношениях (в индивидуальном и коллективном поведении, в государственном устройстве, в действиях властей, в законодательстве, во всей внутренней и внешней политике) является, по К., единственно возможным путем к осуществлению этого идеала. Выступая за соединение морали и права с политикой, их совмещение в единой моральной политике, К. трактует право как ограничительное условие политики. Соч:.КантИ. Соч. Т. 1-6. М , 1963—1966; его же. Критика практического разума. СПб., 1995. Лит.: Баскин Ю.Я. Кант. М., 1984; Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М , 1992; История политических и правовых учений. XVII—XVIII вв. М., 1989; Нерсесянц В.С. Философия права. М , 1997. В.С Нерсесянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

КАНТ (Kant) Иммануил

1724- 1804) - немецкий философ и ученый, идеолог буржуазного реформизма, один из создателей концепции "правового государства". Родился в г. Кенигсберге в семье мелкого бюргера. В 1745 г. окончил Кенигсбергский университет, в 1755-1770 гг. работал там в качестве доцента (в 1770-1796 гг. - профессора философии). Дважды избирался на пост ректора.

Главные политико-юридические произведения К.: "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве".

Учение К. о государстве и праве необходимо рассматривать в связи с его философскими и нравственными взглядами. По мнению К.. человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, является субъектом нравственного сознания. Поведение человека зависит от нравственного закона, на который не влияют внешние обстоятельства. Этот закон К. назвал "категорическим императивом". Понимание К. права опирается на его представления о свободе личности. Не каждый может использовать свою индивидуальную свободу для реализации "категорического императива", на практике она нередко превращается в произвол одного лица по отношению к другим. Условия, которые ограничивают этот произвол с помощью объективного общего закона свободы, К. назвал правом. Оно должно быть общеобязательным. Этого можно достичь, наделив его принудительной силой. Такую силу способно обеспечить только государство. Появление государства и его существование оправдывается требованиями "категорического императива". К. таким образом связывает государство с этикой и правом.

Под государством К. понимает объединение "множества людей, подчиненных правовым законам". Благо и назначение государства, по К.. - в совершенном праве, в соответствии организации государства принципам права, в торжестве права и его охране. Этот тезис позволяет считать К. одним из создателей теории "правового государства". По вопросам происхождения государства он был сторонником договорной теории. Нравственный долг, уважение к естественному праву побуждают людей перейти к жизни в гражданском обществе. Они заключают договор, в результате которого возникает государство. А так как все люди. вступившие в соглашение, морально полноценны, то государству запрещается обращаться с ними как с существами, которые не знают морального закона. К. называет нарушение этого принципа величайшим деспотизмом (например, в абсолютных монархиях). Взгляд К. на государство был прогрессивным для своего времени. Он, как и сторонники буржуазного либерализма, выступал против чрезмерной "опеки" государством своих граждан, так как считал, что оно подавляет самостоятельность человека, ведет к нравственному перерождению личности.

К. полагал, что по "общественному договору" человек отказывался от своей внешней свободы для того, чтобы получить подлинную свободу в правовом государстве.

Право К. делит на три категории: естественное право, положительное право и справедливость. Естественное право состоит из двух видов - частное и публичное право. Частное право регулирует отношения индивидов как собственников, а публичное - отношения между людьми в государстве. К. - сторонник буржуазного правопорядка, который основывается на общеобязательных законах. Он подвергает критике феодальные порядки, настаивает на равенстве в частноправовых отношениях. Но К. сам же и отступает от своей мысли, когда оправдывает власть мужа над женой, хозяина над слугой, т.е. признает человека объектом частного права.

К. защищает прогрессивную демократическую идею народного суверенитета. В основе понимания им этой идеи - мысль о том, что каждый человек сам способен определить содержание государственных актов, участвовать в принятии конституции. К., как и Ж. Ж. Руссо, считает, что верховенство народа приводит к свободе, равенству и независимости всех граждан в государстве. Но, тем не менее, речь не идет о полной демократии. К. делит граждан на активных и пассивных. Последние лишены избирательного права потому, что выполняют распоряжения других (эксплуатируемые классы). Эта особенность в понимании народного суверенитета исходит из типичных реформистских позиций К.

Идею разделения властей в государстве, выдвинутую Монтескье, К. понимает по-своему. Он не считает их равноценными. Три власти - законодательная (коллективная воля народа), исполнительная (управление, подчиненное законодательной власти) и судебная (назначаемая исполнительной властью) - только во взаимном согласии и соблюдении субординации могут обеспечить процветание государства.

Формам государства К. не уделял особого внимания. Он рассматривал их исходя из количества законодательствующих лиц. По К., существует три вида государственного устройства: автократия (абсолютизм), аристократия и демократия. Способы управления К. считал главными для определения государственного устройства. С этой точки зрения. выделяются республиканская и деспотическая формы управления. В республике исполнительная власть отделена от законодательной, а в деспотии - они находятся в одних руках. Кант признает, что монархическая форма власти вполне может быть республиканской, если законодательная и исполнительная власти разделены, а демократия может превратиться в деспотизм и даже совмещаться с ним (К. учитывал, что при демократическом правлении трудно отделить законодательную власть от исполнительной). К. был сторонником конституционной монархии. Он опасался, что из его идеи о народном суверенитете могут быть сделаны радикальные выводы. Поэтому он поддерживает положение: "Всякая власть происходит от Бога". У К. это выражено в запрете для народа обсуждать происхождение государственной власти и критиковать характер ее законов. В этих противоречивых утверждениях проявляется, по сути дела, конфликт между либеральными и этатическими взглядами К.

К. выступал против революции, так как считал ее открытой борьбой за власть, приводящей к анархии и преступлениям. Смену же политико-юридических учреждений необходимо проводить с помощью реформ. К. допускал для народа только пассивное сопротивление существующим государственным порядкам.

"В сочинении "К вечному миру" К. осуждает войну, ратует за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств. Он выдвигает проект установления "вечного мира" в отдаленном будущем, когда будет создана глобальная федерация самостоятельных равноправных государств-республик. Достижение этой цели требует просвещения и воспитания народов, доброй воли правителей.

Учение К. о государстве и праве, хотя в нем и содержались противоречия, оказало огромное влияние на последующее развитие политико-юридической мысли.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия юриста