КОНФУЦИЙ

Найдено 2 описания персоны КОНФУЦИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

КОНФУЦИЙ

ок. 551–479 до н. э.) – китайский философ, государственный и общественный деятель. Идеи К. легли в основу национальной китайской идеологии и глубоко почитаются в Китае по сей день. К. создал значительное этическое учение, основные положения которого сводятся к следующим: 1. Основное качество человека и программа его жизнедеятельности – «жень», или человечность, гуманность. «Жень» возникает и проявляется только во взаимоотношениях людей, в золотом правиле нравственности. 2. В обществе «жень» всегда подкрепляется ритуалами и церемониями («ли»). Если «жень» – душа человеческого общения, то ритуал – его плоть. Ритуалы и церемонии как формы и образцы достойного поведения людей обеспечивают порядок и стабильность в обществе, в любой социальной группе. Они также способствуют сплочению людей, уважительному и справедливому их отношению друг к другу. 3. «Вэнь» – образованность, воспитанность, постоянная тяга человека к культуре и самообразованию. 4. Человек, который в своей жизни придерживается принципов «жень», «ли» и «вэнь» становится «благородным мужем». «Благородный муж» – это нравственно совершенная личность, самостоятельная и самодостаточная, идеал, к которому нужно стремиться. «Благородный муж» создает себя сам упорным нравственным трудом. К. по праву считается одним из основателей этики как науки о моральном сознании и нравственном поведении людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь

КОНФУЦИЙ

551—479 до н.э.) — древнекитайский мыслитель. Опираясь на традиционные воззрения, К. развивал патриархально-патерналистские представления о государстве. Основной его труд по этой тематике «Лунь-юй. Беседы и высказывания». Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, К. призывает правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». Политическая этика К. в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Важное значение при этом он придает преодолению поляризации богатства и бедности среди населения. «Когда богатства распределяются равномерно, — говорит он, — то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасности свержения (правителя)». Отвергая бунты и борьбу за власть, К. высоко оценивает блага гражданского мира; он отрицательно относится и к завоевательным войнам. Регулирование общественных отношений посредством норм добродетели в учении К. резко противопоставляется управлению на основе законов и наказаний. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». В целом добродетель в трактовке К. — это обширный комплекс норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жизнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т д . Отрицательное отношение К. к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно карательным характером и жестокостью; вместе с тем он не отвергает полностью значения законодательства, хотя последнему уделяется лишь вспомогательная роль. Значительную роль в учении К. играет принцип «исправления имен». «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, т о дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка н е процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять ». Цель «исправления имен» — привести «имена» (т.е. обозначения различных статусов людей) в соответствие с реальностью, обозначить место каждого в семейной, социальной и государственной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным. Соответствие каждого своему имени и надлежащее поведение предстают в концепции К. как осуществление требований правильно понятой справедливости и традиционного этикета. Уже вскоре после его возникновения учение К. стало влиятельным течением этической и социально- политической мысли в Китае, а со 2 в. до н.э. конфуцианство, вобравшее в себя идеи фацзя (законников), стало в Китае официальной идеологией. Соч.: Лунь-юй (Беседы и высказывания) //Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1. С. 140—174. Лит.: История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985; История политических и правовых учений. М, 1995. В.С. Нерсесянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия