КОНФУЦИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОНФУЦИЙ
ок. 551–479 до н. э.) – китайский философ, государственный и общественный деятель. Идеи К. легли в основу национальной китайской идеологии и глубоко почитаются в Китае по сей день. К. создал значительное этическое учение, основные положения которого сводятся к следующим: 1. Основное качество человека и программа его жизнедеятельности – «жень», или человечность, гуманность. «Жень» возникает и проявляется только во взаимоотношениях людей, в золотом правиле нравственности. 2. В обществе «жень» всегда подкрепляется ритуалами и церемониями («ли»). Если «жень» – душа человеческого общения, то ритуал – его плоть. Ритуалы и церемонии как формы и образцы достойного поведения людей обеспечивают порядок и стабильность в обществе, в любой социальной группе. Они также способствуют сплочению людей, уважительному и справедливому их отношению друг к другу. 3. «Вэнь» – образованность, воспитанность, постоянная тяга человека к культуре и самообразованию. 4. Человек, который в своей жизни придерживается принципов «жень», «ли» и «вэнь» становится «благородным мужем». «Благородный муж» – это нравственно совершенная личность, самостоятельная и самодостаточная, идеал, к которому нужно стремиться. «Благородный муж» создает себя сам упорным нравственным трудом. К. по праву считается одним из основателей этики как науки о моральном сознании и нравственном поведении людей.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Конфуций
или Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н. э.) – родоначальник древнекитайской философии, политический деятель и моралист. Происходил из знатного, но обедневшего рода. В детстве вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь и только в 15 лет, как сообщает он сам обратил свои помыслы к учёбе. Окончив учение, Конфуций получил должность чиновника и дорос до поста советника при правителе царства Лу. Однако вскоре, разойдясь во взглядах на государственное управление с правителем этого царства, вынужден был уйти в отставку. После долгих скитаний в поисках применения своего таланта государственного деятеля возвратился на родину, где и основал собственную школу. Конфуций жил в период напряженной политической борьбы между китайскими княжествами и беспорядков внутри самих этих царств. Поэтому вопросы о политической стабильности, методах управления государством и достижения последним богатства и могущества были одними из самых острых вопросов этого времени. На эти вопросы так или иначе пытались ответить большинство мыслителей Древнего Китая. Одним из первых свой ответ на них дал Конфуций. Его взгляды изложены главным образом в книге «Луньюй» («Беседы и высказывания» или в ином переводе «Изречения»), составленной учениками Конфуция после его смерти и представляющей собой записи высказываний Конфуция по разным, в том числе и политическим, вопросам. «Луньюй» сыграл огромную роль в жизни Китая, это была одна из первых книг, которую наизусть выучивал в школе китаец и которой он руководствовался на протяжении всей своей жизни. В течение почти двух тысячелетий она наряду с другими классическими книгами конфуцианства формировало общественное сознание китайского народа. Текст «Люньюй» имеет долгую историю. Записанный в V в. до н. э. и прошедший через множество рук, он с древности существовал во многих редакциях. В III в. до н. э. при императоре Цинь Ши-хуанди «Луньюй» был запрещён и подвергнут сожжению. В начале династии Хань (II в. до н. э.), когда конфуцианство становится государственной идеологией Китая, было известно три различных редакциитекста «Лунь-юй». Какой из этих трех древних вариантов текста дошел до наших дней, неизвестно.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

КОНФУЦИЙ
551—479 до н.э.) — древнекитайский мыслитель. Опираясь на традиционные воззрения, К. развивал патриархально-патерналистские представления о государстве. Основной его труд по этой тематике «Лунь-юй. Беседы и высказывания». Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, К. призывает правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». Политическая этика К. в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Важное значение при этом он придает преодолению поляризации богатства и бедности среди населения. «Когда богатства распределяются равномерно, — говорит он, — то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасности свержения (правителя)». Отвергая бунты и борьбу за власть, К. высоко оценивает блага гражданского мира; он отрицательно относится и к завоевательным войнам. Регулирование общественных отношений посредством норм добродетели в учении К. резко противопоставляется управлению на основе законов и наказаний. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». В целом добродетель в трактовке К. — это обширный комплекс норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жизнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т д . Отрицательное отношение К. к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно карательным характером и жестокостью; вместе с тем он не отвергает полностью значения законодательства, хотя последнему уделяется лишь вспомогательная роль. Значительную роль в учении К. играет принцип «исправления имен». «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, т о дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка н е процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять ». Цель «исправления имен» — привести «имена» (т.е. обозначения различных статусов людей) в соответствие с реальностью, обозначить место каждого в семейной, социальной и государственной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным. Соответствие каждого своему имени и надлежащее поведение предстают в концепции К. как осуществление требований правильно понятой справедливости и традиционного этикета. Уже вскоре после его возникновения учение К. стало влиятельным течением этической и социально- политической мысли в Китае, а со 2 в. до н.э. конфуцианство, вобравшее в себя идеи фацзя (законников), стало в Китае официальной идеологией. Соч.: Лунь-юй (Беседы и высказывания) //Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1. С. 140—174. Лит.: История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985; История политических и правовых учений. М, 1995. В.С. Нерсесянц

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
159.33 кб

Сыновняя почтительность (Конфуций о древнекитайской культуре сыновней почтительности как об одной из

Наумова Т.В.
Читать PDF
115.29 кб

КОНФУЦИЙ О СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Богданов Евгений Николаевич, Зазыкин Владимир Георгиевич
В статье представлены высказывания Конфуция об эффективном государственном управлении и дан их анализ с точки зрения психологии управления и политической психологии.
Читать PDF
473.17 кб

Конфуций на службе китайского социализма

Делюсин Лев Петрович
Читать PDF
98.07 кб

Конфуцианская модель реформирования экономики: от аграрного сектора до энергетического комплекса

Мамий Ирина Петровна
Анализируются этапы реформирования отношений собственности в Китае по методу Дэн Сяопина.
Читать PDF
561.63 кб

97. 01. 011. Ли О. Й. Макс вебер и "конфуцианский капитализм". Lee E. J. max Weber und der "konfuzia

Гирко Л. В.
Читать PDF
5.28 мб

Конфуцианское человеколюбие и уголовное право традиционного Китая

Рыбаков Вячеслав Михайлович
На заре китайской цивилизации Конфуций сформулировал принципы управления, основанные на внутрисемейной этике. Одной из основ этой этики является попечение старших о младших, родителей о детях.
Читать PDF
506.74 кб

Азиатский менеджмент: конфуцианское наследие и современность

Минервин И.Г.
В статье исследуются ценности и этические нормы конфуцианства с точки зрения их влияния на социальную среду, прак-тики корпоративного управления, стили лидерства, социальную ответственность бизнеса в Китае и странах ЮВА.
Читать PDF
530.05 кб

Макс Вебер как исследователь конфуцианской этики

Олег Кильдюшов
Статья представляет собой сопроводительный текст к впервые публикуемому по-русски фрагменту фундаментального исследования Макса Вебера «Конфуцианство и даосизм» из цикла «Хозяйственная этика мировых религий».
Читать PDF
74.71 кб

Право и мораль в конфуцианском управлении обществом феодального Вьетнама

Зыонг Куок Куан
Исходя из взглядов конфуцианства на роль моральных ценностей в правовой системе общества, автор анализирует его влияние на формирование законодательства во Вьетнаме в феодальный период, направленного на укрепление императорского т
Читать PDF
371.67 кб

Негативное влияние этических аспектов конфуцианства на научно-техническое и инновационное развитие К

Мартьянова Елена Георгиевна, Хоу Цзюэ
В статье затронута проблема негативного влияния некоторых положений конфуцианства на научно-техническое и инновационное развитие Китая.
Читать PDF
219.74 кб

Психология конфуцианства как фактор стабильности ценностных ориентаций в китайской культуре

Цзин Ван, Санжаева Римма Дугаровна, Монсонова Арюна Раднанимаевна
В статье рассматриваются вопросы международного взаимодействия народов цивилизации центральной Азии на основе базовых ценностей конфуцианства и буддизма.
Читать PDF
420.58 кб

Размышления о глобальном экологическом кризисе с точки зрения конфуцианства и экологии

Лю Фэн
Глобальный экологический кризис является приметой времени. Вся современная цивилизация по сути своей антиэкологична, а глобальный экологический кризис вызван глобальным расширением современной цивилизации.
Читать PDF
134.90 кб

2005. 04. 004. Ким Э. Э. , пак Д. С. Национализм, конфуцианство, трудовая этика и индустриализация в

Рахманов А. Б.
Читать PDF
0.00 байт

«Бескультурный капитал» рецензия на книгу: Харрисон Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный

Беккин Ренат Ирикович
Читать PDF
0.00 байт

Правовое регулирование деятельности институтов Конфуция в России

Самойлова М.П., Лобанова Е.А.
В статье исследуется проблема правового регулирования деятельности институтов Конфуция на территории Российской Федерации.

Похожие термины:

  • Конфуцианство

    этико-политическое учение, разработанное в Китае VI в. до н.э. Конфуцием. Объявляло власть правителя (императора) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законо