КОНТ Огюст

Найдено 1 определение:

КОНТ Огюст

1798—1857) — основатель философии позитивизма, известной также как «социальная физика» и «социология», автор идеи позитивной политики. Слово «позитивный» в систематическом использовании К. имело значение противоположности негативному, разрушительному, несозидательному. В этом значении позитивизм К. трактуется как реакция против духа разрушения предшествующего 18 в. — века революций. Эта ориентация потребовала от автора конструктивного действия, что нашло свое отражение в «позитивной политике» (термин впервые употреблен в 1825). Другим значением термина «позитивный» стало его противопоставление всему конъюнктурному и гипотетическому. Позитивным, считал К., является только то, что покоится на обнаруживаемых постоянных фактах и на их постоянных, устойчивых взаимоотношениях между собой. Эти особенности восприятия социальных реалий составили фундаментальное положение позитивизма о верховенстве общества в делах людей. Для К. главными были элементы, образующие народ и нацию-государство. Это возвышение человеческого общества в истолковании судьбы человечества и дало основание для выдвижения социологии как науки об обществе, для социо- кратии как политической доктрины, объясняющей доминирующее положение составных элементов общества, а также для концепции социолатрии как религии общества. Таким способом К. провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруживаемую и предсказуемую с помощью научного знания. В основном труде К. — шеститомном «Курсе положительной философии» (1830—42) — утверждалось, что главной задачей философии является не постижение сущности вещей, а поиски ответов на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления при аксиоме, что все явления подчиняются неизменным естественным законам. Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению — когда падающее тело устремляется к центру земли, это следование с пропорциональной времени падения скоростью и есть его свобода. Жизнедеятельность свободна лишь в том случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внутренних и внешних препятствий. Вот почему, по К., всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если она не подчиняется какому-либо закону; в этом случае она не способствует ни порядку, ни прогрессу (ни индивидуальному, ни коллективному). Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг. В контовских соци- ократических построениях много субъективного и утопического, что встретило оправданную критику его ближайших последователей — Дж.Ст. Милля, Г. Спенсера и др. Более ощутимо влияние К. на концепции социального прогресса конца 19 — начала 20 в., на технократические концепции середины 20 в. В области правоведения особую популярность обрела его идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в работах Л. Дюги, М. Ориу, П.А. Кропоткина. Соч.: Система политической философии, 1851—54. В.Г. Графский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия