МАКИАВЕЛЛИ Никколо

Найдено 2 описания персоны МАКИАВЕЛЛИ Никколо

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

1469–1527) – итальянский политик, государственный деятель, философ, историк. Главная заслуга М. в области этики заключается в том, что он отделил мораль от политики, а также критиковал религиозно-теологическую мораль. Мораль, по М., не должна быть идеализированной абстракцией, разрывающей должное и действительную жизнь людей. Тем более, мораль не должна диктовать свои нормы, принципы и законы политической деятельности. Моральные нормы выражают действительные и противоречивые интересы людей, а в политической сфере, помимо общеморальных, действуют свои специфические принципы и нормы. Основная идея М. в области профессиональной морали в политической деятельности вполне актуальна и плодотворна: высшая нравственная цель деятельности любого политика – это благо своего государства, и для достижения этой цели он может использовать широкий спектр средств, включая те, которые в общественном сознании оцениваются как внеморальные и аморальные. Основные этические идеи М. были изложены в работе «Государь» и оказали большое влияние на последующую политическую и этическую мысль. М. можно считать одним из основоположников профессиональной этики политиков и государственных деятелей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь

МАКИАВЕЛЛИ Никколо

1469—1527) — итальянский политический мыслитель, историк, военный теоретик. В1498—1512секретарь Флорентийской республики. В развитии науки о государстве и праве важную роль сыграли такие его труды, как «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531, рус. пер. 1869), «История Флоренции» (1532, рус. пер. 1973) и, в особенности, «Государь» (1532, рус. пер. 1973). М. — твердый государственник, очень высоко ставит ценность государства, считает служение ему содержанием и смыслом человеческой жизни. Причину появления и бытия государства видит в эгоистической, злой природе индивида. Обуздать ее и тем обеспечить возможность существования самого социального общежития способно лишь государство (притом могущественное). Одновременно государство, а вовсе не церковь должно заниматься воспитанием индивидов в нужном ему духе. Совокупность политико-юридических воззрений М. сложна и неоднородна. В ряде своих работ он выказывает симпатии демократическим принципам, республиканским институтам, гражданско-нравст- венным добродетелям людей. Однако одушевляющий мыслителя пафос и главная его забота — создание прежде всего сильного государства, т.е. такого, которое в состоянии установить и поддерживать прочный внутренний порядок, быть независимым и оказывать влияние на другие страны. Рычагам и методам, необходимым для создания подобного государства, посвящен его знаменитый трактат «Государь», оставивший наибольший след в истории политических идей. Этот труд не отличается приязнью к демократии, республиканскому строю, к правовым формам и гуманистическим началам. Непосредственная задача автора «Государя» — показать, какой тип правителя нужен и какие приемы в политике надлежит практиковать, чтобы обрести власть, сделать ее крепкой и успешно управлять страной. Глубинный же замысел М. состоит в том, чтобы через демонстрацию личностных качеств правителя и его акций раскрыть черты организации и деятельности самого государства. Решающий авторитет для М. в анализе и объяснении политики, власти, государства — опыт истории. Из арсенала познавательных средств фактически исключается религиозная точка зрения: исследование политических феноменов отделяется от теологии. М. выработал новый взгляд на природу происходящего в сфере государственности: события и изменения, которые происходят, случаются не по воле божьей и не по прихоти людей, но совершаются объективно, в силу «действительного хода вещей, а не воображаемого». Такого реалистического взгляда в принципе не было во времена античности и средневековья. М. отъединяет от изучения мира политики также и этику. Он убежден: нельзя осмысливать и решать кардинальные политические проблемы, находясь в кругу моральных категорий и суждений. Власть, политика, приемы властвования — явления внематериального плана, у них иные критерии рассмотрения и оценки. С именем М. связывается введение в политическую науку Нового времени самого термина «йаЮ», т.е. «государство». Оно понимается преимущественно как аппарат, который монопольно обладает публично- властными прерогативами и управляет подданными, народом. Этот аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников и прочих должностных лиц. Государь распоряжается им и командует страной по своему усмотрению. В своих руках государь концентрирует всю полноту власти и должен всячески противиться оказанию на него давления каких-либо посторонних интересов. Надежный фундамент государства — «хорошие законы и хорошее войско». Удержание и укрепление практически любой ценой, любыми средствами государственной власти, по М., — высшая политическая цель. Подданным надо непрерывно давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти. Подобную непререкаемость ей может сообщить только верховная воля, единая и ни от кого не зависящая, господствующая над всем безгранично и безусловно. Только такая воля способна гарантировать само существование государства, его могущество, обеспечивать надлежащий порядок в стране. У М. нет понятия «государственный суверенитет », но целый ряд его высказываний о свойствах государственной власти в общественно-политическом климате Европы Нового времени свидетельствует о том, что он достаточно близко подошел к формулированию данного понятия. Лит.: Темное Е.И. Макиавелли. М., 1980; 8аззо Сеппаго. №кко1о МасЫауеШ. 31опа с!е1 $ио регшего роПйсо. ЫароН, 1958. Л.С. Мамут

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия