МАРКС КАРЛ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАРКС КАРЛ

1818–1883) – немецкий философ, экономист, политический и общественный деятель, основатель философского и социально-политического учения, получившего его имя. Этические взгляды М. сплетены с его философским учением и составляют сердцевину его теории. Основные идеи М. в области этики таковы: 1. Любой элемент морали имеет социальный и исторический характер, что вытекает из сущности человека и материалистического понимания истории. 2. Сущность человека представляет собой «ансамбль общественных отношений», а в историческом процессе определяющими являются экономические отношения, в частности, отношения собственности на средства производства. Поэтому моральные явления отражают, прежде всего, экономические и социальные интересы различных социальных групп, никаких универсальных и внеисторических элементов в морали нет. 3. Мораль изменяется вместе с экономическими и иными условиями жизни людей, поэтому для преодоления несправедливых и негуманных норм морали следует, прежде всего, изменить эти условия. М. считал, что изменить условия жизни людей, создать мораль, способствующую всестороннему и гармоничному развитию каждой личности, под силу только одной социальной группе – пролетариату. Философские и этические взгляды М. и Ленина послужили основой для формирования марксистско-ленинской этики.


Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Маркс Карл
(1818 – 1883 гг.) немецкий политический мыслитель, философ, экономист, основоположник учения, которое впоследствии получило название марксизма. Родился в Трире в семье адвоката. В 1885 г. окончил местную гимназию, затем учился в Боннском и Берлинском университетах, где изучал право, историю, философию. В 1841 г. в Йенском университете получил степень доктора философии. Рано включился в активную политическую и публицистическую деятельность. В одной из первых статей, «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции» (1842 г.), подверг резкой критике не только полицейские меры против оппозиционной печати, но и всю прусскую правительственную систему. Весьма радикальный характер приобрели его выступления на страницах «Рейнской газеты», редактором которой он вскоре стал, превратив газету в рупор революционно-демократических идей. В 1843 г. переехал в Париж с целью издания общественно-политического журнала «Немецко-французский ежегодник». Здесь им впервые было выдвинуто и обосновано положение о пролетариате как общественной силе, способной осуществить коренное преобразование общества путём социальной революции. Перейдя на позиции материализма в понимании общественной жизни, Маркс развил теорию классовой борьбы как главной движущей силы исторического процесса. В 1847 г. на 2-м конгрессе Союза коммунистов в Лондоне ему и Энгельсу было поручено составить программу Союза. Написанный ими «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.) явился первым программным документом «научного коммунизма». В «Манифесте» обосновывались идеи о диктатуре пролетариата как орудии социалистического преобразования общества, о необходимости создания пролетарской партии, о пролетарском интернационализме. Ему принадлежит фундаментальный труд «Капитал» (в 4 т.) Маркс сыграл ведущую роль в основании (1864 г.). Международного товарищества рабочих (Первого Интернационала), в рамках которого вёл борьбу с прудонистскими и лассальянскими течениями, английскими либеральными тред-юнионистами и бакунистами в европейском рабочем движении. Проявлял глубокий интерес к русской истории, считая, что Россия может сыграть важную роль в мировом революционном процессе.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

МАРКС КАРЛ

основоположник теории научного коммунизма, диалектического и исторического материализма; мыслитель и революционер. Родился в семье адвоката. Учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. В молодости находился под влиянием младогегельянства. Переход М. на позиции материалистической диалектики как основы теории коммунизма нашел выражение в работах 1844 г. "К еврейскому вопросу", "К критике политической экономии. Введение". В том же году М. завязывает дружбу и тесное сотрудничество с Ф. Энгельсом, М. является основателем Союза коммунистов (1847), программой которого стал разработанный им "Манифест коммунистической партии". Подводя итоги революции 1848 г., он впервые поставил вопрос о "диктатуре пролетариата" и необходимости обобществления средств производства. М. - организатор и вождь I Интернационала (1864- 1876). В 1867 г. вышел первый том "Капитала" - основного труда М., в котором всесторонне исследуется капиталистический способ производства и его исторические пределы.
Взгляды М. на государство и право - это, с одной стороны, теоретическое обобщение экономических, политических и духовных реалий середины XIX в., обоснование революционной борьбы пролетариата, а с другой - протест против трактовки государства и права как неких надклассовых институтов, воплотивших в себе идею "всеобщей свободы".
Основное внимание М. уделял экономической обусловленности и классовой сущности государства и права, анализу их типов, форм, функций, исторических судеб. М. отмечал, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы между угнетателями и угнетенными, занимающими антагонистические позиции в системе общественного производства. В процессе производства люди вступают в отношения, которые не зависят от их воли, но обусловлены определенным уровнем материального развития общества, - производственные отношения. Они образуют в совокупности экономический базис данного общества, который в свою очередь формирует определенные формы общественного сознания. Общественное бытие, таким образом, определяет общественное сознание, т.е. характер социальных, политических и духовных процессов в обществе. Когда же уровень развития материальных производительных сил общества приходит в противоречие с существующими производственными отношениями (опережает их), создаются объективные условия для совершения социальных революций, которые изменяют экономический базис общества и соответствующую ему надстройку.
В тезисной форме учение М. о государстве и праве выглядит следующим образом: а) государство и право возникают одновременно в результате общественного разделения труда, обособления семьи, формирования классов и их противостояния; б)государство и право - классовые по своей сущности явления и поэтому могут быть реализованы только в классовом обществе; в) их развитие обусловливается в конечном счете экономическим правом (правом собственности), однако как элементы надстройки государство и право обладают относительной самостоятельностью и в свою очередь воздействуют на экономическую структуру общества; г) государство и право - орудия классового господства, которые осуществляют и поддерживают всю систему этого господства; д) государство творит право, право реализуется через государство - друг без друга они существовать не могут; е) со сменой типов классового общества изменяется также тип государства и права; ж) с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают - такова их конечная историческая перспектива.
На основании теории классовой борьбы и обусловленной ею исторической закономерности, в соответствии с которой одни социально-экономические формации сменяются другими - более прогрессивными, М. выделял следующие этапы развития общества: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. За рамки этих формаций выходят общества "азиатского способа производства", возникновение государства в которых не связано непосредственно с образованием классов. К этому типу государств М. и Энгельс относили, в частности, Древний Египет, Древнюю Индию с ее "системой сельских общин".
Буржуазные производственные отношения, по теории М., - последняя антагонистическая форма общественного производства, поскольку в их недрах развиваются материальные условия для разрешения этих антагонизмов.
Материалистическое понимание истории, таким образом, начинается с утверждения о том, что основой любого социального строя являются производство и обмен продуктами. Распределение продуктов и разделение общества на классы определяются характером производства, т.е. тем, что произведено, как и кем произведено и как происходит обмен произведенным продуктом. Именно поэтому, по утверждению М.. причины социальных изменений и политических-революций следует искать не в головах людей (философия), а в способе производства и обмена (экономика).
Право в этой схеме большой роли не играет, поскольку оно, в понимании М., есть лишь совокупность норм, выражающих волю и интересы господствующего класса.
Связь права и государства, по М., это связь классовых по своей сущности явлений, а законность - одна из производных этой связи. Отмечая ее объективный характер, М. указывал, что, как бы господствующие классы и их государство ни попирали ими же установленные правовые нормы, они не могут их не исполнять вообще. Постоянно нарушая законы, государство не только потеряло бы свой авторитет, но и не смогло бы осуществлять свои основные функции.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
149.73 кб

К 195-летию Карла Маркса

Алиев Урак Жолмурзаевич
Читать PDF
233.48 кб

КАРЛ МАРКС, МАРКСИЗМ И «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС»

Есип Игорь Михайлович
Во второй половине XIХ века активизировалась деятельность женщин по борьбе за равные права с мужчинами, приведшее к появлению такого движения как феминизм.
Читать PDF
297.27 кб

Право, закон и суд в трудах Карла Маркса

Сидоренко А.И., Ибрагимова Ю.Э.
Читать PDF
309.74 кб

Карл Маркс и марксистская политическая экономия

Клисторин Владимир Ильич
Рассмотрена научная программа и парадигма экономической теории К. Маркса. Выявлены принципиальные отличия его научной программы и других ведущих экономистов первой половины XIX в.
Читать PDF
107.25 кб

Концепции капитала от Карла Маркса до марка Цукерберга

Иванов Дмитрий Владиславович
В статье рассмотрены концепции капитала как социального отношения. Эволюция концепции капитала и выявление его форм различными теоретиками связываются с трансформацией социально-экономической системы современного общества.
Читать PDF
739.08 кб

Карл Маркс как социолог: текстологический анализ «Капитала»

Чепуренко Александр Юльевич
Читать PDF
154.55 кб

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН КРИЗИСА (ИНТЕРВЬЮ С КАРЛОМ МАРКСОМ

Воронов Ю.П.
Эта беседа, которой в действительности, конечно, не было и быть не могло, основана, тем не менее, на цитатах из «Капитала».
Читать PDF
332.34 кб

Земельная рента в современной России в контексте учения Карла Маркса

Гончаров А.И., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е.
Для раскрытия сущности земельной ренты и генезиса ее образования авторы обращаются к шестому отделу «Превращение добавочной прибыли в земельную ренту» третьего тома «Капитала» К. Маркса.
Читать PDF
2.58 мб

Карл Маркс о роли воровства в период первоначального накопления капитала

Шаламов Георгий Александрович, Пушкарева Ольга Игоревна
Рассматриваются проблемы роста преступности, воровства, неизбежно возникающие в период первоначального накопления капитала, описанные в фундаментальной работе Карла Маркса «Капитал: критика политической экономии».
Читать PDF
167.62 кб

Теоретические основы производительности труда на основе трудов Карла Маркса

Матвеев Юрий Васильевич, Палиенко Мария Андреевна
Рассмотрены основные теоретические аспекты категорий «производительность труда», «производственные отношения», «стоимость» представленные в трудах Карла Маркса и раскрыты значения этих категорий.
Читать PDF
236.39 кб

ЭПОХА КВАЗИ-ТОВАРНОГО ФЕТИШИЗМА (200-ЛЕТИЮ РОЖДЕНИЯ КАРЛА МАРКСА ПОСВЯЩАЕТСЯ)

Мамедов О.Ю.
Двести лет назад родился гений, которому современное обществознание обязано всем. Выдающееся место в методологическом наследии Маркса занимает «теория товарного фетишизма».
Читать PDF
212.72 кб

Взгляды карла Маркса как частичное и неполное отражение системы Давида Рикардо

Петухов Валерий Александрович
Показано, что теория Маркса по существу является весьма неполным отражением системы Уэста-Рикардо, так как у Маркса отсутствует анализ понижения нормы прибыли, которое происходит вследствие действия принципа убывающей доходности.
Читать PDF
326.38 кб

КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПРОТИВОРЕЧИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КАРЛА МАРКСА)

Бузгалин А.В.
200-летие со дня рождения Маркса стало событием мирового масштаба.
Читать PDF
509.43 кб

Антропогенное воздействие на памятник садово-паркового искусства г. Ставрополя Бульвар Карла Маркса

Поспелова О. А., Степаненко Е. Е., Зеленская Т. Г., Окрут С. В.
Проведен мониторинг антропогенного воздействия на памятник садово-паркового искусства Бульвар К. Маркса г. Ставрополя.
Читать PDF
472.71 кб

Издержки обращения Карла Маркса и трансакционные издержки Рональда Коуза: общее основание и расхожде

Сафонова О. В.