ПЛАТОН

Найдено 2 описания персоны ПЛАТОН

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ПЛАТОН

427—347 до н.э.) — древнегреческий философ и политический мыслитель. Определяющую роль во всей философии П., включая и его философию государства и права, играет учение об идеях, согласно которому «истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», эмпирические же вещи и явления (в т.ч. политико-правовые явления) — не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему- то изменчивому, подвижному, т.е. к становлению. Мир явлений — некая искаженная копия и слабая тень мира идей. Свой проект совершенного государства (в одном из диалогов «Государство») П. изображает как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Конструируя идеальное справедливое государство, П. исходит из того, что по самой идее справедливости справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним. Трем началам (или частям) человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — в государстве соответствуют три схожих начала — совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия — правителей (философов), воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам, стражам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое по своей природе жаждет богатства. Важное значение П. придает введению для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует: детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия П. оставляет на усмотрение властей идеального государства. Хотя члены третьего сословия отстранены от управления государством, однако в принципе они являются свободными, а не рабами. Главное отличие идеального государства от всех прочих государств П. видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных. В учении о формах государства П. говорит о соответствии между пятью видами государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) и пятью видами душевного склада. Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи людей и государственности. По числу правящих П. (в диалоге «Политик») выделяет три вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от того, правят ли по законам или без них, делится на два вида: законная монархия — царская власть, и противозаконная — тирания. Законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов. Если все эти виды правления основаны на законности, то демократия, по П., является наихудшим видом, если же все они беззаконны, то демократия предпочтительнее олигархии и тирании. Проект «второго по достоинству» (после идеального государства) государства представлен в диалоге «Законы ». В деле скрупулезности и мелочности регламентации частной и публичной жизни граждан «второго по достоинству» государства П. придает большое значение закону и законодательной деятельности. Характеризуя закон как определение разума, он пишет: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». П. рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой — свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат, почва и т.п. (невозможно устанавливать законы вразрез с местными условиями). Соч.: Соч.: В 3 т: М., 1968—1972; Поли. собр. творений Платона: В 15 т. Пп; Л., 1923-1929. Лит.: Асмус В. Платон. М., 1969; Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979; Его же. Платон. М., 1984; История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985. В.С. Нерсесянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

ПЛАТОН (423-347 гг. до н.э.)

великий мыслитель античности, ученик Сократа. После смерти учителя уехал из Афин, много путешествовал (по Египту, Южной Италии, побывал в Мегарах и Сицилии). П. основал в Афинах в 387 г. до н.э. Академию, которая просуществовала до 529 г. н.э. Главные произведения П. на государственно-правовую тематику: "Протагор", "Апология Сократа", "Критон", "Государство", "Политик", "Софист", "Парменид", «Законы».

В диалоге "Государство" П. дает свой проект идеального государства. Он исходит из идеи справедливости, утверждая, что справедливый человек похож на справедливое государство. Три начала в человеческой душе (разумное, яростное, вожделеющее) соответствуют трем началам в государстве (совещательному, защитному и деловому). Этим государственным началам соответствуют три сословия - правители, воины и производители. П. считал справедливым то, что каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в другие дела. Во имя единства государства эти три сословия должны составлять иерархию. Философам дана способность рассуждать, и поэтому они господствуют. Воины олицетворяют яростное начало, они подчиняются первому началу, защищают его с оружием в руках. Третье начало - вожделеющее - представляют ремесленники и земледельцы. Они подчиняются первым двум.

Идеальное государство (полис) - это совместное поселение. Чтобы удовлетворить потребности всех, необходимо разделение труда между жителями государства. Для основания иерархии сословий в идеальном государстве П. придумал миф о том, что бог в первое сословие при рождении добавил золото, во второе - серебро, в третье - железо и медь. П. допускал переход из одного сословия в другое. Воины (стражи государства) должны жить коллективно, на основе равенства и солидарности. Им запрещается прикасаться к золоту и серебру. Более того, П. считал необходимым введение для стражей общности жен и детей. Женщины имеют равные права с мужчинами. Детей двух первых сословий воспитывает государство, семьи как таковые, им не нужны.

Об устройстве жизни третьего сословия П. не пишет, так как считает это компетенцией властей идеального государства. Третье сословие в принципе свободно. как и первые два. Они - не рабы. П. обращает внимание на значение в государстве имущественного неравенства. Он - за умеренность, средний достаток.

П. разделяет естественно-правовой взгляд Сократа на государственное устройство. Идеальное государство П. - это справедливое правление лучших. Такое правление и действие справедливых законов - две главные черты идеального государства. Платоновское идеальное государство - аристократия (если правителей несколько). Но если среди правителей выделится один, то это будет царская власть. Такое правление также подходит для идеального устройства.

П. считал, что существует всего 5 форм государства - аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Они соответствуют 5 видам душевного склада. Между формами государства прослеживается связь. П. характеризует их по мере деградации. Так, идеальная аристократия портится из-за появления частной собственности на землю и дома, свободные граждане превращаются в рабов. Яростное начало побеждает разумное, и аристократия переходит в тимократию. Государство начинает вести бесконечные войны (подобно Спарте). В результате войн у некоторой части граждан накапливается богатство. Так появляется олигархический строй. Бедная часть граждан недовольна подобным правлением, и это недовольство приводит к перевороту. На смену олигархии приходит демократия. П. считает этот строй приятным и разнообразным, но без должного управления. При демократии все (равные и неравные) несправедливо уравниваются. Таким образом, причину смены форм государства П. видит во внутренних противоречиях, в злоупотреблении основным принципом государственного устройства (например, в олигархии - богатство, в демократии - свобода). Из демократии возникает тирания. По мнению П., если дать гражданам слишком много свободы, они выберут себе тирана - "ставленника народа". В таком государстве неизбежно беззаконие, насилие и произвол. Для П. это наихудшая форма государства.

В диалоге "Политик" П. обосновывает свое мнение о политике. Он считает ее царским искусством, которое требует знаний и умений управлять народом. Если в государстве есть способные правители, то они могут обойтись без законов. Если же таких правителей нет, то государство должно управляться с помощью законов. С этой точки зрения П. различает семь форм государственного устройства. Кроме идеального государства (где у власти разумные правители) П. указывает на три вида правления: монархию, власть немногих и власть большинства. В зависимости от законности правления каждый вид делится на два: законная монархия - царская власть, противозаконная – тирания; законная власть немногих - аристократия, незаконная - олигархия. Кроме того, есть демократия - с законами и без них. Таким образом. П. использует принцип законности в своей системе.

В "Законах" Платон описывает "второй по достоинству" государственный строй. У власти в таком государстве находятся 37 правителей, избранных народом. Возраст их - от 50 до 70 лет. У власти можно находиться не более 20 лет. У этих "стражей законов" есть широкие полномочия, но в основе правления лежат законы. К высшим органам государства также относится выборный Совет и 360 членов - по 90 от каждого класса. Граждане в государстве делятся на 4 класса по имущественному цензу. Народное собрание обязательно для посещения только первых 2 классов. Большое количество должностных лиц и военных чинов избираются только после докимасии, т.е. проверки на правомерность их претензий. Кроме того, там имеется особый надгосударственный орган власти - "ночное собрание" из 10 самых мудрых стражей для решения самых важных вопросов. Второе идеальное государство отличается от первого тем, что 5040 граждан по жребию получают земельный участок и дом только на правах владения. Земля считается общей собственностью государства. Быт второго государства похож на быт первого, в основе которого заложен коллективизм, единомыслие и т.п.

П. в "Законах" называет два государственных строя. В первом у власти находятся разумные правители, а во втором - правители, которые должны пользоваться законами. Эти законы справедливы, так как создаются на благо всех граждан. При создании справедливых законов надо ограничивать власть правящих и свободу управляемых. Проектируя второе государство, П. огромное значение придает детальной разработке суровых законов, которые должны регламентировать всю общественную и личную жизнь граждан. П. указывает на необходимость правильно устроенного правосудия. Но. по мнению П.. оно не является отдельной властью в государстве. Каждый правитель выступает как судья.

Таким образом, в основе второго идеального государства лежат четкие и суровые законы, которые распространяются только на свободных граждан. Рабы гражданами государства не считаются. На страже законов самого государства стоит правосудие. Такое государство П. считает лучшим. Платоновские проекты идеальных государств впоследствии подверглись критике со стороны его учеников и других философов и теоретиков. Но значение политико-правового учения П. огромно. Нельзя забывать, что все учения античности формировались в условиях деления людей на свободных и рабов, аполитическая мысль была выражением взглядов свободных".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия юриста