АБСЕНТЕИЗМ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Найдено 1 определение
АБСЕНТЕИЗМ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
(от лат. absens, absentis — отсутствующий, англ. absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах главы государства, представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или при проведении референдума РФ (местного референдума), характеризующего определенным типом электорального поведения, в основе которого бездействие, уклонение от исполнения своих гражданских и общественных обязанностей. Абсентеизм, как политико-правовое явление, имеет глубокие корни в обществах различных типов: развитом и неразвитом, демократическом и авторитарном; свойственно государствам, проводящим выборы на всех уровнях власти: общенациональном, региональном и местном. Сущность его заключается,
Во-первых, в равнодушном отношении граждан страны к политико-правовой жизни общества;
Во-вторых, в прямом уклонении от участия в выборах лиц, официально внесенных в списки для голосования,
В-третьих, в неудовлетворенности состоянием дел в государстве и как следствие в пассивном протесте против существующего политико-правового режима в стране;
В-четвертых, в комформистском подходе в оценке происходящего, обозначающего приспособленчество, пассивное принятие указаний органов власти, определяющих мнения в обществе;
В-пятых, в незнании основ избирательного законодательства как оправдании позиции «за нас все решат»;
В-шестых, в имеющих место фальсификациях в ходе проводимых выборов;
В-седьмых, в недоверии к политическим институтам(политическим партиям), у которых слова расходятся с делом; в-восьмых, в недостаточном уровне правового воспитания, приводящем к неверию в возможность влиять на принятие того или иного государственного решения. Абсентеизм, необходимо отличать от позиции сознательного неучастия в проводимых выборах, референдумах как проявление несогласия с действиями органов власти. В современной России число лиц, подверженных абсентеизму, остается значительным. Это обусловлено деформацией правосознания, конфликтом ценностей, патриархальностью взглядов на развитие государства, в основе которых вера в хорошего руководителя, в его способность достичь быстрых перемен. Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна.
Во-первых, абсентеизм остается стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социально-политических конфликтов.
Во-вторых, при определенных условиях не исключен переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения. Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения населения к политике через институализированные формы участия, и прежде всего через активное участие в общественно-политической жизни. Однако данная работа ведется непоследовательно, остается не задействованным мощный пласт элементов электоральной правовой культуры. Мировой опыт свидетельствует, что в последние годы отмечается тенденция снижения активности избирателей. В России явка граждан на выборы в федеральные органы власти составляет в среднем около 50%, при этом сильно разнится по территориальному признаку. В последние годы этот показатель остается крайне низким, как на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, так и в органы местного самоуправления, если они не сопряжены с федеральными. Анализ научной литературы, практика проведения выборов позволяют выявить ряд факторов, влияющих на неявку граждан для участия в голосовании. Способствующими развитию абсентеизма в нашей стране являются причины:
1) общесоциального и общеполитического характера (отсутствие интереса к политике, отчуждение граждан от власти);
2) связанные с несовершенством законодательства и работы избирательных комиссий;
3) связанные с особенностью конкретной избирательной кампании (например: недостаточное представление о программах кандидатов, недостаток информации о предстоящих выборах, безынициативная позиция кандидатов в депутаты);
4) случайного характера (погода, состояние здоровья и т.п.). Часть 2 ст. 32 Конституции РФ закрепляет за гражданами «право избирать и быть избранными...», именно право, а не обязанность. В этой связи необходимо обратиться к принципам избирательного права, один из которых — добровольность участия в выборах — не допускает принудительного воздействия на граждан с целью привлечения их для участия в избирательном процессе. Таким образом, можно констатировать тот факт, что государство косвенно закрепило в собственном законодательстве право граждан на абсентеизм. В целом для государства это явление крайне нежелательно, так как массовое неучастие граждан в процессе обеспечения легитимности государственной власти подрывает основы демократии, уменьшает степень легитимации власти. Вопрос состоит в том, чтобы правовыми способами изменить ситуацию к лучшему. По нашему мнению, проблему абсентеизма можно разрешить, используя три подхода: 1. Как возможный вариант — введение института выборщиков. Ст. 21 Всеобщей декларации прав и свобод человека гласит, что «воля народа должна находить себе выражение в периодических нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем, равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Мировой опыт показывает, что институт выборщиков действует в ряде стран, в том числе в США. Для решения организационных вопросов целесообразно провести правовой эксперимент в одном или нескольких субъектах РФ. 2. Сохранив избирательную систему в целом, изменить отношение к ее реализации через повышение уровня электоральной правовой культуры, идя по пути активной и целенаправленной работы с субъектами политико-правовых отношений. По нашему убеждению, это во многом связано со стабильностью избирательного законодательства, эволюционным подходом к развитию электоральной правовой культуры. 3. Совершенствовать применение правовых стимулов в отношении граждан как основных субъектов политико-правовых отношений. Четкое и непротиворечивое определение и закрепление в законодательстве исходных начал, касающихся участия граждан в выборах, является в современных условиях одним из приоритетных направлений формирования их правовой культуры. Так, в соответствии со ст. 17. п. 3. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданам Российской Федерации» впервые в российской истории стало возможным участие в выборах иностранных граждан. Данная статья закона предусматривает тот факт, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ, включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет и преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранными гражданами права голосования на муниципальных выборах согласуется с положением Конституции РФ, которая в качестве высшей ценности общества провозгласила права и свободы человека, отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, «в которых самоуправление не считается прерогативой одних граждан и распространяется на проживающих, на территории муниципальных образований иностранцев и лиц без гражданства». Однако следует отметить, что реализация этого положения может иметь место только при наличии международных обязательств России, подтвержденных нормами федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Свобода выбора и добровольность участия граждан в формировании органов государственной власти являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской политики и практики. Следует также признать, что избирательное законодательство далеко не всегда последовательно проводит и развивает принцип свободных выборов. На наш взгляд, в этом вопросе имеется ряд проблем, требующих дополнительной законодательной регламентации.
Во-первых, не вполне ясно, насколько согласуется с добровольностью участия в выборах императивная необходимость обязательного включения в списки избирателей всех граждан, имеющих право на участие в голосовании, независимо от их желания: ведь на практике это приводит к огромным затратам средств, выделяемых на избирательную кампанию, что, однако, не исключает отдельных неточностей в составлении списков избирателей, приводит к появлению «мертвых душ».
Во-вторых, отмена порога явки граждан в определенной степени оказывает влияние на процесс придания выборам реального представительного характера, на степень легитимности органов государственной власти. Данный вопрос во многом лежит в плоскости гражданской позиции граждан, структур гражданского общества, и, что достаточно важно, в возможностях фактических организаторов выборов. Со всей очевидностью следует признать, что закрепленная в Конституции РФ свобода выбора постепенно становится нормой для граждан.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

Реклама