Адаптации осужденных психология

Найдено 1 определение
Адаптации осужденных психология
Проявляется при вхождении осужденных в новую объективную и субкультурную среду. Переживания, связанные с попаданием и нахождением на царской каторге, ярко раскрыл Ф.М. Достоевский в "Записках из мертвого дома". Среди отечественных ученых одним из первых психологический процесс адаптации заключенных описал М.Н. Гернет (1926), показав, что на личность осужденных активно влияют: разрыв прежних межличностных связей и отношений, помещение в замкнутую агрессивную среду, принуждение к соблюдению режимных требований, к различным видам принудительной деятельности и др. В зарубежных публикациях интерес к психологическим закономерностям и механизмам адаптации человека в условиях изоляции был пробужден воспоминаниями и научными публикациями видных психологов Б. Беттельхайма (1943, 1951), В. Франкла (1947, 1951, 1954)) и др. - бывших узников немецких концлагерей. При этом Франклом глубоко раскрыта специфика следующих трех фаз в развитии психических реакций заключенных на их лагерную жизнь: 1) фаза шока, имеющая место непосредственно после заключения в лагерь, 2) фаза адаптации, при которой устанавливается бесстрастное созерцание происходящего, но не снижается накал духовных переживаний, и 3) фаза следующая за освобождением, где тяжело преодолевается имевшая место в лагере деперсонализация. Американский исследователь Э. Гоффман (1961) выделяет две фазы: 1) первичную, происходящую сразу после попадания в тюрьму и 2) вторичную, направленную на выживание в тюрьме и превращение под влиянием ее субкультуры в настоящего преступника.
Отечественными психологами процесс адаптации осужденных стал целенаправленно изучаться в 1960-70-е гг. В.Ф. Пирожковым выявлено, что особенности адаптации зависят прежде всего от типа направленности личности, причем механизм адаптации связан с формированием новых привычек, свойств, убеждений, установок, даже черт характера, которыми осужденный ранее не обладал. К.Е. Игошевым (1971) выделены две группы факторов, затрудняющих процесс адаптации: 1) неподготовленность осужденного к процессу адаптации; 2) неблагоприятные материальные, бытовые и духовные условия для адаптации в условиях отбывания наказания. Негативные моменты адаптации могут получить крайнее проявление в дальнейшей криминализации личности. Влияют на адаптацию возраст осужденного, вид преступления, срок наказания, вид учреждения. В.И. Поздняковым в ряде работ 1980-х гг. вскрыты физиологический, социальный и социально-психологический механизмы адаптации, связанные с перестройкой имеющегося у человека динамического стереотипа. Осужденному приходится неоднократно адаптироваться: к различным требованиям режима и условиям отбывания наказания; к основным средствам воздействия (режим, труд, воспитательная работа, общеобразовательная и профессионально-техническое обучение. Поэтому, чем существеннее отличается новая адаптивная ситуация при нахождении в ИТУ от ранее имевших место, тем сильнее выражена адаптивная потребность изменить внутренний стереотип, сломать старые привычки и заменить их новыми. По мнению М.И. Еникеева (1996) на динамику адаптации осужденных влияют особенности, связанные с: 1) арестом; 2) вступлением приговора в законную силу; 3) прибытием в колонию; 4) первые 6-8 месяцев пребывания в исправительном учреждении; 5) за 6-8 месяцев до освобождения; 6) процессом освобождения из исправительного учреждения. Успешной положительной адаптации, согласно исследованию О.А. Малышевой (1998), препятствуют: негативизм осужденного (противодействие личности воздействиям администрации), предвзятость осужденного и окружающих (результат поспешных, необоснованных выводов), а также отсутствие психологической совместимости. В среде осужденных (особенно мужского пола) чаще всего субъектами конфликтов при адаптации являются гомосексуалисты; детоубийцы; лица с психическими недостатками; ВИЧ-инфекцированные и др.
С появлением в УИС России психологической службы возникла возможность психодиагностического мониторинга адаптации осужденных, при котором отслеживаются: а) оценка осужденным своих новых сотоварищей и администрации; б) отношения к нему со стороны осужденных в отряде, администрации; в) интенсивность общения с другими осужденными; г) уровень удовлетворенности осужденного характером взаимоотношений и своим местом в системе этих взаимоотношений. Считается важным до начала изучения адаптации осужденного знакомство психолога с материалами личного дела, так как они позволят лучше понять атмосферу тех событий из жизни осужденного и личностный стиль, который приводил к неадекватному разрешению возникавших жизненных трудностей. Большинство отечественных авторов пишут о тюремном стрессе, рассматривая его как "тюремный синдром" (от греч. syndrome-стечение). Поэтому с впервые поступившими в учреждение осужденными психологами проводятся релаксационные (А.С. Новоселова, 1984) и эмоционально-волевые тренировки (А.И. Ушатиков, В.М. Поздняков, О.И. Шеламов, 1991), задачи которых - снять психические состояния чрезмерной тревожности и депрессивности, сформировать психологическую готовность к преодолению внутренних и внешних трудностей отбывания наказания, связанного с лишением свободы.
(А.И. Ушатиков, В.М. Поздняков)
Литература: Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. - М., 1926; Валигура Б. Функционирование человека в условиях тюремной изоляции. - Рязань, 1974; Пирожков В.Ф., Глоточкин А.Д. Исправительно-трудовая психология / Под ред. К.К.Платонова. - М., 1974; Адаптация осужденных к среде в ИТУ. - Рязань, 1983; Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг, как средство подготовки несовершеннолетних осужденных к выходу из карантина в отряд ВТК. Пермь, 1984; Социально-психологическая адаптация осужденных и профилактика правонарушений в ИТУ. - М., 1987; Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2001.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
254.25 кб

Социально-психологическая адаптация осужденных дисциплинарных воинских частей

Шилов Александр Иванович
Адаптация осужденных военнослужащих охватывает комплекс вопросов нравственной, психологической и практический подготовки к жизни в условиях изоляции от общества, освоения новых социальных ролей, установления контактов, подготовки