АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
см. Ответственность административная.

Источник: Советский юридический словарь

Ответственность административная
одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность.

Источник: Большой юридический словарь

Административная ответственность
это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий

Административная ответственность
форма юридической ответственности физических и юридических лиц, установленная законодательством для защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
одна из форм юридической ответственности - ответственность граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения. К А.о. могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. Военнослужащие несут ответственность за административное правонарушение по дисциплинарным уставам. За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
вид юридической ответственности. Выражается в применении к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам мор административного взыскания. Последние налагаются компетентными органами и должностными лицами государства на правонарушителей, которые им непосредственно не подчинены. Применение мер А. о. не влечет судимости гражданина, его увольнения с основного места работы. Меры А. о. налагаются в соответствии с законодательством в особом порядке, который именуется производством по делам об административных правонарушениях. Главным актом в этой сфере является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, но А. о. устанавливается и многими федеральными законами РФ, а также законами субъектов РФ и некоторыми актами представительных органов местного самоуправления (см.: Административное взыскание). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и др.), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. А.о. обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. Она заключается, как и иные виды юридической ответственности, в предусмотренном законом лишении или ограничении определенных прав виновного субъекта. Вместе с тем А.о. характеризуется множественностью правовых норм, на основании которых она может быть реализована. Эти нормы регулируют разные аспекты деятельности органов государственного управления в различных сферах управленческой деятельности.
Принципы А.о.: законность, целесообразность, ответственность за вину, неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности, индивидуализация мер ответственности, гуманизм, гласность.
Основания административной ответственности:
1) нормативное основание – нарушение административно-правового предписания (запрета);
2) фактическое основание – совершение административного правонарушения;
3) процессуальное основание – издание правоприменительного акта

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
вид юридической ответственности, наступающей за административное правонарушения (проступок). А. о. представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, которое совершило административное правонарушение. А. о. влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По своему содержанию меры А. о. выражаются в предусмотренных КоАП РФ неблагоприятных последствиях — лишении или ограничении прав и свобод нарушителей как материального, так и моральнонравственного характера. А. о., предусмотренная КоАП РФ, наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Привлечение к А. о. и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы (военной службы и т. д.). Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и др. правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

Административная ответственность
один из видов юридической ответственности, заключающийся в наложении на нарушителей общеобязательных правил, действующих в сфере государственной исполнительной власти и в других сферах административных взысканий, которые влекут обременительные последствия имущественного или морального характера. Основанием административной ответственности служит, как правило, административное правонарушение (проступок). Административная ответственность устанавливается законодательством, в особых случаях - решениями местных органов власти. Административная ответственность реализуется в виде административных взысканий: предупреждения, штрафа, возмездного изъятия предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, конфискации, лишения специального права. За отдельные виды проступков предусмотрены исправительные работы и административный арест. К административной ответственности привлекают специально уполномоченные на то органы государственной исполнительной власти (должностные лица) или судьи. Между правонарушителем и государственным органом (должностным лицом), привлекающим к административной ответственности, не должно быть служебных отношений, которые характерны для дисциплинарной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены как физические лица: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, так и организации.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ
в СССР ответственность за административное правонарушение, к которой виновное лицо привлекается по решению административного органа. Круг административных органов, полномочных устанавливать О. а., виды О. а. и ее пределы определяются законами и правительственными актами. О. а. может быть установлена местными Советами и их исполнительными комитетами за нарушение обязательных решений, а также некоторыми министерствами и главными управлениями за нарушение правил, относящихся к данной отрасли гос. управления.
О. а. выражается в административных взысканиях: предупреждении, штрафе (как правило, до 100 руб.), исправительно-трудовых работах (до 1 месяца), а в местностях, объявленных на военном положении,– лишении свободы сроком до 6 месяцев или штрафе до 3 тыс. руб. В отдельных случаях к О. а. (штраф) могут привлекаться юридические лица (за непредставление материалов об обороте предприятия; несвоевременное представление баланса; за нарушение санитарно-гигиенических правил).
Административное взыскание предусмотрено в качестве санкции в ряде статей УК; 61, ч. 1; 64, ч.ч. 1 и 2; 83; 108, ч. 2; 133, ч. 4; 191, ч. 2; 192. Исполнение по делам об административных взысканиях производится, как правило, в административном порядке.
Для изъятия имущества в покрытие недоимок по гос. и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам с колхозов и отдельных граждан установлен судебный порядок. Административный порядок взимания штрафов с отдельных лиц применяется при взимании штрафов, наложенных санитарной и торговой инспекциями, инспекцией труда, главными техническими инспекторами ЦК профсоюзов, штрафов за нарушение противопожарных правил и других штрафов, которые взыскиваются с зарплаты в бесспорном порядке.
Освобождение от административного взыскания производится либо органом, наложившим взыскание, либо вышестоящим органом.

Источник: Советский юридический словарь

Административная ответственность
это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности; во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; в-третьих, предупреждение административных правонарушений. Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.
Следует четко разграничивать понятия "установление" и "применение" а.о., а равно и всех других мер административного принуждения.
В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, т.е. принципы привлечения к а.о.: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).
Структура а.о. (как, впрочем, и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы: основание а.о. (юридическое, фактическое и процессуальное); правовые условия привлечения к а.о., а также исключающие ее; субъекты а.о.; санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.
Мерами а.о. выступают административные наказания (в настоящее время их девять, см. "Административные наказания"), которые применяются в рамках производства по делам об административных правонарушениях в порядке, закрепленном КоАП РФ.

Источник: Большой юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
вид юридической ответственности, которая выражается в применении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время ей присущи специфические признаки, характерные только для этого вида юридической ответственности. Основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок). Административная ответственность - это, как правило, внесудебная ответственность. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами исполнительной власти и местного самоуправления во внесудебном порядке, хотя некоторые административные правонарушения рассматриваются судами. В отличие от уголовной ответственности и гражданской ответственности, которые устанавливаются только федеральным законом, административная ответственность устанавливается большим числом федеральных законов и подзаконных актов, законов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Особое место среди таких актов принадлежит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Кодекс не только устанавливает ответственность за значительное количество административных правонарушений, но и регулирует общие вопросы административной ответственности, а также производство по делам об административных правонарушениях, т.е. содержит как материальные, так и процессуальные нормы. В числе иных федеральных актов, устанавливающих административную ответственность, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", Закон РФ "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и многие другие. Среди законов субъектов Российской Федерации, касающихся вопросов административной ответственности, можно назвать Кодекс Свердловской области об административной ответственности, кодифицированный закон об административных правонарушениях Республики Карелия, законы Ивановской, Кировской и других областей, устанавливающие административную ответственность за конкретные административные проступки и т.д. Существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования - организации, в том числе филиалы организаций, их представительства, а также их структурные подразделения. Институт административной ответственности коллективных образований относительно нов и требует дальнейшего осмысления и развития. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение, и его увольнения с работы, это лицо считается имеющим административное взыскание лишь в течение установленного законом срока.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
вид юридической ответственности. Выражается в применении к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам мер административного взыскания. Последние налагаются компетентными органами и должностными лицами государства на правонарушителей, которые им непосредственно не подчинены. Применение мер а.о. не влечет судимости гражданина, его увольнения с основного места работы. Меры а.о. налагаются в соответствии с законодательством в особом порядке, который именуется производством по делам об административных правонарушениях. Вопросы а.о. регулируют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (сокращенно КоАП), с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена а.о.
КоАП содержит особенную часть, в которой (главы 5 – 21) назван огромный круг административных правонарушений. Они поделены на следующие группы:
а) посягающие на права граждан;
б) посягающие на здоровье, санитарноэпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
в) в области охраны собственности; в области охраны окружающей среды и природопользования;
г) в промышленности, строительстве и энергетике;
д) в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
е) на транспорте; в области дорожного движения;
ж) в области связи и информации;
з) в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций;
и) в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг;
к) в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
л) посягающие на институты государственной власти;
м) в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
н) против порядка управления;
о) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
п) в области воинского учета.
А.о. подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. А.о. подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат а.о. на общих основаниях. Вопрос об а.о. иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. Юридические лица подлежат а.о. за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
См. также Административное наказание.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательством для защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти. А.о. наступает за совершение административного правонарушения (проступка). Отличие А.о. от гражданской и уголовной ответственности состоит в том, что ряд взысканий, специфичных именно для А.о., могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд. Имеет место и множественность субъектов административной юрисдикции, в т.ч. органов исполнительной власти и их должностных лиц, управо- моченных законом применять меры А.о. В РФ регулирование А.о. осуществляется на федеральном уровне — Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) — в отношении физических лиц и отдельными федеральными законами — в отношении юридических лиц; на уровне субъектов Федерации — законами, принимаемыми законодательными (представительными) органами этих субъектов. Распределение компетенции по изданию законов с административными санкциями между РФ и ее субъектами основывается на разграничении предметов ведения в рамках Конституции РФ (ст. 72) по принципу: за нарушение правил, установленных нормативными правовыми актами РФ (федеральных пра- , вил) А о . определяется федеральным законом; за нарушение правил, установленных субъектом Федерации, А.о. может быть предусмотрена законом данного субъекта РФ. КоАП РСФСР устанавливает общие принципы Ао., ее виды и порядок применения взысканий. А.о. наступает в отношении граждан, достигших к моменту совершения проступка 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные законодательством о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Специальным субъектом А.о. являются должностные лица, которые могут быть привлечены к А.о. за нарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения, охраны природы, в сфере охраны порядка управления и др., обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Другой специальный субъект А о . — военнослужащие (в т.ч. военнослужащие органов ФСБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), как правило, эти лица несут А.о. в дисциплинарном порядке. Исключение составляют проступки, связанные с нарушением правил режима Границы государственной РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил. Другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных в этих актах, несут за совершение административных проступков дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — А.о. на общих основаниях. Иностранные граждане и лица без гражданства несут А.о. на общих основаниях с гражданами РФ. Если иностранный гражданин пользуется на территории РФ иммунитетом от административной юрисдикции, вопрос о его ответственности разрешается дипломатическим путем. КоАП предусматривает возможность освобождения лиц от А.о. в случаях крайней необходимости, необходимой обороны, признания в установленном порядке лица невменяемым, в некоторых других случаях. Допускается возможность освобождения от А.о. при малозначительности проступка, если орган административной юрисдикции сочтет возможным ограничиться устным замечанием. КГ. Салищева

Источник: Юридическая энциклопедия

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ
одна из форм юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. К О.а. привлекаются на основании законодательных актов, перечисленных в ст. 2 КоАП. действующих во время и по месту правонарушения. Порядок и основания привлечения к О.а. регулируются КоАП и другими правовыми актами. Граждане РФ могут быть привлечены к О.а. с 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 16 до 18 лет несут ответственность на общих основаниях со взрослыми за совершение мелкого хулиганства, мелкого хищения, нарушение правил дорожного движения, стрельбу в населенных пунктах и в неотведенных местах, злостное неповиновение требованию работников милиции, народного дружинника, военнослужащего, нарушение порядка приобретения, хранения, реализации, перевозки и регистрации огнестрельного оружия и боевых припасов, нарушение пограничного режима. За все остальные административные правонарушения к ним применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. с последующими изменениями и дополнениями. Лица, не достигшие 18 лет, не могут быть подвержены административному аресту (ст. 32 КоАП): несовершеннолетие является смягчающим О.а. обстоятельством (ст. 34 КоАП), а вовлечение несовершеннолетнего в правонарушения признается отягчающим обстоятельством. О.а. за административные правонарушения, совершенные на территории РФ. несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без гражданства, если они не пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ. За некоторые административные правонарушения к О.а. привлекаются только специальные субъекты ответственности, т.е. лица, занимающие определенное служебное положение или занимающиеся определенной деятельностью. Одним из видов специальных субъектов являются должностные лица.
В некоторых статьях КоАП дается исчерпывающий перечень должностных лиц, которые могут быть привлечены за совершение данного правонарушения к О.а. Так, в ст. 90 КоАП предусмотрено, что за расточительное расходование электрической и тепловой энергии к ответственности могут быть привлечены руководители предприятий, учреждений и организаций, главные инженеры, главные энергетики (главные механики) предприятий, начальники цехов, руководители административно-хозяйственных служб учреждений и организаций. В других случаях, например, в ст. 123 КоАП употребляется формулировка общего характера: за выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности. О.а. несут должностные лица. отвечающие за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
К должностным лицам могут быть применены только два вида О.а. - предупреждение и штраф. Штрафные санкции конкретных составов административных правонарушений, в которых субъектами выступают граждане и должностные лица, для последних повышены.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения (проступки) в дисциплинарном порядке. На общих основаниях указанные лица несут О.а. за нарушение правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду. К ним не могут применяться исправительные работы и административный арест. А в отношении военнослужащих, кроме того, - штраф и лишение права управления транспортными средствами.
Органы (должностные лица), которым предоставлено право привлекать виновных к О.а., могут вместо наложения административных взысканий передавать материалы соответствующим органом для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Кроме военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел специфические условия О.а. установлены для лиц, на которых распространяются дисциплинарные уставы или специальные положения о дисциплине в связи с особенным характером трудовой деятельности в некоторых отраслях хозяйства РФ. К таким лицам относятся работники железнодорожного, морского, речного транспорта, гражданской авиации. Уставы и положения о дисциплине предусматривают дисциплинарную ответственность за совершение при исполнении служебных обязанностей проступков, совпадающих по своему содержанию с административными правонарушениями. В связи с изменением статуса юридических лиц (акционирование, приватизация и т.п.) возникла необходимость в О.а. за нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства. Такая ответственность предусмотрена в ряде ФЗ РФ.

Источник: Энциклопедия юриста

Административная ответственность
предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются:
- во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина;
- здоровья граждан;
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- окружающей среды;
- установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;
- собственности;
- во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
- в-третьих, предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ). Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений. Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения. Установление административной ответственности, издание предусматривающих ее законов. Формой установления административной ответственности выступают только федеральные (Кодекс РФ об административных правонарушениях) и субъектов РФ законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушение. Формой применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными нато государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение. Применение административной ответственности – это привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, то есть принципы привлечения к административной ответственности:
- принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4);
- презумпция невиновности (ст.1.5);
- обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6). Структура административной ответственности (как и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы:
- основание административной от ветственности (юридическое, фактическое и процессуальное);
- правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие ее;
- субъекты административной ответственности;
- санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, так как по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности. Существуют три тесно взаимосвязанных, интегрированных в некое триединство, основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности. Юридическое основание административной ответственности – это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в пол ном составе сос тавляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом. Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного правонарушения, то есть совершившие административное правонарушение физические и юридические лица, привлекаемые за это к административной ответственности. Среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности, которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Предусмотренные соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с российскими гражданами. Несовершеннолетние от 16- до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания. Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они несут административную ответственность за определенный перечень административных пра вонарушений, а за остальные административные правонарушения при влекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с дисциплинарными уставами. Таким образом, административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения. К военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и административный штраф. Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. Особенности административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов состоят в следующем:
- во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного правонарушения определенной спецификой;
- во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного правонарушения законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные наказания, чем для граждан;
- в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности дисквалификация. Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности: продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и др., которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой стороны, не относятся законодательством и к обычным гражданам. К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ). Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Согласно КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ). Мерами административной ответственности выступают административные наказания ( см. «административные наказания»), которые применяются в рамках производства по делам об административных правонарушениях в порядке, закрепленном КоАП РФ.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Реклама

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
83.70 кб

Понятие административной ответственности

Тимошенко И. В.
Одним из недостатков понятийного аппарата российского законодательства об административной ответственности, требующим своего устранения, является отсутствие в КоАП РФ нормативно закрепленного определения понятия «административная
Читать PDF
467.35 кб

Административная ответственность за побои

Родина Мария Александровна
Анализируются мнения исследователей о теоретической и практической значимости института административной ответственности за побои. Выделены проблемы, возникающие в теории и на практике, в связи с применением указанного института.
Читать PDF
250.07 кб

Административная ответственность в сфере выборов

Волченко Валерия Наильевна
Анализируется российское законодательство об административных правонарушениях относительно регулирования ответственности за нарушения избирательных прав граждан и порядка организации и проведения выборов.
Читать PDF
128.88 кб

Административная ответственность: понятие и цель

Никулина О. В.
Читать PDF
27.58 кб

Индивидуализация административной ответственности

Скалеух Константин Алексеевич, Мясников Анатолий Павлович
В статье рассматривается принцип индивидуализации административной ответственности, имеющий большое значение в деятельности органов административной юрисдикции, так как способствует обеспечению наложения справедливого взыскания.
Читать PDF
415.31 кб

Об административной ответственности за порчу земли

Воронцова Оксана Викторовна
В статье на основании данных государственного мониторинга земель сделан вывод о том, что практически во всех субъектах РФ состояние земель продолжает ухудшаться.
Читать PDF
161.05 кб

Коллизии института административной ответственности

Макарейко Николай Владимирович
Читать PDF
528.83 кб

Административная ответственность несовершеннолетних

Грешнова Г.В.
В статье уделяется внимание административной ответственности несовершеннолетних за потребление (распитие) алкогольной продукции.
Читать PDF
858.47 кб

Административная ответственность бюро кредитных историй

Игитова Ольга Валентиновна
В статье рассматриваются дискуссионные проблемы проспективной (позитивной) и ретроспективной (негативной) ответственности, виды юридической ответственности в сфере деятельности бюро кредитных историй.
Читать PDF
175.68 кб

Административная и уголовная ответственность призывника

Беренштейн И. В.
Анализируя весь спектр административной и уголовной ответственности призывника в Вооруженные Силы РФ, следует сделать вывод, что если государство стабилизирует общественные отношение при привлечении призывников к административной
Читать PDF
438.89 кб

Административная ответственность избирательных комиссий

Денисенко В. В., Пугиев Г. Л.
В работе избирательные комиссии рассматриваются, с одной стороны, как органы, призванные обеспечивать избирательные права граждан и в этой связи наделенные, в частности, полномочиями по составлению протоколов об административных п
Читать PDF
483.22 кб

Дисциплинарная ответственность в административном праве

Лещина Э.Л.
Анализируется дисциплинарная ответственность как один из основных видов юридической ответственности, как одна из форм принуждения, применяемого в порядке подчинения к лицам, совершившим дисциплинарные проступки, как комплексное ме
Читать PDF
230.79 кб

Дисквалификация как мера административной ответственности

Колосовский А. В.
Читать PDF
356.49 кб

Об институтах административной и трудовой ответственности

Липинский Дмитрий Анатольевич, Репетева Олеся Евгеньевна
Актуальность и цели. В условиях построения правового государства и формирования гражданского общества особую значимость приобретают правовые институты юридической ответственности, в том числе административной и трудовой.
Читать PDF
189.32 кб

Административная ответственность государственных служащих

Владимир Николаевич Закопырин, Татьяна Николаевна Дазмарова, Андрей Владимирович Зверев
В статье рассматриваются проблемные вопросы привлечения к административной ответственности государственных служащих, а также соотношение административной ответственности с дисциплинарной ответственностью.

Найдено книг по теме — 17

Похожие термины: