АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЮСТИЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ
см. Административная юстиция.

Источник: Советский юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
система административных судов и иных специальных органов, рассматривающих дела и споры в сфере государственного управления. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
по своей сути является контролем как за правовым качеством административных актов, так и за деятельностью государственных и муниципальных органов, а также должностных лиц.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
система специальных судебных или иных органов по контролю за соблюдением законности в сфере исполнительной власти, за действиями и решениями органов системы исполнительной власти при рассмотрении исков и жалоб граждан или организаций в связи с нарушением их прав и законных интересов.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

Административная юстиция
1) система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления; 2) особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданином либо организацией, с одной стороны, и органом государственного управления - с другой.

Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
в административном праве - особый порядок разрешения административно-правовых споров, при котором судебные или иные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственный управления и вы носят обязывающие эти органы решения. В некоторых зарубежных государствах функции А.ю. осуществляют либо общие суды (США, Великобритания и др.), либо специальные административные суды (Франция, ФРГ, Швейцария и др.). В РФ в настоящее время А.ю. осуществляется как судами общей юрисдикции, так и различными административными органами.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Административная юстиция
это система разрешения споров, возникающих между гражданином и органом государственного управления при реализации полномочий этого органа. Существует две модели административной юстиции: континентальная и англосаксонская. Континентальная, или европейская, модель (романо-германская) характеризуется наличием специализированных судов для рассмотрения административных споров (ФРГ, Швейцария, Австрия). Вторая модель, англосаксонская, отличается широкой компетенцией общих судов по рассмотрению административных споров, при отсутствии специализированной системы административной юстиции (США, Канада, Австралия). Россия находится в процессе создания системы административной юстиции.

Источник: Большой юридический словарь

Административная юстиция
особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданами или организацией, с одной стороны, и органом государственной исполнительной власти - с другой. Административная юстиция сформировалась как необходимый элемент правового государства, в числе принципов которого провозглашена гарантированность прав и свобод граждан в отношениях с государственными органами и должностными лицами. В современных государствах административная юстиция осуществляется путем обжалования решений органов исполнительной власти: а) в общие суды; б) в специальные ведомственные (административные) суды; в) как в общие, так и в административные суды. Действующее законодательство предусматривает возможность обжалования в суд незаконных действий должностных лиц и органов управления, ущемляющих права граждан.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
система специальных судебных и квазисудебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также (в более узком смысле) особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления - с другой. В последнем значении представляет разновидность судебной деятельности, поскольку осуществляется с соблюдением основных элементов судебного разбирательства. В ряде зарубежных стран система А. ю. сложилась еще во второй половине XIX в. В настоящее время ее органами являются либо специальные административные суды (Франция, ФРГ, Швейцария и др.), либо общие в сочетании с ведомственными административными судами (США, Великобритания и др.). Иногда реализуется особыми структурными подразделениями в рамках органов исполнительной власти или судов общей юрисдикции.

Источник: Большой юридический словарь

Административная юстиция
это административное судопроизводство по рассмотрению споров, возникающих в сфере публичного управления посредством системы специализированных органов правосудия и на основе административно-процессуального законодательства. А.ю. по своему предназначению - форма ограничения государственного и муниципального административного управления средствами судебной власти. А.ю. является основополагающим институтом организации современного государственного управления. А.ю. имеет место во Франции, Германии и других странах. Впервые попытки создать административную юстицию в нашей стране проводились во время Февральской революции (1917 г.). Главным признаком и критерием административной юстиции выступает не внешняя форма, а обеспеченная правосудием возможность защищать свои права и законные интересы всеми участниками публичного управления. Поэтому можно констатировать наличие в России признаков а.ю. в рамках неадминистративных видов процесса, где данный институт за неимением другой возможности развития оформился в качестве неспецифической процессуальной деятельности.
Основные функции а.ю.: внешний контроль государства за деятельностью системы исполнительной власти и органами местного самоуправления; обеспечение режима законности в системе публичного управления (законности административных правовых актов, действий органов и должностных лиц; защита прав и законных интересов граждан и коллективных субъектов административного права от незаконных действий представителей публичной административной власти); повышение эффективности публичного управления посредством разрешения споров, коллизий, конфликтов в системе государственного и муниципального управления на основе процедуры, позволяющей узкоспециализированным судебным органам более профессионально устранять административные противоречия.

Источник: Большой юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
система специальных судебных и административных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также в более узком смысле - особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления - с другой.
В ряде зарубежных стран система А.ю. сложилась еще во второй половине XIX в. Органами А.ю. являются либо специальные административные суды (Франция, Германия, Швейцария» др.), либо общие суды в сочетании с ведомственными административными судами (США, Великобритания и др.). Иногда
А.ю. осуществляется также особыми структурными подразделениями в рамках органов исполнительной власти или судов общей юрисдикции.
А.ю. в РФ имеет конституционную основу (п. 2 ст. 118 Конституции РФ) и представлена судами общей юрисдикции. ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» не предусматривает административных судов. В то же время в Законе оговорено, что специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий ФКЗ.
В порядке осуществления А.ю. судьи районных (городских) судов в первую очередь рассматривают дела об административных правонарушениях (ст. 202 КоАП предусмотрено более 50 категорий таких дел). Процессуальный порядок их рассмотрения определен главой 21 КоАП и подчиняется общим правилам административного производства. Дела: а) об обжаловании гражданами в суд неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, которыми нарушены их права и свободы (Порядок такого обжалования был определен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»); б) по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; в) по жалобам об ошибках, допущенных в списках избирателей - рассматриваются в соответствии с ГПК по общим правилам гражданского судопроизводства за отдельными изъятиями, установленными законодательством РФ.

Источник: Энциклопедия юриста

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
в буржуазных государствах особый вид деятельности общих судов (США, Англия) или специальных органов в составе самой же администрации, выполняющих некоторые судебные функции (Франция, Италия), или специальных административных судов (Швейцария) по разрешению споров в области управления. При этом формально не администрация, а суд или иные специальные органы, не зависящие от администрации, разрешают спорные вопросы управления. Такой порядок обычно превозносится буржуазными юристами как порядок, при котором органы А. ю. якобы могут объективно отнестись к интересам спорящих сторон. В действительности же органы А. ю. – такие же классовые органы буржуазии, как и все остальные гос. органы, и т. н. независимость органов А. ю. является юридической фикцией. Судебные или специальные органы, решающие споры по вопросам управления, так же как и другие органы буржуазно то государства, находятся в прямой зависимости от административной власти.
Вся система гос. органов в буржуазных странах служит одной и той же цели – держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства, подавлять сопротивление трудящихся, наступать на их жизненные права и интересы Напр., в США в условиях усиления политической реакции органы А. ю. уступают место чрезвычайным органам, создаваемым реакционными кругами правящей буржуазии. В США споры о праве подлежат судебному рассмотрению. Вопросы же факта в области управления решаются в административном порядке и судебной проверке не подлежат. Разница вопросов факта и вопросов права довольно неопределенна, что открывает путь к тенденциозным судебным решениям: напр., размер предельных тарифов, устанавливаемых в административном порядке за услуги предприятий общественного пользования, принадлежащих частным лицам (трамвай, водопровод и т. п.), считается вопросом права и проверяется судом, а признание или непризнание того или иного лица американским гражданином и связанная с этим высылка за пределы США рассматривается как вопрос факта, не допускающего судебной проверки.
В СССР А. ю. не существует. Законность в советском гос. управлении обеспечивается постоянным контролем вышестоящих органов за деятельностью подчиненных органов, надзором органов прокуратуры за точным исполнением законов, гос. контролем, деятельностью специальных инспекций и обжалованием гражданами неправомерных действий должностных лиц в вышестоящие органы власти и управления или в органы прокуратуры. Советским законодательством установлено, что народные суды в целях надзора за законностью рассматривают ряд вопросов в области управления: жалобы на неправильности в списках избирателей, вопросы об изменении записей в актах гражданского состояния, об исключении из описи имущества и т. п.

Источник: Советский юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
система специальных судебных или квазисудебных органов, главная задача которых — контроль за законностью действий и решений государственной администрации (органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) при рассмотрении исков и жалоб граждан или организаций в связи с нарушением их прав и законных интересов. Законодательством устанавливается определенный процессуальный порядок рассмотрения административно-правовых споров в сфере публичной власти. Во Франции самостоятельная система А.ю. включает региональные и специализированные административные трибуналы, действующие в качестве первой инстанции; пять апелляционных трибуналов. Высший орган А.ю. — Государственный Совет. В ФРГ систему административных судов представляют: земельные административные суды, рассматривающие по первой инстанции большинство административных споров, имеющих публичный характер; специализированные суды (патентный, по делам социального обеспечения), также рассматривающие дела по первой инстанции; Высший административный суд земли — кассационная инстанция по отношению к земельному административному суду; Федеральный административный суд — высшая инстанция А.ю. В Великобритании нет обособленной системы А.ю. Функции А.ю. в качестве первой инстанции осуществляют не зависимые от администрации трибуналы (по подоходному налогу, по национальной службе здравоохранения, по социальному обеспечению и по социальным пособиям, промышленные и др.). Апелляции на решения трибунала могут быть поданы в соответствующий апелляционный трибунал, а в ряде случаев — непосредственно в суд общего права. Решения трибунала могут быть обжалованы по вопросам права в Высокий Суд, в Совет трибуналов, а затем в Палату лордов. Вместе с тем гражданин вправе обращаться с жалобой на действия администрации в суд общей юрисдикции, поскольку любое незаконное действие администрации может быть судом аннулировано. В США также нет обособленной системы судов А.ю., поскольку согласно Конституции США судебная власть распространяется на все споры, в которых США (следовательно, государственная администрация) являются стороной. Для рассмотрения административных споров в ряде органов государственного управления созданы квазисудебные органы — административные судьи и апелляционные управления (советы). В Китае суды А.ю. отсутствуют. В судах общей юрисдикции действуют палаты (коллегии) по административным делам, рассматривающие жалобы граждан на действия и решения органов государственного управления. В России дореволюционного периода специальной системы органов А.ю. в виде обособленных судов не было. Определенные функции А.ю. выполнял Сенат. В годы советской власти доктрина А.ю. не получила официального признания. Только Конституция СССР 1977 закрепила право граждан обжаловать в суд неправомерные действия государственных органов и должностных лиц в порядке, предусмотренном законом. Однако соответствующий союзный закон был принят лишь в 1987. В России в 1993 принят Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а в ГПК РСФСР включена глава 241 — о рассмотрении судами жалоб граждан на действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, объединений, общественных организаций. Таким образом был введен судебный контроль за индивидуальными и нормативными актами государственного управления. Ныне право на судебную защиту от неправомерных действий администрации гарантировано гражданину Конституцией РФ (ст. 46). И. Г. Салищева

Источник: Юридическая энциклопедия

Административная юстиция
административное судопроизводство по рассмотрению споров, возникающих в сфере публичного управления, посредством системы специализированных органов правосудия и на основе административно-процессуального законодательства. Первоначально под административной юстицией понималось применение органами исполнительной власти законов, разрешение ими несложных спорных ситуаций. Однако позднее этому понятию стали придавать иное значение, подразумевающее применение норм административного права посредством особых органов управления, не относящихся к судебным органам, но функционирующих по примеру судов. Административная юстиция по своему предназначению – форма ограничения государственного и муниципального административного управления средствами судебной власти. Это воплощение идей разделения власти администрации и суда, административной (полицейской) деятельности и контроля, подчинения сферы публичного управления режиму законности (правовое государство). Известно утверждение о том, что «последний камень в фундамент правового государства был, однако, положен только с введением административной юстиции» (Г. Радбрух). Главным признаком и критерием административной юстиции выступает не внешняя форма, а обеспеченная правосудием возможность защищать свои права и законные интересы всеми участниками публичного управления. Административная юстиция – это синоним понятия «административный процесс» в узком смысле этого слова, процесса как отраслевого вида судопроизводства в административном праве. Административная юстиция опирается на классическую доктрину современного административного права, является основополагающим институтом механизма государственного управления. Основные функции административной юстиции: внешний контроль государства за деятельностью системы исполнительной власти и органами местного самоуправления; обеспечение режима законности в системе публичного управления (законности административных правовых актов, действий органов и должностных лиц; защита прав и законных интересов граждан и коллективных субъектов административного права от незаконных действий представителей публичной административной власти); повышение эффективности публичного управления посредством разрешения споров, коллизий, конфликтов в системе государственного и муниципального управления на основе процедуры, позволяющей узкоспециализированным судебным органам более профессионально устранять административные противоречия. В странах англо-американского содружества (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия), а также в Израиле при наличии органов административной юстиции отсутствует система административных судов. В ряде стран Западной Европы, напротив, имеются отдельные системы административных судов. Нередко положения об административной юстиции закрепляются в конституциях государств (Австрия, Швейцария, Португалия). Выделяют три основных типа административной юстиции: управленческий, квазисудебный и судебный. Первый тип, традиционно называемый «французским», находит применение во Франции, Греции и Италии. При этой модели система органов юстиции (например, представленная Государственным Советом во Франции) входит в систему государственного управления и неподконтрольна общим судам. Второй тип административной юстиции действует в Великобритании, США и называется «англосаксонским». Для него характерным является то, что органы административной юстиции образуют самостоятельную систему трибуналов и других служб по рассмотрению таких споров, которые формально не входят в судебную систему, но подконтрольны общим судам. Третий тип, который считается «немецким», характеризуется наличием в системе судебных органов специальных судов, выполняющих функции административной юстиции. Кроме Германии по такому типу организована административная юстиция в Финляндии, Швеции. В Нидерландах и Швейцарии существует смешанная модель административной юстиции, при которой одна часть споров в сфере управления разрешается общими судами, а другая – специализированными. В Швейцарии, например, в низших судебных инстанциях правовые споры разрешаются общими административными судами, а для рассмотрения вопросов на федеральном уровне в Федеральном Суде Швейцарии созданы два специализированных отдела: один для общих административных судов, другой для рассмотрения жалоб в области государственного социального страхования. Необходимость формирования системы административной ю стиции в России обусловлена укреплением законности в сфере государственного управления, особой природой дел, возникающих из публичных правоотношений, для качественного разрешения которых требуется специальная процессуальная форма и наличие соо тветствующих органов. Впервые попытки создать административную юстицию в нашей стране проводились во время Февральской революции (1917 г.). Возвращение к этому важнейшему административно-правовому институту происходит в настоящее время, по прошествии почти столетнего перерыва. Пока не создана система административных судов и не предусмотрено законодательство об административном судопроизводстве. Конституция РФ устанавливает наряду с уголовным и гражданским судопроизводством административное судопроизводство. Это является конституционным основанием для становления судебного типа административной юстиции в России. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающиx права и свободы граждан» (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 г.) устанавливает право граждан в судебном порядке выявлять степень соответствия законам осуществляемых должностными лицами, государственными или муниципальными служащими действий (бездействия), а также принимаемых ими решений. Оспаривание актов органов публичного управления осуществляется и в порядке арбитражного судопроизводства. Поэтому можно констатировать наличие в России признаков административной юстиции в рамках неадминистративных видов процесса, что обусловило оформление данного института в качестве неспецифической процессуальной деятельности общих и арбитражных судов.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
196.19 кб

Понятие административной юстиции

Соловых Светлана Жорисовна, Юсупова Асия Наилевна
Проанализировано понятие административной юстиции, обосновано, что данное понятие следует рассматривать в широком смысле, а именно как порядок реализации государственного управления, отличный по своей материально-правовой природе
Читать PDF
268.48 кб

Административная юстиция в России

Гаджиева Фатима Руслановна
В статье рассматривается проблема создания в России административных судов, что актуально, так как в настоящее время отсутствует единый механизм рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений, не определена право
Читать PDF
356.17 кб

Проблемы административной юстиции

Панова И.В.
В статье затрагиваются вопросы досудебного и внесудебного порядка обжалования, рассмотрения административных дел.
Читать PDF
290.50 кб

Административная юстиция в России

Старилов Ю.Н.
Читать PDF
121.30 кб

Местная административная юстиция Франции

Саудаханов М. В.
Исследуется местная административная юстиция Франции
Читать PDF
167.91 кб

Развитие административной юстиции в России

Есенова Валентина Петровна
В статье дан анализ некоторых проблем образования административной юстиции в России в историческом и современном аспектах.
Читать PDF
8.30 мб

С чего начинается административная юстиция?

Шишимбаева Сауле Сериккановна
В статье автором раскрыты элементы административной юстиции.
Читать PDF
16.87 мб

ВОПРОСЫ ЮРИСДИКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ

Орманова Шолпан Шерхановна
Читать PDF
226.22 кб

Актуальные проблемы административной юстиции

Читать PDF
364.38 кб

Система органов административной юстиции в Египте

Неварах Ахмад Анвар Ахмад
В статье рассматриваются становление и развитие системы органов и полномочия административной юстиции в Египте.
Читать PDF
807.92 кб

Налоговый Суд США как орган административной юстиции

Найко В. И.
Автором предпринята попытка проанализировать положение Налогового Суда в системе административной юстиции США и оценить специфику его деятельности.
Читать PDF
95.33 кб

Актуальные проблемы административной юстиции в России

Селезнева Наталия Михайловна
Читать PDF
152.74 кб

Административные процедуры и административная юстиция

Никифоров М. В.
Читать PDF
21.61 мб

ИНСТИТУТЫ ОБЖАЛОВАНИЯ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ

Кайжакпарова Аида Бахытжановна, Ермекбаев Берикжан Бакытжанович
Реформа административного права затрагивает необходимость внедрения административной юстиции, разрешающей споры, возникающие из публично-правовых от-ношений между государством и гражданами (организациями), что предусмотрено Концеп
Читать PDF
2.73 мб

Несколько слов о действующей административной юстиции США

Волох Е.А., Джерагиян А.Д.
Статья посвящена деятельности административных агентств США (на примере Федеральной торговой комиссии). Авторы исследуют функции вышеназванной комиссии для того, чтобы установить конституционность их адъюдикационной деятельности.