Административно-правовые отношения

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Норма административного права является предпосылкой и условием возникновения административно-правовых отношений.
Своеобразие: а) опосредуют сферу организационной деятельности государства; б) имеют целью должное организационное обеспечение нормального функционирования государства; в) могут существовать только в качестве правовых, т. е. урегулированных нормами административного права; г) многообразие и всеобъемлющий характер.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
урегулированные нормами административного права общественные отношения, в которых их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления.
А.п.о. характеризуются следующими признаками:
1) они урегулированы именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права;
2) возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления;
3) обязательным участником А.п.о. выступает орган исполнительной власти, представляющий и защищающий государственный интерес;
4) являются властеотношениями, построенными на началах «власть–подчинение», т.е. налицо соподчинение воль;
5) разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений;
6) в ряде случаев они возникают против воли определенных субъектов (например, наложение административных взысканий, ликвидация или реорганизация структурных звеньев и другие);
7) споры, связанные с административно-правовыми отношениями, рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т.е. во внесудебном порядке; это значит, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления, является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности;
8) невыполнение обязанностей стороной этих отношений влечет за собой ее ответственность, возлагаемую соответствующим органом или должностным лицом.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Административно-правовые отношения
отношения, урегулированные административно-правовыми нормами, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами, возникают, функционируют, прекращаются в связи с организацией и формированием органов власти.
Элементами административно-правовых отношений являются субъект, объект и факт.
Субъекты — все те (стороны, участники), кому нормы административного права предоставляют права и обязанности и дают способность на их реализацию в ходе управленческого процесса.
Объекты — деятельность субъектов в сфере исполнительной власти по реализации своих прав и обязанностей с целью достижения определенной цели, выражающейся в их поведении.
Факты. В качестве юридических фактов в административном праве выделяют:
— юридические действия — совокупность юридически значимых осознанных целенаправленных поступков, складывающихся в волевое поведение: правомерное, неправомерное;
— события — явления, не зависящие от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т. д.).
А. Н. Писарев
Список литературы
Борисов Б. А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.
№ 195-ФЗ. — М.: Юстицинформ, 2006.
Звоненко Д. П., Малумов А. Ю., Малумов Г. Ю. Административное право: учебник. — М.: Юстицинформ, 2007.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002.
Смоленский М. Б. Административное право: учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. они построены на началах "власть - подчинение". Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического использования. Поэтому административно-правовые отношения всегда имеют такого субъекта в качестве одной из своих сторон (одного из участников). Это, - определяемые административно-правовыми нормами исполнительные органы (должностные лица), которых эти нормы наделяют соответствующим объемом властных полномочий, необходимых для осуществления задач и функций исполнительной власти. В административно-правовых отношениях выражаются воля и интересы государства, публично-правовой, государственный интерес. Именно поэтому в административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное, лицо). Для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями определенной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными (что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм), но могут быть и неправомерными, не соответствующими требованиям административно-правовых норм, нарушающими их. Характерным примером правомерных действий субъекта исполнительной власти является издание им в пределах своей компетенции правового акта, имеющего индивидуальный характер, т.е. относящегося (адресованного) к конкретному лицу. Прямое юридическое последствие его издания - возникновение, изменение или прекращение конкретного административно-правового отношения. Наиболее характерными для сферы государственного управления неправомерными действиями являются дисциплинарные проступки или административные правонарушения. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие должностными лицами предприятия необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности). События - это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие).

Источник: Административное право. Словарь-справочник

Административно-правовые отношения
это общественные отношения, урегулированные нормами административного права.
Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.
Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.
Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется.
Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям: по своему характеру - материальные и процессуальные; по характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); по характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием, - на реализацию ее санкции); по продолжительности действия - бессрочные, срочные и краткосрочные: по объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.
Структура административно-правового отношения. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты административно-правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).
Одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений. У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.
Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.
Способы защиты административно-правовых отношений предполагают и означают создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.

Источник: Большой юридический словарь

Административно-правовые отношения
общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от других правоотношений прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования. Административно-правовые отношения существуют преимущественно в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Особенностью административно-правовых отношений является также их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется. Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям:
- по своему характеру: материальные и процессуальные;
- по характеру взаимоотношений участников этих отношений: вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и под чиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов);
- по характеру порождающих их юридических фактов: отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями, (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием на реализацию ее санкции);
- по продолжительности действия: бессрочные, срочные и краткосрочные;
- по объему и месту в системе административно-правового регулирования: общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов:
- субъекты административно-правового отношения;
- объекты административно-правового отношения;
- права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;
- условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты). Субъектами, то есть участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и др. служащие, предприятия, учреждения и др. организации, граждане и их общественные объединения. При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями. Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений могут выступать действия и поведение лица; государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.); предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования); вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Многообъектность административно-правовых отношений тоже своеобразная особенность этой разновидности право отношений. У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций. В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы: метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий; метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции; метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом; все большее распространение получает административно-договорный метод. Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты. Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна особенность административно-правовых отношений. Способы защиты административно-правовых отношений предполагают и означают создание и существование определенных условий и гарантий, которые обеспечивали бы развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
636.73 кб

Административно-правовые нормы и отношения

Волович Владимир Федорович
Рассматриваются сущность и содержанке (структура) административно-правовых норм и складывающиеся на их основе административно-правовые отношения.
Читать PDF
927.10 кб

Административно-правовые отношения в области образования

Штатина М. А.
В статье раскрываются особенности административно-правовых отношений, возникающих в области образования.
Читать PDF
239.37 кб

Теоретические аспекты административно-правовых отношений

Канунникова Наталья Геннадьевна
Задачи Проблема правовых отношений является центральной в общей теории права. Статья посвящена теоретическим аспектам отношений, возникающих в сфере деятельности административного права.
Читать PDF
228.10 кб

Административно-правовое воздействие на экономические отношения

Асадов А.М.
В статье рассматриваются общественные отношения в сфере экономики и финансов как объект административно-правового воздействия.
Читать PDF
112.10 кб

Судебный способ в механизме защиты административно-правовых отношений

Гончарова Н. О.
Статья посвящена исследованию судебного способа защиты административно правовых отношений как одной из основных правоохранительных функций демократического государства.
Читать PDF
358.80 кб

Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений

Санавваров Голибджон Бакоевич, Волков Александр Михайлович
В статье рассматриваются общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений, их административно-правовой статус.
Читать PDF
561.61 кб

Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений

Санавваров Голибджон Бакоевич, Волков Александр Михайлович
В статье рассматриваются общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений, их административно-правовой статус.
Читать PDF
1,001.18 кб

Управленческие отношения в механизме административно-правового регулирования

Бокова М.Н.
В статье рассматривается правовая сущность механизма административно-правового регулирования, его предмет, основные присущие ему характеристики и особенности.
Читать PDF
228.52 кб

Об административно-правовом регулировании властных отношений в истории России

Дунаева Наталья Викторовна
Читать PDF
178.90 кб

Судейское и административное усмотрение как правовая форма жилищных отношений

Суслова Светлана Игоревна
Исследуются особенности жилищных отношений, приводящих к широкому закреплению в законодательстве возможностей для судейского усмотрения.
Читать PDF
1.06 мб

Административно-правовое регулирование отношений в топливно-экономической сфере

Землячева Е.А.
В статье проводится анализ административно-правовое регулирование отношений в топливно-экономической сфере.
Читать PDF
162.96 кб

Судебная практика в механизме правового регулирования административных отношений

Мирошник Светлана Валентиновна
Статья посвящена изучения места и роли судебной практики в механизме правового регулирования административных отношений. Проведенный анализ позволяет признать судебную практику источником административного права.
Читать PDF
122.49 кб

Российская библиотечная ассоциация как субъект административно-правовых отношений

Братановская М. С.
Читать PDF
163.97 кб

Формирование механизма административно-правового регулирования налоговых отношений

Голищев Даниил Владимирович
В данной статье автор обосновывает проблему формирования механизма административно-правового регулирования налоговых отношений, нацеленного на предупреждение налоговых правонарушений.
Читать PDF
606.71 кб

О некоторых вопросах административно-правового регулирования миграционных отношений

Санавваров Г.Б.
В современной науке административного права остаётся актуальным вопрос о правовом регулировании миграции и миграционных отношений. На этом основании изучение проблематики миграционных отношений требует особого подхода.

Похожие термины: