общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Норма административного права является предпосылкой и условием возникновения административно-правовых отношений.
Своеобразие: а) опосредуют сферу организационной деятельности государства; б) имеют целью должное организационное обеспечение нормального функционирования государства; в) могут существовать только в качестве правовых, т. е. урегулированных нормами административного права; г) многообразие и всеобъемлющий характер.
Административно-правовые отношения
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
урегулированные нормами административного права общественные отношения, в которых их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления.
А.п.о. характеризуются следующими признаками:
1) они урегулированы именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права;
2) возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления;
3) обязательным участником А.п.о. выступает орган исполнительной власти, представляющий и защищающий государственный интерес;
4) являются властеотношениями, построенными на началах «власть–подчинение», т.е. налицо соподчинение воль;
5) разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений;
6) в ряде случаев они возникают против воли определенных субъектов (например, наложение административных взысканий, ликвидация или реорганизация структурных звеньев и другие);
7) споры, связанные с административно-правовыми отношениями, рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т.е. во внесудебном порядке; это значит, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления, является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности;
8) невыполнение обязанностей стороной этих отношений влечет за собой ее ответственность, возлагаемую соответствующим органом или должностным лицом.
А.п.о. характеризуются следующими признаками:
1) они урегулированы именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права;
2) возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления;
3) обязательным участником А.п.о. выступает орган исполнительной власти, представляющий и защищающий государственный интерес;
4) являются властеотношениями, построенными на началах «власть–подчинение», т.е. налицо соподчинение воль;
5) разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений;
6) в ряде случаев они возникают против воли определенных субъектов (например, наложение административных взысканий, ликвидация или реорганизация структурных звеньев и другие);
7) споры, связанные с административно-правовыми отношениями, рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т.е. во внесудебном порядке; это значит, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления, является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности;
8) невыполнение обязанностей стороной этих отношений влечет за собой ее ответственность, возлагаемую соответствующим органом или должностным лицом.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Административно-правовые отношения
отношения, урегулированные административно-правовыми нормами, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами, возникают, функционируют, прекращаются в связи с организацией и формированием органов власти.
Элементами административно-правовых отношений являются субъект, объект и факт.
Субъекты — все те (стороны, участники), кому нормы административного права предоставляют права и обязанности и дают способность на их реализацию в ходе управленческого процесса.
Объекты — деятельность субъектов в сфере исполнительной власти по реализации своих прав и обязанностей с целью достижения определенной цели, выражающейся в их поведении.
Факты. В качестве юридических фактов в административном праве выделяют:
— юридические действия — совокупность юридически значимых осознанных целенаправленных поступков, складывающихся в волевое поведение: правомерное, неправомерное;
— события — явления, не зависящие от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т. д.).
А. Н. Писарев
Список литературы
Борисов Б. А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.
№ 195-ФЗ. — М.: Юстицинформ, 2006.
Звоненко Д. П., Малумов А. Ю., Малумов Г. Ю. Административное право: учебник. — М.: Юстицинформ, 2007.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002.
Смоленский М. Б. Административное право: учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Элементами административно-правовых отношений являются субъект, объект и факт.
Субъекты — все те (стороны, участники), кому нормы административного права предоставляют права и обязанности и дают способность на их реализацию в ходе управленческого процесса.
Объекты — деятельность субъектов в сфере исполнительной власти по реализации своих прав и обязанностей с целью достижения определенной цели, выражающейся в их поведении.
Факты. В качестве юридических фактов в административном праве выделяют:
— юридические действия — совокупность юридически значимых осознанных целенаправленных поступков, складывающихся в волевое поведение: правомерное, неправомерное;
— события — явления, не зависящие от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т. д.).
А. Н. Писарев
Список литературы
Борисов Б. А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.
№ 195-ФЗ. — М.: Юстицинформ, 2006.
Звоненко Д. П., Малумов А. Ю., Малумов Г. Ю. Административное право: учебник. — М.: Юстицинформ, 2007.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002.
Смоленский М. Б. Административное право: учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. они построены на началах "власть - подчинение". Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического использования. Поэтому административно-правовые отношения всегда имеют такого субъекта в качестве одной из своих сторон (одного из участников). Это, - определяемые административно-правовыми нормами исполнительные органы (должностные лица), которых эти нормы наделяют соответствующим объемом властных полномочий, необходимых для осуществления задач и функций исполнительной власти. В административно-правовых отношениях выражаются воля и интересы государства, публично-правовой, государственный интерес. Именно поэтому в административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное, лицо). Для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями определенной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными (что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм), но могут быть и неправомерными, не соответствующими требованиям административно-правовых норм, нарушающими их. Характерным примером правомерных действий субъекта исполнительной власти является издание им в пределах своей компетенции правового акта, имеющего индивидуальный характер, т.е. относящегося (адресованного) к конкретному лицу. Прямое юридическое последствие его издания - возникновение, изменение или прекращение конкретного административно-правового отношения. Наиболее характерными для сферы государственного управления неправомерными действиями являются дисциплинарные проступки или административные правонарушения. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие должностными лицами предприятия необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности). События - это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие).
Административно-правовые отношения
это общественные отношения, урегулированные нормами административного права.
Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.
Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.
Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется.
Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям: по своему характеру - материальные и процессуальные; по характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); по характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием, - на реализацию ее санкции); по продолжительности действия - бессрочные, срочные и краткосрочные: по объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.
Структура административно-правового отношения. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты административно-правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).
Одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений. У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.
Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.
Способы защиты административно-правовых отношений предполагают и означают создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.
Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.
Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.
Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется.
Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям: по своему характеру - материальные и процессуальные; по характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); по характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием, - на реализацию ее санкции); по продолжительности действия - бессрочные, срочные и краткосрочные: по объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.
Структура административно-правового отношения. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты административно-правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).
Одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений. У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.
Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.
Способы защиты административно-правовых отношений предполагают и означают создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.
Источник: Большой юридический словарь
Административно-правовые отношения
общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от других правоотношений прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования. Административно-правовые отношения существуют преимущественно в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Особенностью административно-правовых отношений является также их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется. Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям:
- по своему характеру: материальные и процессуальные;
- по характеру взаимоотношений участников этих отношений: вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и под чиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов);
- по характеру порождающих их юридических фактов: отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями, (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием на реализацию ее санкции);
- по продолжительности действия: бессрочные, срочные и краткосрочные;
- по объему и месту в системе административно-правового регулирования: общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов:
- субъекты административно-правового отношения;
- объекты административно-правового отношения;
- права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;
- условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты). Субъектами, то есть участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и др. служащие, предприятия, учреждения и др. организации, граждане и их общественные объединения. При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями. Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений могут выступать действия и поведение лица; государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.); предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования); вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Многообъектность административно-правовых отношений тоже своеобразная особенность этой разновидности право отношений. У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций. В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы: метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий; метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции; метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом; все большее распространение получает административно-договорный метод. Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты. Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна особенность административно-правовых отношений. Способы защиты административно-правовых отношений предполагают и означают создание и существование определенных условий и гарантий, которые обеспечивали бы развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.
- по своему характеру: материальные и процессуальные;
- по характеру взаимоотношений участников этих отношений: вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и под чиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов);
- по характеру порождающих их юридических фактов: отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями, (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием на реализацию ее санкции);
- по продолжительности действия: бессрочные, срочные и краткосрочные;
- по объему и месту в системе административно-правового регулирования: общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов:
- субъекты административно-правового отношения;
- объекты административно-правового отношения;
- права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;
- условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты). Субъектами, то есть участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и др. служащие, предприятия, учреждения и др. организации, граждане и их общественные объединения. При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями. Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений могут выступать действия и поведение лица; государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.); предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования); вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Многообъектность административно-правовых отношений тоже своеобразная особенность этой разновидности право отношений. У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций. В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы: метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий; метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции; метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом; все большее распространение получает административно-договорный метод. Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты. Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна особенность административно-правовых отношений. Способы защиты административно-правовых отношений предполагают и означают создание и существование определенных условий и гарантий, которые обеспечивали бы развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.