Административно-территориальная единица

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Административно-территориальная единица
См. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

Административно-территориальная единица
территория, определенная законом и включающая в себя территорию одного или нескольких населенных пунктов и иные незаселенные территории, в которой органы государственной власти или местного самоуправления осуществляют соответственно государственное управление или местное самоуправление.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
структурная часть (элемент) административно-территориального устройства. А.-т.е. не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. В РФ наиболее распространенными видами А.-т.е. являются: район, район в городе, город районного подчинения, город областного (краевого и т.д.) подчинения.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
часть территории субъекта РФ в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая название, органы местного самоуправления, соответствующий статус, установленный законом субъекта РФ. А.-т.е. имеет свой административный центр, состоит из населенных пунктов (поселений), выделяемых для комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, субъекта РФ, страны в целом. Как составляющие А.-т.е. населенные пункты представляют собой места постоянного проживания людей, приспособленные для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха; в них сосредоточено жилье, административные и хозяйственные постройки. Наиболее распространенными видами А.-т.е. являются районы и сельсоветы, населенных пунктов - села, деревни, поселки, города, районы в городах. Существующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает, как правило, наличие двух, иногда трех уровней А.-т.е. Городские поселения преимущественно отличаются двухуровневой организацией - города, поселки городского типа (первый уровень) и районы в городах (второй уровень); для сельских поселений более характерны три уровня: сельские районы или сельские округа (первый уровень), сельсоветы, поссоветы и т.п. (второй уровень) и села, деревни, усадьбы, станицы и т.д. (третий уровень).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами, лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав, как районов, так и городов.
Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов (волостей, сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
территория, в пространственных пределах которой в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы, исполнительные и распорядительные органы.
В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Вопросы образования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ, учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц и др. решаются в Законе Республики Беларусь от 05.05.1998 N 154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь".
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.
Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.
Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ГК административно-территориальная единица является участником регулируемых гражданским законодательством отношений.
Более подробно участие административно-территориальной единицы в гражданских правоотношениях определяется гл. 5 ГК (ст. 124 - 127). Согласно ст. 124 ГК административно-территориальные единицы участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами. При этом к административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов.
От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, от имени административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, а также юридические лица и граждане.
Административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в коммунальной собственности. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, а также по обязательствам друг друга и Республики Беларусь. Перечисленные правила не действуют, когда административно-территориальные единицы приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь.
Особенности ответственности административно-территориальных единиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законодательными актами.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
84.10 кб

Административно-территориальные единицы с особым статусом: проблемы теории

Дамдинов Бато Дашидондокович
Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования особого статуса административно-территориальных единиц в границах бывших автономных округов, образованных в результате объединения «сложносоставных» субъектов Российской
Читать PDF
355.00 кб

Модели управления административно-территориальными единицами с особым статусом

Постникова К. А.
Рассматриваются проблемы современного российского федерализма.
Читать PDF
2.37 мб

Обеспечение развития инвестиционной среды территориально-административной единицы

Вахилевич Наталья Валерьевна
В статье автор проводит детальное исследование региональных инвестиционных приоритетов, рыночных факторов и условий, оказывающих влияние на процессы капиталовложений, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата.
Читать PDF
832.41 кб

К проблеме оценки эффективности управления административно-территориальными единицами

Лукин Михаил Владимирович
Критически анализируются используемые подходы к оценке эффективности управления административно-территориальными единицами (субъектами РФ и муниципальными образованиями).
Читать PDF
228.16 кб

Методика оценки социально-экономического развития административно-территориальной единицы

Мельникова Екатерина Ярославовна
Читать PDF
64.81 кб

Источники доходов основных самоуправляемых административно-территориальных единиц в Польше

Брылев Maжанна
Трехуровневое территориальное устройство (гмины, повяты, воеводства) Польши предполагает формирование доходов этих самоуправляемых единиц для выполнения ими своих функций от своего имени и под свою ответственность.
Читать PDF
216.77 кб

Источники доходов основных самоуправляемых административно-территориальных единиц в Польше

Брылев Maжанна
Трехуровневое территориальное устройство (гмины, повяты, воеводства) Польши предполагает формирование доходов этих самоуправляемых единиц для выполнения ими своих функций от своего имени и под свою ответственность.
Читать PDF
213.61 кб

Организация исполнительной власти в административно-территориальных единицах с особым статусом

Дамдинов Бато Дашидондокович
Статья посвящена административно-правовым аспектам особого статуса административно-территориальных единиц, образованных в границах бывших автономных округов.
Читать PDF
1.33 мб

Виды административно-территориальных единиц местного самоуправления и проблемы их правового статуса

Данилова Н.Л., Ермолаев Д.Е.
В работе представлены примеры юридических коллизий региональных правовых актов в части, касающейся организации административно-территориальных единиц местного самоуправления, на примере Чувашской Республики и пути их решения.
Читать PDF
171.17 кб

Договорная основа особого статуса административно-территориальных единиц в составе вновь образованны

Ромашов Павел Андреевич
В статье исследуются основы института административно-территориальных единиц с особым статусом (АТЕОС), образованных на территориях бывших автономных округов, в результате их объединения с «материнскими» субъектами Российской Феде
Читать PDF
186.12 кб

Категория «Административно-территориальная единица» в законодательстве субъектов Российской Федераци

Степанова Юлия Васильевна
Статья посвящена анализу правового регулирования территориальных единиц субъектами РФ. Исследуется научное понимание категории «административно-территориальная единица»; предлагаются изменения действующего законодательства.
Читать PDF
231.88 кб

Административно-территориальные единицы в системе публично-территориальных образований России: теори

Дамдинов Бато Дашидондокович
Статья посвящена правовой характеристике административно-территориальных единиц на фоне иных внутригосударственных публично-территориальных образований, анализу места административно-территориальных единиц в территориальной органи
Читать PDF
248.89 кб

Административно-территориальные единицы с особым статусом: проблемы реализации статуса национальных

Андрей Александрович Кондрашев
В статье проанализированы особенности правового положения административнотерриториальных единиц с особым статусом (АТЕОС) в системе федеративного и муниципального устройства России.
Читать PDF
468.49 кб

К вопросу о характеристике статуса административно-территориальной единицы с особым статусом (АТЕОС)

Белодед А.Ю.
Читать PDF
276.92 кб

Проблемы правового регулирования статуса административно-территориальных единиц с особым статусом (н

Кондрашев А.А., Дружинина Ю.С.
В данной статье представлены результаты подробного изучения конституционно-правового статуса административно-территори-альных единиц с особым статусом, а также особенностей образова-ния и «пограничного» правового статуса Эвенкийск