Административно-территориальное устройство России

Найдено 1 определение
Административно-территориальное устройство России
система территориальной организации государства, на основе которой образуются органы государственной власти и местного самоуправления.
Организация власти в государстве связана с его территориальным устройством, так как функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства.
До XVIII в. в России существовали самые развитые административно-территориальные единицы. В эпоху правления Петра I в результате ряда реформ Россия была разделена на 8 крупных губерний, в состав которых входили провинции и уезды. Это территориальное деление сохранялось до 1775 г., когда по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. В основу реформы был положен принцип разукрупнения губерний, причем они должны были насчитывать не менее 300–400 тыс. человек, количество мужчин призывного возраста должно было составлять не менее 20–30 тыс.
Это административное деление осталось неизменным до революции, т. е. почти 142 года. Южные территории России по существу считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. В состав дореволюционной России на правах самоуправляющихся единиц входили Польша и Финляндия.
С позиции формирования административно-территориального и национально-политического устройства советский период можно подразделить на последовательные этапы:
1)1917–1929 гг.;
2)1930–1953 гг.;3) 1954–1965 гг.; 4) 1965–1991 гг.
Первый этап — период, когда в стране была начата, но не доведена до конца первая советская реформа административно-территориального устройства. В своих основных чертах она соответствовала программным установкам ВКП (б) по реализации новой экономической политики, в том числе на долговременное развитие в стране рыночных отношений при сохранении многообразия форм собственности и формирование не только общероссийского, но и региональных рынков.
Второй этап — период сталинской коллективизации сельского хозяйства и индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.
Третий этап — период хрущевских реформ административно-территориального и территориально-хозяйственного устройства страны, попыток децентрализации экономики, коренного преобразования отраслевой структуры народного хозяйства.
Четвертый этап — период «отката» от основных результатов предыдущего (хрущевского) этапа, торможения НТП, нерациональной эксплуатации природных ресурсов и реализации сталинского административно-территориального устройства.
Союз Советских Социалистических Республик был образован 30 декабря 1922 г. В состав СССР входили 16 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР и Карело-Финская ССР.
В состав союзных республик входили 16 автономных республик, 9 автономных областей, 10 национальных округов, 6 краев, 127 областей. В СССР входили 1531 город, 2454 поселка городского типа. Столицей являлась Москва.
В 1926–1929 гг. в РСФСР и других республиках СССР было осуществлено новое административно-хозяйственное устройство (или, как тогда писали, районирование). Его основополагающими факторами были два основных принципа — экономический и национальный.
Авторы проекта исходили из того, что «административное деление должно быть коренным образом переработано на экономическом базисе в соответствии с данными экономического районирования». Исходя из соотношения между базисом и надстройкой, Госпланом была принята исключительно важная, заслуживающая внимания и сегодня позиция: «Объем, структура и взаимоотношения экономических районов должны повлиять на строение органов управления в хозяйственной области, а через их посредство и на всю систему управления, в частности, на систему местного самоуправления».
Ориентируясь на экономический принцип, Госплан выделил на территории России административно-хозяйственные (экономические) районы трех уровней: области, округа и районы. Первоначально районы высшего уровня назывались экономическими областями; в дальнейшем — областями или краями, если в них входили национальные автономии. Экономический принцип пытались неукоснительно соблюдать при выделении районов всех трех уровней.
Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно-территориальному устройству.
В 1920 г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советского экономического районирования.
В 1921 г. Госплан подготовил проект районирования; согласно этому проекту территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем отражалось сочетание отраслевого и территориального разреза плана.
В 1938–1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 15 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.
В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей. В РСФСР были выделены 10 крупных экономических районов — Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский,
Восточно-Сибирский, Поволжский, СевероКавказский, Уральский, Западно-Сибирский и Дальневосточный.
В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района — Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных районов, из них 11 на территории России.
Современный экономический район — это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
Основные принципы районирования:
Экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу в специализированном районе должны определяться такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими;
Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.
Сложившееся административно-территориальное деление существовало с небольшими изменениями до 1990 г., когда начался распад СССР. Шесть союзных республик вышли из состава Союза и заявили о государственной независимости: Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения.
Обострение политической и экономической обстановки в СССР привело к государственному перевороту в августе 1991 г. и дальнейшему развалу СССР. О полной независимости заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. Образовались новые суверенные государства: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения.
Конституция Российской Федерации 1993 г. установила в качестве основных административно-территориальных образований 83 субъекта Федерации (21 республика, 1 автономная область, 4 автономных округа, 9 краев, 46 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург). Единицей административно-территориального деления было впервые определено муниципальное образование.
Основанная на административно-территориальном делении система административно-территориального управления Российской Федерации имеет три уровня — два уровня государственного управления (федеральный и субфедеральный) и один местного самоуправления (муниципальный).
В настоящее время территория Российской Федерации разделена на 11 экономических районов и отдельно Калининградская область.
На территории Российской Федерации выделяются следующие территориальноэкономические образования (регионы):
1)2 экономические зоны (Западная и Восточная);
2)4 экономические субзоны (Центр, Урал, Сибирь и Дальний Восток);
3)8 экономических мегарегионов — федеральных округов;
4)11 экономических макрорегионов — экономических районов;
5)83 экономических мезорегионов — субъектов Российской Федерации;
6)более 2 тыс. экономических микрорегионов (районных и городских муниципальных образований).
Объектами государственного регионального управления являются отдельные составляющие региональной структуры Российской Федерации — экономические регионы различного уровня.
Элементарными территориально-экономическими образованиями (таксономическими единицами регионального деления) являются районные и городские муниципальные образования.
О. С. Семкина,
А. П. Бирюков
Список литературы Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г. Ст. 65.
Административно-территориальное устройство РСФСР: оценка опыта реформ
1957–1965 гг. — Л., 1990.
Исляев Р. А. Административно-территориальное устройство Советской России и СССР. — СПб.: ГИЭУ, 2002. Морозова Т. Г. Региональная экономика. — М.: ЮНИТИ, 2003.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
85.42 кб

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и проблемы правов

Максимов А. Н.
The following article is devoted to issues of administrative-territorial structure of Russian Federation's regions which is viewed as one of constituents of territorial division of the country, together with the federative structu
Читать PDF
230.36 кб

Административно-территориальное устройство украинских земель в составе Российской империи (попытка к

Губань Радим Васильевич
Осуществляется попытка концептуального анализа административно-территориального устройства украинских земель в составе Российской империи.
Читать PDF
717.50 кб

97. 01. 026. Саломаткин A. C. административно-территориальное устройство Российской Федерации: (вопр

Алферова Е. В.
Читать PDF
138.92 кб

Образование Таврической области как субъекта административно-территориального устройства Российской

Кошман Владимир Алексеевич
В статье рассматриваются исторические условия и нормативно-правовое регулирование присоединения территории Крымского ханства к Российской империи в 1783 году и образование в качестве новой специфической единицы административнотерр
Читать PDF
125.05 кб

Федеральные округа в России: уникальный опыт административноj территориального устройства государств

Коломейцев Эдуард Михайлович
В статье исследуется опыт Российской Федерации по формированию нового уровня территориального деления страны, а также анализируются причины создания федеральных округов.
Читать PDF
8.05 мб

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: общее и особенное (на при

Кондрашев Андрей Александрович, Роньжина Ольга Викторовна
Sub-federal legislation in Russia lacks a unified approach to the principles of administrative and territorial structure of the subjects of the Russian Federation, to the status of administrative-territorial units, to the relation
Читать PDF
160.32 кб

«Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление». Круглый стол (ГУ-ВШЭ,

Читать PDF
757.99 кб

Проблемы экономического районирования и административно-территориального устройства России в новых у

Романов М.Т.
Рассматриваются проблемы экономического районирования и административно-территориального устройства России в современных условиях. Обосновываются новые принципы районирования.