АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Административное право
отрасль права, регулирующая административно-правовые отношения в сфере государственного управления.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Административное право
отрасль права, предметом регулирования которой являются управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
одна из важнейших базовых отраслей российского публичного права, включающая в себя упорядоченную совокупность правовых (административно-правовых) норм, которые регулируют отношения в области организации и функционирования публичного управления, т. е. осуществляемого от имени общества, государства.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
отрасль российского права. Регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, иначе говоря – отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной власти в государстве. Использование термина «административное» в наименовании данной отрасли права можно объяснить рядом фактором: эта отрасль права регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью государственной администрации, т. е. органов, осуществляющих от имени государства текущее управление всеми его делами; в деятельности соответствующих органов достаточно очевидны элементы распорядительства в целях общего и оперативного управления и достижения задач, поставленных перед ними (т. е., образно говоря, «администрирования»).

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления. Нормы А.п. включают правила организации (создание, реорганизация, ликвидация) государственных органов (таких, как Правительство РФ, милиция, органы местного самоуправления и др.), обязанности и права этих органов и их служащих; нормы, обеспечивающие соблюдение и охрану общественного порядка, и т.д. Источники административного права - Конституция РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Закон РФ "О Совете Министров - Правительстве РФ" и др. Согласно ст. 72 Конституции РФ, административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Административное право
отрасль публичного права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся: а) в сфере деятельности органов государственной власти; б) во внутриорганизационной деятельности других государственных органов; в) в процессе осуществления некоторыми общественными организациями и их органами внешних, исходящих от государства, юридически властных полномочий. Структуру административного права составляют общая и особенная части. В общей части содержатся нормы административного права, имеющие регулятивное значение для всех отраслей государственного управления: принципы государственного управления, субъекты административного права, формы и методы государственного управления. К особенной части относятся нормы административного права, регулирующие отношения в отдельных отраслях государственного управления: управление культурой, образованием, наукой, торговлей, здравоохранением развитием и т.п.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Характерной особенностью А. п. РФ является регулирование им одновременно материальных и процессуальных отношений. До 1917 г. называлось полицейским правом. В систему административного права входят правовые институты, нормы которых регулируют общественные отношения, характерные для всех сфер и отраслей государственного управления (административно-правовой статус граждан, система, структура и полномочия органов исполнительной власти, государственная служба, акты государственного управления, административная ответственность, административный процесс, способы обеспечения законности и защиты прав и свобод человека и гражданина). Эти институты обычно относят у Общей части административного права. В Особенную часть административного права включаются правовые институты, нормы которых регулируют конкретные управленческие отношения в сфере экономики, социально-культурной жизни, охраны общественного порядка и безопасности гражданина, общества и государства, обороны, внешних сношений.

Источник: Большой юридический словарь

Административное право
самостоятельная отрасль правовой системы России. Отличается от других отраслей права, прежде всего, предметом и методом правового регулирования.
Предмет А.п. — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Понятия «исполнительная власть», «государственное управление», «государственная администрация», «административная власть» тождественны (близки по смыслу).
В общем виде можно сказать, что А.п. — это управленческое право. Оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает систему государственного управления.
Таким образом, А.п. — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Предмет А.п. — общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления (в связи с организацией и функционированием исполнительной власти).
Метод правового регулирования в А.п. — это совокупность правовых средств или способов регулирующих воздействий правовых норм на соответствующую сферу общественных отношений.
А. Н. Писарев
Список литературы
Борисов Б. А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.
№ 195-ФЗ. — М.: Юстицинформ, 2006.
Звоненко Д. П., Малумов А. Ю., Малумов Г. Ю. Административное право: учебник. — М.: Юстицинформ, 2007.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонару-шениях / под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002.
Смоленский М. Б. Административное право: учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Хаманева Н. Ю. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. — М., 2005.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
самостоятельная отрасль в системе российского права, система юридических норм, регулирующая формирование и функционирование исполнительных органов государственной власти, их отношения между собой, с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами в процессе государственного управления, осуществления конкретных задач государства на основе и во исполнение законов.
Предмет А.п. – общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. определенные организационные отношения, имеющие несколько разновидностей. Это – непосредственно государственное управление – исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов, а также другие виды управленческой государственной в различных сферах жизнедеятельности: оборона, образование, культура, здравоохранение, строительство и др.
Особенность регулируемых А.п. отношений в том, что одним из участников непременно является государственный орган или должностное лицо, обладающее властными полномочиями.
В целом предмет А.п. можно подразделить на две части:
– внутриаппаратные отношения – соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органов;
– взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями – соответствующие нормы, регулирующие эти отношения.
Если предмет А.п. позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования. Метод А.п. – совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируется управленческие отношения. В А.п. преобладающим является метод императивный, т.е. власти и подчинения со свойственной ему субординацией субъектов управленческих отношений. Используется также метод рекомендаций субъекта управления другим участникам управления; метод согласования, регулирующий отношения между участниками, не состоящими в подчинении; метод равенства, используемый в отношениях субъектов, находящихся на одном уровне государственного механизма, предпринимающих совместные действия в форме административного договора.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Административное право
от лат. administratio - управление) - одна из важнейших публично-правовых отраслей. А.п. - это упорядоченная совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в области организации и функционирования системы публичного управления, осуществляемого на государственном и муниципальном уровне посредством специального вида властеотношений - административно-управленческой (организационной, исполнительной) деятельности. В зарубежных источниках данная деятельность именуется административно-государственным управлением, поскольку подчиняется в своей основе политическому управлению, контролирующему и направляющему административную власть государства. В российской практике данная властная деятельность относится преимущественно к сфере исполнительной власти. Повсюду, где проявляется этот самостоятельный вид публичного управления, действует административное право. А.п. регулирует управленческие отношения, складывающиеся как внутри системы исполнительной власти, так и в процессе ее реализации, а также в иных областях административной деятельности государства и прочих субъектов публичного управления, которым делегированы определенные полномочия организационно-управленческого плана, в рамках которых реализуются ключевые административные функции (контроль, организация, регулирование и координация), предполагающие непосредственное управленческое воздействие на жизнедеятельность субъектов правовых отношений.
Предмет а.п., как и любой другой отрасли, - это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк, труднообозрим и чрезвычайно подвижен, возникают большие сложности в определении и описании предмета а.п.
В подходах к пониманию предмета а.п. наблюдается и дифференцирующий метод, в результате которого к административному праву относят относительно самостоятельные группы отношений, включающие в свой круг различные виды административной деятельности государства. На этом основании выделяют федеральное и региональное а.п., административно-материальное и административно-процессуальное право (административная юстиция), внутриаппаратные (внутриорганизационные) и внеаппаратные (исполнительно-распорядительные) отношения, административно-регулятивное и административно-деликтное право и др. Большую роль в процессе дифференциации предмета а.п. играет несамостоятельность административно-процессуальных отношений, что предопределяет специфичный облик российского а.п.
Во многих областях регулирования а.п. претерпевает развитие и значительное обновление, имеет место становление новых правовых институтов. Многообразие отношений, включаемых в предмет а.п., подтверждает единство их природы, в основе которой лежит неравномерность и многоплановость области публичного управления.
Методом а.п. принято считать императивный (повелительный) метод. Вся организация и деятельность исполнительной власти и любого административного института подчинены именно этому методу, который справедливо называют методом власти и подчинения. Другие методы служат ему дополнением, помогают дифференцировать средства а.п. и снизить негативные издержки использования административного ресурса власти. В современном механизме административно-правового регулирования присутствует диспозитивный метод и его проявления: договорные начала, рекомендации, взаимная ответственность, коллегиальность, а также поощрительный метод. Большинство перечисленных средств административно-правового воздействия сопровождает современный переход к широкому использованию непрямых форм управления. Для характеристики такого альтернативного механизма часто используется термин "государственное регулирование".
А.п., как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права. По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы: на общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.
Внутри общей и особенной частей а.п. как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты. Например, институт административно-правового статуса граждан, институт государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.
А.п. как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического изложения в вузовском курсе учебной дисциплины "Административное право". Наука а.п. изучает не только действующие нормы этой отрасли, но также их историю и перспективы развития. Кроме того, наука изучает не только нормы, но и те общественные отношения, которые они призваны регулировать.

Источник: Большой юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, а также в сфере негосударственного управления при осуществлении органами местного самоуправления и общественными объединениями делегированных им функций органов исполнительной власти государственного управления. Предмет А.п.- правовое регулирование главным образом управленческих отношений, складывающихся в сфере исполнительной деятельности государства. Эти отношения реализуются в социально-политической, социально-культурной и экономической жизни общества. Нормы А.п.определяют правовое положение граждан в сфере государственного управления, порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.
А.п. регулирует порядок, прохождения государственной службы и службы в местных органах самоуправления, общественных объединениях; устанавливает процедурный (процессуальный) порядок, формы и методы государственного управления и способы обеспечения законности в этой сфере; регламентирует отношения в сфере отраслевого и межотраслевого государственного управления; определяет административно-юридическую деятельность органов и должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания.
Многообразие сфер правового регулирования А.п. диктует широкий спектр его источников. К ним относятся: на федеральном уровне - Конституция РФ, федеральное законодательство, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ; на республиканском уровне - конституции республик, республиканское законодательство в сфере государственного управления, президентские и правительственные нормативные акты, акты министерств, ведомств; в краях, областях, городах федерального значения, автономных округах, автономной области - законодательные акты, уставы, решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администраций; источниками административно-правовых норм могут быть нормативные акты органов местного самоуправления при наделении их государственными полномочиями; административно-правовые нормы могут содержаться в межгосударственных соглашениях (договорах); источниками А.п. могут быть акты нормативного характера руководителей предприятий, учреждений, организаций, которые носят локальный характер.
В процессе реализации норм А.п. возникают административные правоотношения, субъектами которых могут выступать граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, государственные служащие и служащие общественных (негосударственных) объединений, наделенные административными обязанностями и правами, государственные органы и их структурные подразделения, предприятия, учреждения и организации. По своему содержанию административно-правовые отношения возникают, как правило, по воле одной стороны - органа государственного управления или его должностного лица - носителя властных полномочий. Но они могут возникать по инициативе граждан, общественных (негосударственных) объединений, органов местного самоуправления. Юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения, могут быть: принятие нормативного акта, акта управления, действия людей, наступления событий, имеющих юридическое значение.
Объект административно-правовых отношений составляют деятельность людей, их поведение и действия (правомерные или противоправные). Предметом этих отношений могут выступать имущество, материальные ценности, вещи, продукты творческой деятельности, личные блага.
А.п. состоит из системы норм и правовых институтов. В Общей части А.п. содержатся нормы, имеющие значение для всех отраслей и сфер государственного управления: система и источники, принципы государственного управления, административно-правовой статус субъектов А.п., формы и методы государственного управления, государственная служба и правовой статус государственных и муниципальных служащих, административный процесс и механизм обеспечения законности управления. К Особенной части относятся нормы, регулирующие управление: в межотраслевых сферах (учет, статистика, стандартизация, метрология и т.п.);
в социально-политической сфере (оборона, государственная безопасность, внутренние дела, юстиция, иностранные дела, внешние экономические и культурные связи с зарубежными странами); в социально-культурной сфере (образование, наука, культура, охрана здоровья и социальная защита); в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, АПК, природные ресурсы и охрана окружающей среды, коммуникации). В рамках перечисленных институтов выделяются комплексы норм А.п., регулирующие отдельные отрасли (транспорт, связь, просвещение, здравоохранение и т.д.).
Административно-юрисдикционная часть отрасли А.п. состоит из норм, определяющих составы административных правонарушений и ответственности за их совершение, круг органов и должностных лиц, наделенных правами рассматривать дела об административных правонарушениях (проступках), регламентирующих производство по ним, порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Эти нормы содержатся в КоАП.
От А.п. как отрасли, т.е. системы норм действующего административного законодательства, следует отличать науку А.п. как систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли А.п. и предмете его регулирования.

Источник: Энциклопедия юриста

Административное право
(от лат. administratio – управление) – одна из важнейших публично-правовых отраслей. Административное право – это упорядоченная совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в области организации и функционирования системы публичного управления, осуществляемого на государственном и муниципальном уровнях посредством специального вида властеотношений административно-управленческой (организационной, исполнительной) деятельности. Данная властная деятельность в российской практике относится преимущественно к сфере исполнительной власти. Многообразие административноуправленческой деятельности и, соответственно, предмета административного права является следствием распределения исполнительной власти в государственном аппарате и передачи административных функций президенту, органам правосудия, местного самоуправления. Административное пра во также опосредует и группу отношений во всем государственном аппарате, именуемых внутриорганизационными. Таким образом, административное право регулирует управленческие отношения, складывающиеся внутри системы исполнительной власти и в процессе реализации исполнительной власти, а также в иных областях административной деятельности государства и прочих субъектов публичного управления с «делегированными» полномочиями организационно-управленческого характера, в рамках которых реализуются ключевые административные функции (контроль, организация, регулирование и координация), предполагающие непосредственное управленческое воздействие на жизнедеятельность субъектов правовых отношений. Значительная группа составляющих предмет административного права отношений основана на необходимости соблюдения или исполнения правил, стандартов, требований и т.п., составляющих сферу государственного регулирующего воздействия, например сферу административного надзора. Такие виды деятельности, как обучение, торговля, музейное дело, наука, в малой степени опосредованы управленческими отношениями, их субъекты в определенной части подконтрольны и поднадзорны государственной и муниципальной администрации, что влечет необходимость административно-правового регулирования. К предмету административного права относят достаточно самостоятельные группы отношений, включающие различные виды административной деятельности государства, например, внутриаппаратные (внутриорганизационные) и внеаппаратные (исполнительно-распорядительные) отношения. На этом основании выделяют федеральное и региональное административное право, административно-материальное и административно-процессуальное право (административная юстиция), административно-регулятивное и административно-деликтное право и др. Большую роль в процессе дифференциации предмета административного права играет несамостоятельность административно процессуальных отношений в российской правовой системе, что предопределяет специфичный облик административного права. Административное право в современном состоянии регулирует социальные отношения: по государственному управлению, государственному регулированию и государственным услугам (В. М. Манохин). Во многих областях регулирования административное право претерпевает развитие и значительное обновление, имеет место становление новых правовых институтов. Одним из новых компонентов предмета административного права предлагается считать группу отношений неуправленческого характера, опосредованно связанных с процессом реализации исполнительной власти в условиях демократии (М. П. Петров). Это отношения взаимодействия (здесь управление и регулирование неуместно) с гражданским обществом (саморегулирование, самоуправление, общественное участие), среди которых самостоятельное значение имеют управленческое консультирование (общественные палаты, советы), общественный контроль, общественная экспертиза, частно-государственное партнерство, переговоры, посредничество, общественные инициативы, добровольчество и т.п. Эти отношения по аналогии с определением предмета гражданского права не управленческие, но непосредственно связанные с администрированием, отвечающие критерию принадлежности социаль ноправовой целостности «управ ление – самоуправление». При этом в предмет административного права включается не правовой режим самоуправления, а правовой режим взаимодействия публичной администрации с субъектами самоуправления. Основным методом административного права принято считать императивный (повелительный) метод, которому подчинены вся организация и деятельность исполнительной власти и любого адми нистративного института. Другие методы служат ему дополнением, позволяют дифференцировать средства административно-правового воздействия и снизить негативные издержки использования административного ресурса власти. В современном механизме административно-правового регулирования широко представлен диспозитивный метод. Его проявления: договорные начала, рекомендации, взаимная ответственность, коллегиальность, а так же поощрительный метод. Большинство перечисленных средств административно-правового воздействия сопровождает современный переход к широкому использованию непрямых форм управления. Для характеристики такого альтернативного механизма часто используется термин «государственное регулирование». По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления, другая группа норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления). По этому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на Общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и Особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления. Внутри Общей и Особенной частей административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, то есть такие группы норм, которые регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений:
- институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений;
- институты органов исполнительной власти, государственной службы;
- институт административной ответственности;
- институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др. Содержанием науки административного права служит комплекс научных положений, представлений, понятий и постулатов о нынешнем состоянии и динамическом развитии всей системы составляющих эту отрасль норм административного права. Все они рассматриваются в учебной дисциплине административного права, которая, как и сама отрасль административного права, делится на Общую и Особенную части, а в рамках той и другой излагается содержание входящих в них административно-правовых институтов. Наука административного права изучает не только действующие нормы этой отрасли, но также их историю и перспективы развития, кроме того, и те общественные отношения, которые они призваны регулировать.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
в СССР отрасль советского социалистического права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов в целях постепенного перехода от социализма к коммунизму на основе познания и использования объективных законов социализма. Административно-правовые нормы определяют организацию, полномочия, формы и методы деятельности исполнительно-распорядительных органов, а также регулируют общественные отношения между гражданами и органами государства, между общественными организациями и органами государства и между последними и определяют права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере этой деятельности.
Исполнительно-распорядительная деятельность – это организация практического осуществления и само осуществление функций государства (см.) на основе и во исполнение законов в пределах прав, предоставленных гос. органам.
С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции исполнительно-распорядительные органы нашего государства в руках рабочего класса и под руководством Коммунистической партии стали величайшей преобразующей силой в борьбе за ликвидацию старого, отживающего свой век оазиса с его старой надстройкой. Они стали величайшей силой, активно содействующей своему социалистическому базису оформиться и укрепиться.
Деятельность исполнительных и распорядительных органов Советского государства подчинена требованиям основного экономического закона социализма и других объективных законов.
Главным в исполнительно-распорядительной деятельности является в наст, время хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная работа в интересах выполнения исторических задач построения коммунистического общества в нашей стране. Исполнительно-распорядительная деятельность основана на социалистическом демократизме. Сила и преимущества ее заключаются в неразрывной связи гос. органов с трудящимися массами, в интересах которых осуществляется деятельность всего советского гос. аппарата, в повседневном руководстве деятельностью гос. органов со стороны Коммунистической партии Советского Союза. Исполнительно-распорядительная деятельность советских гос. органов осуществляется на основе социалистической законности, направленной на охрану, развитие и укрепление политической и экономической основ социалистического государства, на рост политической и трудовой активности советских граждан. Для исполнительно-распорядительной деятельности в Советском государстве специфичным является то, что она организует всю социалистическую систему общественных отношений вплоть до основы этой системы – экономики.
В социалистическом государстве исполнительно-распорядительная деятельность характеризуется активной, творческой ролью советских гос. органов, действующих гл. обр. методом убеждения. На основе и во исполнение законов они организуют активную оборону СССР, укрепляют его мощь и независимость, ведут на основе гос. монополии внешнюю торговлю, охраняют гос. безопасность, развивают социалистическую собственность, организуют удовлетворение социально-культурных потребностей советских граждан, охраняют жизнь, здоровье, права и законные интересы граждан, принимают меры к неуклонному повышению их материального благосостояния. Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники является основным экономическим законом социализма, а благо советского человека, процветание советского народа – высшим законом нашей партии.
Советские гос. органы составляют народнохозяйственные планы, которые полностью отражали бы требования экономического закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства нашей страны, организуют их выполнение, обеспечивают соблюдение гражданами и всеми организациями обязательств перед государством и создают все условия для наиболее полного расцвета личности. Осуществляя политику Коммунистической партии, советские гос. органы воспитывают у советских граждан уважение к правам всех других народов, учат относиться к общему делу, как к своему кровному, строго выполнять законы и безусловно соблюдать государственную и общественную дисциплину.
В процессе своей деятельности гос. органы и должностные лица, облеченные исполнительно-распорядительными полномочиями, выступают как носители гос. власти, что придает обязательный характер их требованиям. Осуществление этих требований достигается прежде всего методами организации, убеждения, показа примером, поощрения положительного опыта.
Формы исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой на основе ленинско-сталинских принципов гос. управления, разнообразны: подбор и расстановка кадров, планирование, учет, контроль, инспектирование, надзор и т. д. Указанные формы исполнительно-распорядительной деятельности имеют место во всех сферах общественной жизни. В исполнительно-распорядительной деятельности органы государства действуют от имени государства и в интересах последнего.
Административно-правовые нормы определяют порядок образования и ликвидации органов управления, принципы их внутренней структуры, компетенцию, полномочия и ответственность, правовое положение работников аппарата, формы и методы управления в различных отраслях общественной жизни. Нормы эти устанавливаются либо высшими органами власти, либо иными полномочными на то органами (Совет Министров СССР, Советы Министров союзных я автономных республик, министры, местные Советы, исполкомы местных Советов и др.).
Среди административно-правовых норм значительное место занимают нормы с относительно-определенной санкцией, поскольку гос. органам предоставлено право в установленных законом пределах самим определять санкции по конкретным делам, учитывая все обстоятельства, при которых имело место нарушение нормы.
К А. п. относятся нормы, на основе которых организуется имущественная база хоз. органов и их хоз. деятельность (нормирование отпускных цен, решение вопроса о передаче зданий и сооружений в подчинение других органов, установление норм обязательных поставок и др.). К А. п. относятся также нормы, определяющие полномочия гос. органов в области организации и охраны труда; целиком к А. п. относится правовое регулирование гос. службы (подбор и назначение на должность, должностные права и обязанности, прохождение службы, чины, ранги и звания, служебная ответственность). В А. п. включаются также нормы, которые определяют полномочия гос. органов в области колхозного строительства, землепользования, финансов и налогов.
В соответствии с природой и характером социалистического государства и права система советского А. п. включает:
I. Общую часть, которая объединяет нормы: 1) определяющие основные принципы советского управления (социалистическая законность, участие масс в гос. управлении, равноправие национальностей. 2. С. демократический централизм и социалистическое планирование). Вопросы организации и принципы деятельности органов советского гос. управления рассматриваются исходя из основного политического принципа в советском гос. управлении – руководящей и направляющей роли Коммунистической партии Советского Союза; 2) определяющие правовое положение органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; 3) регламентирующие советскую гос. службу; 4) определяющие полномочия органов на издание актов гос. управления; 5) определяющие виды поощрения, административного принуждения, а также условия их применения и 6) определяющие формы и способы обеспечения законности в гос. управлении.
II. Особенную часть, которая объединяет нормы, определяющие: 1) управление в области обороны страны, а также внешних сношений и юстиции; 2) управление в области охраны гос. безопасности и общественного порядка; 3) управление народным хозяйством и 4) управление в области социально-культурного строительства.
В полную противоположность советскому А. п. в буржуазных государствах А. п. представляет собой систему административных мероприятий, регулирующих отношения между приказывающими органами и гражданами, подчиняющимися этим приказаниям, т. е. систему чисто полицейских функций буржуазного государства. В современных буржуазных государствах, где «.. .права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации», где принцип равноправия людей и наций заменен принципом «полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан» (Сталин И. В., Речь на XIX съезде партии, 1952, стр. 11 –12), А. п. служит средством организации экономической и политической экспансии, наступления на жизненный уровень народных масс, на демократические права и свободы трудящихся (преследование прогрессивных деятелей, антикоммунистические акты, закон Тафта – Хартли, закон Мак-карэна, режим дискриминации по признакам политических убеждений, расы, вероисповедания и др.). Основным методом деятельности органов гос. управления буржуазных стран является подавление, насилие и угнетение трудящихся, т. е. большинства членов общества, в целях яащдты интересов буржуазии. Деятельность этих органов направлена на то, чтобы раздувать расовые националистические предрассудки, сеять вражду между народами, готовиться к новым империалистическим войнам.

Источник: Советский юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
1. Отрасль в системе российского права. Нормы А.п. регулируют общественные отношения в сфере организации и деятельности органов исполнительной власти в процессе осуществления государственного управления, обеспечения реализации свобод и прав граждан, установления и обеспечения общественного порядка и осуществления надзорной и контрольной деятельности от имени государства, а также юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти в части разрешения индивидуальных административных дел и применения административных взысканий в случаях административных правонарушений. Нормы А.п. регулируют отношения, в которых участвуют: государство, его органы, должностные лица и иные государственные служащие, граждане, юридические лица, иные организации и учреждения, общественные объединения. От имени государства устанавливаются нормы поведения различных субъектов. Отличительной чертой административно-правовых отношений является то, что всегда одной из сторон такого правоотношения является орган исполнительной власти. Предметом отношений могут быть права, обязанности, действия или воздержание от действий. А.п. использует правовые институты государственного (конституционного) права и формирует свои собственные институты, присущие только системе этой отрасли. Важнейшими институтами А.п. являются: субъекты А.п.; административно-правовые акты; система органов исполнительной власти; правовой режим объектов управления (включая имущество), территориальные единицы, процедуры; государственный контроль; административный надзор; административная ответственность и др. А.п. как часть публичного права имеет свою историю. Истоки формирования публичных норм лежат в обычном праве и уже представлены достаточно определенно в римском праве. Дигесты Юстиниана содержат много норм публичного свойства, общих для всех дел. Например, пользование берегами и рекой, театрами и стадионами, которые были «ничьими», а следовательно, общими; погребение на общем кладбище; запрет пребывания в городе или области; запрет на занятие каким-либо делом; правила принятия решений различными должностными лицами. Процесс формирования публичного и в его структуре А.п., сначала как полицейского, связывается с концом 18 — началом 19 в.; с выделением исполнительной власти в самостоятельную ветвь публичной власти и развитием государственного управления, с конституционным закреплением прав и свобод граждан в большинстве европейских стран к середине прошлого века. В России основы А.п. заложены Судебником 1497 и Судебником 1550, по существу представлявшими смешанные административно-судебные акты, которые определяли состав должностных лиц, действующих от имени феодальной власти, порядок их деятельности, начала формирования института административной жалобы, регулирование системы оплаты должностных лиц (т.н. система коршения) и т.п. А.п. не всегда включалось в систему государственного права как самостоятельная отрасль права. Примерно с середины 19 в. развиваются два направления этой отрасли: управленческое право, реализуемое в процессе деятельности органов государства по управлению его делами, и право полицейское, связанное с обеспечением общественного порядка и отношений государства с обывателем, гражданином по поводу соблюдения установленных правил поведения. В РФ А.п. — одна из ведущих отраслей российского права. Как и в других странах, это отрасль сложная, развивающаяся, системообразующая, не имеющая единой целостной кодификационной системы. Развитие этой отрасли определяется структурой и масштабом публичного сектора управления, социальных и экономических отношений, требующих внимания исполнительной власти. По мере развития общественных отношений, требующих государственного регулирования и управления, особенно в связи с развитием разных форм собственности, вычленяют как бы самостоятельные предметные отрасли сначала административного законодательства, а затем и комплексных отраслей права. К их числу можно отнести такие отрасли, как финансовое, бюджетное, налоговое, таможенное, предпринимательское в его значительной части, земельное, экологическое право. Нормы А.п. наряду с конституционным правом регулируют отношения по организации деятельности органов местного самоуправления как в части самоорганизации, так и в отношениях с гражданами и юридическими лицами, с органами государственной власти, по порядку принятия решений, организации работы служащих этих органов и т.п. (см. также Муниципальное право). Общим для перечисленных самостоятельных, но уже во многом комплексных по составу норм предметных отраслей права является регулирование общественных отношений на основе реализации властных полномочий органов и должностных лиц в области исполнительно-распорядительной деятельности государства. А.п., как и все другие отрасли права, действует как на основе принципов, общих для всей системы права России, так и на основе специальных принципов, характерных для данной отрасли. Эти принципы определяются спецификой методов А.п. Среди них основной — подзаконность актов, принимаемых субъектами А.п. Важным принципом является признание властной природы и приоритета юридической силы акта субъекта исполнительной власти вышестоящего в иерархической системе органов исполнительной власти относительно субъективного права других участников административно-правовых отношений. Специальным принципом А.п. можно считать тесную связь А.п. с организационными и технологическими принципами той сферы, где А.п. реализуется — с разными сферами и отраслями государственного управления и реализации прав граждан. Еще один принцип А.п. — иерархичность его норм, его подвижность, лабильность, определяемая этими же качествами регулируемых отношений. А.п. не делится на материальную и процессуальную самостоятельные части так четко как, например, уголовное право, что затрудняет его кодификацию в полном объеме. Кодификация норм этой отрасли права затрудняется и тем, что ее границы с такими отраслями как государственное право и гражданское право, нельзя назвать достаточно четкими. Многие вопросы регулируются одновременно государственным (конституционным) правом и А.п., например, отношения по образованию и установлению правового статуса органов исполнительной власти. Тесная связь существует между А-п. и гражданским правом. Например, отношения, связанные с правом собственности, особенно государственной; регистрация, лицензирование деятельности юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица и т.п. Одна из специфических особенностей А.п. РФ состоит в том, что эта отрасль права совмещает функции регулирования, управления, организации, контроля и другие управленческие методы и приемы с функциями юрисдикционного свойства. Органы исполнительной власти в силу недостаточной развитости административной юстиции как отрасли судебной системы наделены юрисдикционными полномочиями и реализуют деятельность по наложению взысканий в подведомственных им областях за административные правонарушения. Основными источниками А.п. являются: Конституция Российской Федерации в части установления основ организации системы исполнительной власти, легитимного оформления предметов ведения федерации и субъектов РФ, установления полномочий Правительства РФ, определения системы российского законодательства и других институтов административного права; федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти (О Правительстве Российской Федерации; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях; Таможенный кодекс РФ 1998 и другие законы РФ в области таможенного дела; Водный кодекс РФ 1995; Воздушный кодекс РФ 1997; Лесной кодекс РФ 1997; федеральные законы РФ об организации управления в отдельных отраслях экономики, социальной, культурной сферах развития; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, касающиеся проблем организации и деятельности органов исполнительной власти в РФ, системы местного самоуправления, совершенствования системы правовой информации (вопросы правовой информатизации); программные и концептуальные документы, включая послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в части развития системы исполнительной власти и правовой основы РФ, в части осуществления административной реформы в целом; законодательство субъектов РФ по проблемам административно-правовых отношений; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. 2. А.п. — также отрасль правовой науки, изучающая проблемы А.п., его методы, отдельные институты, направления, эффективность и практику применения в системе управления. Основы науки А.п. в России нарождались уже в середине 19 в. по мере развития административного права и его выделения из государственного. В конце 19 — начале 20 в. в России внимание к развитию науки А.п. усиливается. Традиционно предмет науки А.п. в РФ определяется как регулирование общественных управленческих отношений, а содержание ориентировано на понятие государственного управления, принципы его организации; характеристику предмета и системы отрасли права и ее норм, отношений с учетом специфики субъектов и оснований возникновения отношений, источников А.п. Детально анализировались состав субъектов, формы и методы государственного управления, акты управления, административная ответственность, обеспечение законности в управлении, контроль и сущность административного процесса; рассматривалась специфика управления в области народного хозяйства, социально-культурной деятельности, а в блок а д м и н и с т р а т и в н о - п о л и т и ч е с к о го строительства включалась деятельность министерства внутренних дел. Ведется поиск новых подходов к структуре этой отрасли юридической науки: общее их направление характеризуется вниманием к общим вопросам и проблемам А.п., к вопросам об отделении государственного управления от А.п. и усилению теоретических и институционных правовых проблем, включая и развитие той части, которая в современных условиях может быть охарактеризована как обеспечение безопасности. Лит.: План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. М., 1905; Сперанский М.М. Проекты» и записки. 1961; Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993; Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий АА. Административное право Российской Федерации. М., 1997; Тихомиров ЮЛ Курс административного права и процесса. М., 1998; Административное право зарубежных стран. М., 1996. И.Л. Банило

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
388.06 кб

Административное право

Елистратов А.И.
Читать PDF
180.13 кб

Административно-правовой конфликт

Кузурманова И. В.
Эффективное обеспечение интересов личности, общества и государства в административно-публичных отношениях связано с оперативностью и качеством разрешения возникающих в деятельности государственных органов административно-правовых
Читать PDF
93.09 кб

Об административных правонарушениях

Кулаева Н. С.
Участие налогоплательщика в делах об административных правонарушениях возможно, с одной стороны, как ответчика по делам о привлечении к административной ответственности по искам уполномоченных государственных органов, с другой сто
Читать PDF
458.24 кб

Элементы административно-правового акта

Яхин Ф. Ф.
Статья посвящена анализу структуры и элементов административно-правового акта.
Читать PDF
157.26 кб

Виды административно-правовых разрешений

Валяев Ю. К.
Читать PDF
228.60 кб

Административное право в решениях вас РФ

Панова И. В.
В статье автор рассматривает спорную и представляющую научный интерес арбитражную судебную практику по делам об административных правонарушениях.
Читать PDF
329.14 кб

Административное право в решениях вас РФ

Панова И. В.
В статье автор рассматривает спорную и представляющую научный интерес арбитражную судебную практику по делам об административных правонарушениях.
Читать PDF
69.01 кб

Рецидив административного правонарушения

Бежанов Валерий Оганезович
В статье предлагается рассматривать рецидив административных правонарушений как критерий эффективности административной юрисдикции.
Читать PDF
1.74 мб

Административно- правовой статус беженцов

Газдиева Фатима Иссаевна
В статье анализируются основные проблемы, связанные с определением статуса беженца, приводятся последние опубликованные статистические данные по рассматриваемой проблеме
Читать PDF
906.94 кб

Административно-правовой статус Росреестра

Ковешников Д. А.
Рассмотрен процесс: слияния федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и государственный кадастровый учет недвижимости; создание нового федерального органа ис
Читать PDF
175.34 кб

Виды административно-правовых обязанностей

Жеребцов Алексей Николаевич
В статье предпринята попытка предложить классификацию видов административно-правовых обязанностей, основанных на объективных социальных связях, возникающих в обществе.
Читать PDF
636.73 кб

Административно-правовые нормы и отношения

Волович Владимир Федорович
Рассматриваются сущность и содержанке (структура) административно-правовых норм и складывающиеся на их основе административно-правовые отношения.
Читать PDF
13.37 мб

О длящихся административных правонарушениях

А.Б. Панов
В статье автор на основе типичных случаев из судебной практики анализирует современное состояние разработанности проблемы квалификации административных правонарушений в качестве длящихся.
Читать PDF
127.11 кб

Административное право и методы его познания

Юсупов В. А.
Разработка методологии изучения административно-правовых явлений позволяет решить ряд практических проблем, таких как эффективность норм административного права и актов их применения, прогнозирование развития механизма администрат
Читать PDF
85.07 кб

Правовой статус административного судьи в США

Караманукян Д.Т.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ПРАВО

    правовые отношения, складывающиеся в результате осуществления государственного управления и регулирования административных правовых отношений. В П.а. входит регулирование норм охраны обществе
  • Административно-правовые нормы

    нормы права, регулирующие отношения в области государственного управления, определяющие должное поведение всех лиц и организаций, действующих в этой сфере. А.п.н. присущи все признаки нормы права.
  • Административно-правовой режим

    это урегулированный нормами административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на упорядочение общественных отношений в государстве или в соответствующей сфе
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ НОРМА

    установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Особенности: а) собст
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ

    группа методов управленческой деятельности (методов управления), которые имеют юридически властное значение и внешнее юридически властное выражение (в виде правовых актов управления) и в которых
  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

    см. Административное правонарушение.
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ПРАВО

    устанавливает отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными на то органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим законодательств
  • Правонарушением административное

    противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена администрати
  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА

    изучает не только действующие нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые они призваны регулировать, а также историю и перспективы развития. Объектом ее изучения является громадная с
  • Санкции административно-правовые

    санкции, применяемые к правонарушителю милицией, полицией, государственной инспекцией и т.п. Административно-правовыми санкциями являются штраф и административный арест.
  • ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

    административно-правовые нормы делятся на виды по разным критериям: По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на: – регулятивные, упорядочивающие общественные отношения, во
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ

    общественное отношение, урегулированное административно- правовой нормой. Особенность А.-п.о. заключается в том, что оно возникает, как правило, между органом, наделенным государственно-властными
  • Административно-правовые отношения

    общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Норма административного права является предпосылкой и условием возникновения административно-правовых отношений. Свое
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

    – группы норм, которые регулируют отдельные однородные и взаимосвязанные общественные отношения, например, институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений; инст