специальные административные органы, создаваемые для рассмотрения дел по наложению в административном порядке взысканий за нарушение решений местных Советов и их исполкомов. А. к. создаются при исполнительных комитетах городских и районных Советов депутатов трудящихся (СУ РСФСР 1931 г. № 17, ст. 186).
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОМИССИИ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОМИССИИ
Источник: Советский юридический словарь
Административные комиссии
коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ для исполнения функций охраны правопорядка в части рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и отнесенных к их компетенции, и наложению в установленных случаях в соответствии с законом административных взысканий от имени государства.
Цель создания коллегиальных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, — установление виновности лица в совершенном правонарушении и применение мер административной ответственности — установленной государством ответственности за противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, квалифицируемое законом как административное правонарушение. Принимаемые органами, налагающими административное взыскание, меры являются государственными мерами пресечения (предупреждения) антиобщественного деяния, т. е. применяются от имени и по поручению государства в рамках функции охраны правопорядка.
Административные комиссии наделены властными государственными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, и привлечении к административной ответственности. Они уполномочены государством на осуществление государственных функций.
Административные комиссии в соответствии с КоАП РФ могут рассматривать только дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.
В отличие от ранее действовавших положений кодекс не предусматривает рассмотрение административными комиссиями дел по административным правонарушениям, ответственность за которые установлена Кодексом об административных правонарушениях. Кодекс не определяет статус административных комиссий, иных коллегиальных органов, так как не предусматривает обязательность, а лишь допускает возможность их создания и наделения полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях (кроме предусмотренных кодексом) в соответствии с законами субъектов РФ.
Деятельность административных комиссий, иных коллегиальных органов, созданных в соответствии с законами субъекта РФ и наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, должностных лиц по составлению протоколов и возбуждению дел об административных правонарушениях, связана с реализацией и (или) применением законов субъекта РФ, т. е. с собственным предметом ведения субъекта РФ.
Законодательное регулирование создания административных комиссий КоАП РФ в полном объеме отнесено к компетенции органов законодательной власти субъектов Федерации. Статус административных комиссий, порядок создания, их полномочия, подведомственность им дел об административных правонарушениях, установленных законами субъектов РФ, размеры административного штрафа по данным делам определяются законами субъектов РФ. До разрешения этого вопроса в законодательном порядке создание и деятельность данных комиссий являются незаконными.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний определяется федеральными законами (в настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).
Задачами административных комиссий являются:
— своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела об административном
правонарушении;
— рассмотрение дела об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством;
— применение при установлении противоправности и виновности действия (бездействия), за которое законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, к совершившему его лицу адекватных совершенному правонарушению мер ответственности в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и разрешение этих дел производятся административной комиссией коллегиально.
Судебными актами различных судебных инстанций установлено, что государственные органы, которыми являются административные комиссии, не могут образовываться на общественных началах, что производство по делам об административных правонарушениях и применение мер административного принуждения являются выполнением государственных полномочий и не входят в компетенцию местного самоуправления.
Верховный Суд РФ на основании анализа законодательных положений констатировал, что меры административного принуждения, а также обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут применяться лишь уполномоченными на то законом органами. Органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти. Производство по делам об административных правонарушениях и применение мер административного принуждения являются выполнением государственных полномочий. Законодательство в области административного и административно-процессуального права находится в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а органы местного самоуправления не могут принимать нормативные акты, регулирующие эти отношения, а также создающие органы административной юрисдикции, определяющие их состав, компетенцию и полномочия.
Кодекс РФ об административных правонарушениях допускает возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, различными органами в пределах полномочий, установленных этими законами. Решение вопроса о том, какие органы и какие дела будут рассматривать, остается за субъектом РФ. При этом создание административных комиссий может законодательством субъекта РФ и не предусматриваться. Принципиально важно то, что помимо прямо названных кодексом мировых судей, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и уполномоченных органов, учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ, рассматривать дела могут лишь коллегиальные органы, созданные в соответствии с законами субъектов РФ. Очевидно, что органы местного самоуправления к данным коллегиальным органам отнесены быть не могут, так как они создаются в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ и уставами МО, а не в соответствии с законами субъектов РФ.
Формирование государственных органов субъекта РФ осуществляется населением и органами государственной власти субъектов РФ. Возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления законодательством не предусматривается. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти и государственных учреждений субъекта РФ также не может передаваться органам местного самоуправления. Вместе с тем организация материально-технического и финансового обеспечения деятельности административных комиссий за счет бюджетных и иных материальных ресурсов субъекта РФ может быть возложена на органы местного самоуправления как переданное государственное полномочие.
Возможность рассмотрения административных дел должностными лицами органов местного самоуправления субъекта РФ КоАП РФ не предусматривается. Вместе с тем кодекс допускает право органов местного самоуправления участвовать в выявлении административных правонарушений и инициировать возбуждение дела об административном правонарушении. Кроме того, законами субъектов РФ об административных правонарушениях могут быть определены должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Для реализации этих обязанностей в местные бюджеты должны быть переданы субвенции.
О. Л. Савранская
Список литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства РФ. 07.09.1998 г. № 36. Ст. 4466. Ратифицирована Федеральным законом от
11.04.1998 г. № 55-ФЗ.
Гражданский кодекс РФ от
30.11.1994 г.№ 51-ФЗ.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.1998 г. № 145-О.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Постановление Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» от 29.11.2007 г. № 48.
Материалы проекта «Институциональный, правовой, экономический федерализм». Муниципальное управление: учеб. пособие для преподавателей. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: АНХ, 2007.
Савранская О. Л. Передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъектов РФ в сфере применения административного законодательства // Материалы проекта TASIS «Институциональный, правовой и экономический федерализм в РФ».
Ежеквартальный бюллетень. № 7 (декабрь 2006).
Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 1997.
Цель создания коллегиальных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, — установление виновности лица в совершенном правонарушении и применение мер административной ответственности — установленной государством ответственности за противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, квалифицируемое законом как административное правонарушение. Принимаемые органами, налагающими административное взыскание, меры являются государственными мерами пресечения (предупреждения) антиобщественного деяния, т. е. применяются от имени и по поручению государства в рамках функции охраны правопорядка.
Административные комиссии наделены властными государственными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, и привлечении к административной ответственности. Они уполномочены государством на осуществление государственных функций.
Административные комиссии в соответствии с КоАП РФ могут рассматривать только дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.
В отличие от ранее действовавших положений кодекс не предусматривает рассмотрение административными комиссиями дел по административным правонарушениям, ответственность за которые установлена Кодексом об административных правонарушениях. Кодекс не определяет статус административных комиссий, иных коллегиальных органов, так как не предусматривает обязательность, а лишь допускает возможность их создания и наделения полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях (кроме предусмотренных кодексом) в соответствии с законами субъектов РФ.
Деятельность административных комиссий, иных коллегиальных органов, созданных в соответствии с законами субъекта РФ и наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, должностных лиц по составлению протоколов и возбуждению дел об административных правонарушениях, связана с реализацией и (или) применением законов субъекта РФ, т. е. с собственным предметом ведения субъекта РФ.
Законодательное регулирование создания административных комиссий КоАП РФ в полном объеме отнесено к компетенции органов законодательной власти субъектов Федерации. Статус административных комиссий, порядок создания, их полномочия, подведомственность им дел об административных правонарушениях, установленных законами субъектов РФ, размеры административного штрафа по данным делам определяются законами субъектов РФ. До разрешения этого вопроса в законодательном порядке создание и деятельность данных комиссий являются незаконными.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний определяется федеральными законами (в настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).
Задачами административных комиссий являются:
— своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела об административном
правонарушении;
— рассмотрение дела об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством;
— применение при установлении противоправности и виновности действия (бездействия), за которое законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, к совершившему его лицу адекватных совершенному правонарушению мер ответственности в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и разрешение этих дел производятся административной комиссией коллегиально.
Судебными актами различных судебных инстанций установлено, что государственные органы, которыми являются административные комиссии, не могут образовываться на общественных началах, что производство по делам об административных правонарушениях и применение мер административного принуждения являются выполнением государственных полномочий и не входят в компетенцию местного самоуправления.
Верховный Суд РФ на основании анализа законодательных положений констатировал, что меры административного принуждения, а также обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут применяться лишь уполномоченными на то законом органами. Органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти. Производство по делам об административных правонарушениях и применение мер административного принуждения являются выполнением государственных полномочий. Законодательство в области административного и административно-процессуального права находится в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а органы местного самоуправления не могут принимать нормативные акты, регулирующие эти отношения, а также создающие органы административной юрисдикции, определяющие их состав, компетенцию и полномочия.
Кодекс РФ об административных правонарушениях допускает возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, различными органами в пределах полномочий, установленных этими законами. Решение вопроса о том, какие органы и какие дела будут рассматривать, остается за субъектом РФ. При этом создание административных комиссий может законодательством субъекта РФ и не предусматриваться. Принципиально важно то, что помимо прямо названных кодексом мировых судей, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и уполномоченных органов, учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ, рассматривать дела могут лишь коллегиальные органы, созданные в соответствии с законами субъектов РФ. Очевидно, что органы местного самоуправления к данным коллегиальным органам отнесены быть не могут, так как они создаются в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ и уставами МО, а не в соответствии с законами субъектов РФ.
Формирование государственных органов субъекта РФ осуществляется населением и органами государственной власти субъектов РФ. Возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления законодательством не предусматривается. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти и государственных учреждений субъекта РФ также не может передаваться органам местного самоуправления. Вместе с тем организация материально-технического и финансового обеспечения деятельности административных комиссий за счет бюджетных и иных материальных ресурсов субъекта РФ может быть возложена на органы местного самоуправления как переданное государственное полномочие.
Возможность рассмотрения административных дел должностными лицами органов местного самоуправления субъекта РФ КоАП РФ не предусматривается. Вместе с тем кодекс допускает право органов местного самоуправления участвовать в выявлении административных правонарушений и инициировать возбуждение дела об административном правонарушении. Кроме того, законами субъектов РФ об административных правонарушениях могут быть определены должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Для реализации этих обязанностей в местные бюджеты должны быть переданы субвенции.
О. Л. Савранская
Список литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства РФ. 07.09.1998 г. № 36. Ст. 4466. Ратифицирована Федеральным законом от
11.04.1998 г. № 55-ФЗ.
Гражданский кодекс РФ от
30.11.1994 г.№ 51-ФЗ.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.1998 г. № 145-О.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Постановление Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» от 29.11.2007 г. № 48.
Материалы проекта «Институциональный, правовой, экономический федерализм». Муниципальное управление: учеб. пособие для преподавателей. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: АНХ, 2007.
Савранская О. Л. Передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъектов РФ в сфере применения административного законодательства // Материалы проекта TASIS «Институциональный, правовой и экономический федерализм в РФ».
Ежеквартальный бюллетень. № 7 (декабрь 2006).
Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 1997.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия