АГРЕССИЯ
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
- действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, — это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности.
Источник: Юридическая психология словарь терминов
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Криминология основные термины и определения. 2017 г.
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
По способу осуществления агрессия может быть прямой или косвенной. Прямая агрессия – агрессия, совершаемая регулярными вооруженными силами государства. Поскольку регулярные вооруженные силы рассматриваются в качестве органов государства, совершаемые действия всегда являются действиями представляемого ими государства. Агрессия косвенная – агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они организуются определенным государством либо действуют от его имени или по его поручению. На подобного рода агрессию не распространяются нормы международного права, в соответствии с которыми государство вправе уклониться от ответственности за действия лиц, не обладающих качеством его органа. К косвенной агрессии относят действия, предусмотренные ст. 3 (g) Определения агрессии 1974 г., а именно засылку государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно актам агрессии, или значительное участие государства в подобных действиях.
Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
Источник: Словарь по уголовному праву.
Источник: Юридическая энциклопедия
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Прямой является А., совершаемая регулярными вооруженными силами государства. Согласно Определению агрессии в качестве актов А. рассматриваются, независимо от объявления войны, следующие случаи прямой А.:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию других государств или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннексия территории другого государства или части ее; б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты другого государства; д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения.
Косвенной считается А., совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они организуются определенным государством либо действуют от его имени или по его поручению. В качестве косвенной А. нередко рассматриваются действия, предусмотренные в Определении агрессии, а именно засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно актам А., или значительное участие государства в подобных действиях.
Приведенный перечень актов А. не является исчерпывающим. Совет Безопасности ООН вправе определить, что другие акты также представляют собой А. согласно положениям Устава ООН.
Источник: Энциклопедия юриста
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. (с изменениями и дополнениями) «О военном положении» гласит (ст. 1), что Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы применяются для отражения или предотвращения а. против РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в данной области.
Согласно ст. 3 Закона основанием для введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является а. против РФ или непосредственная угроза агрессии.
Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права а. против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или какимлибо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами а. против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются (п. 2 ст. 3 Закона):
1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;
2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против РФ;
3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта а. против РФ;
6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против РФ, равносильные указанным в настоящем пункте актам а.
Актами а. против РФ могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ или какимлибо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам а.
В п. 3 ст. 3 Закона также говорится, что для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой а. против РФ могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта а. против РФ, включая объявление войны РФ.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Источник: Словарь международного права.
А., являясь одним из основных средств внешней политики эксплуататорских государств, обусловлена их классовой сущностью и прямо вытекает из их внешней функции (см. Государство).
Определение А. впервые было разработано и сформулировано Советским Союзом в феврале 1933 г. и предложено в качестве проекта всеобщей Декларации на конференции по разоружению. Цель этой Декларации заключалась в том, чтобы понятие А. было определено возможно более точным образом и дано в качестве руководящих указаний для всех государств от имени международной организации. Это определение тогда же (в мае 1933 г.) было одобрено большинством Комитета по вопросам безопасности при Лиге наций, состоявшего из представителей 17 государств.
Согласно советскому определению агрессором признается нападающее в международном конфликте государство, которое первым совершит одно из следующих действий:
a) которое объявляет войну другому государству;
b) вооруженные силы которого, хотя бы и без объявления войны, вторгнутся на территорию другого государства;
c) сухопутные, морские или воздушные силы которого бомбардируют территорию другого государства или сознательно атакуют суда или воздушные суда этого последнего;
d) сухопутные, морские и воздушные силы которого будут высажены или введены в пределы другого государства без разрешения правительства последнего
или нарушат условия такового разрешения, в частности, в отношении времени или расширения района их пребывания;
e) которое установит морскую блокаду берегов или портов другого государства;
f) окажет поддержку вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или откажется,
несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных
банд всякой помощи или покровительства.
Неотъемлемой и важной частью советских предложений является указание на то, что никакие соображения политического, стратегического или экономического порядка, ни стремление к эксплуатации на территории атакуемого государства естественных богатств или к получению всякого рода иных выгод или привилегий, так же как и ни ссылка на значительные размеры вложенного капитала или на другие особые интересы, могущие иметься на этой территории, ни отрицание за ней отличительных признаков государства не могут служить оправданием нападения. В определении также предусматривается, что, в частности, не может служить оправданием А.:
А. Внутреннее положение какого-либо государства, как, напр.:
a) отсталость какого-либо народа в политическом, экономическом или культурном отношении;
b) недостатки, приписываемые его управлению;
c) опасность, могущая грозить жизни или имуществу иностранцев;
d) революционное или контрреволюционное движение, гражданская война, беспорядки или забастовки;
e) установление или сохранение в каком-либо государстве того или иного политического, экономического или социального строя.
Б. Никакое действие, законодательство и распоряжение какого-либо государства, как, напр.:
a) нарушение международных договоров;
b) нарушение прав и интересов в области торговли, концессий или всякой иной экономической деятельности, приобретенных другим государством или его гражданами;
c) разрыв дипломатических или экономических отношений;
d) меры экономического или финансового бойкота;
e) отказ от долгов;
f) воспрещение или ограничение иммиграции или изменение режима иностранцев;
g) нарушение привилегий, признанных за официальными представителями другого государства;
h) отказ в пропуске вооруженных сил, следующих на территорию третьего государства;
i) мероприятия религиозного и антирелигиозного характера;
j) пограничные инциденты.
Кроме того, в советском предложении указывается, что в случае мобилизации или сосредоточения каким-либо государством значительных вооруженных сил вблизи своей границы государство, которому такие действия угрожают, имеет право прибегнуть к дипломатическим или иным способам, позволяющим мирное разрешение международных споров. Оно может также принять тем временем ответные меры военного характера, аналогичные указанным выше, но не переходя, однако, границу.
Советское определение А. является до сих пор единственным определением, получившим широкое признание в международном праве. На основе этого определения в 1933 г. СССР заключил в Лондоне с 11 государствами 3 конвенции об определении А.– первая была подписана 3 июля 1933 г. представителями СССР, Эстонии, Латвии, Польши, Румынии, Турции, Персии и Афганистана (в дальнейшем присоединилась Финляндия); вторая – 4 июля 1933 г. представителями СССР, Румынии, Югославии, Чехословакии и Турции и третья – 5 июля того же года между СССР и Литвой.
Советское определение А. использовалось обвинителями на процессе над главными военными преступниками в Международном военном трибунале в Нюрнберге.
Советское определение А. охватывает различные виды агрессивных актов и различные формы проявления А.
Основной формой А. являются захватнические войны.
Марксизм-ленинизм учит, что постоянным спутником эксплуататорских обществ и особенно империализма являются агрессивные войны. «...Война нужна империалистам, так как она есть единственное средство для передела мира, для передела рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капитала» (Сталин И. В., Соч., т. 12, стр. 249). Агрессивные войны неизбежно вытекают из классовой природы эксплуататорского общества.
В период империализма войны между капиталистическими странами и их неизбежность обусловлены действием основного экономического закона монополистического капитализма.
Примерами агрессивных войн являются германо-итальянская фашистская А. в Европе во второй мировой войне, японская А. в Азии в 1931–45 гг., захватнические войны фашистской Италии против Абиссинии в 1935–36 гг. и Албании в 1939 г. и др.
Примером А. является вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, совершенное 22 июня 1941 г., которым германский фашизм разоблачил себя в глазах всего мира, как кровавого агрессора.
Один из видов агрессивной войны представляет собой военная интервенция (см.), которая является войной худшего типа. Примерами таких войн являются военная интервенция Англии, Франции, США, Германии, Японии и др. империалистических государств против Советской России в 1918–20 гг., военная интервенция США в Корее, начатая в 1950 г.
А. может проявляться также в форме отдельных агрессивных актов, как вторжение вооруженных сил государства на сухопутную территорию другого государства (напр., японских войск на территорию СССР в районе озера Хасан в 1938 г.), в территориальные воды другого государства, в воздушное пространство другого государства, нападение на суда другого государства и т. п. А. может выражаться также в незаконном установлении морской блокады берегов или портов другого государства (напр., блокада США берегов Кореи в 1950 г.) (см. Блокада морская), в оказании государством прямой поддержки вооруженным бандам, вторгающимся на территорию другого государства, и т. п.
Понятие А. и агрессора применимо только в отношениях между государствами и неприменимо к гражданским войнам и другим вооруженным конфликтам внутри того или иного государства, поскольку субъектом А. может выступать только государство, но не часть населения, борющаяся против другой его части в рамках одного и того же государства или нации. Объектом А. (жертвой нападения) также обычно оказывается государство. Однако империалистическая практика полна примеров совершения агрессивных нападений и ведения агрессивных войн и против наций и народов, ведущих борьбу за национальное самоопределение и создание своего собственного национального государства (А. США, Англии и Голландии против народов Индонезии и франко-американская А. против народов Вьетнама в 1945 г., а впоследствии против уже созданных самостоятельных государств – Индонезийской республики, Демократической Республики Вьетнам и др.).
Запрещение. А. и борьба с ней. Современное международное право запрещает А., рассматривая ее как тягчайшее преступление против человечества (см.). Инициатором запрещения А. выступило Советское государство, заявившее в Декрете о мире (см.), что оно считает продолжение первой мировой войны величайшим преступлением против человечества. С целью борьбы против А. Советский Союз заключил ряд договоров и соглашений о нейтралитете и ненападении: в 1925 г. – с Турцией, 1926 г. – с Германией, 1927 г. – с Ираном, 1932 г. – с Финляндией, Польшей, Францией, 1933 г. – с Италией, 1937 г. – с Китаем и др. Той же цели служили договоры о взаимопомощи, заключенные в 1935 г. Советским Союзом с Чехословакией и Францией, в 1936 г. – с Монгольской Народной Республикой. Однако выполнение договоров с Чехословакией и Францией было сорвано англо-французскими империалистами, старавшимися направить А. фашистской Германии против Советского Союза. С целью предотвращения войны Правительство СССР вступило летом 1939 г. в переговоры с Великобританией и Францией о заключении пакта о взаимопомощи в случае фашистской А. Однако в ходе этих переговоров выяснилось, что правительства этих стран не имеют никаких серьезных намерений предотвратить фашистскую А., а лишь стремятся направить ее против СССР.
Борясь за мир, против агрессивных войн, Советский Союз не только заключал двусторонние соглашения с другими странами, но и принимал активное участие в международных мероприятиях, которые могли хотя бы в некоторой мере способствовать созданию условий, затрудняющих развязывание агрессивных войн. Так в 1928 г. Советский Союз не только присоединился к пакту Бриана – Келлога (см. Келлога – Бриана пакт), осудившему обращение к войне как к средству разрешения международных спороз и провозгласившему отказ от войны в качестве орудия национальной политики, но и досрочно ввел его в действие в отношениях со своими соседями.
Идя на признание А. международным преступлением, правительства империалистических государств в то же время стремятся не допустить конкретного определения А., желая тем самым сделать невозможным определение нападающей стороны и избежать ответственности за А.
Советское государство в борьбе за мир взяло на себя благородную задачу воспрепятствовать этим стремлениям империалистических государств и дать
определение А. 24 мая 1933 г. Комитет по вопросам безопасности на конференции по сокращению и ограничению вооружений принял советское предложение об определении А. В том же году СССР заключил 3 упомянутые выше конвенции об определении А. с 11 государствами. Эти конвенции явились крупным достижением Советского Союза в его борьбе за мир, за запрещение А.
С целью борьбы против А. Советский Союз вступил в 1934 г. в Лигу наций, использовав трибуну этой международной организации для разоблачения и обуздания агрессоров и их пособников.
Однако Англия, Франция, США и другие капиталистические страны содействовали агрессивным государствам в их захватах и в развязывании второй мировой войны. США помогли гитлеровцам создать в короткий срок военно-экономическую базу германской А. и вооружили таким образом эту А.; англофранцузские правящие круги отказались от коллективной безопасности и тем самым расстроили ряды миролюбивых стран, разложили единый фронт этих стран против А., очистили дорогу для фашистской А. и помогли Гитлеру развязать вторую мировую войну.
Ведя освободительную войну против фашистских агрессоров, Советский Союз и все миролюбивые народы стремились не Только к разгрому немецкого фашизма, но и к созданию таких условий, которые сделали бы невозможным возникновение новой А.
В ходе второй мировой войны по инициативе Советского Союза был принят ряд деклараций и решений на международных конференциях (Московской 1943 г., Тегеранской 1943 г., Крымской и Потсдамской 1945 г.), в которых предусматривались гарантии против возникновения новой А., а также предусматривалось наказание главных военных преступников в Европе и Азии, развязавших преступную агрессивную войну. Запрещение А. зафиксировано в Уставе ООН, в котором указывается, что все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций (ст. 2, п. 4), и что задачей Организации является поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии (ст. 1, п. 1).
Международно-правовые нормы о признании преступности А. были единодушно поддержаны всем передовым человечеством. Это было выражено в Обращении Второго Всемирного конгресса сторонников мира к Организации Объединенных Наций, где указывалось, что агрессия является преступным актом того государства, которое первым применит вооруженную силу против другого государства, под каким бы то ни было предлогом.
Ответственность за А. Преступность А. влечет за собой возложение на агрессивное государство и его правителей ответственности за подготовку и совершение актов А. Агрессия и вторжение в чужие страны не должны оставаться безнаказанными, если действительно стремиться предупредить новые агрессивные войны и иные акты А.
Государство-агрессор несет морально-политическую (вплоть до временного ограничения суверенитета, демилитаризации и т. д.) и материальную (возмещение ущерба пострадавшим от А. странам) ответственность за А. Физические лица, виновные в подготовке, планировании и осуществлении А., несут уголовную ответственность. Благодаря решительной борьбе СССР и под давлением мирового демократического общественного мнения принцип ответственности за А. был закреплен в ряде международных соглашений (Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства 1943 г., решения Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г., Уставы Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов) и был применен на практике после второй мировой войны (см. Ответственность государства, Военные преступники).
После окончания второй мировой войны США, Англия и Франция отказались от согласованного курса политики, проводившегося союзниками военного времени и закрепленного в постановлениях Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций держав. Целым рядом действий США обострили международную обстановку, поставив мир перед угрозой новой мировой войны. Агрессивная направленность политики империалистических государств в послевоенный период проявилась в создании военных союзов и блоков, направленных против СССР и стран народной демократии, – Западного союза (см.), Северо-Атлантического союза (см. Северо-Атлантический пакт) и т. п., в создании объединенных вооруженных сил с участием возрождаемой германской реваншистской армии, в размещении вокруг демократических стран американских военных баз и аэродромов и т. д.
В 1950 г. США вмешались в гражданскую войну в Корее. Осуществляя эту военную интервенцию, вооруженные силы США грубо нарушают законы и обычаи войны (в отношении мирного населения, военнопленных и др.).
Стремясь оправдать свою интервенцию в Корее, правящие круги США пытались применить к гражданской войне в Корее понятие А., в то время как в действительности при наличии гражданской войны или какого-либо иного внутреннего конфликта в данной стране агрессором может быть только иностранное государство, которое в этот конфликт вмешается.
Учитывая, что наличие точного определения понятия «агрессия» облегчило бы изобличение напавшей стороны и помешало бы стремлению по тем или иным политическим мотивам прикрыть или оправдать агрессора, Советский Союз внес предложение в ООН о принятии определения А.
Однако делегации США, Англии и других капиталистических государств сорвали обсуждение и принятие советского предложения об определении А. на 5-й и 6-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Только на 7-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, вопреки желанию и стараниям американской делегации, Советскому Союзу удалось добиться обсуждения своего предложения об определении А. и принятия резолюции о желательности и необходимости определения А.
Неизменно проводя политику мира как отвечающую жизненно важным интересам развития народов и считая, что мирное сосуществование двух систем – социализма и капитализма – вполне возможно и что нет таких разногласий между ними, которые нельзя было бы разрешить мирным путем, Советский Союз продолжает настойчиво добиваться принятия реальных, вытекающих из современной международной обстановки предложений, направленных к предотвращению новой войны и прекращению военных действий там, где они уже развернулись. «В области внешней политики, – указывает товарищ Маленков, – наша главная забота состоит в том, чтобы не допустить новой войны, жить в мире со всеми странами. Коммунистическая партия Советского Союза, Советское Правительство считают, что самой правильной, необходимой и справедливой внешней политикой является политика мира между всеми народами, основанная на взаимном доверии, действенная, опирающаяся на факты и подтверждаемая фактами.
Правительства должны верно служить своим народам, а народы жаждут мира, проклинают войну. Преступными явятся те правительства, которые захотят обмануть народы, пойдут против священного желания народов сохранить мир и не допустить новой кровавой бойни».
Источник: Советский юридический словарь