См. Наблюдатель иностранный (международный наблюдатель).
Аккредитация
Аккредитация
Источник: Российское избирательное право от А до Я
АККРЕДИТАЦИЯ
официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
АККРЕДИТАЦИЯ
в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" (далее - Закон "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации") аккредитация представляет собой вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции.
В силу требований ст. 20 Закона "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" аккредитация осуществляется в целях:
подтверждения компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации;
обеспечения доверия изготовителей (продавцов) и потребителей продукции (услуг) к деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
создания условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне.
Принципами аккредитации являются:
добровольность;
открытость и доступность правил и процедур аккредитации;
обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию;
недопустимость ограничения конкуренции при аккредитации.
Порядок осуществления аккредитации устанавливается в Системе аккредитации Республики Беларусь. Аккредитацию осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. Положительные результаты аккредитации удостоверяются аттестатом аккредитации, который выдается аккредитованным органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (ст. 21 Закона "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации").
Согласно ст. 22 Закона "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" заявители на аккредитацию имеют право в установленном порядке обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь по вопросам, связанным с прохождением процедур аккредитации. Заявители на аккредитацию обязаны:
выполнять требования Системы аккредитации Республики Беларусь;
создавать должностным лицам Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь необходимые условия для выполнения работ по аккредитации.
В силу требований ст. 20 Закона "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" аккредитация осуществляется в целях:
подтверждения компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации;
обеспечения доверия изготовителей (продавцов) и потребителей продукции (услуг) к деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
создания условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне.
Принципами аккредитации являются:
добровольность;
открытость и доступность правил и процедур аккредитации;
обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию;
недопустимость ограничения конкуренции при аккредитации.
Порядок осуществления аккредитации устанавливается в Системе аккредитации Республики Беларусь. Аккредитацию осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. Положительные результаты аккредитации удостоверяются аттестатом аккредитации, который выдается аккредитованным органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (ст. 21 Закона "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации").
Согласно ст. 22 Закона "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" заявители на аккредитацию имеют право в установленном порядке обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь по вопросам, связанным с прохождением процедур аккредитации. Заявители на аккредитацию обязаны:
выполнять требования Системы аккредитации Республики Беларусь;
создавать должностным лицам Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь необходимые условия для выполнения работ по аккредитации.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
Аккредитация
в широком смысле: назначение на выполнение каких-л. Функций, наделение полномочиями, правами на совершение чего-л. А. Органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) - процедура, посредством которой аккредитующий орган официально признает компетентность, способность органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) выполнять конкретные работы в определенной области сертификации или испытаний (правила по проведению сертификации в российской федерации, утвержденные постановлением госстандарта россии от 10 мая 2000 г. № 26; регистрация минюста россии от 27 июня 2000 г. № 2284). В постановлении правительства рф от 6 июля 2001 г. № 514 сформулированы принципы создания и функционирования системы а. Организаций, осуществляющих деятельность по определению соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности. А. Органов по сертификации или испытательных лабораторий (центров) по обязательной сертификации в соответствии со ст. 9 закона рф от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «о сертификации продукции и услуг» (в редакции федерального закона от 27 декабря 1995 г. № 211-фз) осуществляют россертификация и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации. Россертификация координирует проведение работы по а., управляет всей системой а. С и с т е м у а. cоставляют: Россертификация; Др. Уполномоченные в области а. Федеральные органы исполнительной власти и организации (органы по а.); Аттестованные эксперты по а.; Организации-заявители. А. Осуществляется в отношении субъектов, изъявивших желание получить оценку своей компетентности в определенной области, подавших в установленном порядке письменную заявку об этом в аккредитующий орган. Работа по а. Заключается в рассмотрении (экспертизе) аккредитующим органом заявки и представленных документов, аттестации (проверке) заявителя, принятии аккредитующим органом решения об а. Или об отказе в а., оформлении и выдаче а т т е с т а т а а к к р е д и т а ц и и. В соответствии с постановлением госстандарта россии от 30 декабря 1999 г. № 72 проведение а. Осуществляется на принципах компетентности, независимости, недопущения дискриминации и принятия пристрастных решений, общедоступности (прозрачности). К о м п е т е н т н о с т ь обеспечивается соответствующим подбором кадров, системой подготовки экспертов и привлечением, при необходимости, специалистов по отдельным областям знаний. Н е з а в и с и м о с т ь обеспечивается участием в работе организаций и экспертов, свободных от любого коммерческого, финансового, административного или др. Воздействия. Н е д о п у щ е н и е д и с к р и м и н а ц и и и принятия пристрастных решений обеспечивается применением единых критериев а. О б щ е д о с т у п н о с т ь достигается информированием заявителя о правилах и условиях а. Аккредитующий орган организует и проводит в установленном порядке инспекционный контроль за аккредитованным субъектом а. При обнаружении несоответствия аккредитованного субъекта определенным требованиям аккредитующий орган принимает решение о сокращении области а. Либо о приостановлении или отмене действия аттестата аккредитации. При возникновении спорных вопросов в процессе а. Заинтересованная сторона может подать жалобу в апелляционную комиссию, действующую при аккредитующем органе. В системе сертификации работ по охране труда (ссот), введенной в действие постановлением минтруда россии от 24 апреля 2002 г. № 28 «о создании системы сертификации работ по охране труда», аккредитующим органом является минздравсоцразвития россии. Для деятельности в отраслевых подсистемах ссот, создание которых регламентировано положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, какой-л. Субъект может быть аккредитован в качестве органа по сертификации. Областью а. Органа по сертификации ссот являются все виды работ по охране труда в организациях, соответствие которых установленным требованиям от проверяется при сертификации. Областью а. Органа по сертификации подсистемы ссот являются все виды работ по от в организациях определенной отрасли, подотрасли (сектора) экономики, соответствие которых установленным требованиям от проверяется при сертификации. Аккредитованные органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории (центры) входят в организационную структуру ссот. В соответствии с положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, утвержденным постановлением минтруда россии от 24 апреля 2002 г. № 28, органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по от в организациях в соответствии с областью а., а измерения (оценку) параметров опасных и вредных производственных факторов для целей сертификации работ по охране труда осуществляют в соответствии с областью а. Испытательные лаборатории. По итогам измерения выдают протоколы измерений (оценок) для целей сертификации. В соответствии с положениями ст. 217 тк рф организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Источник: Российская энциклопедия по охране труда
АККРЕДИТАЦИЯ
понятие, используемое в конституционном, административном и международном праве.
1) Применительно к дипломатическим и иным международным отношениям означает назначение лица представителем данного государства в другом государстве или в международной организации. Процесс назначения (именуется аккредитированием) происходит в несколько этапов: подбор кандидатуры дипломатического представителя внешнеполитическим ведомством государства; представление этой кандидатуры органу или должностному лицу государства, полномочному назначать дипломатического представителя (в Российской Федерации – Президенту РФ); согласование данным органом (должностным лицом) представленной кандидатуры с соответствующими комитетами, комиссиями парламента (так, Президент РФ назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания – ст. 83 Конституции РФ); получение согласия принимающего государства; издание правового акта (в РФ – указа Президента РФ) о назначении дипломатического представителя; вручение верительных грамот дипломатическим представителем главе государства пребывания или главе международной организации.
Дипломатические представители иностранных государств аккредитуются при Президенте РФ, он принимает их верительные и отзывные грамоты (ст. 86 Конституции РФ).
2) Согласно российскому Закону 1991 г. «О средствах массовой информации» (ст. 48) предусматривается а. журналистов СМИ при государственных органах, организациях, учреждениях, органах общественных объединений. Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечить стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия (в частности, так называемые парламентские корреспонденты). Журналист может быть лишен а., если им или редакцией нарушены установленные правила а. либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. А. зарубежных корреспондентов в РФ производится Министерством иностранных дел РФ.
В развитие Закона постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. (с изменениями и дополнениями) утверждены «Правила а. и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации».
3) Понятие а. используется также в сфере образования. Согласно Федеральному закону 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 90) в нашей стране осуществляется государственная регламентация образовательной деятельности. Такая регламентация направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: 1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственную а. образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Согласно ст. 92 Закона государственная а. образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Переводя на «простой язык» приведенные предписания, можно сказать так: государственная а. предполагает проверку и оценку: а) насколько конкретные образовательные программы соответствуют стандартам; б) насколько преподавание соответствует программам и стандартам, а также является качественным; б) каково качество знаний обучающихся.
Государственная а. образовательной деятельности проводится аккредитационным органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Государственная а. образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения. Аккредитационный орган осуществляет а. экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети «Интернет».
При принятии решения о государственной а. образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации. Аккредитационный орган отказывает в государственной а. образовательной деятельности при наличии таких оснований: выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность; наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы. Закон также предусматривает, что аккредитационный орган лишает организацию государственной а. при наличии одного из следующих оснований: аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности; повторное в течение срока действия государственной а. нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца; истечение срока приостановления действия государственной а. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной а. не ранее чем через один год после отказа в государственной а. или лишения ее государственной а.
Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждено Правительством РФ постановлением от 18 ноября 2013 г.
Законом 2012 г. (ст. 96) предусмотрены также общественная а. организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессиональнообщественная а. образовательных программ.
Согласно Закону организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную а. в различных российских, иностранных и международных организациях. Под общественной а. понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Требования относительно такой а. устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную а.
Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессиональнообщественную а. профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Подобная а. представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. На основе результатов названной а. работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1) Применительно к дипломатическим и иным международным отношениям означает назначение лица представителем данного государства в другом государстве или в международной организации. Процесс назначения (именуется аккредитированием) происходит в несколько этапов: подбор кандидатуры дипломатического представителя внешнеполитическим ведомством государства; представление этой кандидатуры органу или должностному лицу государства, полномочному назначать дипломатического представителя (в Российской Федерации – Президенту РФ); согласование данным органом (должностным лицом) представленной кандидатуры с соответствующими комитетами, комиссиями парламента (так, Президент РФ назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания – ст. 83 Конституции РФ); получение согласия принимающего государства; издание правового акта (в РФ – указа Президента РФ) о назначении дипломатического представителя; вручение верительных грамот дипломатическим представителем главе государства пребывания или главе международной организации.
Дипломатические представители иностранных государств аккредитуются при Президенте РФ, он принимает их верительные и отзывные грамоты (ст. 86 Конституции РФ).
2) Согласно российскому Закону 1991 г. «О средствах массовой информации» (ст. 48) предусматривается а. журналистов СМИ при государственных органах, организациях, учреждениях, органах общественных объединений. Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечить стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия (в частности, так называемые парламентские корреспонденты). Журналист может быть лишен а., если им или редакцией нарушены установленные правила а. либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. А. зарубежных корреспондентов в РФ производится Министерством иностранных дел РФ.
В развитие Закона постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. (с изменениями и дополнениями) утверждены «Правила а. и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации».
3) Понятие а. используется также в сфере образования. Согласно Федеральному закону 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 90) в нашей стране осуществляется государственная регламентация образовательной деятельности. Такая регламентация направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: 1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственную а. образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Согласно ст. 92 Закона государственная а. образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Переводя на «простой язык» приведенные предписания, можно сказать так: государственная а. предполагает проверку и оценку: а) насколько конкретные образовательные программы соответствуют стандартам; б) насколько преподавание соответствует программам и стандартам, а также является качественным; б) каково качество знаний обучающихся.
Государственная а. образовательной деятельности проводится аккредитационным органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Государственная а. образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения. Аккредитационный орган осуществляет а. экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети «Интернет».
При принятии решения о государственной а. образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации. Аккредитационный орган отказывает в государственной а. образовательной деятельности при наличии таких оснований: выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность; наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы. Закон также предусматривает, что аккредитационный орган лишает организацию государственной а. при наличии одного из следующих оснований: аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности; повторное в течение срока действия государственной а. нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца; истечение срока приостановления действия государственной а. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной а. не ранее чем через один год после отказа в государственной а. или лишения ее государственной а.
Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждено Правительством РФ постановлением от 18 ноября 2013 г.
Законом 2012 г. (ст. 96) предусмотрены также общественная а. организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессиональнообщественная а. образовательных программ.
Согласно Закону организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную а. в различных российских, иностранных и международных организациях. Под общественной а. понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Требования относительно такой а. устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную а.
Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессиональнообщественную а. профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Подобная а. представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. На основе результатов названной а. работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.