АКТ НОРМАТИВНЫЙ
Акт нормативный
внешнее выражение воли субъекта, содержащее социальные нормы.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Нормативный акт
официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Нормативный акт
правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Подразделяются на две группы: законы, подзаконные акты.
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
АКТ НОРМАТИВНЫЙ (ПРАВОВОЙ)
официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, которым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. А.н.п. есть внешнее выражение.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Нормативный акт
официальный документ, принятый уполномоченным лицом (субъектом) в строго определенной форме и содержащий в себе нормативные предписания (в первую очередь норму права). Основополагающим нормативным актом является Конституция. Закон выступает актом, обладающим высшей юридической силой, а все остальные нормативные акты являются подзаконными, т.е. издающимися на основе и во исполнение закона. Система нормативных актов в любом государстве строится либо в зависимости от места органов их издающих в иерархии госаппарата (например, закон, указ, постановление, приказ и т.д.), либо предмета (сферы) регулирования (например, жилищный закон, уголовный закон и т.д.).
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
АКТ НОРМАТИВНЫЙ
наиболее важная разновидность акта юридического; письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства. Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Н. а. является внешним выражением воли законодателя, направленной на регулирование общественных отношений. Каждому Н. а. приписывается определенная форма и порядок издания. Все Н. а. находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного Н. а. Акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов. Право издания Н. а. закреплено законом за строго определенными органами. Н. а. классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов.
Источник: Большой юридический словарь
Нормативный акт
это правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Это властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт правотворчества, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.
Нормативный правовой акт имеет четкую структуру и реквизиты, его подготовка, принятие, реализация и отмена проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации. Достижение целей нормативного правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются: на нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на общефедеральные; нормативные акты субъектов РФ; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на нормативные акты неопределенно-длительного действия и временные нормативные акты.
Нормативный правовой акт имеет четкую структуру и реквизиты, его подготовка, принятие, реализация и отмена проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации. Достижение целей нормативного правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются: на нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на общефедеральные; нормативные акты субъектов РФ; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на нормативные акты неопределенно-длительного действия и временные нормативные акты.
Источник: Большой юридический словарь
НОРМАТИВНЫЙ АКТ
наиболее важная разновидность юридического акта. Это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства. Он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Н.а. есть внешнее выражение воли законодателя, направленной на регулирование общественных отношений. Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый, порядок принятия.
В отличие от других источников права Н.а. наиболее последовательно отвечает задачам укрепления законности и обновления законодательства, обеспечивает доступность, обозримость и точность правовых требований, строгое согласование их между собой, создает основу для стабильности и четкости правового регулирования, облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Поэтому Н.а. - основной, наиболее часто встречающийся источник права для стран, объединяемых в систему современного "писаного права". Все Н.а. находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности.
Право издания Н.а. закреплено законом за строго определенными органами. Н.а., регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на заранее неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно (до момента отмены). Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.).
Н.а. классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), принимаемые органом законодательной власти или непосредственно населением путем референдума, а также подзаконные акты (указы, постановления, декреты, ордонансы и др.). Регламентируя наиболее важные вопросы общественной жизни, закон функционирует на вершине всей системы Н.а., имеет высшую юридическую силу.
В РФ законы принимаются ГД, законодательными органами субъектов РФ, а также всенародным голосованием (референдумом). Все другие правовые акты должны иметь строго подзаконный характер, т.е. издаваться на основании и в точном соответствии с законом. Они не могут противоречить действующему закону, отменить или заменить его.
Среди подзаконных Н.а. главенствующее положение имеют нормативные указы Президента РФ. Их предмет регулирования - основные направления внутренней и внешней политики страны. Н.а. разных наименований (указы, постановления и т.д.) принимают также президенты республик в составе РФ, губернаторы, мэры. главы администраций других ее субъектов. Правительство РФ, правительства ее отдельных субъектов издают нормативные постановления, с помощью которых управляют хозяйственным и социально-культурным строительством, осуществляют общее руководство в области международных отношений, обороны страны и др. Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства в пределах своих полномочий издают Н.а., регулирующие, как правило, отношения внутри соответствующей отрасли. Министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления. Однако некоторые из них имеют общее значение и касаются работников других отраслей (например, инструкции Минфина), а также граждан (например, Правила поведения пассажиров в поездах дальнего следования, утверждаемые МПС). Н.а. министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, осуществляемой Минюстом. Н.а. местного значения могут издаваться органами местного самоуправления, а локальные Н.а. - администрацией предприятий и учреждений.
Среди Н.а. специального назначения выделяются Основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила и др. В зарубежных странах кроме перечисленных встречаются и такие наименования Н.э., как ордонансы, билли, декреты и т.д. Своеобразным видом Н.а. являются международные и внутригосударственные договоры.
В отличие от других источников права Н.а. наиболее последовательно отвечает задачам укрепления законности и обновления законодательства, обеспечивает доступность, обозримость и точность правовых требований, строгое согласование их между собой, создает основу для стабильности и четкости правового регулирования, облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Поэтому Н.а. - основной, наиболее часто встречающийся источник права для стран, объединяемых в систему современного "писаного права". Все Н.а. находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности.
Право издания Н.а. закреплено законом за строго определенными органами. Н.а., регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на заранее неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно (до момента отмены). Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.).
Н.а. классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), принимаемые органом законодательной власти или непосредственно населением путем референдума, а также подзаконные акты (указы, постановления, декреты, ордонансы и др.). Регламентируя наиболее важные вопросы общественной жизни, закон функционирует на вершине всей системы Н.а., имеет высшую юридическую силу.
В РФ законы принимаются ГД, законодательными органами субъектов РФ, а также всенародным голосованием (референдумом). Все другие правовые акты должны иметь строго подзаконный характер, т.е. издаваться на основании и в точном соответствии с законом. Они не могут противоречить действующему закону, отменить или заменить его.
Среди подзаконных Н.а. главенствующее положение имеют нормативные указы Президента РФ. Их предмет регулирования - основные направления внутренней и внешней политики страны. Н.а. разных наименований (указы, постановления и т.д.) принимают также президенты республик в составе РФ, губернаторы, мэры. главы администраций других ее субъектов. Правительство РФ, правительства ее отдельных субъектов издают нормативные постановления, с помощью которых управляют хозяйственным и социально-культурным строительством, осуществляют общее руководство в области международных отношений, обороны страны и др. Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства в пределах своих полномочий издают Н.а., регулирующие, как правило, отношения внутри соответствующей отрасли. Министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления. Однако некоторые из них имеют общее значение и касаются работников других отраслей (например, инструкции Минфина), а также граждан (например, Правила поведения пассажиров в поездах дальнего следования, утверждаемые МПС). Н.а. министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, осуществляемой Минюстом. Н.а. местного значения могут издаваться органами местного самоуправления, а локальные Н.а. - администрацией предприятий и учреждений.
Среди Н.а. специального назначения выделяются Основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила и др. В зарубежных странах кроме перечисленных встречаются и такие наименования Н.э., как ордонансы, билли, декреты и т.д. Своеобразным видом Н.а. являются международные и внутригосударственные договоры.
Источник: Энциклопедия юриста