Альтузий Иоганн

Найдено 1 определение
Альтузий Иоганн
(1557 – 1638 гг.) – немецкий политический мыслитель, горячий приверженец кальвинизма, защитник реформаторской церкви, ряд лет избирался синдиком (градоначальником) голландского города Эмдена. Знание о политике он черпал не из одних лишь книжных источников: многое приобреталось им также из анализа собственной практической деятельности на публично-властном поприще. Самое знаменито произведение Альтузия – «Политика, изложенная методически и проиллюстрированная примерами сакральными и мирскими» (1603 г.). Разделяя теологические постулаты Реформации, Альтузий верил в то, что последнее слово в решении судеб Вселенной, судеб людей остаётся за праведным Богом, за божественным проведением. Но это не воспрепятствовало осуществлению немецким мыслителем попытки создать научную, рационально упорядоченную теорию политики и представить в логически систематизированном виде всю сферу права. Свою концепцию политики Альтузий формулирует так: «Политика есть искусство, благодаря которому люди организуют, обустраивают и оберегают своё совместное существование. Отсюда её название «Симбиотика» - искусство совместной жизни». Эта жизнь складывается и протекает по своим собственным, специфическим правилам. Поэтому изучать и проводить политику надлежит без привнесения в неё соображений философского (этического), теологического и юридического характера, без апелляции к добродетели, благочестию и праву. С точки зрения Альтузия, исключительно политика (и никакая другая дисциплина) призвана заниматься проблематикой высшей власти в государстве – «публичном всеобщем союзе». Такая власть изначально присутствует в человеческом общежитии, разделяя людей на властвующих и подвластных. Данное разделение неотменимо, ибо оно вытекает из самой природы человека. В вопросе о распределении власти в обществе, о её собственниках, носителях, пользователях Альтузий занимает совсем иную позицию, чем например, его старший современник Ж. Боден. Альтузий твёрдо убеждён в том, что высшей властью в государстве. Суверенитетом обладает только и единственно весь народ страны. Высшая власть есть безраздельная собственность народа, «и никто никогда не может претендовать на неё в качестве отдельного лица». Тот же, кто стремится узурпировать принадлежащий народу суверенитет, рискует стать самозванцем или даже тираном. Отношение народа к тем, кто властвует в государстве, должно, по Альтузию, выстраиваться примерно так, как в кальвинистской церкви строится отношение между паствой (мирянами) и пастырями (священнослужителями). Известно, что Ж. Кальвин считал церковь одним целостным обществом всех верующих: руководители церкви, избираемые верующими, действуют лишь в силу и в пределах полученных от паствы полномочий. На подобный манер и правители в государстве по договору с народом получают от него ряд прерогатив.
В конечном счёте, тот же народ даёт полномочия отдельным лицам или коллегиям на отправление ими тех или иных публично-властных функций. Альтузий ясно сознавал, что и такая форма организации государства не исключает вероятности злоупотреблений властью. Они превращаются в скверную реальность, когда управители переходят за границы им отведённого: во-первых, совершают то, что запрещено Богом; во-вторых, ищут от выполнения предоставленных им полномочий своей личной, собственной выгоды, а не действуют ради достижения общего блага. Чтобы предотвращать и пресекать злоупотребления властью, Альтузий проектирует создание института эфоров, должностных лиц, непосредственно избираемых народом и обязанных, прежде всего, охранять и защищать свободу и права народа. Допускается и отказ самих подданных от выполнения указаний управителей, если в этих указаниях наличествует безбожное и несправедливое начало. Принципиальное значение имеет следующее утверждение автора: «Взаимное наблюдение, контроль, цензура между носителями высшей власти и эфорами, правителем и сословиями позволяют сохранять в государстве добрый порядок, предохраняют от опасности, ущерба, всяческого зла». Защита подобных идей даёт основание видеть в Альтузии не только убеждённого сторонника демократической республики, но и одного из сторонников разделения властей. Совместное существование людей, составляющих общественное целое, тем независимей от внешних факторов, тем оно внутренне прочней и упорядоченней, чем укоренённей и эффективней в ней право симбиотики, т. е. совместной жизни людей. Это общее прав живущих совместно людей регулирует, с одной стороны, управление общественной жизнью, ас другой – участие членов сообщества в обязательствах и в обладании общими благами.
Право неизменно было в центре внимания Альтузия, при этом его интерес вызывали по преимуществу проблемы установления системы права, полного описания научных знаний о праве. Этому посвящён труд «Три книги науки о праве. Полное и всеобщее право, методически изложенное с параллельно рассмотренным иудейским правом» (1617 г.). Построение системы права осуществлялось им с помощью того метода, который базировался на следующем принципе: сначала идёт общее определение предмета, затем последовательный анализ всё более и более частных его моментов. Производится такой анализ посредством дихотомического (двойного) деления каждого исследуемого момента. Вся система права (и знания о нём) делится Альтузием на две части: общую и особенную. Общая часть (с учётом отношений дихотомии) включает в себя два следующих компонента. Во-первых, это жизненные отношения, которые служат фундаментом права; во-вторых, это юридический элемент (право в собственном смысле слова). Жизненные отношения складываются, согласно Альтузию, вокруг вещей и лиц. Юридический элемент суть право в объективном смысле (совокупность норм) и отдельные права (субъективное право). Особенную часть, в свою очередь, образуют два других компонента: акты приобретения права и юридический процесс как таковой. Системный подход, применённый Альтузием к изучению права, сыграл определённую позитивную роль в истории юриспруденции. Он ориентировал правоведов на познание внутренне структурированной целостности права как особого объекта и предмета исследования. В известной мере он способствовал выявлению многообразных внешних и внутренних связей права и сведению полученной информации о них в логически единую теоретическую систему.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
31.07 кб

Правовые взгляды Иоганна Альтузия

Айзенберг Александр Петрович
В данной статье исследуются основанные на естественноправовой доктрине правовые идеи немецкого юриста и политического мыслителя Иоганна Альтузия.