АУДИТ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

АУДИТ (аудиторская проверка)
англ. audit) - форма финансового контроля за деятельностью организаций в виде ревизии бухгалтерской отчетности, проводимой по желанию клиента.

Источник: Большой юридический словарь

АУДИТ (ПРОВЕРКА)
согласно ГОСТ Р ИСО 9000–2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).

Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Аудит
независимая экспертиза финансовой отчетности предприятий, аудиторская деятельность. Потребность в независимом органе, способном выполнять такие функции, возникла в связи с необходимостью обеспечить правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и организационно-правовых форм предприятий для удовлетворения законных налоговых, информационно-статистических и иных требований государства, региона, социальных фондов, организаций, лиц, связанных с проверяемым субъектом соответствующими правоотношениями.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Аудит (аудитор)
Лицо, осуществляющее проверку отчетности предприятий, обязанных публичной отчетностью (преимущественно акционерных обществ). В задачу аудитора входит установление правильности записей в бухгалтерских книгах, подлинности оправдательных документов и достоверности сведений помещенных в периодических (квартальных, полугодовых, годовых) балансах. Используется в лицензионной торговле, в частности, как одно из условий проверки выполнения сторонами взятых на себя обязательств. В большинстве случаев относится к обязательствам лицензиата по проверке производства продукции по лицензии и платежам.  

Источник: Cловарь ключевых терминов в области интеллектуальной промышленной собственности и торговли лицензиями Республики Беларусь

АУДИТ
независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307–ФЗ «Об аудиторской деятельности» под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация (Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307–ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

АУДИТ
англ. audit) — предпринимательская деятельность профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и др. финансовых обязательств и требований организаций (клиентов). Аудит осуществляется на договорной основе. Выделяется обязательный и инициативный А. Обязательные аудиторские проверки проводятся по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда и т. д. Основная цель аудиторской проверки — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций действующему законодательству. Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо воспрепятствование ее проведению влечет за собой применение штрафных санкций к организации и ее должностным лицам. Под А. также в ряде случаев (напр., в кредитных организациях) понимают внутренний финансовый контроль (внутренний А.). Его осуществляют штатные сотрудники организации, подчиняющиеся ее руководителям. Внутренний А. — это организованная в интересах собственников (учредителей) организации и регламентированная локальными актами система внутреннего финансового контроля. Внутренний А. осуществляется назначаемыми собственниками организации и подотчетными им ревизорами, ревизионными комиссиями, внутренними аудиторами или аудиторскими группами.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

АУДИТ
лат. audit - он слышит, англ. audit - проверка, ревизия) -1) предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных проверок (ревизий), проводимых квалифицированными специалистами (аудиторами), бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а т.ж. по оказанию иных аудиторских услуг (постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление деклараций о доходах, финансовой отчетности, консультирование по вопросам финансового, налогового и других видов законодательства и пр.); 2) форма финансового контроля за деятельностью организаций в виде ревизии бухгалтерской отчетности, проводимой, как правило, по желанию клиента независимыми специалистами или организациями; 2) анализ, оценка финансовой, маркетинговой деятельности компании, эффективности ее организационной структуры (операционный А ); 3) проверка соответствия деятельности компании правилам, установленным государственными органами, или законодательным нормам (А соответствия деятельности). А. проводится по инициативе руководства компании (как правило, силами внутренних аудиторов) либо по запросу, например, группы акционеров ("частный А."), или в обязательном порядке ("А по закону"). Так, общество с ограниченной ответственностью должно ежегодно приглашать аудитора для проверки своей финансовой деятельности и подготовки соответствующего заключения, которое публикуется в годовом отчете о деятельности общества наряду с его официальным балансом, а т.ж. счетом прибыли и убытков. Во многих странах отчет независимого аудитора о состоянии финансов компании является обязательным условием при получении ею банковского кредита. В последнее время А. все сильнее заявляет о себе на рынке консультационных услуг, сближаясь с консалтингом. Усиливается интернационализация аудиторского обслуживания акционерных обществ, прежде всего со стороны крупнейших аудиторских фирм, которые открывают свои заграничные филиалы, отделения и представительства.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

АУДИТ
(АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) - предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Аудиторская деятельность осуществляется на основе Закона Республики Беларусь от 08. 11.1994 N 3373-XII "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон "Об аудиторской деятельности").
Согласно ст. 2 Закона "Об аудиторской деятельности" аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - аудиторы - индивидуальные предприниматели), проводят аудит:
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;
правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
целевого использования кредитов и инвестиций;
финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
финансового состояния эмитента ценных бумаг;
формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;
достоверности налоговой декларации (расчета);
состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;
стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;
иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.
Аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:
составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;
постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
составлению деклараций о доходах и имуществе;
анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
информационному обслуживанию;
автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
оценке предпринимательских рисков;
разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
проведению маркетинговых исследований;
обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Законодательными актами могут устанавливаться и другие сопутствующие аудиту услуги.
Порядок проведения аудита определяется законодательством, а также уставами и иными документами аудируемых лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Сопутствующие аудиту услуги оказываются с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к соответствующим услугам.
Сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.
Обязательный аудит - аудит, обязательность проведения которого установлена Законом "Об аудиторской деятельности" и другими законодательными актами.
Юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные случаи освобождения аудируемых лиц от проведения обязательного аудита.
Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
открытых акционерных обществ;
банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
бирж;
коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
страховых организаций, страховых брокеров;
резидентов Парка высоких технологий;
иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
В случае проведения контролирующими органами проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности лиц, указанных в абз. 2 - 6 и 8 ч. 3 ст. 3 Закона "Об аудиторской деятельности", эти лица освобождаются от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в части, проверенной данными органами.
Аудируемые лица, у которых проведен обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должны устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит - независимая форма аудита, внутренний - ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования. Внутренний аудит осуществляется по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему, его деятельность регулируется субъектом хозяйствования.
Аудит может быть обязательным и инициативным. Инициативная проверка проводится по решению субъектов хозяйствования или собственника.
Отношения между аудиторами (аудиторскими организациями) и заказчиками строятся на основе договора. По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчиками могут выступать аудируемые лица и иные лица в соответствии с законодательством.
Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия:
предмет договора;
сроки выполнения аудиторских услуг;
стоимость оказываемых аудиторских услуг;
права и обязанности сторон;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;
иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при проведении аудита имеют право: самостоятельно определять формы и методы проведения аудита; проверять у аудируемого лица регистры бухгалтерского и налогового учета, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности; получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг; привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством при проведении аудита для проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля; получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг; отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, необходимых для проведения аудита, и (или) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству; осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.
Результатом аудита является аудиторское заключение, то есть официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудит не подменяет государственного контроля финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц, осуществляемого в соответствии с законодательством.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Аудит
независимая проверка (экспертиза) финансовой отчетности и финансового положения организации, проводимая аудиторами. Зародившись как финансовый аудит (далее - а.), в настоящее время а. Выходит далеко за пределы проверки только финансовой отчетности организации. Например, с развитием системы страхования как одной из услуг в человеческом обществе появился и соответствующий этой услуге страховой а. В виде комплексной проверки (экспертизы) результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, включающей помимо чисто бухгалтерской оценки данных финансовых отчетов также правовую и экономическую оценку этих отчетов. Аудиты, применяемые в различных сферах человеческой деятельности, также имеют тенденцию разделяться на внешний и внутренний, содержание которых определяется в каждом конкретном случае в зависимости от цели а. И задачи, которую он должен решить. Внешний А. - это независимый контроль той или иной деятельности предприятия, который проводят приглашенные со стороны и аттестованные в области учета, контроля и анализа этой деятельности специалисты, имеющие соответствующие лицензии или сертификаты на право ведения соответствующей аудиторской деятельности. Внутренний а. это контроль за соблюдением установленного на предприятии порядка ведения учета и функционирования любой системы управления. Этот вид а. Организуется самим руководством предприятия и осуществляется в его же собственных интересах. Другими словами, внутренний а. один из способов контроля за эффективностью работы отдельных звеньев управленческой структуры или конкретных служб предприятия. Функции внутреннего а. Могут выполнять как отдельные аудиторы, приглашаемые со стороны или работающие в штате предприятия, так и ревизионные комиссии или ревизоры, назначаемые для этих целей руководством предприятия. Результаты работы внутреннего а. Имеют для руководства главным образом информационное и консультационное значение и призваны содействовать оптимизации деятельности предприятия и выполнению его руководством своих обязанностей. Основное требование к внутреннему а. - его объективность, которая обеспечивается степенью независимости аудитора в структуре управления организацией. Например, тот, кто проводит внутренний а., должен подчиняться и представлять отчеты только назначившему его лицу и должен быть независим от руководителей проверяемых служб (подразделений или филиалов предприятия), а также органов внутреннего контроля предприятия. С введением в последние годы в рф в качестве государственных международных стандартов is? серии 14000 (охрана окружающей среды) и ?hsas серии 18000 (охрана труда и промышленная безопасность) произошел перенос из этих стандартов в отечественную литературу других названий и определений, характеризующих как внутренний, так и внешний а. В вышеупомянутых стандартах введены следующие три категории а., которые «отличаются по целям и сторонам (под стороной понимается хозяйствующий субъект), заинтересованным в результатах аудита». Аудит первой стороны осуществляется самой организацией. Результаты такого а. Необходимы руководству организации для подтверждения эффективности существующей там системы управления или какой-либо программы, внедряемой на этом предприятии. Как правило, большинство стандартов требуют проведения таких а., хотя и признается, что их результаты не всегда могут быть достаточными для других заинтересованных сторон по причине отсутствия независимой оценки а. Первой стороны. Как можно заключить из определения а. Первой стороны, он по существу аналогичен внутреннему а. Аудит второй стороны - это когда то же предприятие организует и проводит а. В организации «второй стороны», с которым его связывают партнерские отношения, например в виде подрядчика, поставщика, потребителя и пр. Такие а. Могут быть необходимы руководству предприятия «первой стороны» для подтверждения того, что его партнеры работают в соответствии с совместно принятыми требованиями. Естественно, что а. Второй стороны проводится в интересах прежде всего организации «первой стороны», т. Е. Проверяющей организацию, хотя такой а. Может быть полезен и для проверяемой («второй») стороны. Аудит третьей стороны - это независимый контроль эффективности различных сфер деятельности организации, осуществляемый сторонней и независимой организацией. Такой а. Важен и для проверяемого предприятия, и для других заинтересованных сторон, поскольку его результаты должны быть объективны по определению. Кроме того, в мировой практике такого рода аудиты проводятся также в целях сертификации предприятия по какому-либо стандарту. Эту работу выполняют независимые сертифицирующие организации (сертификаторы), как правило, под контролем тех аккредитующих органов, где эти сертификаторы прошли аккредитацию. Фактически а. Третьей стороны равнозначен внешнему а. В его «старом» понимании. Обычно критерии того или иного вида а. Устанавливаются соответствующим стандартом. Но органы аккредитации аудиторских организаций часто устанавливают собственные критерии а. Дополнительно к существующему стандарту. Эти органы разрабатывают и собственные стандарты аккредитации. Важным видом а., возникшим на основании стандартов is? серии 14000, является экологический а. В настоящее время прохождение экологического а. Становится необходимой процедурой для различных хозяйствующих субъектов при оформлении ими лицензий на основной вид деятельности или их сертификации, особенно для российских экспортно-ориентированных организаций, в соответствии с требованиями стандартов is?/исо. Введение одного из новых международных стандартов ?hsas 18001-1999 «оценка систем менеджмента в сфере охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний» и гармонизированного с ним российского стандарта гост р 12.0.006-2002 «общие требования к управлению охраной труда в организации» вызвало к жизни и соответствующий а. - а. Системы управления охраной труда (суот). Этот стандарт является пока еще достаточно новым для организаций рф, и проведение а. В соответствии с этим стандартом требует разработки методики его осуществления. Аудит системы управления охраной труда - независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования от. Мировая практика показывает, что степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т. Ч. При различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления от. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (суот) в организации направлен аудит (далее - а.). Вначале деловой мир познакомился с финансовым а., который стали осуществлять с целью оценки эффективности инвестиций. Акционеры и др. Инвесторы заинтересованы в получении объективной информации о положении дел и о возможности максимизировать прибыль, выполнить поставленные задачи. В связи с этим появились стандарты, которые должны были стать инструментом для создания эффективных систем управления. Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по от, надзором в области от и а. Систем управления. А. Направлен на оценку качества и эффективности функционирования суот, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об от. Любое нарушение - это повод к поиску несоответствия либо в структуре суот, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению а. Необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба а. Может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки. Заказчиком (потребителем, клиентом) а. Может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-л. Независимая внешняя организация (3-я сторона - акционеры, инвесторы и др.). Для а. 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно. Объекты а. Согласно гост р 12.0.006-2002 «общие требования к управлению охраной труда в организации» объектами а. Могут быть: Риски; Требования законодательных актов и иные требования; цели и задачи в области от; Планы мероприятий (программы); Ответственность за соблюдение требований от; Обучение и осведомленность персонала в области от; Связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам от; Документация и управление документацией; Управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.); готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций; мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда; Несоответствия и профилактические действия; зарегистрированные данные; Анализ со стороны руководства; Степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по от. Исходя из гост р 12.0.006-2002 объекты а. Целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом а. Будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. Виды а. Проводят а. Адекватности и а. Соответствия. А. А д е к в а т н о с т и устанавливает, отвечает ли документация суот требованиям стандарта (гост р 12.0.006-2002). А. С о о т в е т с т в и я устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. А. Может быть внешним и внутренним. В н е ш н и й а. Осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. В н у т р е н н и й а. Связан с изучением организацией своей собственной суот. Это самый важный из всех а. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов а. Делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный. О п е р а т и в н ы й ( в н е п л а н о в ы й ) а. Проводят специалисты Службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель - сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида а. Могут быть начальник службы от или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов). Ц е л е в о й а. По сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов а. Такие а. Включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы от, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации. К о м п л е к с н ы й а. Проводится по всем возможным объектам а. И четко по графику, который разрабатывается в службе от, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений. Периодичность а. В подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований от и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) Принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год. Планируя объем а., определяют для проверки максимально возможное количество объектов а. При последующих а. Допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего а. По ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо. Для проведения внутреннего а. Разрабатывают план, в котором указывают: объект и область а.; цель а.; сроки проведения а.; состав аудиторской группы; документы, на соответствие которым проводится проверка; дату представления отчета об а.; должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об а. Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала а.) Уведомляет об А. Руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность а. Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели а., описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. Ч. Действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего. План комплексного а. Обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-л. Положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы от вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного а. Перед проверкой аудитор должен подготовить к о н т р о л ь н ы й л и с т р е г и с т р а ц и и д а н н ы х. Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные. Процесс а. Включает сбор информации (в т. Ч. Интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т. Д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений. Аудитор должен: Зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях; Оценить, в чем рассматриваемый объект а. Не соответствует критериям а.; Подтвердить, что выявленные несоответствия документированы; установить фактические причины выявленных несоответствий. Различают существенные и несущественные несоответствия. С у щ е с т в е н н о е н е с о о т в е т с т в и е - несоответствие, при котором один из элементов суот либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Н е с у щ е с т в е н н о е н е с о о т в е т с т в и е - одиночное отклонение от требований нормаТивных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-л. Раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного а. Также должно рассматриваться как существенное. На каждое несоответствие нужно составить протокол. Аудитор описывает наблюдение (то, что было замечено) - содержание и значимость несоответствия, место и время его обнаружения (это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым). Делается ссылка на гост р 12.0.006-2002 и (или) иной нормативный документ - с соответствующими разъяснениями. П р о т о к о л о н е с о о т в е т с т в и и должен иметь: Подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали а.; поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия; Поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения; поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным. Итоги а. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить о т ч е т, в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. Аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия. В о т ч е т е должна быть отражена следующая информация: наименование проверяемой организации (подразделения); сроки проведения а.; Обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов суот; Встреченные препятствия; Выводы об эффективности деятельности организации (подразделения); выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего а. Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении а. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать: конфиденциальную информацию; субъективные мнения; эмоциональные или спорные утверждения; любые рекомендации, если они не затребованы заказчиком; сведения о недостатках, которые устранялись по ходу а. Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. П.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу от по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий. Материалы каждого а. Комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются: план (программа) и график а.; письменное уведомление об а.; итоговый аудиторский отчет; заполненные контрольные листы; копии планов корректирующих действий. В службе от анализируют результаты а. И ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по от. Служба от 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по от.

Источник: Российская энциклопедия по охране труда

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
654.12 кб

Аудит безопасности и обязательное страхование опасных объектов как способ предупреждения аварий и ка

Мамаев Вячеслав Иванович, Пасикун Владимир Николаевич
В статье рассматриваются вопросы внедрения аудита безопасности и обязательного страхования опасных объектов как способа предупреждения аварий и катастроф техногенного характера.
Читать PDF
581.27 кб

Государственный аудит как результат интеграции юридического и экономического образования

Шахрай Сергей Михайлович
В статье анализируются проблемы профессиональной подготовки сотрудников финансовоконтрольных органов.
Читать PDF
160.00 кб

Аудит эффективности контрольно-счетных органов субъектов РФ

Малышева И. С., Кочегаров А. В.
В статье рассматривается понятие аудита эффективности, реализуемого в своей деятельности КСО субъектов РФ. Определена нормативная база данного направления деятельности КСО субъекта РФ, а также порядок его проведения
Читать PDF
256.00 кб

К вопросу об использовании в деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений аудит

Савельев А. В.
Читать PDF
135.46 кб

Экологический аудит: роль, сущность и вопросы, требующие правового регулирования

Иутин Иван Геннадьевич
Читать PDF
363.21 кб

Внутренний аудит как инструмент процесса управления предприятием

Заикина Алина Николаевна, Сухова Надежда Александровна
Читать PDF
68.21 кб

Аудит систем менеджмента в России соответствует международным стандартам

В. Г. Проселков
Читать PDF
528.06 кб

Экологический аудит при банкротстве предприятий

Гладышев Н. Г.
Рассмотрены экологические аспекты банкротства предприятий. Обоснованы актуальность и специфика проведения кризисного экологического аудита (КЭА). Даны предложения по внесению изменений в российское законодательство.
Читать PDF
355.35 кб

Аудит как оценочное правовое понятие

Ким Наталья Васильевна
Статья посвящена правовой оценке аудита, вопросам императивности, диспозитивности норм, вытекающих из институциональных проблем аудита
Читать PDF
101.48 кб

Аудит государственных корпораций по законодательству Российской Федерации

Бандурина Наталья Владимировна
В данной статье рассматриваются правовые основы аудиторской отчетности государственных корпораций в соответствии с нормами нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Читать PDF
162.28 кб

Аудит как негосударственное средство регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпр

Бицоева Лаура Феликсовна
В статье с точки зрения Гражданского Кодекса РФ анализируются Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности на предмет соответствия нормам гражданского законодательства.
Читать PDF
492.37 кб

Экологический аудит (курс лекций)

Чуйкова Людмила Юрьевна
В публикации приводится курс лекций по экологическому аудиту рассчитанный на студентов вузов экологических специальностей
Читать PDF
184.95 кб

Организационно-правовые формы предприятия и аудит

Новиков М. В., Смоляков М. В.
Читать PDF
351.05 кб

Социальный аудит важнейший элемент взаимной ответственности участников социального партнерства

Свиридов А. К.
Читать PDF
75.18 кб

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасно

Скляренко З. А.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вступил в силу с 01.05.2009.

Похожие термины:

  • антикоррупционный аудит

    система контроля за соблюдением антикоррупционных ограничений и выполнением антикоррупционных мер в конкретном учреждении, организации, органе государственной власти или органе местного самоу
  • антикоррупционный аудит персонала

    это оценка состояния кадрового потенциала государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения (организации) ее целям, условиям формирования и стратегии развития.
  • антикоррупционный аудит внешний

    это антикоррупционная аудиторская проверка, осуществляемая независимым аудитором.  
  • антикоррупционный аудит внутренний

    это проверка антикоррупционной деятельности, проводимая сотрудниками (аудиторами), состоящими в штате проверяемого органа, учреждения (организации).
  • АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Определенный Правительством Российской Федерации порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических
  • АУДИТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ

    см ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ.
  • ВНУТРЕННИЙ АУДИТ

    см ВНУТРЕННИЙ АУДИТ.
  • Аудит на соответствие

    оценка соблюдения объектом аудита законодательства, регламентирующего его деятельность.
  • Экологический аудит

    согласно определению, сформулированному Международной торговой палатой, – это «систематическая, документально подтвержденная, периодическая и объективная оценка того, насколько хорошо организ
  • Аудит систем экологического менеджмента

    для целей Национального стандарта Российской Федерации "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента. ГОСТ Р ИСО 19011-2003") -а) метод менеджмента для о
  • АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

    систематический и документально оформленный процесс проверки объективно полученных и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия (или несоответствия) системы управления окруж
  • Финансовый аудит

    изучение и анализ финансовой отчетности и учетной системы объекта аудита, позволяющие аудитору выразить мнение, что вся финансовая отчетность подготовлена в соответствии с требованиями законод
  • Государственный аудит

    деятельность органа государственной власти по аудиту над управлением государственными ресурсами (финансовыми, материальными и другими), целью которой является эффективность использования госу
  • Технологический аудит

    анализ технологии, опыта, знаний, оборудования и других материальных и нематериальных активов, которыми располагает организация (НИИ, КБ, ВУЗ и т.д.) или структурное подразделение организации (отде
  • Внешний аудит

    независимая функция высшего органа государственного аудита, призванная осуществлять аудит отчетности Правительства Кыргызской Республики, эффективности его деятельности, включая аудит эффект
  • Аудит корпорации

    независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, требующая лицензии, в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, осуществляемая на основе закона и стандартов такой дея
  • Государственный аудит внутренний

    независимая и объективная функция, выполняемая внутри бюджетного учреждения, включающая в себя анализ, оценку и мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля; надежности
  • Система внутреннего аудит контроля

    система мер и процедур, принимаемых руководством объекта внутреннего аудита для достижения результативного, экономичного и эффективного управления объектом аудита, включающих бухгалтерский уч