АВТОНОМИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Автономия
(в политико-правовом значении) – самостоятельная часть территории государства, определенная форма децентрализации государственного управления отдельными территориями.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Автономия
(греч. autonomia – самоуправление, букв. самозаконие от autos - сам и nomos - закон). Определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. Полезна далеко не всегда, особенно когда ведёт к уменьшению вклада в общее дело. Территориальную А. называют иногда также политической или законодательной А. Конституционному праву ряда стран (например, Российской Федерации) известна также экстерриториальная (культурная) А.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Автономия
право на самоуправление и самостоятельность государственных и иных образований. В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. А. в ряде союзных республик (например, в РСФСР и Грузинской ССР) осуществлялась в двух формах: государственной и административной. Первая форма воплощалась в национальном государстве – автономной республике, вторая была представлена автономными областями и автономными округами. Государственная А. характеризовалась более значительным объемом прав (наличием конституции и законодательства, высших органов государственной власти, гражданства).

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.

Автономия
(от греч. autonomia, от autos – сам, nomos - закон) – 1) в политико-правовом значении самостоятельность части государственной территории в пределах, установленных, как правило, конституцией (так называемая территориальная автономия). Представляет собой одну из форм децентрализации управления в рамках унитарного, а иногда и федеративного государства, связанную с национальным составом населения данной территории, ее географическим расположением, историческими, хозяйственно-бытовыми и иными особенностями; 2) самостоятельность какого-либо учреждения, организации, предприятия.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Автономия
внутреннее самоуправление региона государства, особые права в сфере местного самоуправления, культурного развития, предоставленные государством. Выделяют территориальную А. – определенная степень самостоятельности для территориальной части государства, независимо от состава населения; национально- территориальную А., создаваемую с учетом этнических особенностей компактно проживающих групп населения; национально-культурную А., предоставляющую права и возможности использования и развития языка, религии, культурных традиций и т.п. для нацменьшинств, не составляющих компактных групп или живущих разрозненно среди других этнических групп.

Источник: Некоторые юридические термины

АВТОНОМИЯ
греч. autonomia – самоуправление) – право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо.
В конституционном праве понятие А. используется в основном в следующем аспекте: для обозначения государственной, или областной, А., т.е. форм национально-государственного устройства, при которых территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения с его хозяйственными и бытовыми особенностями, провозглашается автономным государством (автономная республика) или автономным национально-государственным образованием (автономная область, автономный округ и др.); такую А. называют также национально-территориальной. Таким образом, понятия «государственная А.», «областная А.» и «национально-территориальная А.» имеют в основном равное значение.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Автономия
1) в политико-правовом значении - самостоятельная часть территории государства, определенная форма децентрализации государственного управления отдельными территориями. Автономная территориальная единица, как правило, самостоятельна в решении вопросов в пределах, установленных конституцией, а также по взаимному согласованию центральной и местной власти, предусматривающему разграничение их полномочий. Проблемы территориально-национальной автономии связаны с решением национального вопроса, осуществлением права наций и народностей, составляющих компактно проживающие национальные меньшинства, на самоуправление путем устройства собственных форм управления в едином государстве. Политическая автономия характеризуется большим объемом прав, наличием собственной конституции, высших органов государственной власти, законодательства, правительства, высших судебных органов; 2) культурно-национальная автономия - объединение лиц одной национальности в единую организацию с функциями самоуправления в вопросах образования и культуры с целью сохранения национальной самобытности; 3) административная автономия распространяется на сферу управления и конституционно гарантируется.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

АВТОНОМИЯ
гр. autonomia - самоуправление, от autos - сам и nomos - закон, самостоятельность, самоуправление) - в широком смысле определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта, характера и целей предоставления может классифицироваться по типам и видам. Прежде всего делится по субъекту на два типа: А. учреждений и А. общностей. В свою очередь, А. учреждений делится на финансовую, экономическую и административную и предоставляется, как правило, отдельным государственным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений: банкам, предприятиям, научным центрам и т.п. А. общностей может быть территориальной и экстратерриториальной. Территориальная А. делится на административно-территориальную (региональную), национально-территориальную и национально-государственную А. Территориальную А. называют также политической или законодательной А. Конституционному праву ряда стран известна также экстратерриториальная (культурная) А. (см. Административно-территориальная автономия, Национально-территориальная автономия, Национально-государственная автономия, Культурная автономия).

Источник: Большой юридический словарь

АВТОНОМИЯ
самостоятельность, самоуправление в пределах, установленных законом. А. может существовать для регионов государства, отличающихся этническими, бытовыми, культурными, языковыми и иными особенностями (см. Национально-территориальная автономия). Иногда А. предоставляется административно- территориальным единицам, например, областям, территориям (областная территориальная местная автономия). Особые права предоставляется законом разрозненно проживающим этническим группам обычно в вопросах культуры, образования, языка (см. Национально-культурная автономия). Основы А. определяются конституциями (например, Конституция Испании 1978), более детально положение автономных образований регулируется особыми статутами (например, в Италии), специальными законами (например, положение Корсики во Франции). С учетом этнических, лингвистических, бытовых особенностей А. существует в Финляндии (для Аландских о-вов), в Дании (Фарерские о-ва, Гренландия и др.). Более 150 автономных единиц существует в Китае (автономные районы, автономные округа, автономные уезды). Некоторые государства целиком состоят из автономных образований (Испания, Италия, Шри Ланка), в связи с чем в конституционной теории ставится вопрос о возникновении новой государственной формы — регионального государства. В России национально-территориальной автономии в настоящее время нет, бывшие автономные республики, автономные области, автономные округа стали субъектами Федерации. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

Автономия
это широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемым национальным меньшинствам (этническим группам). Различают следующие виды автономий.
1. Национально-государственная автономия - один из способов решения национального вопроса в многонациональном государстве, означающий предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-либо национального меньшинства, широкой степени самостоятельности и определенных атрибутов государственности, таких как наличие собственной системы органов государственной власти, собственных конституционных актов, собственной, установленной центром, законодательной компетенции, собственного официального языка, собственного гражданства, а также собственных государственных символов (герба, флага, гимна и т.д.).
2. Национально-территориальная автономия означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-либо национального меньшинства, определенной самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни.
3. Национально-культурная автономия - форма национально-культурного самоопределения в Российской Федерации, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Источник: Большой юридический словарь

АВТОНОМИЯ
в общем значении право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению коголибо.
В конституционном праве понятие а. используется в нескольких аспектах:
а) для обозначения так называемой государственной, или областной, а. – т. е. форм национальногосударственного устройства, при которых территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, его хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством (автономная республика) или автономным национальногосударственным образованием (автономная область, автономный округ, автономная провинция и др.); см. – автономия национальнотерриториальная;
б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности, самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов; см. – автономия национальнокультурная;
в) чтобы оттенить, что тот или иной участник конституционноправовых отношений обладает самостоятельностью в осуществлении своей компетенции. В этом плане нередко можно встретить в специальной литературе и газетных текстах выражения типа «должностное лицо получило большую а. в осуществлении своих полномочий», «область полностью автономна в своих делах» и т. д. Следует заметить, что в данном аспекте термин а. применяется скорее не в строго конституционноправовом, а в общем смысле, и лишь подчеркивает самостоятельность соответственно государства, государственного образования, административнотерриториальной единицы, местного самоуправления и его органов, общественного объединения, должностного лица и т. д.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Автономия
это самоуправление части территории государства, ее право самостоятельного решения вопросов в сферах, определенных Конституцией и законодательством страны. Советская автономия существовала в двух формах: политической (государственной) и административной. Она рассматривалась как одна из государственно-правовых форм разрешения национального вопроса. К высшей, политической автономии относились автономные советские социалистические республики, а к административной – автономные области, национальные округа. АССР имели свои конституции, высшие органы государственной власти и управления, собственное законодательство, символы и т.д. Действующая Конституция РФ 1993 г. в качестве автономных субъектов Федерации предусматривает два вида национально-территориальных образований: автономную область и автономный округ. В качестве формы национальнокультурного самоопределения выступает национально-культурная автономия. Порядок создания и деятельности указанных объединений регулируется Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ в ред. от 9 февраля 2009 г. № 14-ФЗ «О национально-культурной автономии». Национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

АВТОНОМИЯ
гр. autonomia - от autos - сам и nomos - закон, т.е. самоуправление) - в широком смысле - определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, предприятий, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта, характера и целей предоставления А. может классифицироваться на ряд типов и видов. А. прежде всего делится по субъекту на два типа: А. учреждений и А. общностей. В свою очередь, А. учреждений делится на такие виды, как финансовая, экономическая и административная 4., и предоставляется, как правило, отдельным государственным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений: государственный банкам, предприятиям, научным центрам и т.п. А. общностей может быть территориальной и экстратерриториальной. Территориальная А. делится на административно-территориальную (региональную), национально-территориальную и национально-государственную А. Территориальную А. называют иногда т.ж. политической или законодательной А. Конституционному праву ряда стран известна т.ж. экстратерриториальная (культурная) А. (См. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ, НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ, НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМИЯ, КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ). Иногда термин "А." используется для обозначения самих самоуправляющихся сообществ. Наиболее употребительное значение понятия "А." - форма самоуправления части территории федеративного государства. Автономная территориальная единица самостоятельна в решении вопросов местного значения в пределах, установленных центральной властью. Население автономной территориальной единицы пользуется правами самоуправления. Автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств (например, Квебек в унитарной Канаде и автономии в федеративной России).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

АВТОНОМИЯ
греч. autonomia - самоуправление, букв.: самозаконие, от autos - сам и nomos - закон) - право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо.
В конституционном праве понятие А. используется в нескольких аспектах:
а) для обозначения государственной, или областной, А., т.е. форм национально-государственного устройства, при которых территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения с его хозяйственными и бытовыми особенностями, провозглашается автономным государством (.автономная республика) или автономным национально-государственным образованием (автономная область, автономный округ, автономная провинция и др.); такую А. называют также национально-территориальной (таким образом, понятия «государственная А.», «областная А.» и «национально-территориальная А.» имеют равное значение); б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности,- право самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов (национально-культурная А. - НКА).
В конституционном праве применительно к государственной, или областной, национально-территориальной А. распространены понятия «политическая А.», «административная А.». Если автономная единица образуется в форме республики, т.е. государства, эту форму А. принято называть политической А. (тем самым подчеркивается более высокий ее ранг и права, характерные для государства). Если автономная единица образуется в форме автономной области, автономного округа, это не государство, а государственное образование, называется оно административной А. Его статус ниже, чем статус автономной республики, и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Она характеризуется рядом особенностей (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов).
НКА - это форма самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общ-ностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
ФЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» предусматривает следующую систему НКА. Низший уровень - местная НКА, учреждаемая в городе, районе, поселке гражданами, входящими в национальное общественное объединение (это могут быть землячество, община и т.п.) путем проведения собрания (конференции)делегатами данного национального общественного объединения; региональная НКА, учреждаемая на конференции (съезде) делегатами местных НКА; федеральная НКА учреждается на съезде делегатами региональных НКА.
По Закону 1996 г. создание НКА не предполагается для граждан, которые относятся к этническим общностям, имеющим в РФ республику, автономную область, автономный округ, и проживают на их территории (хотя и прямого запрета в Законе нет).
После учреждения НКА она регистрируется в органе юстиции субъекта РФ или Минюсте РФ.

Источник: Энциклопедия юриста

АВТОНОМИЯ
внутреннее самоуправление части государства в рамках его общей конституции. По советскому праву А. – самостоятельное осуществление национальным государственным образованием, входящим в состав союзной республики, государственной власти в пределах компетенции, устанавливаемой при его участии высшими органами власти союзной республики. Советская А. является одним из принципов государственного устройства многонационального Советского социалистического государства (см. Государственное устройство СССР).
Учение о советской А. создано В. И. Лениным и И. В. Сталиным. Теоретические основы этого учения были заложены в написанных еще до Великой Октябрьской социалистической революции трудах Ленина и Сталина, в которых выдвигалось требование А. для областей, отличающихся особым национальным составом и бытом населения. Областная А. рассматривалась как «...необходимый пункт в решении национального вопроса» (Сталин И. В., Соч., т. 2, стр. 362), как принцип государственного устройства для тех наций, которые, реализуя свое право на самоопределение, пожелали бы остаться в рамках данного государства. Областная А. противопоставлялась меньшевистскому и бундовскому требованию «культурно-национальной автономии», буржуазно-националистический, реакционный характер которой был исчерпывающе вскрыт И. В. Сталиным.
Учение о советской А. применено Коммунистической партией в практике советского государственного строительства. А. в СССР строится на основе Советов, на основе диктатуры рабочего класса и, следовательно, обеспечивает власть трудящихся данной нации.
Советская А. строится по национально-территориальному принципу, т. е. А. предоставляется таким частям государства, которые отличаются особым бытом и национальным составом.
Советская А. предполагает устройство органов власти, администрации, суда, школ и т. д. в соответствии с национальными особенностями, «...необходимо, – говорил И. В. Сталин, – чтобы все советские органы на окраинах, суд, администрация, органы хозяйства, органы непосредственной власти (а также и органы партии) составлялись по возможности из местных людей, знающих быт, нравы, обычаи, язык местного населения, чтобы в эти институты привлекались все лучшие люди из местных народных масс... поставить школу, суд, администрацию, органы власти на родном языке – это именно и значит осуществить на деле советскую автономию, ибо советская автономия есть не что иное, как сумма всех этих институтов, облеченных в украинскую, туркестанскую, киргизскую и т. д. формы» (Соч., т. 4, стр. 358–359). Советская А. есть самая реальная, самая конкретная форма объединения национальных окраин с центром, форма союза между центром и национальными окраинами.
Советская А. является основой определенной формы советской Социалистической федерации (см.).
Примером такой федерации является РСФСР, в которой субъекты федерации представляют собой автономные национальные государственные образования.
Советская А. допускает самые разнообразные формы и степени своего развития. Эта эластичность советской А., как указывал И. В. Сталин, составляет одно из первых ее достоинств; она позволила охватить все разнообразие окраин России, стоявших на самых различных ступенях культурного и экономического развития. В наст, время имеются автономная область (см.) как форма административной А. и автономная советская социалистическая республика (см.) как форма политической А. Для обеспечения свободного национального, экономического и культурного развития мелких по численности национальностей в РСФСР созданы национальные округа (см.).
Советская А., являющаяся одним из принципов национальной политики Коммунистической партии Советского Союза, обеспечивает свободное развитие национальностей СССР. Она создает все возможности для хозяйственного, политического и культурного развития национальностей. Осуществление советской А., помощь русского народа ранее угнетенным и отсталым народам России обеспечили ликвидацию унаследованного от царизма фактического неравенства между народами, развитие ранее отсталых народов в современные передовые социалистические нации, создание дружбы равноправных народов многонационального Советского социалистического государства.
А. осуществляется и в странах народной демократии. Общая программа Народного Политического Консультативного Совета Китая предусматривает осуществление местной национальной А. в районах, где большинство населения составляют национальные меньшинства. Конституция Румынской Народной Республики обеспечивает А. для части Румынии, где венгерско-секуйское население составляет подавляющее большинство.
От советской А. и А. в странах народной демократии коренным образом отличается т. н. «автономия» в буржуазных государствах, которая в действительности является лишь особой формой подчинения и угнетения слабых национальностей (см. Буржуазное государство).

Источник: Советский юридический словарь

Автономия
(от гр. autonomia — от autos — сам и nоmos — закон, т. е. самоуправление) — в широком смысле определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, предприятий, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта, характера и целей предоставления автономия может классифицироваться на ряд типов и видов.
Автономия прежде всего делится по субъекту на два типа: автономия учреждений и автономия общностей. В свою очередь автономия учреждений делится на такие виды, как финансовая, экономическая и административная автономии, и предоставляется, как правило, отдельным государственным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений: государственным банкам, предприятиям, научным центрам и т. п.
Автономия общностей может быть территориальной и экстерриториальной. Территориальная автономия делится на административно-территориальную (региональную), национально-территориальную и национально-государственную автономии.
Территориальная автономия предполагает установление региональной формы управления разного уровня в районах преимущественного проживания этнических меньшинств и других групп, имеющих отличительные религиозные, историко-культурные или регионально-экономические характеристики. Территориальные автономии могут иметь статус государственного образования в рамках Федерации с собственной конституцией, законодательством и официальным языком. Его отношения с федеральной властью регулируются на основе общей конституции и соглашений. Таковы, например, Каталония и Страна Басков в Испании, республики в Российской Федерации. Автономией по религиозному признаку является Аджарская автономная республика в составе Грузии, где проживают аджарцы — исламизированные грузины. Другими автономными территориальными образованиями являются автономные округа в Российской Федерации, национальные районы в Китае, индейские резерваты и самоуправляемые арктические общины аборигенных народов в США и Канаде.
На территории РСФСР (название РФ в составе СССР) большая часть автономных образований была создана в 1920–1930-е гг., причем в своем большинстве автономные образования в соответствии с волеизъявлением населявших их народов создавались как однонациональные. При этом кроме коренной национальности в них проживали некоторые другие национальные меньшинства, а также русские, иногда в весьма значительном числе. Однако при определении границы автономных образований имел значение не только национальный момент. Важную роль играли и другие факторы, в первую очередь, экономический. Во многих случаях в состав национально-государственных образований включались территории с относительно малым удельным весом представителей данной (коренной) национальности, составлявшие, однако, единый экономический комплекс с другими частями соответствующего национально-государственного образования (см. Автономная область, Автономный округ).
Территориальную автономию называют иногда политической или законодательной. Конституционному праву ряда стран известна экстерриториальная (культурная) автономия.
Культурная автономия — это экстерриториальная форма самоорганизации меньшинств в целях сохранения и развития культуры, обеспечения социально-экономического развития и политического представительства, взаимодействия с государственной и местной властями. Национальными законодательствами и международно-правовыми нормами предусматривается поддержка государством культурной автономии. В 1996 г. в России принят Закон «О национально-культурной автономии», согласно которому в стране создан ряд автономий различного уровня.
Иногда термин «автономия» используется для обозначения самих самоуправляющихся сообществ. Наиболее употребительное значение понятия «автономия» — форма самоуправления части территории федеративного государства.
Автономная территориальная единица самостоятельна в решении вопросов местного значения в пределах, установленных центральной властью. Население автономной территориальной единицы пользуется правами самоуправления. Автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств (например, Квебек в унитарной Канаде и автономии федеративной России).
Поскольку значение понятия автономии — самоуправление, то оно ассоциируется с идеей суверенитета и независимости. В традиционной международной теории все государства считаются автономными, т. е. не подчиненными какой-либо внешней власти. В настоящее время эта концепция носит более относительный характер. В XXI в. автономия рассматривается не как абсолютная, а как относительная степень независимости, так как государства стали до определенной степени взаимозависимыми. Понятие автономии больше не заменяет понятие суверенитета. Идея суверенитета распространяется только на государства, идея автономии — на любую территорию, которая не находится под полным контролем какоголибо государства.
Противоположность автономии — гетерономия.
С. В. Соколова

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

АВТОНОМИЯ
от греч. "autonomia": "autos" - сам и "nomos" - закон): 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами; 2) широкое самоуправление какого-либо региона (областная, или административно-территориальная, политическая А. Такая А. еще именуется государственной А), а также предоставление особых прав в области культуры разрозненно проживающим этническим группам (см. Национально-культурная автономия Российской Федерации). В государствоведении понятие А. применимо в значении формы самоуправления территории государства как с унитарной, так и с федеративной формой территориального устройства. Соответственно автономное территориальное образование может быть признано субъектом федерации или иметь особый статус, отличный от иных административно-территориальных единиц в унитарном государстве. При этом по сравнению с обычными административно-территориальными единицами А. имеет более широкие полномочия и возможности для реализации специфических интересов ее населения (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов).
А. характеризуется созданием в территориях собственных органов государственной власти (с ограниченными полномочиями), представительством в высших органах законодательной власти, наличием собственной системы законодательства (иногда конституции), являющейся частью национально-правовой системы, значительной самостоятельностью в решении экономических проблем, наличием разветвленных международных связей.
По общему правилу, А. предоставляется отдельной национальности, которая компактно проживает на определенной территории. В этом случае А. выступает формой национальной государственности, а в некоторых случаях и средством сдерживания сепаратистских настроений населения (Шотландия в составе Великобритании). В то же время образование А. (политической или областной) в составе унитарного государства часто является следствием его децентрализации (см. Децентрализованное государство), средством сдерживания экономического сепаратизма со стороны экономически наиболее развитых регионов и предотвращения межрегиональной вражды на почве распределения финансовых средств (в Италии именно по этой причине северным областям предоставлена политическая А.). Причиной предоставления А. той или иной территории при унитарной форме государственного устройства могут быть обстоятельства географического (геополитического) характера. Так, по этой причине Финляндия признала А. за Аландскими островами, Франция предоставила А. своим заморским территориям, Дания закрепила статус А. за Гренландией.
В многонациональных государствах широкое распространение получила национально-территориальная А., формами которой являются: 1) автономные (национальные) государства - автономные республики; 2) национально-государственные образования - автономные области, округа; 3) административно-территориальные единицы - национальные районы, уезды, волости и др., учреждаемые с учетом интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и с целью обеспечения их самоуправления. Соответственно А. в ее национально-территориальной трактовке, или национально-территориальная А., понимается как форма национально-территориального устройства, при которой территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством (республикой) или автономным национально-государственным образованием (областью, округом и др.), административно-территориальной единицей (национальным районом, уездом, волостью и т.д.). В РФ первые два вида А. относятся к политической А.
До 1917 г. в России существовали две автономии - Польша и Финляндия. В советское время национальные автономии создавались на территориях, характеризующихся определенной экономической целостностью и отличающихся особенностями национального состава и быта населения. Уже к 1923 г. в составе РСФСР было создано 11 автономных республик и 14 автономных областей. Конституция РСФСР 1937 г. поименно перечислила 16 автономных республик и 5 автономных областей. Кроме того, существовали 10 автономных округов, которые не были упомянуты в Конституции.
Провозглашение Россией суверенитета повлекло изменения ее государственного устройства. Все автономные области, автономные округа, а в последующем и автономная область (Еврейская) получили статус национально-государственных образований - субъектов Федерации. В национально-территориальной А. все органы государственной власти состояли преимущественно из лиц коренной национальности и говорили на языке этой национальности. Специалисты обращают внимание на то обстоятельство, что, продолжая господствовать и в практике строительства федеративной государственности России постсоветского периода, идея национально-территориальной А. (уточним: как политической А.) содержит в себе глубокие противоречия вследствие того, что этнический состав населения нигде полностью не совпадает с административно-территориальным делением. В субъектах РФ, выделенных по национально-территориальному признаку, оказались значительные иноэтнические группы, проблемы которых не были решены. Поэтому национально-территориальная А. ведет к межэтническим конфликтам и порождает дезинтеграционные тенденции в рамках российской государственности, она не только ставит под сомнение вопрос о дальнейшем образовании субъектов РФ по национально-территориальному признаку (к примеру, автономизация немцев, корейцев), но и порождает новую проблему автономизации собственно русских территорий (идеи создания Балтийской, Уральской, Дальневосточной республик и т.д.). Сохраняющееся противоречие между национально-территориальной и территориальной А. усиливает асимметричный характер федеративного устройства РФ.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
232.35 кб

Национально-культурная автономия: к вопросу о понятии и назначении

Иванов Максим Васильевич
В статье рассматривается актуальный вопрос о национально-культурных автономиях, вызванный растущей потребностью многонационального государства к реализации прав граждан на национальное самоопределение.
Читать PDF
184.40 кб

Налоговая автономия местного самоуправления в условиях бюджетного федерализма: опыт реформ в Италии

Заячковский О. А., Никитина В. М.
Рассмотрены вопросы законодательного обеспечения бюджетного процесса местных автономий Российской Федерации и Италии в современный период.
Читать PDF
326.61 кб

Автономия как форма территориального самоуправления

Ульянищев П. В.
В статье рассматриваются вопросы о причинах и значении возникновения территориальных автономий. Излагается эволюция взглядов отечественных ученых на данный институт.
Читать PDF
71.05 кб

Автономия и чиновничество не идут вместе

Пирогов Николай Иванович
Читать PDF
95.24 кб

2001. 04. 043. Фэвр Д. Автономия для животных на основа-нии права справедливости. Favre D. equitable

Афанасьева Е. Г.
Читать PDF
272.82 кб

Местная автономия и местная демократия: современные российские реалии

Верченов Лев Николаевич
Читать PDF
696.30 кб

Свобода развода и автономия семейной жизни: принципы современного семейного права

Бондов С. Н.
На основе анализа зарубежного и российского законодательства о семье и браке, в статье дается характеристика принципам свободы развода и автономии семейной жизни.
Читать PDF
301.99 кб

Суверенитет или автономия?

Худолей Д. М.
Анализируются понятия «суверенитет», «государственный суверенитет», «народный суверенитет», «автономия». Определены атрибуты государственного суверенитета.
Читать PDF
5.65 мб

Автономия воли субъекта жилищных правоотношений против интерпретации его воли бывшими членами семьи

Студенцов Александр Вячеславович
Статья является публицистической адаптацией авторского проекта апелляционной жалобы на решение суда о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением и расторжении договора социального найма.
Читать PDF
160.42 кб

Бюрократия и государственная автономия

Евсеенко Тимур Петрович
Рассматривается автономия как средство разрешения межэтнических противоречий в многонациональном государстве.
Читать PDF
178.69 кб

Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне

Яо Ван , Капицын Владимир Михайлович
Авторы рассмотрели специфику национально-территориальной автономии как института национальной политики КНР, учитывающей экономические, политические условия, исторические, демографические, социокультурные особенности народов, насел
Читать PDF
463.50 кб

Автономия как способ решения этнокультурных проблем: виды и средства воплощения

Сироткин Игорь Геннадьевич
В статье основное внимание уделяется формам и видам автономии применительно к странам с различными типами государственного устройства. Речь идет об особенностях территориальной политической автономии в странах Европы.
Читать PDF
265.06 кб

Личностная автономия как условие оптимального развития права и правосознания в концепции И. А. Ильин

Гусарова Марина Александровна
Статья посвящена рассмотрению концепции права и правосознания И.А. Ильина с позиции условий их оптимального развития.
Читать PDF
806.83 кб

Автономия, меньшинства и мультикультурализм: в чем смысл «Управления многообразием»?

Осипов Александр Геннадьевич
Статья посвящена разным способам описания этнических различий в законодательстве и политической практике.
Читать PDF
436.29 кб

Национально-культурная автономия как форма этнокультурного самоопределения коренных малочисленных на

Гоголев Петр Васильевич
Рассматриваются проблемы сохранения самобытности и выбора форм защиты культурных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, состояния законодательства о национально-культурной автономии.

Похожие термины:

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

    один из способов децентрализации власти в унитарном государстве. Статус субъектов А.-т. а. выше, чем обычных административно-территориальных единиц, но ниже, чем у субъектов национально-территориа
  • АВТОНОМИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    понятия, используемые применительно к государственной или областной автономии. Если автономная единица образуется в форме автономной республики, т. е. государства, эту форму автономии принято на
  • НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорга
  • Национально-культурная автономия в Российской Федерации

    это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их
  • АВТОНОМИЯ ОБЛАСТНАЯ

    то же, что и автономия государственная.
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ

    см. Автономия.
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

    см. Автономия.
  • Автономия в Российской Федерации

    конституционно установленное осуществление власти находящимися в ее составе автономными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой Конституцией РФ, федеральными законами при участ
  • АВТОНОМИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

    создание автономных образований в виде автономных государств или национальногосударственных образований, являющихся элементами государственного устройства соответствующего государства.
  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМИЯ

    разновидность территориальной автономии, один из способов решения национального вопроса. Означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно пр
  • КОРПОРАТИВНАЯ АВТОНОМИЯ

    один из двух видов экстратерриториальной (культурно-национальной) автономии; относительно новый способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В пор
  • КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

    в конституционном праве предоставление какой-либо обособленной этнической общности, составляющей меньшинство в данном государстве, определенной самостоятельности в вопросах организации образ
  • НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

    Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на
  • АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ

    - обособленность личности, т.е. способность к самоопределению своих позиций.
  • НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

    система национальных государств (автономная республика), национально-государственных образований (автономная область, автономный округ), административно-территориальных единиц (национальные ра
  • АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ

    система организационноправовых форм учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей), базирующихся на их самоуправлении. Наиболее типичные пути воплощения национа
  • ПЕРСОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

    один из двух видов экстерриториальной (культурно-национальной) автономии, один из способов решения национального вопроса и защиты прав национальных меньшинств. Представляет собой законодательн
  • РЕГИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

    см. Административно-территориальная автономия.
  • АВТОНОМИЯ ВОЛИ СТОРОН

    коллизионный принцип свободы воли сторон, совершивших сделку, в отношении выбора применимого к ней права. Вопрос о пределах «автономии воли» в разных странах решается по-разному, но в большинстве
  • АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном зак