АВТОНОМИЯ
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Некоторые юридические термины
В конституционном праве понятие А. используется в основном в следующем аспекте: для обозначения государственной, или областной, А., т.е. форм национально-государственного устройства, при которых территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения с его хозяйственными и бытовыми особенностями, провозглашается автономным государством (автономная республика) или автономным национально-государственным образованием (автономная область, автономный округ и др.); такую А. называют также национально-территориальной. Таким образом, понятия «государственная А.», «областная А.» и «национально-территориальная А.» имеют в основном равное значение.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия
1. Национально-государственная автономия - один из способов решения национального вопроса в многонациональном государстве, означающий предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-либо национального меньшинства, широкой степени самостоятельности и определенных атрибутов государственности, таких как наличие собственной системы органов государственной власти, собственных конституционных актов, собственной, установленной центром, законодательной компетенции, собственного официального языка, собственного гражданства, а также собственных государственных символов (герба, флага, гимна и т.д.).
2. Национально-территориальная автономия означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-либо национального меньшинства, определенной самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни.
3. Национально-культурная автономия - форма национально-культурного самоопределения в Российской Федерации, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Источник: Большой юридический словарь
В конституционном праве понятие а. используется в нескольких аспектах:
а) для обозначения так называемой государственной, или областной, а. – т. е. форм национальногосударственного устройства, при которых территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, его хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством (автономная республика) или автономным национальногосударственным образованием (автономная область, автономный округ, автономная провинция и др.); см. – автономия национальнотерриториальная;
б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности, самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов; см. – автономия национальнокультурная;
в) чтобы оттенить, что тот или иной участник конституционноправовых отношений обладает самостоятельностью в осуществлении своей компетенции. В этом плане нередко можно встретить в специальной литературе и газетных текстах выражения типа «должностное лицо получило большую а. в осуществлении своих полномочий», «область полностью автономна в своих делах» и т. д. Следует заметить, что в данном аспекте термин а. применяется скорее не в строго конституционноправовом, а в общем смысле, и лишь подчеркивает самостоятельность соответственно государства, государственного образования, административнотерриториальной единицы, местного самоуправления и его органов, общественного объединения, должностного лица и т. д.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
В конституционном праве понятие А. используется в нескольких аспектах:
а) для обозначения государственной, или областной, А., т.е. форм национально-государственного устройства, при которых территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения с его хозяйственными и бытовыми особенностями, провозглашается автономным государством (.автономная республика) или автономным национально-государственным образованием (автономная область, автономный округ, автономная провинция и др.); такую А. называют также национально-территориальной (таким образом, понятия «государственная А.», «областная А.» и «национально-территориальная А.» имеют равное значение); б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности,- право самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов (национально-культурная А. - НКА).
В конституционном праве применительно к государственной, или областной, национально-территориальной А. распространены понятия «политическая А.», «административная А.». Если автономная единица образуется в форме республики, т.е. государства, эту форму А. принято называть политической А. (тем самым подчеркивается более высокий ее ранг и права, характерные для государства). Если автономная единица образуется в форме автономной области, автономного округа, это не государство, а государственное образование, называется оно административной А. Его статус ниже, чем статус автономной республики, и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Она характеризуется рядом особенностей (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов).
НКА - это форма самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общ-ностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
ФЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» предусматривает следующую систему НКА. Низший уровень - местная НКА, учреждаемая в городе, районе, поселке гражданами, входящими в национальное общественное объединение (это могут быть землячество, община и т.п.) путем проведения собрания (конференции)делегатами данного национального общественного объединения; региональная НКА, учреждаемая на конференции (съезде) делегатами местных НКА; федеральная НКА учреждается на съезде делегатами региональных НКА.
По Закону 1996 г. создание НКА не предполагается для граждан, которые относятся к этническим общностям, имеющим в РФ республику, автономную область, автономный округ, и проживают на их территории (хотя и прямого запрета в Законе нет).
После учреждения НКА она регистрируется в органе юстиции субъекта РФ или Минюсте РФ.
Источник: Энциклопедия юриста
Учение о советской А. создано В. И. Лениным и И. В. Сталиным. Теоретические основы этого учения были заложены в написанных еще до Великой Октябрьской социалистической революции трудах Ленина и Сталина, в которых выдвигалось требование А. для областей, отличающихся особым национальным составом и бытом населения. Областная А. рассматривалась как «...необходимый пункт в решении национального вопроса» (Сталин И. В., Соч., т. 2, стр. 362), как принцип государственного устройства для тех наций, которые, реализуя свое право на самоопределение, пожелали бы остаться в рамках данного государства. Областная А. противопоставлялась меньшевистскому и бундовскому требованию «культурно-национальной автономии», буржуазно-националистический, реакционный характер которой был исчерпывающе вскрыт И. В. Сталиным.
Учение о советской А. применено Коммунистической партией в практике советского государственного строительства. А. в СССР строится на основе Советов, на основе диктатуры рабочего класса и, следовательно, обеспечивает власть трудящихся данной нации.
Советская А. строится по национально-территориальному принципу, т. е. А. предоставляется таким частям государства, которые отличаются особым бытом и национальным составом.
Советская А. предполагает устройство органов власти, администрации, суда, школ и т. д. в соответствии с национальными особенностями, «...необходимо, – говорил И. В. Сталин, – чтобы все советские органы на окраинах, суд, администрация, органы хозяйства, органы непосредственной власти (а также и органы партии) составлялись по возможности из местных людей, знающих быт, нравы, обычаи, язык местного населения, чтобы в эти институты привлекались все лучшие люди из местных народных масс... поставить школу, суд, администрацию, органы власти на родном языке – это именно и значит осуществить на деле советскую автономию, ибо советская автономия есть не что иное, как сумма всех этих институтов, облеченных в украинскую, туркестанскую, киргизскую и т. д. формы» (Соч., т. 4, стр. 358–359). Советская А. есть самая реальная, самая конкретная форма объединения национальных окраин с центром, форма союза между центром и национальными окраинами.
Советская А. является основой определенной формы советской Социалистической федерации (см.).
Примером такой федерации является РСФСР, в которой субъекты федерации представляют собой автономные национальные государственные образования.
Советская А. допускает самые разнообразные формы и степени своего развития. Эта эластичность советской А., как указывал И. В. Сталин, составляет одно из первых ее достоинств; она позволила охватить все разнообразие окраин России, стоявших на самых различных ступенях культурного и экономического развития. В наст, время имеются автономная область (см.) как форма административной А. и автономная советская социалистическая республика (см.) как форма политической А. Для обеспечения свободного национального, экономического и культурного развития мелких по численности национальностей в РСФСР созданы национальные округа (см.).
Советская А., являющаяся одним из принципов национальной политики Коммунистической партии Советского Союза, обеспечивает свободное развитие национальностей СССР. Она создает все возможности для хозяйственного, политического и культурного развития национальностей. Осуществление советской А., помощь русского народа ранее угнетенным и отсталым народам России обеспечили ликвидацию унаследованного от царизма фактического неравенства между народами, развитие ранее отсталых народов в современные передовые социалистические нации, создание дружбы равноправных народов многонационального Советского социалистического государства.
А. осуществляется и в странах народной демократии. Общая программа Народного Политического Консультативного Совета Китая предусматривает осуществление местной национальной А. в районах, где большинство населения составляют национальные меньшинства. Конституция Румынской Народной Республики обеспечивает А. для части Румынии, где венгерско-секуйское население составляет подавляющее большинство.
От советской А. и А. в странах народной демократии коренным образом отличается т. н. «автономия» в буржуазных государствах, которая в действительности является лишь особой формой подчинения и угнетения слабых национальностей (см. Буржуазное государство).
Источник: Советский юридический словарь
Автономия прежде всего делится по субъекту на два типа: автономия учреждений и автономия общностей. В свою очередь автономия учреждений делится на такие виды, как финансовая, экономическая и административная автономии, и предоставляется, как правило, отдельным государственным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений: государственным банкам, предприятиям, научным центрам и т. п.
Автономия общностей может быть территориальной и экстерриториальной. Территориальная автономия делится на административно-территориальную (региональную), национально-территориальную и национально-государственную автономии.
Территориальная автономия предполагает установление региональной формы управления разного уровня в районах преимущественного проживания этнических меньшинств и других групп, имеющих отличительные религиозные, историко-культурные или регионально-экономические характеристики. Территориальные автономии могут иметь статус государственного образования в рамках Федерации с собственной конституцией, законодательством и официальным языком. Его отношения с федеральной властью регулируются на основе общей конституции и соглашений. Таковы, например, Каталония и Страна Басков в Испании, республики в Российской Федерации. Автономией по религиозному признаку является Аджарская автономная республика в составе Грузии, где проживают аджарцы — исламизированные грузины. Другими автономными территориальными образованиями являются автономные округа в Российской Федерации, национальные районы в Китае, индейские резерваты и самоуправляемые арктические общины аборигенных народов в США и Канаде.
На территории РСФСР (название РФ в составе СССР) большая часть автономных образований была создана в 1920–1930-е гг., причем в своем большинстве автономные образования в соответствии с волеизъявлением населявших их народов создавались как однонациональные. При этом кроме коренной национальности в них проживали некоторые другие национальные меньшинства, а также русские, иногда в весьма значительном числе. Однако при определении границы автономных образований имел значение не только национальный момент. Важную роль играли и другие факторы, в первую очередь, экономический. Во многих случаях в состав национально-государственных образований включались территории с относительно малым удельным весом представителей данной (коренной) национальности, составлявшие, однако, единый экономический комплекс с другими частями соответствующего национально-государственного образования (см. Автономная область, Автономный округ).
Территориальную автономию называют иногда политической или законодательной. Конституционному праву ряда стран известна экстерриториальная (культурная) автономия.
Культурная автономия — это экстерриториальная форма самоорганизации меньшинств в целях сохранения и развития культуры, обеспечения социально-экономического развития и политического представительства, взаимодействия с государственной и местной властями. Национальными законодательствами и международно-правовыми нормами предусматривается поддержка государством культурной автономии. В 1996 г. в России принят Закон «О национально-культурной автономии», согласно которому в стране создан ряд автономий различного уровня.
Иногда термин «автономия» используется для обозначения самих самоуправляющихся сообществ. Наиболее употребительное значение понятия «автономия» — форма самоуправления части территории федеративного государства.
Автономная территориальная единица самостоятельна в решении вопросов местного значения в пределах, установленных центральной властью. Население автономной территориальной единицы пользуется правами самоуправления. Автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств (например, Квебек в унитарной Канаде и автономии федеративной России).
Поскольку значение понятия автономии — самоуправление, то оно ассоциируется с идеей суверенитета и независимости. В традиционной международной теории все государства считаются автономными, т. е. не подчиненными какой-либо внешней власти. В настоящее время эта концепция носит более относительный характер. В XXI в. автономия рассматривается не как абсолютная, а как относительная степень независимости, так как государства стали до определенной степени взаимозависимыми. Понятие автономии больше не заменяет понятие суверенитета. Идея суверенитета распространяется только на государства, идея автономии — на любую территорию, которая не находится под полным контролем какоголибо государства.
Противоположность автономии — гетерономия.
С. В. Соколова
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
А. характеризуется созданием в территориях собственных органов государственной власти (с ограниченными полномочиями), представительством в высших органах законодательной власти, наличием собственной системы законодательства (иногда конституции), являющейся частью национально-правовой системы, значительной самостоятельностью в решении экономических проблем, наличием разветвленных международных связей.
По общему правилу, А. предоставляется отдельной национальности, которая компактно проживает на определенной территории. В этом случае А. выступает формой национальной государственности, а в некоторых случаях и средством сдерживания сепаратистских настроений населения (Шотландия в составе Великобритании). В то же время образование А. (политической или областной) в составе унитарного государства часто является следствием его децентрализации (см. Децентрализованное государство), средством сдерживания экономического сепаратизма со стороны экономически наиболее развитых регионов и предотвращения межрегиональной вражды на почве распределения финансовых средств (в Италии именно по этой причине северным областям предоставлена политическая А.). Причиной предоставления А. той или иной территории при унитарной форме государственного устройства могут быть обстоятельства географического (геополитического) характера. Так, по этой причине Финляндия признала А. за Аландскими островами, Франция предоставила А. своим заморским территориям, Дания закрепила статус А. за Гренландией.
В многонациональных государствах широкое распространение получила национально-территориальная А., формами которой являются: 1) автономные (национальные) государства - автономные республики; 2) национально-государственные образования - автономные области, округа; 3) административно-территориальные единицы - национальные районы, уезды, волости и др., учреждаемые с учетом интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и с целью обеспечения их самоуправления. Соответственно А. в ее национально-территориальной трактовке, или национально-территориальная А., понимается как форма национально-территориального устройства, при которой территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством (республикой) или автономным национально-государственным образованием (областью, округом и др.), административно-территориальной единицей (национальным районом, уездом, волостью и т.д.). В РФ первые два вида А. относятся к политической А.
До 1917 г. в России существовали две автономии - Польша и Финляндия. В советское время национальные автономии создавались на территориях, характеризующихся определенной экономической целостностью и отличающихся особенностями национального состава и быта населения. Уже к 1923 г. в составе РСФСР было создано 11 автономных республик и 14 автономных областей. Конституция РСФСР 1937 г. поименно перечислила 16 автономных республик и 5 автономных областей. Кроме того, существовали 10 автономных округов, которые не были упомянуты в Конституции.
Провозглашение Россией суверенитета повлекло изменения ее государственного устройства. Все автономные области, автономные округа, а в последующем и автономная область (Еврейская) получили статус национально-государственных образований - субъектов Федерации. В национально-территориальной А. все органы государственной власти состояли преимущественно из лиц коренной национальности и говорили на языке этой национальности. Специалисты обращают внимание на то обстоятельство, что, продолжая господствовать и в практике строительства федеративной государственности России постсоветского периода, идея национально-территориальной А. (уточним: как политической А.) содержит в себе глубокие противоречия вследствие того, что этнический состав населения нигде полностью не совпадает с административно-территориальным делением. В субъектах РФ, выделенных по национально-территориальному признаку, оказались значительные иноэтнические группы, проблемы которых не были решены. Поэтому национально-территориальная А. ведет к межэтническим конфликтам и порождает дезинтеграционные тенденции в рамках российской государственности, она не только ставит под сомнение вопрос о дальнейшем образовании субъектов РФ по национально-территориальному признаку (к примеру, автономизация немцев, корейцев), но и порождает новую проблему автономизации собственно русских территорий (идеи создания Балтийской, Уральской, Дальневосточной республик и т.д.). Сохраняющееся противоречие между национально-территориальной и территориальной А. усиливает асимметричный характер федеративного устройства РФ.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь