БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Избирательный блок
добровольное объединение двух или более политических партий для совместного участия в выборах.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

Источник: Словарь по уголовному праву.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
добровольный союз двух или трех избирательных объединений.
Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируются гл. 26 ГПК РФ.
См. Избиратель, Избирательная комиссия, Избирательное объединение, Избирательное право, Избирательный округ, Кандидат, Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Источник: Толковый словарь гражданского процесса.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ
соглашение нескольких политических партий о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах главы государства, центральных и местных представительных учреждений. Процедура блокирования регулируется законодательством соответствующих стран и зависит прежде всего от особенностей избирательной системы. По федеральному законодательству РФ создаваемые для совместного участия в выборах два и более избирательных объединения.

Источник: Большой юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
добровольное объединение двух или более общественных объединений, политических партий для совместного участия в выборах. В И. б. достигается соглашение о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах. Процедура формирования И.б. и порядок осуществления их деятельности регулируется законодательством соответствующих государств и зависят прежде всего от особенностей применяемой в этой стране избирательной системы. В РФ избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с федеральным законодательством.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
соединение двух или более избирательных объединений для совместного участия в выборах. И.б. представляет собой временный добровольный союз двух или более избирательных объединений с целью выдвижения кандидата или списка кандидатов при проведении выборов. И.б. образуется для объединения интеллектуальных, организационных, финансовых ресурсов, создавая тем самым социальную базу своих сторонников. От блока может быть избрано большее число депутатов, чем было бы избрано, если бы избирательные объединения выступали на выборах самостоятельно. Решение о вхождении в И.б. принимается на съезде (конференции) каждого избирательного объединения. На основании принятого на съезде (конференции) решения уполномоченные представители каждого из избирательных объединений подписывают совместное решение о создании И.б. И.б. регистрируются соответствующими избирательными комиссиями, после чего обладают всеми правами избирательных объединений.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
добровольное объединение двух или более политических партий, а иногда и иных общественных объединений (в России такие блоки в законодательстве называются избирательными) для совместного участия в выборах путем совместного выдвижения кандидатов или общего списка кандидатов. В соответствии с отечественным и зарубежным законодательством Б.и. рассматривается как самостоятельный участник избирательного процесса и обладает теми же правами, что и отдельная политическая партия (одно избирательное объединение). Как правило, одна политическая партия (одно избирательное объединение) может входить только в один избирательный блок. Порядок формирования избирательных блоков и процедур выдвижения ими кандидатов (списков кандидатов) обладают спецификой для каждой страны.
Наряду с Б.и. может быть создан парламентский блок, формируемый на основе соглашения двух или более парламентских фракций о совместной деятельности в парламенте.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
добровольное объединение двух или более политических партий, а иногда и иных общественных объединений (в России такие блоки в законодательстве называются избирательными) для совместного участия в выборах путем совместного выдвижения кандидатов или общего списка кандидатов. Каждая из входящих в этот блок политических партий (в том числе других избирательных объединений) должна отвечать критериям участника избирательного процесса. В соответствии с отечественным и зарубежным законодательством избирательный блок рассматривается как самостоятельный участник избирательного процесса и обладает теми же правами, что и отдельная политическая партия (отдельное избирательное объединение). Как правило, одна политическая партия (одно избирательное объединение) может входить только в один избирательный блок. Порядок формирования избирательных блоков и процедур выдвижения ими кандидатов (списков кандидатов) обладают спецификой для каждой страны. Конституционное право наряду с избирательным блоком знает парламентский блок, формируемый на основе соглашения двух или более парламентских фракций о совместной деятельности в парламенте, и правительственный блок, возникающий обычно в результате формирования парламентского блока. В.В. Смирнов

Источник: Юридическая энциклопедия

БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
общественная структура, образуемая не менее чем двумя избирательными объединениями. Последние состоят из общефедеральных партий, других общественных организаций и общественных движений.
Если общественное объединение вошло в Б.и., оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой Б.и. Решение о вхождении в блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения. Б.и. регистрируются ЦИК не позднее чем в 5-дневный срок после представления протоколов съездов (конференций) с решениями о вхождении в блок и совместного решения общественных объединений о создании блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений.
Каждый Б.и. имеет право выдвигать федеральный список и список кандидатов по одномандатным округам. Состав федерального списка и порядок размещения в нем кандидатов определяются самим Б.и. После регистрации списка Б.и. может создать свой избирательный фонд, в котором в установленном законом порядке концентрируются финансовые средства, используемые на проведение избирательной кампании. Б.и. вправе вести агитацию за избрание своих и против избрания иных кандидатов; может назначить своих представителей в качестве членов избирательных комиссий с совещательным голосом, а вдень голосования - направить своих наблюдателей в помещения для голосования; может оспаривать решения избирательных комиссий и действительность выборов в установленном законом порядке. Возможность и порядок создания Б.и. на региональных и муниципальных выборах, их права определяются законодательством субъектов РФ.
Понятие «Б.и.» существовало в политической практике и лексиконе советского периода отечественной истории. При проведении очередных выборов в Советы (депутатов трудящихся, народных депутатов) провозглашалось, что в стране существует «нерушимый Б.и. коммунистов и беспартийных», он объединяет все население и его представляют все кандидаты в депутаты. Однако конституционно-правового оформления указанный блок не имел, это было политическое обыкновение того времени.

Источник: Энциклопедия юриста

БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
союз двух и более избирательных объединений, созданный для выдвижения единого кандидата или единого избирательного списка на выборах в представительные и исполнительные органы власти. Создание избирательного блока является также частью предвыборной стратегии конкретных кандидатов или партий. Как правило, организации, входящие в блок, имеют общие идейные основы или идентификацию (например «левые», «демократы» и т. д.), в отличие от остальных предвыборных союзов, построенных на основе прагматических интересов. Практика создания избирательных блоков широко распространена в мире, особенно в странах, где на парламентских выборах действует пропорциональная избирательная система. Чаще всего избирательный блок строится на принципе иерархии входящих в него организаций. Основой формирующего блока становится политическая сила, потенциально имеющая наибольший среди участников блока электорат (которого, тем не менее, недостаточно для победы). Она «подтягивает» идейно близкие партии и организации, являющиеся по отношению к ней подчиненными. В случае победы на выборах данные организации также могут рассчитывать на представительство в избранном органе власти, но в меньшей степени, нежели основная партия. В России создание избирательных блоков активно практиковалось в 1990−е — начале 2000−х гг. как на федеральном (выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ), так и на региональном (выборы глав субъектов Федерации и региональных представительных органов) уровнях. При этом блоки формировались вокруг отдельных лидеров (например, блок «Явлинский — Болдырев — Лукин» на федеральных выборах 1993 г., из которого затем возникла партия «Яблоко»), на принципах единства интересов жителей той или иной территории (блоки «За наш Алтай», «За Тульский край» и т. п. на выборах в соответствующих регионах), как выражение позиции определенной социальной группы («Союз бюджетников Урала» в Свердловской области) и т. д. До партийной реформы 2000−х гг. в России в избирательный блок могли входить наряду с политическими партиями общественные организации и движения, с 2003 г. — только партии. Затем создание блоков было полностью запрещено.

Источник: Словарь выборных терминов.

БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
объединение двух и более избирательных объединений с целью участия в выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты или кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности и борьбы за их избрание способами, установленными законодательством.
Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, а его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования.
Если общественное объединение входит в состав Б. и., оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой Б. и.
Избирательные объединения и Б. и. создаются с учетом уровня выборов. Например, на выборах депутатов Государственной Думы избирательными объединениями могут стать общероссийские политические общественные объединения. Соответственно они и образуют Б. и.
Чтобы создать Б. и., согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы от 2 июня 1999 г., каждое избирательное объединение сначала принимает решение о необходимости его образования и вхождении в блок (с указанием наименований тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать Б. и.). Затем принимается совместное решение избирательных объединений о создании Б. и., подписываемое их представителями. Далее следует зарегистрировать Б. и. в Центральной избирательной комиссии РФ. Для этого представляются протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решениями о вхождении в Б. и., совместное решение избирательных объединений о создании блока и другие документы, указанные в Законе. Только с регистрацией ЦИК РФ Б. и. считается созданным и может участвовать в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы.
Важнейшие права и возможности Б. и.: выдвигает избирательный список по федеральному избирательному округу и кандидатов в депутаты Государственной Думы по территориальным избирательным округам; направляет своих представителей в избирательные комиссии, которые участвуют в работе комиссий в качестве их членов с правом совещательного голоса; имеет право вести предвыборную агитацию в пользу своих кандидатов; вправе финансировать в определенных размерах избирательную кампанию своих кандидатов в депутаты; направляет в день выборов своих наблюдателей в участковые избирательные комиссии.
Сходные статус и права имеют Б. и. по Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г. Возможность и порядок создания Б. и. на региональных и муниципальных выборах, их права определяются законодательством субъектов РФ.
(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Избирательный блок
добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. См. Избирательное объединение.
Избирательные блоки образуются избирательными объединениями на основе решения о вхождении в избирательный блок, принимаемого каждым из соответствующих объединений на съезде (конференции). После принятия указанных решений уполномоченные представители избирательных объединений подписывают совместное решение о создании избирательного блока.
Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в данный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на данном или более высоком применительно к выборам уровне и не вошедшего в данный избирательный блок в качестве избирательного объединения, а также наименование иного ранее зарегистрированного избирательного блока. Использование имени и фамилии физического лица в наименовании избирательного блока возможно только с письменного согласия данного физического лица.
В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации избирательный блок одновременно с представлением списков кандидатов вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему. При этом избирательный блок вправе представлять эмблему любого из избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок, либо иную эмблему, за исключением зарегистрированных эмблем других общественных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на данных либо предыдущих выборах данного либо более высокого уровня. Символика избирательного блока не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить государственные символы (флаги, гербы, гимны) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иного государства, религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключает возможность изменения наименований и символов избирательных блоков в ходе избирательной кампании.
Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии применительно к уровню выборов непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов.
Решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с составленными в соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться от данного избирательного блока по избирательному округу и (или) по списку кандидатов. В многомандатном избирательном округе избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.
Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком. После этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого списка кандидатов.
После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением случаев, когда изменения вызваны выбытием (отзывом) кандидатов. В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, указанное правило не применяется при проведении выборов по одномандатным избирательным округам.
Избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах. Такое решение принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений.
Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения, как самостоятельно выдвигающего кандидата (кандидатов), так и участвующего в образовании избирательного блока.
Наряду с правом выдвижения кандидатов и списков кандидатов, избирательные блоки обладают другими правами, установленными законодательством для избирательных объединений.
Например, ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривается порядок формирования избирательных комиссий, в том числе, на основе предложений избирательных блоков. В соответствии со ст. 24 названного закона избирательный блок после регистрации соответствующей избирательной комиссией выдвинутого им списка кандидатов вправе назначить в данную избирательную комиссию и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Положениями ст. 26 закрепляется право за избирательными блоками направлять своих наблюдателей в избирательные комиссии, которые вправе присутствовать при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Нормами ст. 35 названного закона предусматривается право избирательных блоков, зарегистрировавших список кандидатов, назначать доверенных лиц.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
объединение двух и более избирательных объединений (см. Избирательное объединение) с целью участия в выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты или кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности и борьбы за их избрание способами, установленными законодательством.
Создание избирательных блоков разрешалось ранее в России. Например, согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы от 9 июня 1995 г. избирательным объединением являлось общероссийское общественное объединение (партия, иная общественная организация, общественное движение), которое создано в установленном порядке, имеет устав, предусматривающий участие объединения в выборах в органы государственной власти и зарегистрированный Министерством юстиции РФ не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов. А избирательным блоком при выборах депутатов Государственной Думы являлось объединение не менее чем двух общественных объединений, являющихся избирательными объединениями. Причем если общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не могло выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
Чтобы создать избирательный блок на выборах депутатов Государственной Думы, каждое общественное объединение, имевшее право участвовать в выборах, сначала принимало решение о необходимости его образования и о вхождении в блок. Затем принималось совместное решение общественных объединений о создании избирательного блока (для чего проводились совместно конференция, съезд и т. п.), подписываемое уполномоченными представителями общественных объединений. Далее следовало зарегистрировать избирательный блок в Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ. Для этого представлялись протоколы съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение общественных объединений о создании блока. Только с регистрацией ЦИК избирательный блок считается созданным и может участвовать в избирательной кампании по выборам депутатов ГД.
Важнейшими правами избирательного блока на выборах депутатов Государственной Думы были: выдвижение избирательного списка по федеральному избирательному округу и кандидатов в депутаты Думы по территориальным избирательным округам; направление своих представителей в избирательные комиссии, которые участвовали в работе комиссий в качестве их членов с правом совещательного голоса; возможность вести предвыборную агитацию в пользу своих кандидатов; финансирование в определенных размерах избирательной кампании своих кандидатов в депутаты и др. Сходные статус и права имели избирательные блоки на выборах Президента РФ. Существовала возможность создания избирательных блоков на региональных и муниципальных выборах, их права определялись законодательством субъектов РФ.
В дальнейшем судьба избирательных блоков оказалась противоречивой. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также характеризовал избирательный блок как добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах, отражал названные выше права избирательного блока. Соответствующие формулировки были перенесены в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. о выборах депутатов Государственной Думы.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепил в начальной редакции уже две разные трактовки избирательного блока: это создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз двух и более избирательных объединений, а также создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз одной или нескольких политических партий, являющихся избирательными объединениями, с одним или несколькими общероссийскими общественными объединениями. При этом в избирательный блок вправе вступать не более трех избирательных объединений и общероссийских общественных объединений. Законодатель недолго сохранял приведенную трактовку; в редакции Закона от 4 июля 2003 г. уже сказано, что «избирательный блок – добровольный союз двух или трех избирательных объединений». Причем указание о партиях вновь исключено.
Но и эта формулировка продержалась недолго, поскольку 21 июля 2005 г. категория избирательных блоков исключена из Федерального закона «Об основных гарантиях..», а далее вообще из всего избирательного законодательства. Участниками избирательных действий и процедур Закон оставил только политические партии, причем каждая должна выступать в единичном качестве, блоки невозможны.
Получилось, что законодатель наложил строгий запрет на объединения и союзы политических партий в выборных целях как с другими политическими партиями, но и с иными общественными объединениями.
Однако запрет не оказался долгим. Оказалось, что создавая приоритеты политическим партиям, законодатель уж чересчур дискриминировал обычные общественные объединения. Между тем их никто пока не лишал права участвовать в муниципальных выборах, выдвигать там кандидатов и списки кандидатов. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. предложил объединить усилия политических партий и иных общественных объединений на муниципальных выборах и дать им возможность выдвигать общий список кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления.
Эта идея нашла отражение как в избирательном законодательстве, так и в Законе о политических партиях. Согласно новеллам от 5 апреля 2009 г. политическая партия и зарегистрированное в соответствии с законом иное общественное объединение создают объединение или союз, целью (одной из целей) деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, заключают соглашение в письменной форме. В таком соглашении предусматривается обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений при выдвижении списков кандидатов на указанных выборах включать в эти списки кандидатуры, предложенные данным общественным объединением или его структурными подразделениями (но не более 15 процентов). В соглашении также предусматривается порядок, в соответствии с которым общественное объединение или его структурные подразделения предлагают кандидатуры для включения в список кандидатов, и указывается срок действия соглашения. Таким образом, хотя избирательные блоки не разрешены, подобное объединение или союз партии и иного общественного объединения на муниципальных выборах всетаки выглядит как избирательный блок.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
234.87 кб

Избирательные блоки в России: историяи перспективы развития

Заикин С.С.
В статье анализируется история функционирования института избирательных блоков в Российской Федерации, рассматриваются примеры соглашений политических партий и созданий избирательных блоков в контексте проходящей реформы партийног
Читать PDF
408.51 кб

Способы применения и правовые проблемы реализации технологии «Блокчейн» в избирательном процессе

Руднева Татьяна Сергеевна, Макаревич Марина Леонидовна
В данной статье рассматривается возможность использования технологии «блокчейн» в избирательном процессе в Российской Федерации.
Читать PDF
313.14 кб

Перспективы применения технологии "блокчейн" в избирательном процессе: Способы реализации и правовая

Авилов Ярослав Дмитриевич
Предмет исследования: возможности применения инновационной технологии «блокчейн» на выборах в Российской Федерации.

Похожие термины: