БЮДЖЕТ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Бюджет
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Бюджет

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Закон РСФСР от 10.10.91 N 1734-I, ст. 1

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

БЮДЖЕТ
(от англ. budget - сумка) - смета денежных доходов и расходов государства (города, района, учреждения), семьи или отдельного лица в определенный период времени. Превышение расходной части над доходной означает БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ и характеризует неустойчивое положение хозяйственной единицы.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

Бюджет
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

Источник: Словарь терминов, используемых в финансово-правовой литературе

Бюджет
является центральным звеном финансовой системы Российской Федерации и рассматривается в нескольких аспектах. В правовом аспекте бюджет – это основной финансово-плановый акт, регламентирующий порядок формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований, утверждаемый соответствующими представительными (законодательными) органами государственной власти и местного самоуправления соответственно в форме закона либо решения. В материальном аспекте бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства или муниципального образования в целях финансового обеспечения задач, стоящих перед ними. Согласно ст. 6 БК РФ бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

БЮДЖЕТ
англ. budget - сумка) -1) имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, сбалансированная смета, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего Б. составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия, но существуют и Б. времени, в которых сопоставляется располагаемое время и расходуемое Б является основным инструментом проверки сбалансированности соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется Б , различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский) Б. Правомерно говорить и о Б. предприятия, фирмы, составленном в форме баланса доходов и расходов. Если расходная часть сметы превышает доходную, то Б. сводится с дефицитом Превышение доходов над расходами образует положительный остаток Б.; 2) предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

БЮДЖЕТ
в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 17 июля 1998 г. форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система РФ состоит из Б. трех уровней: первый уровень - федеральный Б. и Б. государственных внебюджетных фондов; второй уровень - Б. субъектов РФ и Б. территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные Б. (т. е. Б. муниципальных образований).
Доходы Б. каждого уровня формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Б. имеют собственные доходы, закрепляемые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими Б., а также регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в Б. субъектов РФ или местные Б. на очередной финансовый год или на долговременной основе.
Расходы Б. всех уровней разделяются на капитальные расходы и текущие расходы. Первые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на капитальный ремонт и иные цели, связанные с воспроизводством, и др. В составе капитальных расходов может быть сформирован Б. развития. Текущие расходы - часть расходов Б., обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим Б. и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также иные расходы Б., не включенные в капитальные расходы.
Закон требует, чтобы все Б. были сбалансированными, это - важнейшее условие бюджетно-финансовой политики. Если при составлении проекта Б. выявилось превышение доходов над расходами (профицит Б.) или превышение расходов над доходами (дефицит Б.), следует принимать меры к их балансировке.
В отношении всех видов Б. действуют принципы единства и самостоятельности. Все уровни Б. должны обеспечивать учет взаимных интересов. Вышестоящие Б. могут оказывать финансовую помощь нижестоящим Б. на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Оказание помощи субъектам РФ из федерального Б. может быть осуществлено в таких формах, как предоставление дотаций, субвенций, бюджетных ссуд, а оказание помощи местным Б. из Б. субъекта РФ - через предоставление финансовой помощи из фондов финансовой поддержки муниципальных образований в форме субвенций, бюджетных ссуд и иных форм, предусмотренных законодательством. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

БЮДЖЕТ
budget, букв. - сумка) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный Б. - основной, наиболее значительный фонд денежных средств, который составляется и оформляется как финансовый план государства по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств, за счет которых государство осуществляет стоящие перед ним задачи и функции и который принимается и действует в виде закона. Это определение Б. полностью применимо и к Б. территорий государства.
Правовая форма Б. в РФ различна. Федеральный Б. и Б. государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме ФЗ, Б. субъектов РФ и Б. территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные Б, разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В РФ понятие государственного Б. охватывает не только федеральный Б., но и всю бюджетную систему, включающую также Б. субъектов РФ и Б. местного самоуправления. Каждый Б. этой системы представляет собой централизованный фонд денежных средств определенной территории, за счет которого соответствующие представительные и исполнительные органы власти осуществляют стоящие передними государственные задачи и функции. Наличие самостоятельных Б. как Федерации в целом, так и субъектов РФ реально гарантирует им суверенитета Б., территорий гарантируют им большую степень автономии. При этом все составные части государственного Б. тесно связаны и взаимодействуют между собой.
В совокупности Б. входящие в состав государственного Б., образуют систему плановых актов государства, лежащих в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса - наличной и безналичной массы денег и т.д.
Государственный Б. представляет собой не просто денежные накопления государства или перечень государственных доходов и расходов; это функционирующая система, куда постоянно поступают доходы и откуда постоянно финансируются расходы. Теоретически государственный Б. рассматривается как баланс денежных средств государства, хотя на практике этих средств у него почти никогда не бывает. Обычно доходов в государстве (причем в любом) на покрытие его расходов не хватает и Б. принимается с дефицитом (превышение расходов над доходами), но гипотетическая цель бюджетного планирования каждого государства и каждой государственной территории - запланировать и в процессе бюджетной деятельности получить столько доходов, чтобы они покрыли полностью предстоящие расходы. Для этого в процессе составления государственного Б. происходит бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между Б. разных уровней. Бюджетное планирование в соответствии с бюджетной росписью и бюджетной классификацией лает возможность и заставляет исполнительные и законодательные органы власти в период составления, утверждения и исполнения Б. аналитически рассчитывать и оценивать предстоящие доходы и расходы.
В соответствии с общепринятой в демократических государствах практикой утверждение Б. входит в компетенцию органа представительной власти соответствующего уровня, а составление проекта Б. - в компетенцию исполнительной власти. В РФ согласно Конституции РФ федеральный Б. принимается в форме ФЗ ГД по представлению Правительства РФ и выносится после этого на утверждение СФ. Исполнение федерального Б. обеспечивается Правительством РФ.
Процедура составления, рассмотрения, утверждения и исполнения Б. и отчетов об их исполнении именуется бюджетным процессом.

Источник: Энциклопедия юриста

БЮДЖЕТ
в РФ основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств, формируемый на уровне РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований для обеспечения задач и функций соответственно государства и местного самоуправления. Через Б. происходит плановое распределение и перераспределение национального дохода и используется централизованный фонд денежных средств. Б. создают финансовую базу для социально-экономического развития государства в целом, а также каждого ее субъекта и муниципального образования, что обеспечивает проведение единой государственной экономической и финансовой политики на всей территории РФ. Б. подразделяются на государственные и местные. Государственный Б. формируется на уровне РФ, республик, входящих в ее состав, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Местные Б. формируются на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других муниципальных образований. С 1991 Б. являются самостоятельными, с собственными источниками доходов и правом определения их использования и расходования и не включаются составной частью в вышестоящий Б. Б. утверждаются соответствующими представительными органами государственной власти или органами местного самоуправления ежегодно и действуют с 1 января по 31 декабря, но могут быть поквартальными, полугодовыми и др. В начале 90-х гг. вследствие кризисных явлений в экономике страны, затрудняющих обеспечение реальных поступлений в Б. в течение всего финансового года, составлялись как годовые, так и квартальные Б. Согласно Конституции РФ (ст. 106) федеральный Б. принимается в форме федерального закона Государственной Думой и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Б. субъектов Федерации принимаются в форме законов, местные Б. — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. На территории РФ ежегодно составляются консолидированные Б., показатели которых используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для планирования и анализа эффективности распределения и использования бюджетных средств. Консолидированный Б. включает в себя Б. соответствующего национально-государственного или административно- территориального образования и Б. нижестоящих территориальных уровней. Консолидированный Б. образуется на уровне городов с районным делением, городов Москвы и Санкт-Петербурга, областей, краев, автономных округов, автономной области, республик в составе РФ и самой Российской Федерации. Доходы Б. образуются главным образом за счет налоговых платежей юридических и физических лиц, а также других обязательных платежей, доходов от использования и продажи имущества государственной и муниципальной собственности, внешнеэкономической деятельности и др. В составе Б. за счет доходов целевого характера и других поступлений образовываются целевые бюджетные фонды, средства которых могут использоваться только по назначению. Направление расходования бюджетных средств определяется функциями, выполняемыми государством. Средства Б. направляются на финансирование государственного управления и местного самоуправления, судебной власти, международной деятельности, национальной обороны и безопасности страны, социально-культурных мероприятий и экономических программ. В расходной части Б. предусматриваются также ассигнования для образования резервных фондов с целью финансирования непредвиденных расходов. Расходы Б. в зависимости от экономического содержания делятся на текущие, обеспечивающие текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений и др., и капитальные, предназначенные для финансирования инновационной и инвестиционной деятельности. В условиях проведения экономических реформ в стране приоритетными направлениями финансирования являются структурная перестройка экономики, комплексные целевые программы, научно- техническое развитие, агропромышленный комплекс, развитие малого и среднего бизнеса, а также финансирование социальных программ и поддержка малоза- щищенных слоев населения. Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности должны строго выполнять Б. всех уровней, полностью и своевременно вносить в них установленные платежи и соблюдать строгую э к о н о м и ю в расходовании бюджетных средств. Л. И. Булгакова

Источник: Юридическая энциклопедия

БЮДЖЕТ
в соответствии с Бюджетный кодексом (БК) РФ от 17 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6).
Бюджетная система РФ – совокупность федерального б., б. субъектов Российской Федерации, местных б. (т. е. муниципальных образований) и б. государственных внебюджетных фондов. У населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, есть не бюджет, а смета доходов и расходов.
БК применяет понятие консолидированного б. – это свод б. бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением б. государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими б. (согласно БК межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним б. бюджетной системы РФ другому б. бюджетной системы РФ).
Из многочисленных понятий бюджетного законодательства, отраженных в БК, выделим следующие: доходы б. – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета; расходы б. – выплачиваемые из б. денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита б.; дефицит б. – превышение расходов б. над его доходами; профицит б. – превышение доходов б. над его расходами; бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публичноправовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего б.; дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования; кассовое обслуживание исполнения б. – проведение и учет операций по кассовым поступлениям в б. и кассовым выплатам из б.; бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств б. стоимости государственного (муниципального) имущества; распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего б.) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; администратор доходов б. – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ; администратор источников финансирования дефицита б. – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с БК осуществлять операции с источниками финансирования дефицита б.
В соответствии с БК (ст. 41) к доходам б. относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам б. относятся доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. К неналоговым доходам б. относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи такого имущества, доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданскоправовой, административной и уголовной ответственности, средства самообложения граждан, иные неналоговые доходы. Безвозмездные поступления – это дотации, субсидии или субвенции из других б., иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Расходы б. обеспечивают решение задач соответствующего уровня публичной власти, оказание государственной поддержки другим б. и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
359.75 кб

Правовые проблемы использования меры взыскания в бюджет Незаконо полученого дохода в системе государ

Писенко К. А.
Статья посвящена актуальным теоретическим и практическим проблемам применения и использования в России в числе принудительных мер государственного антимонопольного контроля такой меры, как понуждение к перечислению в федеральный б
Читать PDF
163.61 кб

Теоретические проблемы использования меры взыскания в бюджет незаконно полученного дохода в системе

Писенко Кирилл Андреевич
Статья посвящена актуальным теоретическим и практическим проблемам применения и использования в России в числе принудительных мер государственного антимонопольного контроля такой меры, как понуждение к перечислению в федеральный б
Читать PDF
111.93 кб

Местный бюджет в российском праве: конституционные аспекты институционализации

Джагарян А. А.
Статья посвящена анализу конституционных аспектов местного бюджета и особенностей его институционализации в российском праве. На этой основе автором предложен собственный подход к пониманию местного бюджета как правовой категории.
Читать PDF
833.11 кб

От 29. 12. 99 № 100н приказ о внесении изменений и дополнений в указания о порядке применения бюджет

Читать PDF
498.48 кб

Областной бюджет основной инструмент региональной экономической и социальной политики

Читать PDF
269.47 кб

Методика оценки эффективности использования средств областного бюджета главным распорядителем бюджет

Проскурякова И. А.
Читать PDF
359.23 кб

Криминалистические аспекты изучения личности преступника, совершившего нецелевое расходование бюджет

Никифорова И. А.
В статье рассматривается и анализируется характеристика личности преступника, совершившего нецелевое расходование бюджетных средств. Предлагаются рекомендации по оптимизации процесса расследования.
Читать PDF
290.80 кб

Бюджет в Российской Федерации и источники его правового регулирования

Юдина Яна Евгеньевна
В статье рассматривается бюджет - как финансовый план, закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных отношений и источники его государственного финансового контроля.
Читать PDF
87.51 кб

Военный бюджет и бюджетная реформа: проблемы реализации

Комягин Д. Л.
Article is devoted to the problem that closely related to realized nowadays budgetary administrative and military reforms are not coordinated among themselves.
Читать PDF
464.57 кб

Электронный бюджет: миф или реальность

Трофимов Г. В.
В статье анализируется и исследуется значимость проекта электронного бюджета для Российского Правительства и всей системы власти в целом.
Читать PDF
283.55 кб

Валовой внутренний продукт и бюджет российской Федерации в системе национальных счетов

Очкин О. А.
Читать PDF
261.47 кб

Бюджет Европы

Гринберг Р.
Сидорова Е.А. Особенности бюджетной политики в Европейском Союзе. Монография. М.: ИМЭМО РАН, 2012. 129 с.
Читать PDF
0.00 байт

Бюджет; банковская деятельность; финансы; промышленность; нефтегазовый комплекс; ближнее зарубежье;

Читать PDF
0.00 байт

Путин поправил бюджет

Белкин Виктор , Стороженко Вячеслав
Читать PDF
922.91 кб

Правовая природа виндикационных и негаторных исков в деятельности федеральных государственных бюджет

Демидюк Виктор Александрович
Статья посвящена правовой природе виндикационных и негаторных исков, в том числе в деятельности ФГБОУ ВПО. Отмечается смешанная природа иска.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ

    автоматическое перенесение бюджета прошлого года на новый бюджетный год в случае несвоевременного принятия нового бюджета.
  • ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ БЮДЖЕТ

    дополнение к принятому, утвержденному ранее бюджету. Расходы, предусмотренные таким бюджетом, принято называть чрезвычайными расходами.
  • ЦИКЛИЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ

    равенство объема правительственных расходов на товары и услуги чистому объему налоговых поступлений в пределах одного экономического цикла. Дефицит в периоды спада деловой активности компенсир
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

    бюджет, составленный с учетом дополнительных расходов, возникших в текущем году после утверждения основного бюджета.
  • Бюджет субъекта Российской Федерации

    форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Понятия "бюджет субъекта Россий
  • Местный бюджет

    бюджет административно-территориальных единиц, управляемых местными органами власти.
  • РЕКЛАМНЫЙ БЮДЖЕТ

    бюджет ассигнований, расходов на рекламную деятельность.
  • ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ

    часть государственного бюджета, расходуемая на военные нужды.
  • ЗАТРАТНЫИ БЮДЖЕТ

    экономическая политика, базирующаяся на бюджетном дефиците.
  • Федеральный бюджет

    часть бюджета государства с федеральной формой государственного устройства, которой распоряжается центральное правительство.
  • БЮДЖЕТ ГЕЛЛЕРА

    один из наиболее известных бюд-жетов потребления, используемых в США для оценки стоимости жизни. Представляет бюджет среднестатистической семьи из 4 человек (муж, жена, сын 13 лет, дочь 8 лет), потреб
  • БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    форма образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства. Во всех демократических государствах принятие Б
  • БЮДЖЕТ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ

    свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
  • Консолидированный бюджет муниципального района

    это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджета
  • Бюджет инвестиционный

    составная часть бюджета, включающая расходы и поступления, оказывающие воздействие на стоимость имущества (расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и инв
  • Бюджет развития

    часть республиканского и местных бюджетов, формируемой за счет бюджетных средств, внутренних и внешних заимствований и грантов для осуществления расходов инновационной и инвестиционной деятель
  • Бюджет республиканский

    централизованный фонд денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственных органов, подведомственных им бюджетных учреждений, и реализации общереспубл
  • Минимальный местный бюджет

    расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты. Федеральный закон от 25.09.97 N 126-ФЗ, ст.1
  • Минимальный бюджет

    расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета сельсовета, бюджета поселка, районного бюджета района в городе, городского бю
  • Минимальный потребительский бюджет

    стоимость потребительской корзины с экономически и социально обоснованным, расширенным по отношению к прожиточному минимуму ассортиментом и увеличенными нормативами потребления товаров и услу