БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентированная законом деятельность органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

Бюджетный процесс
регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентированная законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью Б. п. является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентированная нормами бюджетного права деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ). Нормы Б. п. предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права.

Источник: Большой юридический словарь

Бюджетный процесс
регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Закон РСФСР от 10.10.91 N 1734-I, ст. 4

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

Бюджетный процесс
регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Источник: Словарь терминов, используемых в финансово-правовой литературе

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Бюджетный процесс
деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса, регламентируемая нормами права, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. В соответствии с БК РФ из бюджетного процесса исключена стадия утверждения отчета об исполнении бюджета.

Источник: Большой юридический словарь

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета. В современных демократических государствах составление н исполнение бюджета является функцией органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - функцией органов представительной власти. В России составной частью Б.п. является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Бюджетный процесс
регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Общие принципы реализации бюджетных процессов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации определены частью 3 «Бюджетный процесс в Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеющей следующие разделы и главы, наименования которых достаточно хорошо отражают содержание основных этапов бюджетного процесса:
Раздел V. Участники бюджетного процесса.
Глава 18. Полномочия участников бюджетного процесса.
Глава 19. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.
Глава 19.1. Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации.
Раздел VI. Составление проектов бюджетов.
Глава 20. Основы составления проектов бюджетов.
Раздел VII. Рассмотрение и утверждение бюджетов.
Глава 21. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов.
Глава 22. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете.
Глава 23. Внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Раздел VIII. Исполнение бюджетов.
Глава 24. Основы исполнения бюджетов.
Глава 24.1. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Раздел VIII.1. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
Глава 25.1. Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
Глава 25.2. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности Российской Федерации
Раздел IX. Государственный и муниципальный финансовый контроль.
Глава 26. Основы государственного и муниципального финансового контроля.
Главы 25 и 27 в настоящее время утратили силу. Порядок формирования, утверждения и исполнения бюджетов конкретных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также порядок контроля за их исполнением, определяется соответствующими законами и нормативными актами представительных органов власти.
Ст. 44 Федерального закона от 10.06.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено включение общего описания порядка реализации бюджетного процесса муниципального образования в устав муниципального образования.
А. А. Сапожников
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011; с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011; с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентированная нормами права деятельность государства по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также по контролю за их исполнением. Период от начала работы по составлению проекта бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет и носит название бюджетного цикла, который, в свою очередь, подразделяется на стадии: составление бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета и составление и утверждение отчета о его исполнении, следующие строго последовательно. Б.п. осуществляют органы, обладающие в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетными полномочиями. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального контроля. Одним из принципов Б.п. является принцип разграничения полномочий между органами представительной и исполнительной властей, с учетом которого составление и исполнение бюджета осуществляют органы исполнительной власти и местного самоуправления; рассмотрение, утверждение и контроль за его исполнением — представительные органы власти и местного самоуправления. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов устанавливается Бюджетным кодексом РФ, законами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления. Составление бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определяемой в Бюджетном послании Президента РФ. При разработке проекта бюджета учитываются прогнозы социально- экономического развития территорий и отраслей экономики, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогнозы сводных финансовых балансов территорий; используются нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также другие нормы и нормативы, установленные правовыми актами, с целью достижения минимальных государственных социальных стандартов. Проект бюджета разрабатывается с учетом действующего на момент его составления налогового законодательства. Бюджеты принимаются в форме законов —- на уровне РФ и ее субъектов, решениями — на уровне местного самоуправления. Орган исполнительной власти или местного самоуправления вносит проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год одновременно с предварительными итогами социально-экономического развития территорий за истекший год, прогнозами социально-экономического развития территорий на очередной финансовый год, а также другими документами, предусмотренными бюджетным законодательством, на рассмотрение законодательного (представительного) органа. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях. Предметом первого чтения является обсуждение концепции и прогноза социально-экономического развития РФ, основных направлений бюджетной и налоговой политики, а также утверждение основных характеристик федерального бюджета: его доходов по группам и статьям классификации доходов (см. Бюджетная классификация), распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, бюджетного дефицита с источниками его покрытия, общего объема расходов. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; в третьем чтении — расходы по подразделениям функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям бюджетных с р е д с т в , р а с п р е д е л е н и е средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов по субъектам РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы, программы предоставления федеральных средств на возвратной основе по каждому виду расходов, а также Программа государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. В четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Одновременно с составлением, рассмотрением и утверждением федерального и региональных бюджетов составляются и анализируются консолидированные бюджеты (см. Бюджет) соответствующих территорий. После утверждения бюджета осуществляется его исполнение (см. Исполнение бюджета). В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов на принципе единства кассы. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Исполнение бюджета производится по доходной и расходной частям, в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением предусмотренных законодательством процедур. Бюджет исполняется в пределах финансового года, в конце которого счета бюджета закрываются, о его исполнении составляется отчет. Рассмотрение отчета об исполнении бюджета проводится соответствующими представительными органами власти, принимающими решение по отчету после его проверки. Должностные лица, виновные в неисполнении бюджета, могут привлекаться к ответственности. Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях Б.п. законодательными (представительными) и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. Формы и порядок осуществления контроля (см. Финансовый контроль) за исполнением бюджета устанавливаются бюджетным законодательством. Л. И. Булгакова

Источник: Юридическая энциклопедия

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников Б,п. по составлению. рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Данная формулировка относится к бюджетам всех уровней, входящим в бюджетную систему РФ, т.е. к федеральному бюджету, бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы Б.п. в РФ, а также основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства устанавливаются БК.
Участниками Б.п. являются: Президент РФ; федеральные органы законодательной и исполнительной власти, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, представительные и исполнительные органы местного самоуправления; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств, а также иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия в финансово-кредитной сфере.
Участниками Б.п. также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Участники Б.п. всех уровней обладают строго определенными бюджетными полномочиями.
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии Б.п. составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадию исполнения бюджета и стадию составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Б.п. начинается с составления проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются на основании прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовки сводных финансовых балансов, а также с учетом минимальных государственных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, других норм (нормативов), установленных законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно проекты бюджетов составляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета.
Согласно БК устанавливается следующий порядок рассмотрения и утверждения бюджетов в РФ. Соответствующий исполнительный орган вносит проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления. Сроки представления определяются для: федерального бюджета - БК; бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ; местного бюджета - правовыми актами органа местного самоуправления. Этот порядок должен обеспечивать утверждение проекта до начала очередного финансового года.
Одновременно рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.
Законы о внесении изменений в налоговое законодательство РФ вносятся субъектом права законодательной инициативы на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год. Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, орган, исполняющий этот бюджет, правомочен расходовать бюджетные средства не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12-в расчете на месяц).
Те же условия должны соблюдаться, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через 3 месяца после начала финансового года.
В РФ введено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и собственно исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета, на основе бюджетной росписи с выполнением обязательных требований и процедур исполнения бюджета по доходам и расходам, устанавливаемых соответствующим законодательством.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, орган исполнительной власти представляет проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.
Если этот закон не принимается в установленный срок, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что законом (решением) о бюджете субъекта РФ, местном бюджете не предусмотрено иное.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
В РФ существует иммунитет бюджетов, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.
Бюджетный учет осуществляется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.
Важным элементом Б.п. является осуществление государственного и муниципального финансового контроля. Парламентский контроль предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления на: получение от органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении; утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета; создание собственных органов финансового контроля (Счетной палаты РФ, контрольных палат и иных органов в субъектах РФ и муниципальных образованиях) для проведения внешнего аудита бюджетов, а также на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Кроме того, финансовый контроль осуществляется органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления.
На Федеральное казначейство возложен предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников Б.п. по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов.
В установленных БК случаях Минфин РФ осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме закона (решения). Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, БК и законом (решением) о бюджете.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения, таких, как предупреждение о ненадлежащем исполнении Б.п.; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени и др. Правом применения мер принуждения обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями).
За нарушение бюджетного законодательства предусмотрена административная, а в ряде случаев - уголовная ответственность. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года и осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ на очередной финансовый год, определенной в Бюджетном послании Президента РФ, которое направляется ФС не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; прогнозе сводного финансового баланса; плане развития государственного или муниципального сектора экономики. Все эти документы составляются на очередной финансовый годи относятся к соответствующей территории.
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана - прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
На основании выбранного Правительством РФ плана Минфин осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год.
Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год могут быть представлены в виде информации палатам ФС по их запросам.
Минфин в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения средств по конкретным получателям, а также уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.
Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год, а также разработка предложений о структурных и организационных преобразованиях в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных актов или об их поэтапном введении.
Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.
С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году, и утверждает проект ФЗ о федеральном бюджете для внесения его в ГД.
Правительство РФ обязано вносить на рассмотрение ГД проект федерального бюджета не позднее 15 августа текущего года.
Для рассмотрения и принятия федерального бюджета устанавливается четыре чтения. При этом ФЗ о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты ГД до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. ФЗ о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении МРОТ должны быть приняты ГД до рассмотрения во втором чтении проекта ФЗ о федеральном бюджете.
В случае отклонения (непринятия) ГДФЗ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, а также в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, до рассмотрения в первом чтении проекта ФЗ о федеральном бюджете расчеты по всем показателям федерального бюджета осуществляются на основе действующего законодательства.
Внесенный Правительством РФ проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год может быть возвращен на доработку в Правительство РФ, если состав представленных в ГД одновременно с проектом федерального бюджета документов и материалов не соответствует требованиям БК.
Сроки подготовки законопроекта следующие: к первому чтению - в течение 30 дней со дня его внесения в ГД Правительством РФ, ко второму - 15 дней со дня его принятия в первом чтении, к третьему - 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении и к четвертому - 15 дней.
В первом чтении ГД рассматривает концепцию проекта бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета - доходы, распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, дефицит и общий объем расходов федерального бюджета.
Во втором чтении ГД рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
На стадиях первого и второго чтений может быть создана согласительная комиссия, состоящая из представителей ГД, СФ и Правительства РФ. По итогам первого чтения ГД может вернуть проект федерального бюджета в Правительство на доработку, а также поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
В третьем чтении ГД рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год.
В четвертом чтении проект федерального бюджета голосуется в целом. При этом внесение в него поправок не допускается.
Рассмотрение ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в СФ и у Президента РФ происходит согласно общей для ФЗ процедуре. Изъятие составляет срок (10 дней), в течение которого, в случае отклонения закона СФ или Президентом РФ, согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение ГД согласованный ФЗ о федеральном бюджете.
Если обычные законопроекты в соответствии с регламентом ГД вносятся в ГД с минимумом приложений и сопроводительных документов, то одновременно с проектом федерального бюджета вносятся свыше 20 документов, в том числе проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах и иные. Кроме этого, уже в процессе рассмотрения проекта ФЗ о федеральном бюджете Правительство РФ и ЦБ представляют в ГД дополнительные материалы и документы.
Для подготовки бюджета к рассмотрению палатами ФС в СФ и ГД созданы соответствующие комитеты: Комитет СФ по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию (готовит заключения по принятым ГД ФЗ о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, о бюджетном регулировании и иным финансовым законам) и Комитет ГД по бюджету, налогам, банкам и финансам.
В ГД ответственными за рассмотрение основных характеристик федерального бюджета, а также за рассмотрение каждого раздела (в отдельных случаях подраздела) функциональной классификации расходов бюджетов РФ должно быть назначено не менее 2 профильных комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету.
ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступит в силу до начала очередного финансового года в случае непринятия ГД проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года. ГД в этом случае может принять ФЗ о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.
Парамонов А.Р., Полиян Л.Я., Горбунова О.Н.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
136.44 кб

Риски бюджетного процесса

Винокурова Евгения Сергеевна
Modern companies operate amid ambiguity and so all business processes, including budgeting, run a risk.
Читать PDF
259.29 кб

О понятии бюджетного процесса

Янкевич Семён Васильевич
Рассматривается понятие бюджетного процесса. Анализируется понятие стадии бюджетного процесса, признаки стадии, принцип последовательности и непрерывности бюджетного процесса.
Читать PDF
73.34 кб

Правила учета и бюджетный процесс

Суворов А. В.
В статье рассмотрены различия учета в бюджетных организациях разных стран, вопросы оказания платных услуг бюджетными организациями в России и особенности формирования и исполнения бюджета Российской Федерации.
Читать PDF
272.64 кб

ЭКЗАМЕНЫ В КОНТЕКСТЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ

Ряписов Н.А.
На взгляд автора статьи, вопрос о показателях проверки знаний по-прежнему актуален.
Читать PDF
278.33 кб

Аспекты коррупции в бюджетном процессероссии

Денисенко Е.В., Мещерякова А.В., Мещерякова С.Н.
Предоставляется возможность осознать понятие коррупции в бюджетном процессе России, рассмотреть различные ее аспекты и факторы распространения.
Читать PDF
318.71 кб

Новации бюджетного процесса в социальной сфере

Алексеева Наталья Анатольевна
Рассмотрены управленческие нововведения в бюджетном процессе в Российской Федерации, связанные с переходом от сметного бюджетного финансирования к субсидированию затрат социальной сферы.
Читать PDF
466.16 кб

Противодействие коррупции в бюджетном процессе

Манахова Ирина Викторовна, Ларионов Владислав Игоревич, Лузгина Ксения Сергеевна
Основное внимание в данной статье уделяется коррупции на всех этапах бюджетного процесса. Рассматриваются последствия, наступающие в результате коррумпированности бюджетного процесса.
Читать PDF
257.00 кб

Современное состояние бюджетного процесса в ФРГ

Зверев А.В.
В статье рассмотрены новейшие тенденции в подготовке и рассмотрении бюджета в Германии. В экономической науке ФРГ ныне существует множество предложений, как уменьшить бюджетные расходы и найти пути к увеличению доходов.
Читать PDF
323.26 кб

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ

Подколзина Ирина Михайловна, Никулина Мария Владимировна
В статье рассмотрены основные недостатки и нерешенные системные проблемы бюджетного процесса.
Читать PDF
148.97 кб

Особенности бюджетного процесса в промышленности

Панферова Лия Витальевна
Читать PDF
196.19 кб

Школа в условиях модернизации бюджетного процесса

Башкина Галина Васильевна
Рассмотрены основные направления модернизации финансово-экономического механизма в образовании: введение нормативного подушевого финансирования, расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений через изменение
Читать PDF
107.99 кб

Правовая характеристика стадий бюджетного процесса

Блихар М.
Проанализированы взгляды ученых относительно понятия “бюджетный процесс” и его содержания.
Читать PDF
248.82 кб

Роль контроллинга в процессе бюджетного управления

Кунах Ю. В., Романюта И. В.
Бюджетирование должно не только определять целевые показатели деятельности предприятия и пути их достижения, но обеспечивать контроль их выполнения, тем самым предупреждая о возникающих проблемах и ухудшении ситуации.
Читать PDF
320.72 кб

Принципы бюджетного процесса в Российской Федерации

Болтинова Ольга Викторовна
Статья посвящена рассмотрению понятия и видов принципов бюджетного процесса.
Читать PDF
190.47 кб

К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ

Сабитова Н. М.

Похожие термины:

  • БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджет