ДАГЕСТАН

Найдено 1 определение
ДАГЕСТАН (Республика Дагестан)
согласно Конституции Д., принятой Конституционным Собранием 26 июля 1994 г., - суверенное, единое, демократическое государство в составе РФ, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Д. Наименования Республика Дагестан и Дагестан по Конституции равнозначны. Республика, говорится в Конституции, основана на единстве равноправных народов Д. - единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Д., являются антиконституционными. Государственными языками Д. являются русский язык и языки народов Д. (ст. 10 Конституции Д.). Столица - г. Махачкала.
В установлении основ конституционного строя Д. следует, в основном, положениям Конституции РФ. Однако некоторые моменты в Конституции Д. расходятся с федеральной Конституцией: например, Конституция Д. (ст. 11) предоставляет право приобретения гражданства Д. соотечественникам, проживающим за его пределами. Приобретение гражданства Д. соотечественниками не влечет приобретения ими гражданства РФ. если это не предусмотрено законодательством РФ. Получается, таким образом, что Д. принимает в свое гражданство иностранцев. Между тем прием иностранцев в гражданство РФ является прерогативой РФ. Республика не вправе делать это самостоятельно.
Согласно ст. 14 Конституции Д., земля, ее недра, внутренние воды, растительный и животный мир, леса, ресурсы континентального шельфа Каспийского моря, морской экономической зоны являются достоянием народа Д. Между тем согласно Конституции РФ к компетенции РФ относятся определение и защита статуса территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Таким образом, Конституция Д. не учитывает компетенцию РФ.
В ст. 65 Конституции Д. говорится, что действие федеральных законов и других правовых актов, противоречащих суверенным правам и интересам Д., может быть приостановлено на территории Д. Эти акты могут быть опротестованы в установленном законом порядке. Однако у республики нет права приостановления актов РФ, хотя она и может оспаривать их в Конституционном Суде РФ и в других федеральных органах.
Конституционное Собрание (КС) созывается в Д. для принятия новой Конституции Д., формирования Государственного Совета (ГС) и внесения в его состав изменений. КС также отрешает от должности Председателя ГС (в случае умышленного нарушения Конституции Д., законов Д., а также данной им присяги) или распускает Народное Собрание (НС) и назначает новые выборы. Состав КС - депутаты парламента Д. и представители административно-территориальных образований, избранные представительными органами местного самоуправления пропорционально числу депутатов парламента от каждой территории. КС созывается парламентом.
Представительным и законодательным органом государственной власти Д. является Народное Собрание - парламент Д. НС избирается на 4 года путем прямых выборов и состоит из 121 депутата. К его ведению относится: внесение изменений и дополнений в Конституцию Д., за исключением гл. 1, 2 и 10; принятие законов Д., внесение в них изменений и дополнений; определение совместно с ГС основных направлений внутренней и внешней политики Д.; утверждение границ Д., решение вопросов его административно-территориального устройства; дача согласия на назначение на должность Председателя Правительства Д.; назначение на должность и освобождение от должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Д., судей районных, городских судов; дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности Прокурора Д.; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов, Уполномоченного по правам человека; выдвижение обвинения против Председателя ГС, членов ГС для отрешения их от должности; решение вопроса о доверии Правительству Д.; утверждение государственного бюджета Д. и отчета о его исполнении; принятие республиканских программ социально-экономического развития Д.; рассмотрение вопросов национального развития и межнациональных отношений народов Д.; созыв КС и др.
ГС возглавляет исполнительную власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Д. ГС состоит из 14 человек и формирует КС. В состав ГС входят Председатель ГС, Председатель Правительства Д. в качестве заместителя Председателя ГС и другие лица, избранные КС с учетом многонационального состава населения республики. В состав ГС не может входить более одного представителя одной и той же национальности. Лица, входящие в состав ГС, но могут быть депутатами НС, членами Правительства Д., судьями высших судов Д. На время исполнения своих полномочий они приостанавливают свое членство в политических партиях и общественных объединениях.
ГС избирается на 4 года. За 30 дней до истечения этого срока созывается КС. Если при этом до истечения срока полномочий НС остается менее трех месяцев, выборы проводятся в течение 30 дней со дня созыва нового НС. На это время полномочия ГС сохраняются.
ГС выступает гарантом соблюдения Конституции, единства и территориальной целостности республики, законности и правопорядка, равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения соглашений и договоров, заключенных от имени Дагестана. ГС определяет совместно с НС основные направления внутренней и внешней политики Д.; назначает с согласия НС Председателя Правительства Д.; по предложению Председателя Правительства формирует Правительство Д., вносит в него изменения; представляет НС кандидатуры для назначения на должности судей в республике, предложение по кандидатуре на должность Прокурора Д.; принимает отставку Правительства, членов Правительства Д.; утверждает по предложению Председателя Правительства систему и структуру республиканских органов исполнительной власти; вводит чрезвычайное положение на территории Д. или в отдельных ее местностях с немедленным сообщением об этом НС, которое должно утвердить указ ГС; назначает референдумы; обеспечивает регулирование национальных, территориальных, межгосударственных отношений и др. Председатель ГС является главой республики. Председателем ГС может быть избран гражданин Д. не моложе 35 лет, проживший в Д. не менее 10 лет.
Председатель ГС осуществляет руководство деятельностью ГС, представляет Д. внутри страны и в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает договоры, иные соглашения от имени Дагестана, подписывает и обнародует законы Д., подписывает указы и постановления ГС, издает распоряжения, обращается к НС с ежегодными посланиями о положении республики, информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики, осуществляет иные полномочия.
Правительство Д. является исполнительно-распорядительным органом государственной власти. Правительство Д. ответственно перед ГС и НС. Вновь образованное Правительство представляет на рассмотрение ГС программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Согласно ст. 112 Конституции Д., судебную систему Д. составляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, районные, городские суды Д.
Конституционный Суд является высшим судебным органом по защите конституционного строя. Состоит из 5 судей. К его ведению относятся: дела о соответствии Конституции Д. республиканских законов, нормативных актов ГС, НС и Правительства Д., не вступивших в силу договоров Д., уставов административно-территориальных единиц, нормативных актов представительных органов власти и администраций городов и районов; споры о компетенции между органами государственной власти Д., а также между ними и органами местного самоуправления; проверка конституционности закона Д., примененного или подлежащего применению в конкретном деле (по жалобам на нарушения прав и свобод граждан и по запросам судов); толкование Конституции Д.; дача заключений о соответствии Конституции Д. законам и нормативным актам РФ по вопросам совместного ведения, а также договоров между органами государственной власти Д. и РФ, других субъектов РФ; дача заключения о наличии оснований для отрешения от должности Председателя ГС Д.
В Д. гарантируется местное самоуправление, осуществляемое гражданами через образуемые ими местные представительные органы власти, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
262.54 кб

Преступления против несовершеннолетних: региональный анализ (на материалах Республики Дагестан)

Эмирбекова Э. Э.
Читать PDF
201.48 кб

Тенденции преступности несовершеннолетних в республике Дагестан

Булатов И. Г.
Читать PDF
113.96 кб

Криминологический взгляд на проблему похищения женщин в республике Дагестан

Сердюкова Елена Владимировна
В статье приведен статистический анализ похищений женщин на территории Дагестана и предложены меры борьбы с рассматриваемыми преступлениями сотрудниками правоохранительных органов с учетом быта и нравов северокавказских народов.
Читать PDF
115.07 кб

Проблемы государственно-правового статуса Республики Дагестан в составе Российской Федерации

Гаджиахмедова Айшат Гаджиахмедовна
Республика Дагестан должна стать неотъемлемой частью неделимого правого (юридического) пространства в объединенном государстве России.
Читать PDF
155.35 кб

Субъекты противодействия экстремистской деятельности в Республике Дагестан и их полномочия

Азизова В. Т.
Рассматриваются проблемы определения круга субъектов противодействия экстремистской деятельности на законодательном уровне в Республике Дагестан, а также детализации их полномочий в рассматриваемой сфере.
Читать PDF
148.10 кб

Характеристика лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях Республики Дагестан

Дахаев М. М.
Читать PDF
140.32 кб

В Дагестан хотят нового лидера, желательно русского

Найденов Игорь
"Известия", М., 17 июня 2005 г.
Читать PDF
133.25 кб

Дагестан - россия, россия - Дагестан?

Садыки Магомед
"Власть", М., 2003 г., № 9, с. 9-14.
Читать PDF
359.79 кб

Республика Дагестан в конце XX начале XXI вв. : эволюция высшей государственной власти

Труженикова Людмила Анатольевна
В статье автор анализирует объективные предпосылки и причины принятия конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 гг.
Читать PDF
254.01 кб

Основной закон Республики Дагестан 1994 г. : исторические предпосылки разработки и принятия

Труженикова Людмила Анатольевна
В представленной статье автор анализирует исторические причины разработки и принятия Конституции Республики Дагестан 1994 г.
Читать PDF
173.84 кб

Проблемы молодежного экстремизма в Республике Дагестан

Магомедов Ибрагим Сайпутдинович
В статье показаны причины, способствующие проявлениям экстремизма среди молодежи путем распространения радикальных этноцентристских и религиозных взглядов, а также пути решения проблемы правового регулирования информационной безоп
Читать PDF
248.66 кб

6. 2. Особенности семейной женской преступности в Республике Дагестан

Ахмедханова Самира Телхатовна
В статье рассмотрена проблема жен-ской преступности в семье на современном этапе. Статья написана в рамках регионального исследо-вания.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная защита населения республики Дагестан: итоги последних лет

Эфендиев И. И.
Читать PDF
171.37 кб

Защита прав потребителей по Республике Дагестан

Нажалова А. О.
Читать PDF
0.00 байт

Терроризм — современная форма социальной агрессии. По материалам республики Дагестан

И.Г. Булатов, Т.А. Абакаров

Похожие термины:

  • Федерация профсоюзов Республики Дагестан

    образована в 1996 г., став правопреемницей Конфедерации независимых профсоюзов Дагестана. Ее членские организации - 13 республиканских организаций общероссийских профсоюзов, которые объединяют 187 г