Дебрифинг стресса критических инцидентов

Найдено 1 определение
Дебрифинг стресса критических инцидентов
Critical Incident Stress Debriefing - CISD - метод работы с последствиями коллективной психической травмы у сотрудников ПОО. Разработан американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году и получил широкое распространение. Психологический дебрифинг (или ДСКИ) как форма оказания помощи в кризисных ситуациях проводится с группами людей, совместно испытавших стрессовые или трагические события. Это могут быть группы, образованные по признаку профессиональной принадлежности, либо просто объединенные общностью пережитой ситуации. К 1996 году только в США было проведено свыше 12000 психологических дебрифингов для работников ПОО. В настоящее время в стране действуют более 400 организаций, обеспечивающих различные мероприятия в области стресс-менеджмента, включая дебрифинги. До 75% прошедших ДСКИ отмечают их высокую эффективность и полезность.
Цель ДСКИ - минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие посттравматических стрессовых расстройств (см. Постравматическое стрессовое расстройство). Эта цель достигается путем обмена впечатлениями и эмоциями («вентиляции»); когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного обмена чувствами в группе; мобилизации ресурсов для взаимной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.
ДСКИ проводится ведущим, который может иметь помощника. Процесс дебрифинга обычно включает 5-7 обязательных фаз, через которые проходит группа численностью до 8-12 человек.
А. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач и правил, снятие тревоги у участников по поводу необычности процедуры. Основными правилами, которых придерживаются как ведущие, так и участники, являются: а) не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то, чего они не захотят; б) соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или обсуждается в группе, предназначено только для группы и не выносится вовне; в) не допускать критических суждений в отношении другого: никто не должен рассматривать происходящее как «разбор» или «трибунал» - для них найдется другое место; г) каждый может говорить лишь о своих переживаниях, поступках (от первого лица), а не о чужих; д) участники предупреждаются о том, что могут вновь пережить отрицательные чувства, что естественно, т.к. речь идет о весьма болезненных вещах. Однако, задача ДСКИ как раз и состоит в том, чтобы научиться справляться с реальными негативными эмоциональными состояниями;
Б. Факты: каждый рассказывает о том, что происходило с ним: что он видел, где находился и что делал. Восстанавливается полная картина происшествия и хронология событий. Согласие относительно фактов способствует когнитивной организации опыта. Выражения эмоций на этой фазе допускать не следует.
В. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях на них. Очень важно припомнить самые первые впечатления, пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоциональные реакции. Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого-либо из участников. Каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания.
Г. Симптомы: обсуждаются актуальные эмоциональные, когнитивные и соматические проявления ПТСР, отмечаемые участниками изменения в восприятии своего «Я» и поведении. Каждый участник получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, отмечая и те симптомы, о которых, в силу различных причин, он не высказался.
Д. Образование (информирование): разъяснение участникам природы постстрессовых состояний как «нормальных реакций на экстремальную ситуацию»; обсуждение вариантов и способов преодоления имеющих место и возможных в будущем отрицательных психологических последствий.
Е. «Закрытие прошлого» и новое начало: подводится своеобразный итог под тем, что было пережито. Прошлое нельзя просто забыть, оно требует активного к себе отношения с тем, чтобы найти в себе силы для новой жизни. Ритуалы «закрытия прошлого» выработаны в культуре (поминовения, годовщины, посещения мест, связанных с событиями и пр.), однако они предполагают и собственное творческое участие: например, многие из переживших катастрофу посвящают себя тому, чтобы помочь избежать новых катастроф или уменьшить их последствия, используют свой опыт при оказании помощи, участвуют в деятельности добровольных спасательных бригад и т.п. Формально процедура ДСКИ завершается вопросами участников к ведущим, советами, как себя вести в будущем. Окончание ДСКИ всегда специально акцентируется («подводится черта»). Ведущий разъясняет, что в случаях, если состояние не улучшится в ближайшие шесть недель или начнет внезапно ухудшаться, если появятся затруднения при выполнении привычной работы или понизится работоспособность следует немедленно обратиться за помощью к специалисту.
(И.О. Котенев)
Литература: Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М., 1992; Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях . - М., 1995.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама