ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1789) — правовой документ периода Великой французской революции, который оказал огромное воздействие на изменение общественной ситуации во многих странах, на борьбу с феодально-абсолютистскими порядками, основанными на привилегиях правящих сословий, произволе и беззаконии чиновников, отсутствии гарантий неприкосновенности личности и имущества. Революция выдвинула принципы равенства, братства, справедливости, на которых должно формироваться новое общество, утвердившееся после победы революции. Содержание Декларации отразило гуманистические идеи эпохи Просвещения — свободу, равенство, народный суверенитет, общественный договор, авторитет закона, права человека. Политико-правовые и нравственные воззрения Вольтера, Монтескье, Руссо явились тем фундаментом, на котором развивалось свободомыслие, непримиримость к произволу и к абсолютизму, преклонение перед законом и неотъемлемыми неотчуждаемыми правами человека, стремление к «общему благу». В преамбуле Декларации отмечается, что «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Иными словами, только соблюдение прав человека может предотвратить общественные бедствия и обеспечить нормальную жизнь общества. Поэтому представители французского народа, образовав Национальное собрание, «...приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека», чтобы действия законодательной и исполнительной власти соответствовали цели политического института, чтобы требования граждан, основанные на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению конституции и всеобщему благу. Статья 1 провозглашает, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», ст. 2 — что «цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Декларация излагает права человека в формулировках, являющихся непревзойденными по ясности и четкости и до настоящего времени: «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом» (ст. 11); «Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного » (ст. 8); «поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом» (ст. 9). Статья 4 Декларации впервые формулирует принцип, вошедший в современные конституции многих стран мира и международное законодательство о правах человека: «свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вред другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». Пределы свободы выражены и в ст. 5: «Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом ». Четко и лаконично закреплены гарантии неприкосновенности личности и ее имущества. Декларация, основанная на идеях естественно- правовой доктрины, признает и подчеркивает роль государства в обеспечении гарантий прав человека: «Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена» (ст. 12). Соответственно «общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности» (ст. 15). Статья 16 выражает по сути важнейшие принципы правового государства — обеспечение гарантий прав человека и разделение властей: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции», т.е. правовой организации. Лит.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998. С. 32—34. ЕА. Лукашева

Источник: Юридическая энциклопедия

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Declaration des droits de lhomme et du citoyen) – акт французской буржуазной революции конца 18 в., принятый Учредительным собранием 26 августа 1789 г. и включенный позднее в конституцию 1791 г., как ее вводная часть. Отражая передовые идеи буржуазных мыслителей 17–18 вв. (Руссо, Монтескье и др.), Д. сыграла значительную роль в борьбе против феодализма, в распространении и укреплении основных принципов буржуазного-общественного строя и буржуазной государственности. Декларация исходила из признания «естественных, неотчуждаемых и священных» прав человека. В качестве естественных прав Д. называла свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Классовая сущность Д. особенно отчетливо проявилась в провозглашении частной собственности «естественным» правом, а также в том, что, закрепляя эту основу буржуазных общественных отношений, Д. объявила собственность неприкосновенным и священным правом индивида. Д. провозглашала также «равенство в правах», объявляя его прирожденным свойством человека, но под равенством она понимала формальное равенство граждан перед законом, т. е. отмену феодального сословного права. В Д. выражены основные принципы формальной: буржуазной демократии. Она провозглашала народный суверенитет, заявляя, что источник верховной власти покоится в нации; она объявила, что закон должен быть выражением общей воли и что все граждане имеют право лично или через представителей участвовать в издании законов. Все это не помешало Учредительному собранию, в явном противоречии с Д., принять конституцию, в которой граждане делились на «активных», обладающих избирательными правами, и «пассивных», лишенных прав участвовать в выборах за отсутствием имущественного ценза. В борьбе с абсолютизмом (см.), при котором вся власть была сосредоточена в руках короля, Д. объявила необходимым также разделение властей и подотчетность представителей администрации. Д. провозгласила буржуазно-демократические свободы: неприкосновенность личности, свободу слова и печати, религиозную свободу. О свободе собраний и союзов Д. не упоминала. О ней говорилось только в тексте Конституции 1791 г. Однако законом Ле-Ша-пелье в том же 1791 (ч были запрещены собрания и союзы рабочих одной и той же профессии под тем лицемерным предлогом, что допущение их было бы возвращением к феодальной цеховой системе.
Выдвигая новые, буржуазные принципы в уголовном праве в разрез с феодальной практикой, Д. провозглашала, что никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, установленного и обнародованного до совершения преступления.
Д. сопровождала провозглашение свобод весьма существенными оговорками, ссылками на границы этих свобод, предусмотренные законом. Свобода предоставлялась гражданам лишь в пределах, указанных законом, лишь постольку, поскольку осуществление свободы не нарушало «порядка», установленного законом. К Д. применимы полностью меткие слова К. Маркса, сказанные по поводу французской конституции 1848 г.: «Каждый параграф конституции содержит в самом себе свою собственную противоположность, свою собственную верхнюю и нижнюю палату: свободу – в общей фразе, упразднение свободы – в оговорке» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8, стр. 335).
Д. 1789 г. была, несомненно, документом прогрессивного значения, являясь идеологическим оружием буржуазии в ее борьбе против феодального строя. Однако провозглашенные в ней принципы имели чисто формальный характер и могли привести и привели в своем осуществлении лишь к закреплению капиталистической эксплуатации и политического господства буржуазии. При этом буржуазия, овладев политической властью, стала всячески ограничивать или даже отменять положения, выдвинутые ею во время борьбы за политическое господство и закрепленные в Д. В эпоху империализма буржуазия открыто поворачивает от демократии к реакции, бесцеремонно отбрасывает и попирает даже те ограниченные и урезанные права и «свободы», которые были закреплены в таких документах, как Д., и устанавливает в ряде стран фашизм (гитлеровская Германия, фашистские Италия и Испания и др.).
Характеризуя отношение современной буржуазии к буржуазно-демократическим свободам, И. В. Сталин в речи на XIX съезде партии говорил: «Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой „свободы личности", – права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт» («Речь на XIX съезде партии» 1952, стр. 7).

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Похожие термины:

  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г

    важнейший политико-правовой акт Великой французской революции 1789-1794гг. В соответствии с преамбулой Конституции Франции 1958 г. является составной ее частью (в широком смысле). Историческое значение
  • Декларация прав человека и гражданина 1793 г

    принята Конвентом во Франции, отличалась большим демократизмом и революционностью по сравнению с одноименной Декларацией 1789 г. В ней провозглашалось, что целью общества является общее счастье, и