фр. denonciation - уведомление) - официальный отказ от договора, его прекращение. Официальный отказ от договора одной из сторон может быть заявлен с момента истечения срока договора.
ДЕНОНСАЦИЯ
ДЕНОНСАЦИЯ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Денонсация
(от франц. denouncer- объявлять, расторгать) – отказ государства от двустороннего (или выход из многостороннего) международного договора с предупреждением, сделанным в порядке и сроки, предусмотренные в самом международном договоре.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Денонсация
отказ государства от двустороннего (или выход из многостороннего) международного договора с предупреждением, сделанным в порядке и сроки, предусмотренные в самом международном договоре. Кроме заключаемых международных договоров, содержащих условия о возможности их денонсации, есть международные договоры, предусматривающие запрещение их денонсации при определенных обстоятельствах или в какое бы то ни было время. Денонсация многосторонних договоров имеет силу только для того государства, которое его денонсировало; между другими его участниками договор продолжает действовать.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ДЕНОНСАЦИЯ
обусловленное предварительным соглашением сторон заявление одного государства другому о прекращении действующего между ними международного договора (см.). Условия Д., как правило, указываются в самом международном договоре. Вопрос о том, какому органу в государстве принадлежит право Д. международных договоров, разрешается внутренним законодательством страны. В СССР по Закону о порядке ратификации и денонсации международных договоров от 20 августа 1938 г. Д. международных договоров производится Президиумом Верховного Совета СССР. В многосторонних договорах Д. влечет за собой прекращение действия договора только для денонсирующей стороны. Мирные договоры не содержат постановлений о Д.
Источник: Советский юридический словарь
Денонсация
Отказ от договора. Существуют различные способы установления порядка денонсации. Так, в договоре может быть предусмотрено, что если за определенный период до истечения обусловленного в соглашении срока ни одна из сторон не сделает письменного заявления о своем желании отказаться от соглашения, оно будет оставаться в силе и после наступления срока, на который оно было заключено. В лицензионных соглашениях денонсация может быть произведена в случае, если в форс-мажорной оговорке имеется указание о том, что при действии обстоятельств форс-мажора в течение более установленного в соглашении срока другая сторона имеет право отказаться от выполнения условий соглашения. Применяется при торговле лицензиями.
ДЕНОНСАЦИЯ
официально оформленный отказ государств от ранее заключенного международного договора. Возможность д. договора обычно предусматривается в нем самом. Право д. закрепляется, как правило, за парламентом государства в его конституции. Процедура д. устанавливается законом.
В Российской Федерации согласно ее Конституции (см., например, ст. 106) ратификация и д. международных договоров РФ осуществляется федеральным законом, поэтому данный вопрос относится к компетенции обеих палат российского парламента – Федерального Собрания РФ, т. е. Государственной Думы и Совета Федерации.
Федеральный закон от 16 июня 1995 г. (ред. от 12 марта 2014 г.) «О международных договорах Российской Федерации» использует более широкое понятие – он говорит о прекращении международных договоров РФ или о приостановлении их действия. Д. рассматривается в Законе как один из видов прекращения договора. Например, в ч. 1 ст. 37 Закона говорится: «Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международного договора Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации».
Если решение о согласии на обязательность международного договора РФ принималось в форме федерального закона (иначе говоря, если договор ратифицировался парламентом), предложение о прекращении или приостановления действия такого договора вносится в Государственную Думу Президентом или Правительством РФ. Предложение должно содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его прекращения или приостановления его действия, а также оценку возможных финансовоэкономических и иных последствий такого шага. Если предложение внесено иным субъектом права законодательной инициативы, оно направляется Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. Предложение рассматривается по правилам законодательного процесса сначала в Государственной Думе, далее в Совете Федерации.
Принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон о прекращении (в том числе о д.) или приостановлении действия международного договора направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.
Прекращение и приостановление действия международных договоров межведомственного характера производится федеральными органами исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, по согласованию с МИД РФ, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ и с разрешения Правительства РФ. По договорам, имеющим большое значение для РФ, решение может принять само Правительство РФ. Это решение окончательно, т. е. д. парламентом таких договоров не осуществляется.
Последствия: прекращение (в том числе д.) договора освобождает РФ от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения; приостановление действия договора освобождает РФ от обязательства выполнять его в течение соответствующего периода времени и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения РФ с другими участниками договора.
В Российской Федерации согласно ее Конституции (см., например, ст. 106) ратификация и д. международных договоров РФ осуществляется федеральным законом, поэтому данный вопрос относится к компетенции обеих палат российского парламента – Федерального Собрания РФ, т. е. Государственной Думы и Совета Федерации.
Федеральный закон от 16 июня 1995 г. (ред. от 12 марта 2014 г.) «О международных договорах Российской Федерации» использует более широкое понятие – он говорит о прекращении международных договоров РФ или о приостановлении их действия. Д. рассматривается в Законе как один из видов прекращения договора. Например, в ч. 1 ст. 37 Закона говорится: «Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международного договора Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации».
Если решение о согласии на обязательность международного договора РФ принималось в форме федерального закона (иначе говоря, если договор ратифицировался парламентом), предложение о прекращении или приостановления действия такого договора вносится в Государственную Думу Президентом или Правительством РФ. Предложение должно содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его прекращения или приостановления его действия, а также оценку возможных финансовоэкономических и иных последствий такого шага. Если предложение внесено иным субъектом права законодательной инициативы, оно направляется Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. Предложение рассматривается по правилам законодательного процесса сначала в Государственной Думе, далее в Совете Федерации.
Принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон о прекращении (в том числе о д.) или приостановлении действия международного договора направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.
Прекращение и приостановление действия международных договоров межведомственного характера производится федеральными органами исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, по согласованию с МИД РФ, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ и с разрешения Правительства РФ. По договорам, имеющим большое значение для РФ, решение может принять само Правительство РФ. Это решение окончательно, т. е. д. парламентом таких договоров не осуществляется.
Последствия: прекращение (в том числе д.) договора освобождает РФ от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения; приостановление действия договора освобождает РФ от обязательства выполнять его в течение соответствующего периода времени и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения РФ с другими участниками договора.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.