ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Депутатский запрос
это одна из форм контроля представительного органа за деятельностью подотчетных ему органов, реализующаяся в обращении депутата представительного органа к органу государственного управления или к должностному лицу с требованием о предоставлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции данного представительного учреждения. В России возможен как запрос, принимаемый большинством голосов от общего числа депутатов палаты, так и индивидуальный запрос депутата. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать на него ответ либо в устной форме на заседании палаты, либо в письменной форме в течение 15 дней.

Источник: Большой юридический словарь

ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ
обращение депутата представительного органа к органу государственного управления или должностному лицу с требованием предоставить информацию и разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции .данного представительного учреждения. Одна из форм контроля. Согласно ст. 13 ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать на него ответ в устной (на заседании соответствующей палаты парламента) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный палатой срок.

Источник: Большой юридический словарь

Депутатский запрос
1) требование депутата к государственным или муниципальным органам, их должностным лицам, к предприятиям, организациям, учреждениям о даче разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию и имеющим общественное значение; 2) заявленное предварительно или на сессии местного кенеша требование депутата к главе местного самоуправления, его заместителю, исполнительному аппарату, к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории аила или города, независимо от форм собственности решить вопрос, дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, имеющим общественное значение и относящимся к ведению местного кенеша.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
англ. deputys enquiry) – в РФ обращение депутатов законодательного (представительного) органа Федерации, субъектов Федерации, выборных органов местного самоуправления к органам исполнительной власти или должностным лицам с просьбой о предоставлении информации и разъяснений, относящихся к их деятельности. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания» в ред. 1999 г. устанавливает право депутата (группы депутатов) обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
Д.з. – одна из форм парламентского контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
обращение депутата представительного органа к органу государственного управления или к должностному лицу с требованием о предоставлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции данного представительного учреждения. Д.з. является одной из форм контроля представительного органа за деятельностью подотчетных ему органов. В настоящее время в РФ государственно-правовой институт Д.з.
регулируется нормами Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. Согласно ст. 13 указанного Закона, орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать на него ответ в устной (на заседании соответствующей палаты парламента) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой, срок.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
в РФ обращение депутатов законодательного (представительного) органа Федерации, субъектов Федерации, выборных органов местного самоуправления к органам исполнительной власти или должностным лицам с просьбой о предоставлении информации и разъяснений, относящихся к их деятельности. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » в ред. 1999 устанавливает право депутата (группы депутатов) обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Запрос вносится на заседании Государственной Думы в письменной форме. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой, срок. Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на запрос оглашаются председательствующим на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов иным путем. Д.з. — одна из форм парламентского контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц. ТС. Румянцева

Источник: Юридическая энциклопедия

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
обращенное к определенным органам или должностным лицам предложение (требование) депутата предоставить информацию по тому или иному вопросу, находящемуся в компетенции представительного органа, в который входит депутат. Д.з. вносится на заседании представительного органа; ответ адресуется не депутату - автору Д.з., а представительному органу.
Запрос - средство привлечь внимание представительного органа, как правило, к злободневной проблеме. Запрос отличается от депутатского обращения, ответ на которое дается органом, должностным лицом только депутату. В отличие от вопросов, которые депутаты задают по обсуждаемому на заседании представительного органа пункту повестки дня, либо вопросов, которые они заранее передают соответствующим должностным лицам, запросы, как правило, не связаны с повесткой дня данного заседания. Единственное условие - они должны быть в рамках компетенции представительного органа.
Депутат вносит Д.з. как в письменной, так и в устной форме. Для его оглашения депутат получает слово на заседании. Письменный Д.з. может быть оглашен как самим депутатом, так и председательствующим, которому депутат передал запрос.
Ответ на Д.з. представляется в срок, указанный в законе, регламенте представительного органа либо установленный представительным органом для данного Д.з., в устной или письменной форме. В устной - путем выступления на заседании представительного органа соответствующего должностного лица. Письменный ответ оглашается на заседании соответствующим должностным лицом либо председательствующим или доводится до сведения депутатов иным путем.

Источник: Энциклопедия юриста

ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ
обращенное к определенным органам или должностным лицам предложение (требование) депутата дать информацию по тому или иному вопросу, входящему в компетенцию представительного органа, в который входит депутат. 3. д. вносится на заседании представительного органа; ответ адресуется не депутату - автору 3. д., а представительному органу.
3. д. - средство, с помощью которого депутат привлекает внимание представительного органа, как правило, к злободневной, но не решаемой проблеме. 3. д. отличается от депутатского обращения, ответ на которое дается органом, должностным лицом самому депутату. В отличие от вопросов, которые депутаты задают по обсуждаемому на заседании представительного органа пункту повестки дня и на которые тут же получают ответы, 3. д., как правило, не связаны с повесткой дня данного заседания. Единственное условие - они должны быть в рамках компетенции представительного органа.
Депутат вносит 3. д. как в письменной, так и в устной форме. Для оглашения 3. д. в устной форме депутат получает слово на заседании представительного органа. Письменный 3. д. может быть оглашен как самим депутатом, так и председательствующим на заседании, которому депутат передает 3. д.
Ответ на 3. д. представляется в срок, указанный в законе, регламенте представительного органа либо установленный представительным органом для данного 3. д. Ответ на 3. д. дается в устной или письменной форме. В палатах Федерального Собрания РФ наряду с запросом соответственно члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможен и так называемый Парламентский запрос (П. з.). Он направляется не от имени отдельных парламентариев, а от всей палаты. Адресуется Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, другим высшим должностным лицам. Ответ на П. з. дается палате. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ
обращенное к определенным органам или должностным лицам письменное предложение депутата дать информацию по тому или иному вопросу, входящему в компетенцию представительного органа, в который входит депутат. В конституционноправовом регулировании з.д. в законодательстве Российской Федерации можно наблюдать определенные трансформации: ранее з.д. был средством депутата привлечь внимание к проблеме не только тех, к кому он обращался с запросом, но и самого представительного органа власти, его палаты, поскольку ответ на з.д. давался не только депутату, но и в целом представительному органу, палате. Однако со временем наряду с понятием з.д. появилось и понятие парламентского запроса, который исходит уже не от конкретного депутата, а в целом от представительного органа, его палаты. Соответственно ответ за з.д. теперь дается только депутату, а ответ на парламентский запрос – представительному органу, палате.
Такая концепция отражена, в частности, в Федеральном законе 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Он содержит статью 13 «Парламентский запрос» и статью 14 «Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)». Согласно ст. 14 член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ, Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
Парламентский запрос имеет тех же адресатов, но принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания в порядке, установленном регламентами палат. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания, от имени которой был направлен парламентский запрос.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
3.76 мб

Способен ли депутатский запрос быть средством парламентского контроля?

Краснов Михаил Александрович
В статье рассматривается предназначение депутатского запроса как контрольной функции органа законодательной власти, его регулирование в российском законодательстве, соотношение запроса как формы деятельности депутата Государственн
Читать PDF
247.59 кб

К вопросу, о проблемах реализации депутатских запросов в Российской Федерации

Михайлова Наталия Николаевна
В статье проводится анализ законо-дательства, регулирующего осуществление депу-татского запроса (начиная с 1905 года), обознача-ются проблемы реализации этой формы парламент-ского контроля и предлагаются пути их решения.

Похожие термины:

  • ЗАПРОС ПАРЛАМЕНТСКИЙ И ДЕПУТАТСКИЙ

    обращение представительного органа власти или отдельного депутата к должностным лицам или государственным учреждениям с требованием о предоставлении информации или разъяснений по вопросам, от