Доступ к информации

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
1) согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149-ФЗ, – возможность получения информации и ее использования; 2) согласно ГОСТ Р 50922– 96 «Защита информации. Основные термины и определения», – получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе с помощью технических средств.

Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Доступ к информации
это возможность получения информации, в том числе и с целью её дальнейшего использования. Доступ представляет собой специальный тип взаимодействия между субъектом и объектом информационного обмена, в результате которого создается поток информации от одного к другому. Доступ у информации предполагает получение субъектом возможности ознакомления с информацией, включая возможности её обработки, в частности, копирования, модификации или уничтожения, в том числе при помощи технических средств. Представление субъекту некоторых прав доступа к информационному обмену называется авторизацией. В сфере защиты государственных секретов понятие «доступ к секретной информации» трактуется как санкционированный процесс ознакомления с секретной информацией физического лица, имеющего допуск к такой секретной информации.[25-29,38]

Источник: Словарь-справочник по информационной безопасности для парламентской ассамблеи ОДКБ. — СПб. СПИИРАН. 2014

Доступ к информации
возможность получения информации и ее использования.
Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".
Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или, по общему правилу, в судебном порядке).
В административном порядке защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах, - через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган - ранее в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ (см.: Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" // САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 74).
В судебном порядке лицо может выбрать любой способ защиты нарушенного права через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.

Источник: Большой юридический словарь

Доступ к информации
возможность получения информации и ее использования. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В целях охраны прав на доступ к информации необходимо законодательное установление оснований для разрешения коллизий при реализации прав на информацию и права на «тайну». Необходимо определение в законе механизма доступа к открытой информации и создание единой системы ответственности за правонарушения в информационной сфере. Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или, по общему правилу, в судебном порядке). В административном порядке — защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах — через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган. В судебном порядке — лицо может выбрать любой способ защиты нарушенного права через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве. Виды доступа к информации — это обязательное доведение информации до всеобщего сведения; свободный доступ; сообщение информации для всеобщего сведения; предоставление информации по запросу (может быть платным). Первые три вида можно объединить более общим понятием: распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. В свою очередь, предоставление информации – это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» расширил перечень видов доступа к информации следующим образом:
- обнародование (опубликование);
– размещение информации в сети Интернет, в помещениях, и в иных отведенных для этих целей местах;
- ознакомление пользователей информацией с информацией через библиотечные и архивные фонды;
- присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных органов власти;
- предоставление пользователям информацией по их запросу информации;
- другими способами. В целях охраны прав на доступ к информации необходимо законодательное установление оснований для разрешения коллизий при реализации прав на информацию и права на «тайну». Конституция РФ закрепляет право свободного доступа к информации, поэтому государственное управление в информационной сфере осуществляется всеми ветвями власти. Общее управление осуществляют:
- Федеральное Собрание РФ;
- Президент РФ;
- Правительство;
- суды;
- Совет Безопасности.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
7.13 мб

Право граждан на доступ к информации

Быкова А.Г., Петрова Ю.Г.
В статье раскрывается содержание понятия «право граждан на доступ к информации » и проанализированы особенности получения гражданами Российской Федерации информации.
Читать PDF
425.58 кб

Доступ к информации: правовые гарантии

Терещенко Людмила Константиновна
Статья посвящена вопросам правового регулирования доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и муниципальных органов.
Читать PDF
194.35 кб

Право на доступ к экологической информации

Мисник Галина Анатольевна
Читать PDF
81.72 кб

Проблемы защиты информации ограниченного доступа

Ковалев Юрий Викторович
Читать PDF
1.38 мб

Принципы защиты информации ограниченного доступа

Казыханов Артём Азаматович, Байрушин Фёдор Тимофеевич
В статье поднимается проблема защиты информации ограниченного доступа, рассматриваются основные угрозы для документов конфиденциального характера и способы противодействия этим угрозам.
Читать PDF
177.49 кб

Доступ к правовой информации: коллизионные проблемы

Червяковский Александр Владимирович
Читать PDF
63.58 кб

Право граждан России на доступ к правовой информации

Тимербаев Т. А.
В статье рассматривается актуальная проблема современности доступ граждан России к правовой информации.
Читать PDF
232.98 кб

Конституционные гарантии права на доступ к информации

Валитова Л. И.
Рассматриваются основные гарантии права граждан на информацию, закрепленные в Конституции РФ, в федеральном законодательстве и подзаконных актах. Особое внимание уделено недостаткам в системе гарантий прав человека и гражданина.
Читать PDF
302.20 кб

Доступ к информации в России: проблемы и противоречия

Гасумова Светлана Евгеньевна
В статье выявлен ряд противоречий в обеспечении гражданам доступа к информационным ресурсам социальной сферы в России, не позволяющих эффективно использовать возможности информационных технологий в оптимизации жизнедеятельности.
Читать PDF
218.94 кб

О проблеме доступа к информации о деятельности судов РФ

Филиппов М. Н.
В данной статье рассматривается проблема доступа в научных целях к архивным делам в судах Российской Федерации.
Читать PDF
271.16 кб

Вопросы систематизации информации ограниченного доступа

Камалова Гульфия Гафиятовна
В условиях наблюдающейся тенденции расширения состава видов информации ограниченного доступа, охраняемых федеральным законом, настоятельно требуется их систематизация.
Читать PDF
118.83 кб

Правовое регулирование доступа к экологической информации

Слепенкова О. А.
Рассматриваются вопросы усовершенствования механизмов сбора информации о состоянии окружающей среды, в частности, обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную инфо
Читать PDF
142.28 кб

Опыт Канады в правовом регулировании доступа к информации

Мельничук Мария Александровна
Задача - В статье рассматриваются вопросы правового регулирования доступа к информации в Канаде.
Читать PDF
188.61 кб

Правовые аспекты защиты информации с ограниченным доступом

Ельчанинова Н. Б.
Читать PDF
4.75 мб

Право на доступ к информации о деятельности органов власти

Колобаева Наталья Евгеньевна
Статья посвящена анализу различных форм и способов реализации права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Похожие термины:

  • Виды доступа информации

    обязательное доведение информации до всеобщего сведения; свободный доступ сообщения информации для всеобщего сведения; предоставление информации по запросу (может быть платным). В целях охраны п
  • ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

    предоставление гражданам возможности получать информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, различных публичных учреждений. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ зап
  • ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

    согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149-ФЗ, – порядок, устанавливаемый федеральными законами в целях защиты основ конституцио
  • Информация с ограниченным доступом

    сведения составляющие, государственную тайну, служебную тайну, ноу-хау, коммерческую тайну, персональные данные. Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками: а) доступ огран
  • Несанкционированный доступ к информации

    это процесс, нарушающий принятые или установленные обладателем информации правила разграничения доступа к ней, следствием которого могут быть утечка, искажение, разрушение, уничтожению, блокиро
  • НЕПРАВОМЕРНЫЙ ДОСТУП К КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

    нарушение установленного законодательством порядка доступа, использования и распоряжения компьютерной информацией, что повлекло за собой ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копиров
  • НЕПРАВОМЕРНОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

    согласно Федеральному закону «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485–1, – действия, ограничивающие доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и
  • ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА

    деятельность, направленная на предотвращение получения защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником прав или правил дос
  • ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ

    ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации (
  • Доступность информации о деятельности муниципальных служащих

    принцип муниципальной службы, предполагающий гласность и прозрачность муниципальной службы для местного сообщества, доступность общественному контролю, активное информирование местного сообщ