1) согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149-ФЗ, – возможность получения информации и ее использования; 2) согласно ГОСТ Р 50922– 96 «Защита информации. Основные термины и определения», – получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе с помощью технических средств.
Доступ к информации
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Доступ к информации
это возможность получения информации, в том числе и с целью её дальнейшего использования. Доступ представляет собой специальный тип взаимодействия между субъектом и объектом информационного обмена, в результате которого создается поток информации от одного к другому. Доступ у информации предполагает получение субъектом возможности ознакомления с информацией, включая возможности её обработки, в частности, копирования, модификации или уничтожения, в том числе при помощи технических средств. Представление субъекту некоторых прав доступа к информационному обмену называется авторизацией. В сфере защиты государственных секретов понятие «доступ к секретной информации» трактуется как санкционированный процесс ознакомления с секретной информацией физического лица, имеющего допуск к такой секретной информации.[25-29,38]
Доступ к информации
возможность получения информации и ее использования.
Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".
Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или, по общему правилу, в судебном порядке).
В административном порядке защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах, - через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган - ранее в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ (см.: Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" // САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 74).
В судебном порядке лицо может выбрать любой способ защиты нарушенного права через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.
Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".
Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или, по общему правилу, в судебном порядке).
В административном порядке защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах, - через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган - ранее в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ (см.: Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" // САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 74).
В судебном порядке лицо может выбрать любой способ защиты нарушенного права через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.
Источник: Большой юридический словарь
Доступ к информации
возможность получения информации и ее использования. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В целях охраны прав на доступ к информации необходимо законодательное установление оснований для разрешения коллизий при реализации прав на информацию и права на «тайну». Необходимо определение в законе механизма доступа к открытой информации и создание единой системы ответственности за правонарушения в информационной сфере. Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или, по общему правилу, в судебном порядке). В административном порядке — защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах — через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган. В судебном порядке — лицо может выбрать любой способ защиты нарушенного права через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве. Виды доступа к информации — это обязательное доведение информации до всеобщего сведения; свободный доступ; сообщение информации для всеобщего сведения; предоставление информации по запросу (может быть платным). Первые три вида можно объединить более общим понятием: распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. В свою очередь, предоставление информации – это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» расширил перечень видов доступа к информации следующим образом:
- обнародование (опубликование);
– размещение информации в сети Интернет, в помещениях, и в иных отведенных для этих целей местах;
- ознакомление пользователей информацией с информацией через библиотечные и архивные фонды;
- присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных органов власти;
- предоставление пользователям информацией по их запросу информации;
- другими способами. В целях охраны прав на доступ к информации необходимо законодательное установление оснований для разрешения коллизий при реализации прав на информацию и права на «тайну». Конституция РФ закрепляет право свободного доступа к информации, поэтому государственное управление в информационной сфере осуществляется всеми ветвями власти. Общее управление осуществляют:
- Федеральное Собрание РФ;
- Президент РФ;
- Правительство;
- суды;
- Совет Безопасности.
- обнародование (опубликование);
– размещение информации в сети Интернет, в помещениях, и в иных отведенных для этих целей местах;
- ознакомление пользователей информацией с информацией через библиотечные и архивные фонды;
- присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных органов власти;
- предоставление пользователям информацией по их запросу информации;
- другими способами. В целях охраны прав на доступ к информации необходимо законодательное установление оснований для разрешения коллизий при реализации прав на информацию и права на «тайну». Конституция РФ закрепляет право свободного доступа к информации, поэтому государственное управление в информационной сфере осуществляется всеми ветвями власти. Общее управление осуществляют:
- Федеральное Собрание РФ;
- Президент РФ;
- Правительство;
- суды;
- Совет Безопасности.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.