экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики.
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (ЕЭП)
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
территория, в пределах которой применяются общие подходы к регулированию гражданских, финансовых и банковских отношений, используются единые стандарты в сфере экономики, учета и статистики, существуют экономически и социально оправданное разделение труда и скоординированное развитие институциональных структур, общая платежная система, обеспечивается свобода экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Может совпадать с государственными границами либо распространяться на территорию ряда государств (Европейский Союз). Государственные гарантии единства экономического пространства рассматриваются в качестве одной из основ конституционного строя РФ. Создание единого экономического пространства — одна из целей региональной политики России, направление сотрудничества государств — членов СНГ. ТА. Васильева
Источник: Юридическая энциклопедия
Единое экономическое пространство
территория нескольких государств, которые в соответствии с многосторонним договором осуществляют у себя единую экономическую политику и образуют Экономический Союз.
Проведение единой экономической политики предполагает:
1)совместную разработку перспективных прогнозов экономического и социального развития Союза, формирование и реализацию крупных программ общесоюзной
значимости;
2)реализацию согласованной кредитноденежной и валютной политики; использование единой валюты в пределах единого экономического пространства; недопущение ограничений на движение денежных ресурсов внутри Союза;
3)разработку и введение единых таможенных правил; недопущение использования квот, ограничений или таможенных
барьеров;
4)регулирование цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми субъектами
Экономического Союза;
5)разработку единой стратегии внешнеэкономической политики;
6)разработку и осуществление мер по обеспечению экологической безопасности
населения;
7)разработку и осуществление мер по реализации политики в сфере социальной защиты и обеспечения граждан;
8)организацию единой патентной и метрологической служб; службы единого времени, мер и весов, установление общесоюзных и внедрение международных стандартов, организацию общесоюзной статистики и единой системы бухгалтерского учета;
9)управление теми сферами деятельности и целевыми программами, которые по своему характеру требуют единого в масштабах Союза руководства (оборона, единая энергетическая система, космос и др.)
Основным принципом функционирования ЕЭП является обеспечение четырех свобод — перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств — участников. Новшеством, относящимся исключительно к данному интеграционному объединению на постсоветском пространстве, является то, что предполагается создание органов ЕЭП на основе межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий государств — участников единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего. Метод наднационального развития является весьма прогрессивным, в частности он взят на вооружение в ЕС.
Единое экономическое пространство не должно стать копией Евразийского экономического сообщества (см. Евразийское экономическое сообщество), однако действия двух этих объединений необходимо тщательно сверять. Направление деятельности ЕЭП и ЕврАзЭС в принципе совпадает. У этих структур одна технология продвижения по этапам: сначала — создание зоны свободной торговли, таможенного союза, единого экономического пространства, затем — формирование согласованной инвестиционной и бюджетной политики. Развитие ЕврАзЭС и ЕЭП органично вписывается в тезис о многоуровневой и разноскоростной интеграции в рамках СНГ.
Необходимость экономической интеграции в современных условиях диктует происходящий в мире процесс глобализации, а для всех государств Содружества наиболее перспективной представляется углубление интеграции именно на постсоветском пространстве. Глобализация ставит перед всеми государствами СНГ острые проблемы экономического реформирования. Прежде всего речь идет об изменении структуры товарного производства, продукция которого должна стать конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Формирование разнообразного и мобильного рынка ЕЭП будет невозможно без глубоких изменений в транспортно-коммуникационной сфере. Прежде всего, речь идет об обеспечении оптимальной загрузки национальных транспортных систем, для чего нужна согласованная тарифная политика. Совместных решений требуют вопросы обеспечения топливно — энергетических потребностей государств ЕЭП, в особенности учитывая, что по мере развития экономик четырех стран они будут только возрастать. Особое внимание следует уделить разработке и реализации программы создания общего аграрного рынка. В рамках общего рынка СНГ могут быть сформированы условия для высокой капитализации национальных экономик, создания сильных транснациональных компаний.
Просматривается стремление отдельных стран Содружества обособленно включиться в процессы глобализации. Значительные ресурсы (в первую очередь энергетические) были направлены на зарубежные рынки в обмен на предметы потребления. Фактически новые независимые государства превращались в пассивных, ведомых участников мирового хозяйства. И сейчас сохраняется тенденция к закреплению СНГ в качестве топливно-сырьевого придатка постиндустриального сегмента мирового хозяйства.
А. Д. Асеев
Проведение единой экономической политики предполагает:
1)совместную разработку перспективных прогнозов экономического и социального развития Союза, формирование и реализацию крупных программ общесоюзной
значимости;
2)реализацию согласованной кредитноденежной и валютной политики; использование единой валюты в пределах единого экономического пространства; недопущение ограничений на движение денежных ресурсов внутри Союза;
3)разработку и введение единых таможенных правил; недопущение использования квот, ограничений или таможенных
барьеров;
4)регулирование цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми субъектами
Экономического Союза;
5)разработку единой стратегии внешнеэкономической политики;
6)разработку и осуществление мер по обеспечению экологической безопасности
населения;
7)разработку и осуществление мер по реализации политики в сфере социальной защиты и обеспечения граждан;
8)организацию единой патентной и метрологической служб; службы единого времени, мер и весов, установление общесоюзных и внедрение международных стандартов, организацию общесоюзной статистики и единой системы бухгалтерского учета;
9)управление теми сферами деятельности и целевыми программами, которые по своему характеру требуют единого в масштабах Союза руководства (оборона, единая энергетическая система, космос и др.)
Основным принципом функционирования ЕЭП является обеспечение четырех свобод — перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств — участников. Новшеством, относящимся исключительно к данному интеграционному объединению на постсоветском пространстве, является то, что предполагается создание органов ЕЭП на основе межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий государств — участников единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего. Метод наднационального развития является весьма прогрессивным, в частности он взят на вооружение в ЕС.
Единое экономическое пространство не должно стать копией Евразийского экономического сообщества (см. Евразийское экономическое сообщество), однако действия двух этих объединений необходимо тщательно сверять. Направление деятельности ЕЭП и ЕврАзЭС в принципе совпадает. У этих структур одна технология продвижения по этапам: сначала — создание зоны свободной торговли, таможенного союза, единого экономического пространства, затем — формирование согласованной инвестиционной и бюджетной политики. Развитие ЕврАзЭС и ЕЭП органично вписывается в тезис о многоуровневой и разноскоростной интеграции в рамках СНГ.
Необходимость экономической интеграции в современных условиях диктует происходящий в мире процесс глобализации, а для всех государств Содружества наиболее перспективной представляется углубление интеграции именно на постсоветском пространстве. Глобализация ставит перед всеми государствами СНГ острые проблемы экономического реформирования. Прежде всего речь идет об изменении структуры товарного производства, продукция которого должна стать конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Формирование разнообразного и мобильного рынка ЕЭП будет невозможно без глубоких изменений в транспортно-коммуникационной сфере. Прежде всего, речь идет об обеспечении оптимальной загрузки национальных транспортных систем, для чего нужна согласованная тарифная политика. Совместных решений требуют вопросы обеспечения топливно — энергетических потребностей государств ЕЭП, в особенности учитывая, что по мере развития экономик четырех стран они будут только возрастать. Особое внимание следует уделить разработке и реализации программы создания общего аграрного рынка. В рамках общего рынка СНГ могут быть сформированы условия для высокой капитализации национальных экономик, создания сильных транснациональных компаний.
Просматривается стремление отдельных стран Содружества обособленно включиться в процессы глобализации. Значительные ресурсы (в первую очередь энергетические) были направлены на зарубежные рынки в обмен на предметы потребления. Фактически новые независимые государства превращались в пассивных, ведомых участников мирового хозяйства. И сейчас сохраняется тенденция к закреплению СНГ в качестве топливно-сырьевого придатка постиндустриального сегмента мирового хозяйства.
А. Д. Асеев
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия