Экономическая безопасность муниципального образования

Найдено 1 определение
Экономическая безопасность муниципального образования
комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики, а также совокупность способов и осознанных действий, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности.
Экономическая безопасность муниципального образования ассоциируется, с интересами его населения, с одной стороны, и с интересами субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом, с другой.
Внутреннюю структуру экономической безопасности муниципального образования можно разделить на три важнейших составляющих.
1.Экономическая независимость, которая носит относительный характер ввиду экономико-политической зависимости муниципального образования от экономик субъектов Федерации и федерального центра. В этих условиях экономическая независимость означает:
— возможность контроля региональной власти за региональными ресурсами (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий);
— достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
2.Стабильность и устойчивость экономики, предполагающие:
— защиту собственности во всех ее формах;
— создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности;
— сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
3.Способность к саморазвитию и прогрессу — создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников и т. д.
Разработка программы экономической безопасности должна опираться на четкое осознание современных угроз, весьма многообразных и имеющих разную степень остроты: нарастающий спад производства; разрушение научно-технического потенциала; деиндустриализация экономики; опасность утраты продовольственной независимости; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации; увеличение внешнего и внутреннего долга; криминализация экономики; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; рост дефицита бюджета.
С позиций экономической безопасности важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на их ход, а главное — выявлять возможность резкого катастрофического спада и критического порога. Одновременно возникает и задача, состоящая в разработке и реализации системы мер, направленных на недопущение наступления кризиса и на преодоление критического порога.
Проблема экономической безопасности имеет объекты на пересечении с другими возможными сферами: общественной, экологической, информационной. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать как собственно в экономической сфере, так и в областях пересечения экономики со смежными сферами (см. Безопасность). Особенно четко это пересечение просматривается в условиях чрезвычайных ситуаций.
При всем многообразии чрезвычайных ситуаций их экономические последствия качественно достаточно сходны и могут быть описаны такими экономическими понятиями, как «выбытие ресурсов», «дезорганизация производства», «изменение целей и задач управления экономическими процессами»,
«прямые убытки», «недополучение прибыли» и т. д.
Чрезвычайные ситуации в экономической системе могут быть вызваны и чисто экономическими либо политическими факторами, например решениями органов государственного управления. Своеобразие ситуации заключается в том, что, казалось бы, сравнительно незначительное воздействие способно инициировать цепь глубоких изменений в экономической системе часто с непредсказуемыми последствиями, а иногда и катастрофическими. Это требует экспертизы принимаемых решений на предмет их экономической безопасности.
В проблематике экономической безопасности в тесной связи с функционированием экономики в условиях чрезвычайных ситуаций можно выделить такую категорию, как компенсационный потенциал.
Компенсационный потенциал характеризует общую способность экономики реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экономического развития в случае их нарушения в том или ином секторе хозяйства, в том или ином районе.
Компенсационный потенциал включает в себя материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера, специальные запасы и резервы, их территориальное размещение, адекватные дополнительные транспортные возможности для доставки материальных ресурсов в места локализации критических ситуаций, резервные мощности, особенно в энергетических отраслях, технические средства для проведения крупных восстановительных работ, поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населения, финансовые (в т. ч. валютные) резервы, системы страхования, возможности межрегиональной, федеральной и международной поддержки, возможности благотворительных фондов, развитие компенсационной функции и мобильность систем здравоохранения, возможность мобильной переподготовки кадров.
О. С. Семкина
Список литературы
Глазьев С. Ю. Экономическая теория технического развития/ С. Ю. Глазьев; отв. ред. Д. С. Львов. — М.: Новое издательство, 2008.
Национальная экономика: учебник для вузов/ М-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г. В. Плеханова; под общ. Ред. В. А. Шульги. — М.: Рос. экон. акад., 2007. Экономическая безопасность. Журнал. — № 6. — 2009.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
678.12 кб

Особенности трактовки понятия экономической безопасности муниципального образования1

Мингалева Ж. А., Наумов А. В.
В статье анализируется широкий спектр научных подходов к определению понятия «экономическая безопасность» применительно к территориальным образованиям различного иерархического уровня.