Электронное правительство
Электронное правительство
(айыл окмоту) – 1) организация государственного (муниципального) управления на основе электронных средств сбора, обработки, передачи и распространения информации; 2) система взаимодействия государственных (муниципальных) органов с различными структурами общества и гражданами с применением информационных технологий.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Электронное правительство
это концепция осуществления государственного управления, присущаяинформационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Д. А. Милованцев расширяет задачи электронного правительства необходимостью внедрения электронных коммуникаций в процессы предоставления государственных услуг, а также систем уп равления по результатам. Он отмечает, в частности, что электронное правительство снизит административную нагрузку на население и организации, связанную с предоставлением в органы власти необходимой информации, повысит оперативность и качество государственных услуг, оказываемых населению, приведет к появлению новых социально ориентированных механизмов обслуживания граждан. Кроме того, электронное правительство может определяться следующим образом:
- организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов;
- информационные технологии в государственном управлении;
- автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличению открытости и прозрачности деятельности органов управления; использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий. По мнению некоторых специалистов (А. Голубицкий, О. Шевчук), данные определения представляют электронное правительство скорее как способ модернизации уже существующих структур и услуг, а не как самостоятельную идею комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. С этой точки зрения такой подход неверен, поскольку в первую очередь он экономически неоправдан. Электронное правительство как обеспечение государственных структур современными информационными технологиями, реализующими традиционные услуги, означает дополнительные бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде оффлайновой (off line) деятельности. Но существует и другой подход. Во многих странах, в первую очередь в США и Великобритании, электронное правительство рассматривается скорее как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом. Под электронным правительством понимали «единую социально ответственную и информационно открытую, с постоянной обратной связью, организацию власти» (Л. Приходько), «особый комплекс организационно-технических средств взаимодействия государства с гражданами, бизнесом, государственными служащими и отдельными органами власти» (С. Н. Шевердяев), «использование в органах государственного управления новых технологий, в том числе и интернет-технологий» (Ю. Г. Жумаев) и т.д. Нормативное закрепление этот термин получил в «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р. Под электронным правительством в этом документе понимается «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». Раскрывая конкретные приоритеты и направления формирования электронного правительства, Концепция называет две основные группы: развитие систем обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования информационно-коммуникационных технологий и предоставление государственных услуг с использованием информационно коммуникационных технологий. Наибольшей конкретикой этот термин наполнила собственно Концепция региональной информатизации до 2010 года. В приложении к ней отмечается, что функциональные подсистемы электронного правительства региона включают, в частности:
- подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам лицензий на осуществление определенного вида деятельности и контроля соблюдения лицензиатами условий лицензионных соглашений;
- подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам разрешений на осуществление конкретных действий;
- подсистемы регистрации и постановки на учет актов, документов, прав и объектов, а также ведения соответствующих реестров, регистров и кадастров;
- подсистемы учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, а также информационные системы предоставления социальных услуг, оказываемых учреждениями и предприятиями социального обслуживания;
- подсистемы оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения. Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» служит правовым средством обеспечения развития сайтов государственных органов в сети Интернет. Что, в свою очередь, в настоящее время является одним из главных направлений реализации технологий «электронного правительства» в России.
- организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов;
- информационные технологии в государственном управлении;
- автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличению открытости и прозрачности деятельности органов управления; использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий. По мнению некоторых специалистов (А. Голубицкий, О. Шевчук), данные определения представляют электронное правительство скорее как способ модернизации уже существующих структур и услуг, а не как самостоятельную идею комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. С этой точки зрения такой подход неверен, поскольку в первую очередь он экономически неоправдан. Электронное правительство как обеспечение государственных структур современными информационными технологиями, реализующими традиционные услуги, означает дополнительные бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде оффлайновой (off line) деятельности. Но существует и другой подход. Во многих странах, в первую очередь в США и Великобритании, электронное правительство рассматривается скорее как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом. Под электронным правительством понимали «единую социально ответственную и информационно открытую, с постоянной обратной связью, организацию власти» (Л. Приходько), «особый комплекс организационно-технических средств взаимодействия государства с гражданами, бизнесом, государственными служащими и отдельными органами власти» (С. Н. Шевердяев), «использование в органах государственного управления новых технологий, в том числе и интернет-технологий» (Ю. Г. Жумаев) и т.д. Нормативное закрепление этот термин получил в «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р. Под электронным правительством в этом документе понимается «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». Раскрывая конкретные приоритеты и направления формирования электронного правительства, Концепция называет две основные группы: развитие систем обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования информационно-коммуникационных технологий и предоставление государственных услуг с использованием информационно коммуникационных технологий. Наибольшей конкретикой этот термин наполнила собственно Концепция региональной информатизации до 2010 года. В приложении к ней отмечается, что функциональные подсистемы электронного правительства региона включают, в частности:
- подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам лицензий на осуществление определенного вида деятельности и контроля соблюдения лицензиатами условий лицензионных соглашений;
- подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам разрешений на осуществление конкретных действий;
- подсистемы регистрации и постановки на учет актов, документов, прав и объектов, а также ведения соответствующих реестров, регистров и кадастров;
- подсистемы учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, а также информационные системы предоставления социальных услуг, оказываемых учреждениями и предприятиями социального обслуживания;
- подсистемы оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения. Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» служит правовым средством обеспечения развития сайтов государственных органов в сети Интернет. Что, в свою очередь, в настоящее время является одним из главных направлений реализации технологий «электронного правительства» в России.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.