ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ГОРОДОВ

Найдено 1 определение
ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ГОРОДОВ
принята Постоянной Конференцией местных и региональных органов власти Европы в 1992. Содержитряд важнейших принципов управления городом на местом уровне. Е.Х.Г. создавалась Советом Европы в ходе работы над политикой в отношении городов, их возрождения, существенного улучшения жизни в них. В Хартии определяется ряд универсальных руководящих принципов для городов стран Европы, где проблемы городов имеют много общего. Хартия руководствуется принципом, что граждане в городах имеют такие основные права, как право на защиту от насилия; от загрязнения; от тяжелой и мешающей жить городской среды; право на осуществление демократического контроля над районом своего проживания; право на достойное жилище, здравоохранение, культурный досуг и свободу передвижения. Подчеркивается, что эти права принадлежат всем городским жителям без дискриминации в отношении пола, возраста, происхождения, расы, религии, социально- экономического и политического положения, физических и психологических недостатков. Обязанностью местных и региональных органов власти является защита закрепленных в Хартии прав. В Хартии подчеркивается, что город традиционно является районом сосредоточения значительных ресурсов и источников влияния. В современную эпоху город больше отождествляется с понятием «муниципалитет» как автономная административная единица, объединяющая сообщество жителей с определенными интересами, населенный центр с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией. Многие города обеспечивают для своих жителей удовлетворительное качество и образ жизни, определенное равновесие между экономическим развитием и сохранением качественной окружающей среды, высокий уровень участия населения в общественных делах и т.д. Однако многие города с трудом решают стоящие перед ними проблемы, к которым относятся: разрушение центральных районов города, исторических центров; чрезмерное скопление транспорта: шумовое, атмосферное и почвенное загрязнение; нехватка качественного и доступного по цене жилья; высокий уровень безработицы; враждебное окружение отдельных этнических групп; отсутствие взаимоуважения между поколениями; наличие микрорайонов, ставших небезопасными из-за высокого уровня преступности и правонарушений, в основном как следствие наркомании. Некоторые города не отвечают самым элементарным требованиям, предъявляемым к условиям жизни. Принципы Е.Х.Г. могут быть сведены к следующим позициям. 1. Транспорт и свобода передвижения: необходимо сократить количество поездок, особенно в частных автомобилях; улицы необходимо восстановить в качестве социальной зоны; организация передвижения должна способствовать сохранению условий жизни в городе и осуществлению разных форм транспорта; необходимы постоянные усилия по обучению жителей. 2. Окружающая среда и природа в городах: местные власти обязаны охранять природу (зеленые насаждения), вести политику борьбы с загрязнениями; охрана природы является фактором активного участия жителей в делах города; городские власти обязаны овладевать и управлять энергетическими ресурсами четко определенным и рациональным образом. 3. Физический облик города: центральные районы городов необходимо сохранять в качестве важных символов европейского культурного и исторического наследия; все люди имеют право на здоровую, безопасную, сложившуюся, приятную и стимулирующую среду обитания; жизнеспособность города зависит от сбалансированности его жилых районов и поддержания жилого характера центра города; архитектурное творчество и развитие играют решающую роль в обеспечении качества городского ландшафта; создание и использование открытых пространств в городе являются неотъемлемой частью городской застройки. 4. Архитектурное наследие города: консервация города должна иметь тщательно продуманную правовую базу; необходимо поддерживать, а иногда и возрождать специальные ремесла; наследие города необходимо интегрировать в современную жизнь посредством его включения в качестве неотъемлемого элемента в общую планировку города; наследие города часто может стимулировать его экономическое развитие. 5. Жилой фонд: каждый человек и семья имеют право на безопасное и благоустроенное жилище; мест- ные власти обязаны обеспечивать разнообразие, выбор и возможность быстрой смены жилища; право наиболее нуждающихся категорий людей и семей нельзя обеспечивать лишь с помощью рыночных отношений; местные власти должны предоставлять возможность покупки жилья и обеспечивать надежность его найма; перестройку старых домов нельзя осуществлять за счет существующей социальной структуры. 6. Безопасность в городе и борьба с преступностью: борьба с преступностью должна считаться первоочередной задачей и поэтому иметь большее финансирование; помощь жертвам преступлений является ключевым компонентом любой местной политики безопасности; эффективность городской политики безопасности зависит от тесного сотрудничества полиции и местных жителей; городская политика безопасности должна основываться на современной полной статистике и четкой информации. 7. Нуждающиеся и инвалиды в городах: планировка города должна обеспечивать всем гражданам доступ во все места; поездки, общение и общественный транспорт должны быть доступными для всех людей; необходимо обеспечить, чтобы дома и рабочие места были приспособлены для нуждающихся и инвалидов. 8. Спорт и досуг в городских районах: все жители города имеют право на участие в спорте и проведении отдыха; спортивные сооружения должны быть безопасными и хорошо оборудованными. 9. Культура в городах: все жители города имеют право на культуру; культурное развитие и подлинная культурная демократия требуют широкого сотрудничества между местными властями и группами местных жителей, между общественностью и частным сектором; культурный плюрализм предполагает экспериментирование и обновление; сбалансированное развитие культурного туризма местными властями может оказать благотворное воздействие на городское сообщество. 10. Интеграция многих культур в городах: недискриминация является главным аспектом городской политики; культурная и образовательная политика в городах должна быть недискриминационной; недискриминация — главный аспект городской политики; интеграция многих культур означает полную интеграцию иммигрантских общин в социальную и физическую городскую среду. 11. Участие граждан в городском управлении и планировании: участие граждан в местной политической жизни должно обеспечиваться правом свободного и демократического избрания своих представителей; граждане имеют право быть выслушанными по всем важным проектам, касающимся будущности городского сообщества; местные власти должны обеспечить участие молодежи в местной жизни; участие граждан в местной политической жизни должно быть эффективным на всех уровнях местных, политических и административных структур. 12. Экономическое развитие в городах: местные власти должны обеспечивать экономическое и социальное развитие своих районов; сотрудничество между частным и государственным секторами является важным компонентом в городском экономическом развитии. В Е.Х.Г. отмечается, что идеальный город — это город, который добивается равновесия между различными секторами и видами деятельности (уличное движение, условия жизни, работы и проведения досуга); обеспечивает гражданские права и наилучшие условия жизни; отражает образ жизни и мыслей своих жителей и реагирует на них; в нем полностью учитываются интересы всех тех, кто им пользуется: работает или учится в нем, посещает его, ищет в нем развлечения, культуру, информацию, знания. Город также должен обеспечить равновесие между современным градостроительством и сохранением своего исторического наследия, интегрировать новое без разрушения старого; поддерживать принцип непрерывного развития. Город без прошлого — это как человек без памяти. Люди оставляют в городах следы своей жизни и работы и личной истории. Они образуют коллективное наследие прошлого, позволяющее им ощущать преемственность в современной жизни и готовиться к будущему. И. И. Овчинников

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама