ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Европейская хартия о местном самоуправлении
многосторонний договор между европейскими странами – членами Совета Европы об общих принципах организации местного самоуправления. Заключена в октябре 1985 г. в Страсбурге в рамках Совета Европы и подписана представителями 23 государств Австрийской Республики, Королевства Бельгия, Республики Кипр, Королевства Дания, Финляндской Республики, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Греческой Республики, Республики Исландия, Ирландии, Итальянской Республики, Княжества Лихтенштейн, Великого Герцогства Люксембург, Мальты, Королевства Нидерланды, Королевства Норвегия, Португальской Республики, Республики Сан-Марино, Королевства Испания, Королевства Швеция, Швейцарской Конфедерации, Турецкой Республики и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Европейская хартия о местном самоуправлении включает в себя статьи, касающиеся конституционных и законодательных основ местного самоуправления, сфер его компетенции, необходимости административного контроля за деятельностью местных органов самоуправления, источников их финансирования, а также предполагает право местных органов самоуправления на объединение и правовую защиту. В ней закреплены принципы местного самоуправления, воспринятые многими государствами, ратифицировавшими хартию, несмотря на то что система местного само управления в них различна.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Европейский договор, подготовленный в рамках Совета Европы, принят Комитетом Министров Совета Европы в июне 1985. Хартия — первый многосторонний юридический акт, который определяет принципы местной автономии. Ее цель — закрепление общеевропейских нормативов определения и защиты прав органов местного самоуправления как одной из основ любого демократического строя. Хартия требует признания в законодательстве и, по возможности, в конституции страны принципа местного самоуправления, под которым понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы, что не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где это допускается по закону Хартия допускает административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов в их деятельности и только в формах и в случаях, предусмотренных конституцией или законом. Если органам местного самоуправления делегированы государственные полномочия, то возможен контроль за надлежащим их исполнением. Однако административный контроль должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство имеет в виду защитить. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными, они могут быть оспорены или ограничены органом власти (центральным или региональным) только в пределах, установленных законом. Хартия обязывает государственные органы в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, консультироваться с этими органами. Аналогичное требование касается и любых изменений местных территориальных границ, в рамках которых осуществляется местное самоуправление. Органам местного самоуправления должна быть обеспечена возможность самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям. Значительное место в Хартии занимают нормы, регламентирующие финансовые условия функционирования местного самоуправления. Прежде всего, это право органов местного самоуправления на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций, причем устанавливается, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиями. В структуре источников финансирования часть финансовых средств должна поступать за счет местных налогов и сборов, в пределах, определенных законом. Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует особых процедур или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки неравномерного распределения потенциальных источников финансирования. Устанавливается, что в каждом государстве должно быть признано право органов местного самоуправления вступать в объединения для защиты общих интересов, сотрудничать с подобными органами других государств, вступать в международные объединения органов местного самоуправления. Хартия предусматривает, что органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления. Части II и III Хартии касаются обязательств государств, ратифицировавших ее, порядка ратификации и т.д. В частности, оговаривается, что государство, подписавшее и ратифицировавшее Хартию, обязуется соблюдать по меньшей мере двадцать из тридцати пунктов Хартии, включая не менее десяти из основного ее «ядра», состоящего из четырнадцати главных принципов местного самоуправления. Хартия не предусматривает особого механизма контроля за ее применением сторонами, ратифицировавшими конвенцию. Установлено лишь, что каждая Сторона направляет Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых ею для того, чтобы соответствовать положениям Хартии. Лит.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. К.Ф. Шеремет

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама