ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Европейский союз
политический и экономический союз ряда европейских стран, созданный на основе Единого Европейского акта 1986, закрепившего факт окончательного создания единого экономического пространства и образования механизма европейского политического сотрудничества (единства гражданства, безвизовое перемещение граждан стран Европейского Союза и др.).

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)
межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства; возник в 1993 г. на базе Европейских Сообществ. Договор о ЕС, подписанный в 1992 г. в "Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств-членов Европейских Сообществ, вступил в силу 1 ноября 1993 г. Договор вводит гражданство ЕС дополнительно к национальному гражданству ЕС зиждется на трех основаниях: Европейские Сообщества с дополнениями и формами сотрудничества, предусмотренными Договором о Европейском Союзе; совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности; сотрудничество во внутренней и правовой политике. На 1 мая 1997 г. в ЕС входили 15 государств-членов: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Органами ЕС являются: а) Европейский совет; б) Европейский парламент; в) Совет Европейского Союза; г) Европейская комиссия; д) Европейский суд. Эти органы осуществляют свои полномочия в соответствии с буквой и духом договоров об образовании Европейских Сообществ, последующих договоров и актов, принятых в их дополнение или изменение, и в соответствии с нормами Договора о ЕС.

Источник: Большой юридический словарь

Европейский союз (ЕС)
межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства; возникло в 1993г. на базе Европейских Сообществ. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств - членов Европейского Сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993г. Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями по различным аспектам договоренностей, в которых учтены результаты референдума в Дании, а также протоколом и соглашением о социальной политике, предусматривающими создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС. ЕС зиждется на трех основаниях: 1. Европейские Сообщества с дополнениями и формами сотрудничества, предусмотренными Договором о Европейском Союзе; 2. совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности; 3. сотрудничество во внутренней и правовой политике. Целями ЕС являются: 1) образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством: создания пространства без внутренних границ; усиления экономического и социального взаимодействия; образования экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты; 2) утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики; 3) развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел; 4) сохранение и приумножение общего достояния. Органами ЕС являются: 1. Европейский совет; 2. Европейский парламент; 3. Совет Европейского Союза; 4. Европейская комиссия; 5. Европейский суд. Эти органы осуществляют свои полномочия в соответствии с буквой и духом договоров об образовании Европейских сообществ, последующих договоров и актов, принятых в их дополнение или изменение, и в соответствии с нормами Договора о ЕС.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
объединение государств Европы, созданное в соответствии с Договором о Европейском союзе (ДЕС), подписанным в г. Маастрихте (Нидерланды) 7 февраля 1992 г. ЕС является объективным результатом развития процессов европейской экономической интеграции, начавшейся в странах Западной Европы после окончания Второй мировой войны, и интенсифицировавшимся после окончания холодной войны. ЕС создан на основе трех европейских сообществ, возникших в 1950-е гг.: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), и сочетает в себе черты федерации и региональной международной организации. В ЕС создан экономический и валютный союз и введено единое гражданство ЕС. Состав и территория европейских сообществ и ЕС с развитием европейской интеграции постоянно расширялись. Первоначально учредителями сообществ являлись шесть государств, с 1 июля 2013 г. членами ЕС являются 28 государств Европы, странами-кандидатами - еще пять государств.
В основе ЕС сегодня лежат несколько учредительных документов (т.наз. конституция Союза): Маастрихтский договор о ЕС 1992 г., Римский договор о функционировании ЕС 1957 г. (ДФЕС) и Хартия ЕС об основных правах 2000 г. Учредительные документы ЕС действуют в редакции Лиссабонского договора 2007 г., на основе которого была проведена последняя масштабная реформа структуры и компетенции ЕС. В рамках ЕС сформировалась и развивается собственная правовая система - право ЕС. В соответствии со ст. 3 ДЕС ЕС ставит перед собой целый комплекс политических, правоохранительных, социально-экономических, культурных и внешнеполитических целей. Цели ЕС реализуются его органами на базе основных принципов ЕС (общих ценностей), закрепляемых в ст. 2 ДЕС. К ним относятся: уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равенство, правовое государство, уважение прав человека. Важнейшими средствами реализации базовых целей ЕС являются внутренний рынок и экономический и валютный союз, включая единую валюту - евро. Для реализации поставленных целей ЕС наделен широкой компетенцией. Компетенция ЕС носит наднациональный характер, государства-члены в соответствии с учредительными договорами ЕС ограничили собственный суверенитет, делегировав ряд публично-властных прерогатив на европейский уровень. Современная компетенция ЕС специфическим образом закрепляется в ст. ст. 3 - 6 ДФЕС, на манер разделения и отражения компетенции в основных документах федеративного государства.
Реализуется компетенция ЕС специальным организационным механизмом ЕС, состоящим из институтов, органов и учреждений. Институты - это высшие органы ЕС.
Согласно ст. 13 ДЕС ими являются: Европейский парламент, Европейский совет, Совет, Комиссия, Суд ЕС, Счетная палата и Европейский центральный банк. Именно институты как органы общей компетенции реализуют публично-властные полномочия ЕС. Остальные органы и учреждения являются структурами специальной компетенции и властных функций не имеют. Главные органы ЕС располагаются в Брюсселе, Люксембурге, Страсбурге и Франкфурте-на-Майне. Со вступлением в силу Лиссабонского договора окончательно был разрешен вопрос о правосубъектности ЕС. Соответствующие положения сегодня включены в ст. 50 ДЕС.

Источник: Словарь международного права.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
ЕС) — интеграционное объединение западноевропейских государств. История развития западноевропейской интеграции представляет собой эволюцию от Европейских экономических сообществ к Е.С. Правовой основой организации и деятельности Европейских сообществ являются их учредительные договоры — Парижский 1951, которым было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и два Римских договора 1957 — Об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и О Европейском сообществе по атомной энергии (Ев- роатом). В результате последующих реформ институциональной системы Европейских сообществ был принят Единый Европейский акт (1986) и затем Договор о Европейском Союзе (1992). Договор о Европейском союзе, заключенный в Маастрихте (Нидерланды) 12 государствами-членами, вступил в силу 1 ноября 1993. К нему приложены 17 протоколов и 33 заявления по различным аспектам договоренностей, заявление о результатах референдума в Дании, а также протокол и соглашение о социальной политике, предусматривающие создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит также гражданство ЕС. Основой деятельности Е.С. являются следующие положения: — Союз основывается на европейских сообществах, а также на политике и формах сотрудничества, определяемых в договоре 1992. — Осуществляется совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности. — Осуществляется сотрудничество во внутренней и правовой политике. Целями Е.С. являются: — образование тесного союза народов Европы; — содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством: — создания пространства без внутренних границ; — усиления экономического и социального взаимодействия; — образования экономического и валютного союза и создания единой валюты (ЕВРО). — утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики. — Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел. — Сохранение и приумножение общего достояния. Е.С. руководствуется в своей деятельности следующими принципами: — Уважение национальной идентичности государств- членов с демократическими системами правления. — Уважение прав человека в соответствии с Евро- пейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 и общими принципами права Европейского сообщества, сообразуясь с конституционными нормами государств-членов. Основными органами Е.С. являются: Европейский совет, Европейский парламент, Совет Европейского союза, Европейская комиссия и Европейский суд. Членами Европейского совета являются главы государств и правительств государств-членов и председатель Европейской комиссии, их заместителями — министры иностранных дел и один из членов Комиссии. Европейский совет заседает не менее двух раз в год под председательством представителя государства-члена, председательствующего в данное время в Совете Е.С. Европейский парламент, Совет ЕС, Европейская комиссия и Европейский суд осуществляют свои полномочия в соответствии с буквой и духом договоров об образовании Европейских сообществ, последующих договоров и актов, принятых в их дополнение или изменение, и в соответствии с нормами Договора о ЕС. Европарламент организует свою работу по аналогии с парламентами национальных государств: в нем нет делегаций от государств-членов и соответственно голосования по делегациям. Внутри Европарламента депутаты объединяются не по принципу принадлежности к той или иной стране, а по партийной принадлежности. 625 депутатов Европейского парламента избираются в своих странах, как правило, в ходе прямых выборов на пятилетний срок по определенной квоте от каждой страны. Например, Великобритания, Германия, Италия и Франция — по 81 мандату, Испания — 60, Нидерланды — 25 и т.д. В рамках своих полномочий Европарламент имеет право контролировать Комиссию и Совет, участвовать в законодательном и бюджетном процессе и выступать с политическими инициативами. Совет Е . С , состоящий из министров государств-членов, обеспечивает участие государств- членов в процессе принятия решений ЕС. Состав Совета, т.е. участвующих в нем министров, может меняться в зависимости от рассматриваемого вопроса. Совет опирается на Комитет постоянных представителей государств-членов, готовящий заседания Совета и координирующий предварительную работу рабочих групп, на рабочие группы и генеральный секретариат. Если в актах ЕС не предусмотрено иного, Совет принимает решения большинством голосов. Европейский суд в Люксембурге состоит из 15 судей, которым в качестве советников помогают девять генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию сроком на шесть лет). Суд разрешает споры между государствами- членами, между органами сообщества и государствами- членами, между самими органами, между сообществом и частными лицами, готовит экспертные заключения. Лит.: Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992; Основы права Европейского Союза: Учеб. пособие. М., 1997. И. В. Игнатова

Источник: Юридическая энциклопедия

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)
крупнейшее интеграционное объединение, в которое входят 15 стран: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург (с 1958 г.), Великобритания, Дания и Ирландия (с 1973 г.), Греция (с 1981 г.), Испания и Португалия 1985 г.), Австрия, Финляндия и Швеция (с 1995 г.). Цель ЕС - содействие устойчивому и гармоничному экономическому и социальному прогрессу, особенно путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения и создания экономического и валютного союза. Ряду европейских государств предоставлен статус ассоциированного члена ЕС (Чехии, Словакии, Румынии и др.).
ЕС строится на основе Европейских сообществ. На Маастрихтской встрече на высшем уровне (9-11 декабря 1991 г.) главы государств и (или) правительств 12 государств - членов Европейского сообщества одобрили Договор о ЕС (далее - Договор), который был подписан ими 7 февраля 1992 г. Договор призван содействовать превращению ЕС в политический, а затем - в экономический и валютный союз. Устанавливается гражданство Союза, каждый гражданин государства – члена ЕС является гражданином Союза и имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств - членов ЕС в соответствии с положениями Договора. Союз исходит из принципа уважения основных прав личности, как они гарантированы Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме. Кроме того, Договор содержит положения о сотрудничестве и взаимодействии в области судебной практики и внутренних дел, внешней политики, безопасности, социальной сферы.
Органами ЕС являются: Европейский совет, Совет ЕС, Комиссия Европейских сообществ (КЕС), Европейский парламент, Европейский суд и др.
Европейский совет обсуждает стратегические вопросы деятельности ЕС. Проводится на уровне глав государств или правительств: заседает не реже 2 раз в год; представляет Европейскому парламенту доклад о каждом своем заседании и ежегодный письменный доклад о прогрессе ЕС. Достигнутые на основе консенсуса договоренности служат директивами для разработки и проведения общей политики государств - членов ЕС.
Совет ЕС - основной орган, принимающий решения по практическим аспектам деятельности ЕС. Эти решения касаются наиболее важных вопросов экономической политики государств - членов ЕС. Заседания, как правило, проводятся ежемесячно на уровне министров (иностранных дел, торговли, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). Иногда в заседаниях Совета участвуют два и более министра от каждого государства, что зависит от характера рассматриваемых вопросов. В ряде государств в составе правительств созданы, специальные посты "европейских министров". Совет ЕС обеспечивает представительство и защиту интересов государств-членов в процессе их согласования и реализации. Осуществление задач, порученных Советом, подготовка его заседаний возлагается на Комитет, состоящий из постоянных представителей государств - членов ЕС. Представители в Комитете имеют ранги послов и назначаются соответствующими правительствами, как правило, на длительный срок. Комитет располагает собственным аппаратом, в необходимых случаях создает рабочие группы для реализации возложенных на него задач. Решения по обсуждаемым вопросам Комитет принимает консенсусом.
КЕС - наднациональный исполнительный орган, своего рода правительство (неофициально ее именуют Европейской комиссией, или Еврокомиссией). Комиссия занимается повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС, предпринимает шаги, необходимые для формирования и совершенствования внутреннего права ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями общих правил поведения и стандартов, установленных учредительными договорами и актами ЕС. Готовит проекты документов и решений для утверждения Советом ЕС. По широкому спектру вопросов, отнесенных к ведению ЕС, уполномочена принимать самостоятельные решения. Еврокомиссия призвана функционировать исключительно в интересах ЕС в целом и обладает значительной независимостью от национальных правительств. Состоит из 17 членов, которые выбираются с учетом их компетентности и независимость которых не вызывает сомнений. Правительства государств-членов. с общего согласия и после консультаций с Европейским парламентом, определяют кандидатуру которую они намерены назначить на пост председателя Еврокомиссии. Правительства государств-членов в процессе консультаций с кандидатом в председатели Комиссии называют и других лиц, кого они намереваются назначить членами Комиссии. Председатель и члены Комиссии утверждаются голосованием в Европейском парламенте в качестве единого органа. Комиссия принимает решения большинством голосов, устанавливает процедурные правила своей работы.
Назначение Европейского суда состоит в том, чтобы обеспечить единообразное толкование права ЕС и его примат над национальным законодательством в соответствии с положениями основополагающих договоров ЕС. Состоит из 15 судей, избираемых из числа лиц, независимость которых не подлежит сомнению и которые способны работать на должности судьи. Судьи назначаются по общему согласию правительств государств-членов сроком на 6 лет.
Построение экономического и валютного союза требует наличия финансового центра, обеспечивающего управление денежной массой общеевропейской валюты. Таким центром призван стать Европейский центральный банк (ЕЦБ).
Европейская палата аудиторов призвана осуществлять контроль за правильностью распоряжения бюджетом. В рамках ЕС действуют также другие специализированные учреждения, в частности Экономический и социальный комитет, Комитет регионов.
Среди основных документов, образующих так называемое "право ЕС": Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Римские договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома) 1957 г., Брюссельский договор 1965 г. о слиянии исполнительных органов трех Сообществ, договоры о присоединении к ЕЭС новых членов и ряд других документов. Учредительными договорами также предусматривается пять видов правовых актов, которые могут принимать Совет и Еврокомиссия: регламенты, директивы, постановления, рекомендации и заключения, хотя данный перечень не является исчерпывающим.
Важную роль в развитии внешних связей ЕС играют его представительства при ООН и ее специализированных учреждениях, а также в 140 странах. В соответствии с учредительными документами правовой основой сотрудничества в данном случае, как правило, являются соглашения между Еврокомиссией и правительством третьей страны, союзом государств или международной организацией. Отношения с РФ строятся на уровне взаимного представительства ЕС в РФ и постоянного представительства РФ при ЕС, с Европейским парламентом - на уровне межпарламентских делегаций. Основы взаимоотношений РФ и ЕС определены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учредившем партнерство между РФ, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой. Указанное Соглашение подписано 24 июня 1994 г. на о. Корфу. В соответствии с его положениями намечено проведение встреч на высшем уровне по формуле "1+2": Президент РФ, председатель Европейского совета и председатель КЕС.
На уровне министров политический диалог осуществляется в рамках учреждаемого Соглашением Совета сотрудничества. Содействие Совету в выполнении его обязанностей оказывается Комитетом сотрудничества, состоящим из представителей Правительства РФ, с одной стороны, и представителей членов Совета ЕС и представителей КЕС - с другой.
Межпарламентское взаимодействие планируется осуществлять в рамках Комитета парламентского сотрудничества, состоящего из представителей ФС РФ и членов Европейского парламента. Некоторые из ключевых положений Соглашения касаются основ экономических связей. В торговле товарами решено опираться на нормы и правила ГАТТ/ ВТО, применяя режим наибольшего благоприятствования. Определены правовые рамки и приоритетные направления межотраслевого сотрудничества, в том числе в таких областях, как промышленная политика, инвестиции, унификация стандартов, защита прав потребителей и т.д. Предусматривается расширение программы по оказанию безвозмездного технического содействия ЕС в осуществлении экономических преобразований РФ.
Соглашение заключено на первоначальный период в 10 лет с возможностью продления. Российской стороной оно ратифицировано (ФЗ РФ от 25 ноября 1996 г. № 135-ФЗ "О ратификации соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны"). В ЕС документ ратифицируется парламентами государств, его подписавших, и Европейским парламентом. Рядом европейских государств (Испания, Великобритания, Греция и др.) Соглашение уже ратифицировано.

Источник: Энциклопедия юриста

Европейский союз
(ЕС) — интеграционное объединение 28 государств Европы, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). В состав ЕС входят Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.
Девиз ЕС — Единство в многообразии (In varietate concordia / United in Diversity). В качестве официального гимна в 1972 г. была принята «Ода к радости» (написана в 1785 г. Ф. Шиллером и положена на музыку Л. Бетховеном).
По площади ЕС занимает 7-е место в мире (4 324 782 км2), по численности населения — 3-е место в мире (508 млн. человек). Плотность населения составляет 117,2 чел/км2.
В настоящее время три стандартных атрибута принадлежности к Евросоюзу (членство в ЕС, Шенгенской зоне и зоне евро) являются не вмещающими, а пересекающимися категориями:
— Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания не вступила в зону евро;
— Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты;
— Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону;
— Черногория не является ни членом ЕС, ни участником Шенгенского соглашения, однако евро является официальным платежным средством в этой стране.
История становления. ЕС является результатом длительного процесса европейской интеграции. История его становления началась в 1951 г. с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Целью создания ЕОУС было объединение европейских ресурсов по производству стали и угля. Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.
В 1957 г. те же шесть государств учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
В 1967 г. три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское сообщество.
14 июня 1985 г. подписано Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан — договор, предусматривающий отмену таможенных барьеров внутри Евросоюза при одновременном ужесточении контроля на внешних границах ЕС (вступил в силу 26 марта 1995 г.).
7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан договор о создании Европейского союза (вступил в силу 1 ноября 1993 г.). Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС.
С целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами ЕС было введено евро — единая денежная единица ЕС.
В 2004 г. подписана Конституция ЕС, которая так и не вступила в силу. В настоящее время возможность вступления ее в силу не рассматривается ввиду подписания в 2007 г. Лиссабонского договора (Договора о реформе). Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов и ЕС, придав последнему статус «супердержавы». Текст договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. После подписания и ратификации Договор о реформе перестал существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленных выше документа.
Целями ЕС являются: 1) образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу путем создания пространства без внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания единой валюты; 2) утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики; 3) развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел; 4) сохранение и приумножение общего достояния.
Организационная структура ЕС. Традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС нехарактерно.
Европейский совет — высший политический орган Европейского союза. Как саммит глав государств и правительства стран — членов ЕС, Европейский совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами. Членом Европейского совета является также председатель Еврокомиссии.
Основная миссия Европейского совета — выработка генеральной линии политической интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.
Европейская комиссия (Комиссия европейских сообществ) — высший исполнительный орган Европейского союза. Еврокомиссия состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Европейский парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран — членов ЕС сроком на 5 лет. Председатель Европарламента избирается на 2,5 года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
Совет ЕС, или Совет министров ЕС, — орган, наделенный рядом функций как исполнительной так и законодательной власти, нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета. Ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского парламента.
Европейский суд (Суд Европейских сообществ) — судебный орган ЕС высшей инстанции. Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и 8 генеральных адвокатов, которые назначаются на шестилетний срок. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим Европейским союзом, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами, дает заключения по международным соглашениям.
Для проведения единой валютно-финансовой политики и выравнивания уровня экономического развития различных регионов внутри ЕС были образованы: Единый центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов. Под эгидой ЕС созданы Институт Европейского омбудсмана и более 15 специализированных агентств и органов.
Влияние ЕС на развитие местного самоуправления в государствах-членах ЕС. Тенденция к интеграции в рамках ЕС не может не оказывать существенного влияния на развитие местного с амоуправления. Сближение правовых систем в рамках ЕС позволяет некоторым ученым сделать вывод о формировании европейской системы местного самоуправления и м естного управления. В такой системе главенствуют внутрисистемные нормативные акты, издаваемые соответствующими организациями. Так, в Европе интегрирующую роль играет Европейская хартия м естного с амоуправления (см. Европейская хартия местного самоуправления). Регулирующую роль в развитии европейских стандартов местного самоуправления играют также Европейская декларация прав городов, принятая постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы в 1992 г., и Европейская хартия городов, принятая во исполнение положения Европейской декларации прав городов и предающая им нормативное содержание.
Современные конституции европейских государств регламентируют организацию местного самоуправления в разном объеме. Данное обстоятельство зависит от формы политико-территориального устройства того или иного государства.
В странах, входящих в Е С, наблюдается большое разнообразие типов органов местного с амоуправления — от небольших, объединяющих отдельные населенные пункты, до сверхкрупных городов, включающих в себя и местный и региональный уровень управления. Между странами есть существенные различия в полномочиях между центром и местами, между различными уровнями местного и регионального управления. Однако при всех различиях существуют общие интересы и проблемы, которые создают необходимость органам местного самоуправления Объединенной Европы концентрировать свои усилия, координировать свою деятельность, устанавливать более тесное сотрудничество друг с другом.
Активно занимаясь проблемами местного самоуправления, Совет Европы создал особый орган, занимающийся исключительно развитием местного самоуправления в европейских государствах — Конгресс местных и региональных властей Европы (см. Конгресс местных и региональных властей Совета Европы). В рамках Европейского парламента весьма активно действует Группа м естных и региональных парламентариев — членов Европарламента, тесно сотрудничающих с м естными и региональными властями по проблемам городов, безработицы и т. п. Установлению партнерских отношений между Европейской Комиссией и м естными властями способствует Консультативный совет м естных и региональных властей, созданный в 1988 г.
Несмотря на противоречия различных моделей осуществления м естного с амоуправления в странах ЕС, международные организации по вопросам местного самоуправления заинтересованы в объединении усилий по выработке общих подходов в осуществлении региональной и местной власти, что свидетельствует о перспективах установления общеевропейских стандартов в области осуществления местного самоуправления.
З. А. Алиева

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
270.70 кб

Европейский банковский союз

Резакина Анастасия Николаевна
Описывается и анализируется процесс становления единой банковской системы внутри Европейского союза. Приводятся примеры и решения выхода из кризисных экономических ситуаций с прогнозом на будущее Европейских стран
Читать PDF
318.14 кб

Гражданство Европейского Союза

Керопян А. А.
В статье исследуется единое общеевропейское гражданство, учрежденное Маастрихтским договором о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г.
Читать PDF
77.41 кб

Европейский Союз: взгляд изнутри

Савин В. А.
На взгляд некоторых политиков и экономистов, Европейский Союз представляется благополучным сообществом стран, не обремененных серьезными проблемами, где экономическая интеграция демонстрирует свои убедительные преимущества и дости
Читать PDF
775.42 кб

Авторское право Европейского Союза

Ханина К. В.
Статья представляет собой комплексное исследование системы правовых норм, посвященных регулированию общественных отношений в сфере интеллектуальной собственности, сложившейся на уровне Европейского Союза.
Читать PDF
91.73 кб

Архивная политика Европейского союза

Решетова Анастасия Александровна
Статья посвящена истории формирования архивной политики Европейского союза.
Читать PDF
255.62 кб

«Группа двадцати» и Европейский союз

Ларионова Марина Владимировна
В статье представлен анализ итогов двух саммитов «Группы двадцати» и вклада ЕС в полученные результаты.
Читать PDF
5.47 мб

Свобода договоров в европейском союзе

Базедов Юрген
Свобода договоров является основополагающим принципом европейского частного права. Она безоговорочно признается одним из основных принципов права Европейского союза (ЕС).
Читать PDF
221.57 кб

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: 40 ГРАДУСОВ ПО БАХУСУ

Церкасевич Лариса Владимировна
Статья рассматривает вопросы алкогольной политики в Европейских странах, проблемы, возникшие с увеличением потребления алкоголя. Особое внимание уделено шведской алкогольной политике.
Читать PDF
223.57 кб

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В КРИЗИСЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ?

Бардацци Р., Грассини М.
В статье анализируются причины замедления развития Европейского союза и перспективы его экономического роста на ближайшее будущее.
Читать PDF
1.13 мб

Рынок мёда в странах Европейского Союза

Смоленцева Елена Викторовна
В статье рассматривается рынок мёда в странах Европейского Союза. Характеризуется роль стран ЕС на мировом рынке мёда, их доля в объемах производства, экспорта и импорта.
Читать PDF
150.47 кб

Прямое действие права Европейского Союза

Энгстрем И.
Статья посвящена анализу понятия «прямого действия» права ЕС.
Читать PDF
494.12 кб

ЛОББИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Чурилов Е.О.
Современное демократическое общество трудно представить без наличия в нем организованных групп интересов, представленных как обычными гражданами, так и крупными корпорациями.
Читать PDF
291.97 кб

МИГРАНТЫ НА РЫНКЕ ТРУДА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Говорова Наталья Викторовна
Статья посвящена анализу положения легальных мигрантов на рынке труда Европейского Союза.
Читать PDF
630.19 кб

БЕДНОСТЬ И НЕРАВЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Говорова Наталья Викторовна
Статья посвящена анализу бедности, неравенства и социальной включённости в Европейском Союзе в целом, а также наиболее уязвимой части населения мигрантов.
Читать PDF
262.57 кб

Обжалование решений Суда европейского Союза

Абсаттаров М. Р.
В статье рассматриваются некоторые стороны процессуальных правил обжалования решений Суда Европейского Союза, не затрагивая кассационный и апелляционный характер возражений.

Похожие термины:

  • ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС

    интеграционная группировка, включающая 12 западноевропейских стран (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ). Официально н